Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ

Документы, регламентирующие деятельность
надзора за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке согласования заданий на проектирование
и проектов на строительство и реконструкцию
предприятий по добыче полезных ископаемых и
переработке минерального сырья (в части охраны недр)

РД 07-79-94

Дата введения 1994-12-01

РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО Управлением по надзору за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю

УТВЕРЖДЕНО коллегией Госгортехнадзора России 9 ноября 1994 года постановлением № 10

I. Общие положения

Настоящие Методические указания о порядке согласования заданий на проектирование и проектов на строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья (в части охраны недр) подготовлены на основании требований Закона Российской Федерации "О недрах", Положения о порядке лицензирования пользования недрами, Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, а также стандартов, норм и правил в области строительства, утвержденных Госстроем России, и предназначены для использования в работе органов Госгортехнадзора России.

При проектировании предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья или их реконструкции задаются основные экономические показатели, технические и технологические решения, которые в конечном счете определяют по каждому конкретному руднику, карьеру, шахте, разрезу, обогатительной фабрике и т.д. уровень рационального, комплексного использования полезных ископаемых и охраны недр, а также безопасности ведения горных работ на длительную перспективу и охрану окружающей среды.

Поэтому согласование заданий на проектирование и проектов на строительство и реконструкцию является одним из важнейших элементов государственного регулирования и надзора, осуществляемых органами Госгортехнадзора России в области соблюдения требований и обязанностей по охране недр при добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья. Согласование заданий на проектирование и проектов на строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья должно быть направлено на решение следующих задач:

размещение промышленных площадок, как правило, вне площадей залегания полезных ископаемых, либо на участках некондиционных или пониженного качества полезных ископаемых, подтвержденное территориальными геологическими органами;

недопущение порчи разрабатываемых и соседних с ними месторождений полезных ископаемых;

полноту извлечения из недр разведанных запасов полезных ископаемых, утвержденных или прошедших государственную экспертизу в установленном порядке;

рациональное использование вскрышных и вмещающих пород и отходов переработки полезных ископаемых, а также правильное их размещение;

комплексное извлечение полезных компонентов при переработке минерального сырья;

охрану и рациональное использование земель;

охрану зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;

безопасность ведения работ при строительстве и эксплуатации предприятий.

Рассмотрению и согласованию подлежат только те задания на проектирование и проекты на строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья, которые разработаны субъектами предпринимательской деятельности и предприятиями (независимо от организационно-правовой формы), включая иностранных физических и юридических лиц, имеющими специальные разрешения (лицензии) Госстроя России и Госгортехнадзора России или соответствующих их органов на право проектирования указанных объектов.

При рассмотрении органами Госгортехнадзора России проектной документации необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации "О недрах", Положением о порядке лицензирования пользования недрами, решениями территориальных органов государственной власти и управления, действующими отраслевыми требованиями к проектированию, нормами и правилами по использованию и охране недр, безопасному ведению работ, экологическими стандартами, нормами и правилами, а также условиями соответствующих лицензий.

При возникновении затруднений в определении эффективности заложенных в проектах решений в части рационального использования и охраны недр, безопасного ведения горных работ, охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок органы Госгортехнадзора России в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России вправе назначить проведение независимой экспертизы проектной документации, в том числе и за счет ее разработчика.

Экспертное заключение не заменяет согласование проектной документации органами Госгортехнадзора России.

II. Участие органов Госгортехнадзора России в выборе площадок

Площадки для строительства выбираются комиссиями, назначаемыми в соответствии со СНиП 1.02.01-85.

До начала работы комиссии по выбору площадок для строительства объектов предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья орган Госгортехнадзора России, представитель которого будет принимать участие в выборе площадки строительства, должен рассмотреть материалы с обосновывающими расчетами, графической документацией (планы земной поверхности, геологическую карту и разрезы к ней с контурами залежей полезных ископаемых, границами горных отводов, местами расположения промышленных площадок, а также границами мульды сдвижения поверхности от влияния горных разработок в направлении выбираемых площадок), технико-экономическим сравнением вариантов размещения площадок и предложения по оптимальному варианту.

Объем и состав материалов по поручению заказчика определяются проектной организацией, с учетом сложности объекта, и должны быть достаточными для подготовки заключения по выбору площадки. Заказчик должен иметь лицензию на право пользования недрами, полученную в установленном порядке.

Заключение по выбору площадок органы Госгортехнадзора России подготавливают и направляют заказчику проекта в двухнедельный срок.

III. Порядок согласования задания на проектирование

При рассмотрении заданий на проектирование строительства или реконструкции предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья следует проверить, чтобы такие задания составлял заказчик проекта с участием проектной организации на основе утвержденных технико-экономических обоснований (технико-экономических расчетов) с учетом утвержденного акта по выбору площадки для строительства, а состав заданий в целом должен соответствовать рекомендациям, изложенным в приложениях 2 или 3 СНиП 1.02.01-85.

В задании на проектирование должны также приводиться данные о количестве запасов полезных ископаемых, утвержденных или прошедших государственную экспертизу в установленном порядке, потерях и разубоживании полезных ископаемых при добыче, комплексном использовании добываемого сырья, уровне извлечения основных и попутных компонентов при переработке минерального сырья, использовании вскрышных пород и ценных отходов производства, а также о намечаемых мерах по охране зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок.

При согласовании заданий на проектирование орган Госгортехнадзора России совместно с пользователем недр определяют примерные сроки разработки проекта и представления его на согласование.

Срок рассмотрения и согласования задания на проектирование в органе Госгортехнадзора России не должен превышать 15 дней.

IV. Порядок согласования проектов

Согласование или отказ в согласовании проекта должны основываться на его глубоком изучении. В связи с этим органам Госгортехнадзора России целесообразно запрашивать на рассмотрение все разделы проекта. Допускается по договоренности начальника округа и главного инженера проекта с учетом особенностей объекта проектирования рассмотрение сокращенного числа разделов проекта, но достаточного для всестороннего изучения вопросов, отнесенных к компетенции Госгортехнадзора России.

В соответствии с Пособием по составлению раздела проекта (рабочего проекта) "Охрана окружающей природной среды" к СНиП 1.02.01-85, утвержденным Госстроем СССР 25.12.87, основные проектные решения в части обеспечения рационального и комплексного использования разрабатываемого месторождения, включая рекомендации научно-исследовательских институтов по выбору системы разработки и величины потерь и разубоживания, технологии переработки и ее аппаратурного оформления, степени извлечения основных и попутных компонентов при добыче и переработке минерального сырья, в также в части охраны недр и окружающей природной среды, должны быть сведены в специальный раздел проекта "Охрана недр и окружающей природной среды".

При рассмотрении проекта, поступившего в орган Госгортехнадзора России на согласование, необходимо изучить исходную геологическую информацию (протокол утверждения запасов, геологические планы и разрезы) и решения, принятые в нем по нижеизложенным вопросам, и убедиться в их обоснованности:

подготовленность месторождения или его части к промышленному освоению;

достаточность геологической информации для принятия проектных решений по рациональному, комплексному использованию полезных ископаемых и охране недр, безопасному ведению горных работ;

соответствие положения промышленной площадки шахты, рудника, карьера, разреза, обогатительной фабрики и т.д., определенному в акте по ее выбору;

уровень извлечения из недр запасов полезных ископаемых при добыче, утвержденных ГКЗ, ТКЗ, прошедших государственную экспертизу или принятых на учет по данным оперативного подсчета;

использование запасов категории С2 и забалансовых запасов;

применение способов и систем разработки месторождений полезных ископаемых, обеспечивающих наиболее полное извлечение полезных ископаемых из недр и удовлетворяющих требованиям правил и норм по технике безопасности;

исключение выборочной отработки богатых участков месторождений или участков с благоприятными горногеологическими условиями;

предотвращение порчи разрабатываемых и соседних месторождений; охрана месторождений от затопления, обводнения, пожаров, а также термоэрозии, карстообразования и других негативных экзогенных процессов, приводящих к потерям, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

охрана зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;

расконсервация запасов полезных ископаемых под застроенными территориями;

подготовка добытых полезных ископаемых к эффективной комплексной переработке;

сохранение попутно добываемых, временно неиспользуемых полезных ископаемых и компонентов, а также забалансовых запасов;

рациональное использование вскрышных и вмещающих пород, отходов переработки полезных ископаемых, их размещение, складирование и сохранение;

геологическое изучение недр в процессе строительства и эксплуатации предприятия (доразведка в период строительства, эксплуатационная разведка, опробывание полезных ископаемых и др.);

технические средства проектируемой разведки;

штаты маркшейдерской, геологической, гидрогеологической и геофизической служб предприятия, их техническое оснащение;

наблюдения на открытых горных работах за состоянием бортов карьеров, откосов уступов и отвалов, а при подземном способе разработки - наблюдения за сдвижением горных пород и земной поверхности;

применение прогрессивных технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих оптимальную полноту извлечения полезных компонентов;

характеристика минерального сырья, предусмотренного к использованию (в целом, по видам и сортам), его технологическая изученность, исследования по его переработке, достоверность опробования, представительность проб и воспроизводимость (состав, применяемый для испытаний воды, качество реагентов и т.д.);

использование результатов опытно-промышленной разработки месторождений;

принятая в проекте технология переработки и ее аппаратурное оформление, основные технико-экономические показатели;

характеристика предусматриваемой к выпуску основной и попутной товарной продукции, оптимальное ее качество, динамика потребности в этих видах продукции;

технические средства по достоверному учету количества и качества добываемого и перерабатываемого минерального сырья, а также потерь полезных ископаемых при добыче и переработке;

возможность и целесообразность применения рудоподготовки (подготовительного перед циклом переработки минерального сырья предварительного повышения качества минерального сырья) в горно-транспортном цикле;

возможность обеспечения принятым в проекте оборудованием, материалами, реагентами, средствами учета и контроля, опробования, аналитики и т.д. в условиях рыночных отношений и различных форм собственности;

подготовка обслуживающего персонала;

охрана окружающей природной среды;

выбор технологии добычи и переработки минерального сырья с наименьшим вредным влиянием на окружающую природную среду и заключение по ним органов госэкспертизы Минэкологии России;

обезвреживание или захоронение в недра вредных отходов производства в соответствии с действующим законодательством;

рекультивация (в том числе горнотехническая) земель, нарушенных работами, связанными с пользованием недрами;

соответствие проекта требованиям, изложенным в задании на проектирование, которое ранее было согласовано с органом Госгортехнадзора России.

Особое внимание при рассмотрении проекта должно быть уделено обоснованию уточненных границ горного отвода, определению прямоугольных координат их угловых точек. При этом следует руководствоваться Инструкцией о порядке предоставления горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных), утвержденной постановлением Госгортехнадзора СССР от 24.10.86 № 34.

При рассмотрении и согласовании проектов следует исходить из того, что все заложенные в нем решения по рациональному комплексному использованию полезных ископаемых при их добыче и переработке, а также охране недр должны полностью отвечать требованиям правил и норм по безопасному производству горных работ и переработке минерального сырья и выбраны на вариантной основе.

Решение органа Госгортехнадзора России о согласовании или об отказе в согласовании проекта должно приниматься с учетом экспертного заключения, если по проекту была проведена экспертиза.

По результатам рассмотрения проекта заказчику проекта (пользователю недр) выдается заключение, в котором указывается решение о согласовании этого проекта или возвращении его на доработку.

В том случае, когда проект возвращается на доработку, целесообразно недостатки, выявленные в проекте, рассмотреть на специальном совещании в органе Госгортехнадзора России в присутствии представителей заказчика проекта, проектного института, территориального органа Роскомнедр, Минприроды России и других заинтересованных организаций. Результаты совещания оформляются протоколом.

При отказе в согласовании проекта к заключению должны прикладываться перечень выявленных в проекте недостатков и протокол совещания (если такое было проведено).

Заключение подписывается начальником округа или по его поручению главным инженером (заместителем начальника).

Орган Госгортехнадзора России должен рассмотреть и выдать заключение по представленному на согласование проекту в течение 30 дней.

Аналогичный порядок рассмотрения и согласования проектов распространяется также на проекты строительства (вскрытия и подготовки) новых горизонтов, отдельных блоков и участков действующих предприятий по добыче полезных ископаемых, секций и отделений действующих предприятий по переработке минерального сырья.

V. Организация преднадзора за ведением проектных работ

Органы Госгортехнадзора России должны осуществлять преднадзор за качеством ведения проектных работ, полнотой учета при проектировании нормативных требований по использованию и охране недр, безопасности ведения горных работ. Преднадзор осуществляется на предприятиях и в организациях, разрабатывающих проекты на строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые) и переработке минерального сырья, независимо от их организационно-правовых форм.

Планирование, организация и проведение проверок (обследований) проектных организаций, оформление их результатов должны соответствовать Методическим указаниям по организации государственного надзора за использованием и охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю.

Необходимость контроля за разработкой конкретного проекта устанавливается руководителем органа Госгортехнадзора России, исходя из сложности задач, которые должны решаться при проектировании (разработка крупных, сложных в горно-геологическом отношении месторождений полезных ископаемых, переработка комплексных, трудноперерабатываемых руд и т.д.).

При проверках необходимо рассмотреть наряду с другими следующие вопросы:

наличие у проектной организации лицензии на выполнение проектных работ (Госстроя России и Госгортехнадзора России);

обозначены ли в лицензии те виды проектных работ, которые выполняются проектной организацией;

привлеченные субподрядные организации и наличие у них лицензии на выполнение проектных работ;

обеспеченность проектной организации необходимыми правилами, нормами, СНиПами и стандартами;

знание специалистами, выполняющими проект, содержания условий лицензии на право пользования недрами и задания на проектирование;

отражение в проектных материалах требований лицензионного договора и задания на проектирование;

наличие отступлений от действующих правил, норм, СНиПов и стандартов.

Наиболее актуальные проблемные вопросы контроля за проектной документацией могут рассматриваться на заседаниях Совета округа.

При необходимости органы Госгортехнадзора России могут потребовать в установленном порядке проведения научных экспертиз по наиболее сложным решениям, закладываемым в проекты, или выполнения дополнительных научно-исследовательских либо проектно-конструкторских работ.

При территориальной разобщенности объектов пользования недрами и соответствующих проектных организаций в необходимых случаях округа, которым подконтрольны пользователи недр и проектные организации, на основе взаимной договоренности руководителей округов должны обеспечивать необходимое воздействие по проверке работы этих проектных организаций.

В целях осуществления квалифицированного контроля за проектированием целесообразно приказом по округу назначить работника, специализирующегося по этому виду контроля.

Изучение опыта контроля за проектированием предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья следует предусмотреть в планах технической учебы инспекторского состава.

В годовых отчетах округа должны информировать Госгортехнадзор России об основных результатах контроля за проектными организациями.

VI. Выборочная экспертиза проектов на строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья

Госгортехнадзор России и его органы могут организовывать выборочное проведение экспертизы на соответствие требованиям безопасности и охраны недр проектов на строительство и реконструкцию предприятий и производств.

При согласовании проекта следует проконтролировать, чтобы дополнения и изменения, вытекающие из заключений экспертного органа, были внесены в проектно-сметную документацию в установленном порядке.

VII. Случаи рассмотрения проектной документации непосредственно Госгортехнадзором России

Проекты на строительство или реконструкцию действующих предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья рассматриваются непосредственно Госгортехнадзором России:

по просьбе органов Роскомнедр и Минприроды России;

по инициативе Госгортехнадзора России;

в спорных случаях и конфликтных ситуациях;

в случае выполнения проекта иностранными фирмами.

В этих случаях Госгортехнадзор России для рассмотрения проектов запрашивает у округов заключения, замечания и предложения, а при необходимости дополнительную информацию и конкретные материалы.

VIII. Взаимодействие органов Госгортехнадзора России при осуществлении контроля за проектной документацией с другими природоохранными органами

Контроль за проектной документацией должен осуществляться во взаимодействии с соответствующими местными органами государственной власти и управления, а также органами Роскомнедр, Минприроды России и другими государственными органами, осуществляющими государственный контроль за охраной природы на основании протоколов о разграничении функций и взаимодействии между Госгортехнадзором России и соответствующими органами федеральной исполнительной власти.

IX. Привлечение к ответственности за нарушения, допущенные при осуществлении проектных работ

В отношении субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушающих установленные требования природоохранительного законодательства, норм и правил при ведении проектных работ, должны применяться все меры воздействия в соответствии с правами, предоставленными органам Госгортехнадзора России.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения. 1

II. Участие органов Госгортехнадзора России в выборе площадок. 2

III. Порядок согласования задания на проектирование. 3

IV. Порядок согласования проектов. 3

V. Организация преднадзора за ведением проектных работ. 6

VI. Выборочная экспертиза проектов на строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья. 7

VII. Случаи рассмотрения проектной документации непосредственно Госгортехнадзором России. 7

VIII. Взаимодействие органов Госгортехнадзора России при осуществлении контроля за проектной документацией с другими природоохранными органами. 7

IX. Привлечение к ответственности за нарушения, допущенные при осуществлении проектных работ. 7

 

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.