ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ОХРАНЫ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
НПК «АТМОСФЕРА»
Утверждено
приказом Госкомэкологии России
№ 66 от 16 февраля 1999 года
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СВОДНЫХ РАСЧЕТОВ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
ВЫБРОСАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
И АВТОТРАНСПОРТА ГОРОДА (РЕГИОНА)
И ИХ ПРИМЕНЕНИЮ ПРИ НОРМИРОВАНИИ ВЫБРОСОВ
Санкт-Петербург
2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
В настоящем документе представлены методические подходы к организации и проведению сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта и их применению при нормировании выбросов.
2.1. ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Основные термины и определения. М. Изд-во стандартов, 1978 [7].
2.2. ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М., Изд-во стандартов, 1980 [2].
2.3. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах промышленных предприятий. [3].
В настоящем «Методическом пособии...» используются понятия и определения, установленные в ГОСТе 17.2.1.04-77 [7]. Помимо этого, в рамках данного документа вводятся ряд понятий и определений, облегчающих понимание и использование приводимых в нем рекомендаций.
Расчетный мониторинг - регулярные работы по определению пространственно-временных характеристик загрязнения атмосферы на основе расчетов по математическим моделям переноса и диффузии атмосферных примесей с использованием данных инвентаризации параметров источников выбросов, а также климатических и метеорологических характеристик.
Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспорта города (региона) - такие расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ (ЗВ) по данным об их выбросах, в которых используется информация о выбросах всех источников загрязнения атмосферы (ИЗА), расположенных на территории рассматриваемого города (региона).
Группа загрязняющих веществ с комбинирующимся вредным действием - такая группа ЗВ, для которых при их совместном присутствии в атмосферном воздухе проявляются эффекты суммации, неполной суммации или потенцирования [9]. Такие группы ЗВ будем называть сокращенно группами комбинирующихся ЗВ.
Экологически допустимый вклад предприятия (ЭДВП) в загрязнение атмосферы - такой уровень воздействия на окружающую среду, создаваемый выбросами ЗВ от предприятия в атмосферу, при котором, с учетом совместного влияния других экологически неблагоприятных факторов (в том числе, с учетом фонового загрязнения атмосферы и эффекта комбинации вредного действия ЗВ), не нарушаются экологические ограничения, регламентирующие воздействие ЗВ, рассеивающихся в атмосфере, на компоненты окружающей среды.
Допустимый вклад предприятия и загрязнение атмосферы (ДВПЗ) - ЭДВП предприятия, допустимый также с точки зрения выполнения других требований: ограничений на возможные затраты ресурсов, социальных и других.
Квота концентрации некоторого ЗВ (группы ЗВ с комбинирующимся вредным действием), для определенного предприятия в определенной точке местности - ограничение сверху на значения приземных концентраций этого ЗВ (группы ЗВ), которые могут создаваться выбросами рассматриваемого предприятия в рассматриваемой точке местности, обеспечивающие выполнение требований к качеству атмосферного воздуха, с учетом фонового загрязнения атмосферы и эффекта комбинации вредного действия разных ЗВ.
Поле квот концентраций (ПКК) некоторого ЗВ (группы ЗВ с комбинирующимся вредным действием), для определенного предприятия - распределение на местности значений квот концентрации этого ЗВ (группы ЗВ) для рассматриваемого предприятия во всех точках местности, прилегающей к предприятию, для которых установлены критерии качества атмосферного воздуха (гигиенические и экологические).
Нормирование выбросов - определение значений предельно допустимых значений выбросов ЗВ в атмосферу и других характеристик (параметров) источников загрязнения атмосферы, при которых обеспечивается соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха, регламентирующих воздействие ЗВ, выбрасываемых ИЗА, на компоненты окружающей среды с учетом совместного влияния других экологически неблагоприятных факторов (в том числе, с учетом фонового загрязнения атмосферы и эффекта комбинации вредного действия ЗВ).
ПДК - предельно допустимая концентрация (гигиенический и экологический норматив качества атмосферного воздуха);
ПДВ - предельно допустимый выброс;
ВСВ - временно согласованный выброс;
СЗЗ - санитарно-защитная зона;
ЭЗЗ - экозащитная зона;
ЗВ - загрязняющее вещество;
ИЗА - источник загрязнения атмосферы;
ДВПЗ - допустимый вклад предприятия в загрязнение атмосферы;
ПКК - поле квот для концентраций ЗВ, создаваемых выбросами предприятия;
ПНЗА - пункт наблюдения загрязнения атмосферы;
УПРЗА - унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы.
5.1 Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха являются необходимым элементом государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, позволяющим учесть требования системности и комплексности подхода к такому управлению, а также его научной обоснованности. Сводные расчеты загрязнения атмосферы могут быть использованы при решении ряда задач, связанных с охраной атмосферного воздуха. К таким задачам, в частности, относятся:
расчетный мониторинг загрязнения атмосферы города (региона), при котором проводится:
- диагноз состояния загрязнения воздушного бассейна города (региона) и его отдельных районов в определенные периоды времени,
- прогноз изменения состояния качества атмосферы города (региона) под влиянием изменений выбросов вредных веществ в результате ввода в действие новых хозяйственных объектов, реконструкции действующих, проведения воздухоохранных мероприятий, изменения схемы транспортных потоков и т.п.,
- оценка экологической допустимости намечаемых изменений выбросов,
нормирование параметров выбросов ИЗА.
5.2. При проведении сводных расчетов загрязнения атмосферы в рамках решения указанных задач следует учитывать отличие целей расчетов, используемых при расчетном мониторинге качества атмосферного воздуха и при нормировании выбросов ИЗА.
При расчетном мониторинге качества атмосферного воздуха целью является получение реальных значений характеристик загрязнения атмосферы, соответствующих реальным (или, в случае прогнозных оценок, проектным) значениям характеристик ИЗА. Задачи, решаемые в ходе расчетного мониторинга, можно классифицировать как диагностические, т.е. такие, при которых ставится «диагноз» качества атмосферного воздуха при определенных, заданных, характеристиках выбросов ЗВ.
При решении задачи нормирования сводные расчеты используются для определения предельно допустимых значений характеристик ИЗА.
Задача прогноза изменения загрязнения атмосферы обязательно решается при нормировании выбросов, но может быть поставлена и как диагностическая, т.е. прогноз состояния качества воздуха не при предельно допустимых характеристиках ИЗА, а при реально прогнозируемых их значениях.
Указанные различия целей расчетов приводят к существенным отличиям в:
- характере исходной информации, используемой при проведении расчетов,
- выборе показателей загрязнения воздушного бассейна, которые должны быть получены в результате расчетов,
- требованиях к частоте проведения расчетов.
Недостаточный учет этих различий приводит к неправильной организации сводных расчетов и последующему использованию их результатов при решении указанных задач.
5.3. Поскольку на основании результатов сводных расчетов принимаются природоохранные решения, затрагивающие интересы различных субъектов права (как физических, так и юридических лиц), методы, используемые при проведении расчетов, должны быть арбитражно защищены. В наибольшей степени такой арбитражной защищенностью обладают методы, утвержденные как нормативные. В настоящее время в России имеется только одна нормативная методика расчета загрязнения атмосферы по данным о выбросах ЗВ в атмосферу - это ОНД-86 [3].
5.4. Заказчиком сводных расчетов загрязнения атмосферы являются, как правило, городские (региональные) комитеты по охране окружающей среды или администрации (мэрии) городов (областей).
В качестве Исполнителей должны привлекаться организации города (региона), располагающие высококвалифицированными специалистами в области охраны атмосферы, имеющими практический опыт работ по инвентаризации и нормированию выбросов в атмосферу. Эти организации должны располагать необходимым парком быстродействующей компьютерной техники и иметь лицензию на проведение работ по данному направлению.
Финансирование работ может осуществляться из Экологических и Муниципальных фондов, а также из целевых фондов, формируемых за счет долевого участия предприятий, являющихся основными загрязнителями воздушного бассейна города (региона).
Необходимость проведения расчетного мониторинга загрязнения воздушного бассейна обусловлена недостатками информации, получаемой при экспериментальном мониторинге. Получаемая при экспериментальном мониторинге информация неполна в части описания загрязнения атмосферы города всеми поступающими в нее вредными веществами. В первую очередь это касается специфических ЗВ, по которым отсутствуют экспериментальные наблюдения, либо наблюдения нерегулярны или недавно начаты, в связи с чем базирующиеся на них данные статистически не достоверны. Экспериментальным мониторингом в России определяется ~ 50 ЗВ, 2/3 измерений приходятся на основные ЗВ и лишь 1/3 - на специфические.
Данные экспериментального мониторинга не всегда достоверны и достаточно точны, поскольку при наблюдениях, особенно ведомственных, используются приборы и методики измерения концентраций, не получивших необходимого метрологического подтверждения. По данным инструментальных замеров не всегда можно выделить отдельные вредные вещества из общей пробы со сходными химическими характеристиками, при расчетном мониторинге наблюдения можно вести по любому веществу, присутствующему в выбросах и имеющему ПДК.
Данные экспериментального мониторинга недостаточно детализированы для получения полной картины пространственно-временного распределения загрязнения атмосферного воздуха. Даже в крупных городах функционирует не больше 5 - 12 ПНЗА, к тому же число этих постов все время сокращается. Поэтому проведение расчетного мониторинга целесообразно даже при наличии данных экспериментального мониторинга.
Тем не менее расчетный мониторинг не заменяет полностью, а существенно дополняет данные экспериментального мониторинга, осуществляемого как в рамках Росгидромета, так и ведомственного. Основными задачами системы расчетного мониторинга качества атмосферного воздуха являются следующие:
- получение достоверной картины загрязнения атмосферы по всему спектру загрязняющих веществ на рассматриваемой территории, в любой ее точке, на любую дату (ретроспектива, перспектива, диагноз состояния на существующее положение);
- статистическая обработка данных;
- выявление зон с превышением ПДК;
- определение вклада предприятия или объекта в уровень загрязнения атмосферы;
- классификация предприятий с точки зрения значимости выбрасываемых ими вредных веществ;
- определение зон влияния предприятий;
- подтверждение достаточности мер по снижению выбросов и их эффективности как в локальном масштабе (т.е. в зоне влияния предприятия), так и по всей рассматриваемой территории;
- картирование результатов расчетного мониторинга;
- прогнозирование особых, с точки зрения загрязнения атмосферы, ситуаций и их последствий;
- повышение степени эффективности природоохранных мероприятий, рациональное расходование финансовых средств, предотвращение экологического ущерба.
В качестве исходных данных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы в ходе расчетного мониторинга используются значения параметров ИЗА, характерные для того периода, для которого проводится диагноз качества атмосферного воздуха. Эти значения параметров ИЗА соответствуют реальному функционированию предприятия в период, для которого проводится оценка качества воздуха, независимо от того, насколько близка работа предприятия к регламентному режиму.
В качестве источников информации о реальных значениях параметров ИЗА в определенный период используются:
- для существующего положения:
- результаты инвентаризации выбросов или корректировок инвентаризации,
- результаты государственного и ведомственного контроля характеристик выбросов,
- данные ведомственных проектов нормативов ПДВ, в части, относящейся к существующему положению;
- аналогичные данные для соответствующего периода в прошлом используются при ретроспективных оценках;
- для прогнозных оценок:
- данные проектов нормативов ПДВ на перспективу,
- данные проектной документации на строительство новых и реконструкцию существующих объектов.
При проведении расчетного мониторинга загрязнения атмосферы диагноз качества атмосферного воздуха (а, следовательно, и сводные расчеты) проводятся для каждого периода времени, на который разбивается весь годовой интервал: полугодия, сезона и т.д.
Для обеспечения таких расчетов для каждого следующего расчетного периода требуется обновление информации о параметрах ИЗА. Целесообразно введение, с этой целью, на территории, для которой проводится мониторинг, регулярной отчетности об изменениях параметров выбросов ИЗА за очередной период. Частота проведения расчетов определяется при этом возможностями системы сбора информации. При существующих возможностях сбора и обработки информации достаточно информативный мониторинг может быть реализован при частоте расчетов 1 раз в сезон или один раз в полугодие (холодное и теплое).
В зависимости от конкретного набора целей, актуального для определенного города (региона), результаты диагностических сводных расчетов загрязнения атмосферы и оценки вкладов в него различных предприятий (автомагистралей), получаемые в ходе расчетного мониторинга, целесообразно формулировать в терминах тех или иных обобщенных комплексных показателей загрязнения атмосферы, базирующихся на нормативных показателях качества атмосферного воздуха.
Примечание:
Традиционный подход к описанию загрязнения атмосферы в виде набора карт распределений на местности изолиний концентраций каждого из ЗВ, поступающего в воздушный бассейн рассматриваемой территории, а вкладов предприятий в виде набора значении наибольших концентраций ЗВ на границах их СЗЗ был разработан для использования при нормировании выбросов отдельных предприятий, а не для управления качеством воздушного бассейна города (региона). При этом следует иметь в виду два обстоятельства:
- максимальные концентрации ЗВ достигаются, как правило, вблизи предприятий или автомагистралей и их анализ не дает полной содержательной картины загрязнения воздуха города (региона) или его отдельных территорий, например, не позволяет сравнивать загрязнение воздуха над различными районами города и т.д.; использование этих характеристик при принятии решений, связанных с учетом загрязнения атмосферы, для целого ряда задач или неэффективно или просто невозможно;
- даже для небольшого города число ЗВ, которые необходимо учесть при описании загрязнения воздуха, превышает 100; для лица или группы лиц, принимающих решения, рассмотрение более, чем ста карт распределений концентраций ЗВ является, как правило, малоэффективной процедурой при выработке решений, учитывающих загрязнение воздуха.
Одним из важнейших механизмов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха является регламентация воздействия природопользователей на качество атмосферного воздуха с помощью «Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух». Обоснование разрешений на выброс может рассматриваться как один из важнейших компонентов и одна из основных задач процедуры нормирования выбросов. Это определяет основные цели нормирования выбросов.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Среди прочих других условий, обеспечивающих, при заданном значении предельно допустимого выброса, охрану атмосферного воздуха, одними из самых существенных являются параметры выброса ЗВ в атмосферу, такие как высота выброса, диаметр устья ИЗА, из которого он производится, характеристики газовоздушной смеси (ГВС) и другие характеристики ИЗА, влияющие на характер рассеивания в атмосфере ЗВ, выброшенных из ИЗА.
Поэтому задачей нормирования выбросов является не только определение предельно допустимых значений выбросов ЗВ, но также и значений других параметров ИЗА, при которых соблюдаются нормативы качества атмосферного воздуха по присутствию в нем ЗВ.
Произведение сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами ИЗА всех предприятий и других объектов города (района) на определенном этапе нормирования их выбросов предусмотрено ГОСТом 17.2.3.02-78 [2]. Согласно [2] необходимым условием того, чтобы определенные значения параметров ИЗА предприятий города могли быть приняты в качестве нормативных, является выполнение условия непревышения ПДК для приземной концентрации каждого ЗВ, выбрасываемого в атмосферу (с учетом суммации вредного действия определенных ЗВ), рассчитанной с учетом всех выбросов этого ЗВ всеми предприятиями города (и фона за счет межрегионального переноса).
Возможно два способа использования сводных расчетов загрязнения атмосферы при определении нормативов параметров выбросов ИЗА.
При первом способе по результатам сводных расчетов определяются значения, так называемых, фоновых концентраций ЗВ, которые затем используются в соответствии со схемой, приведенной в разделе 7 ОНД-86 [3], аналогично фоновым концентрациям, определенным на основании регулярных измерений в соответствии с [1].
При втором способе сводные расчеты используются при определении допустимых вкладов предприятий в загрязнение атмосферы (ДВПЗ). После чего нормирование выбросов каждого предприятия производится с учетом необходимости соблюдения установленной для него величины допустимого вклада.
При том, что правильный учет фона позволяет учесть гигиенические и экологические требования к качеству атмосферного воздуха, этому способу использования сводных расчетов при нормировании выбросов присущ ряд недостатков. При такой схеме нормирования каждое предприятие производит разработку нормативов, учитывая загрязнение атмосферы, создаваемое другими предприятиями как начальное условие. Схема не содержит механизма согласования воздухоохранных действий разных предприятий. При этом уровень требований к предприятию определяется только его вкладом в загрязнение атмосферы, т.к. схема не позволяет учесть разный уровень социально-экономической значимости предприятий и объективные, обусловленные спецификой производства, различия в возможностях разных предприятий по снижению их вкладов в загрязнение атмосферы. При рассматриваемом подходе уровень требований, предъявляемых к разным предприятиям, существенно зависит от очередности рассмотрения их предложений по нормативам выбросов в контролирующих органах.
Действительно, поскольку в качестве исходных данных для расчета фона должны использоваться нормативные значения параметров ИЗА, база данных, на основании которой рассчитываются значения фоновых концентраций, меняется по мере утверждения нормативов для предприятий. Т.е. для предприятий, разрабатывающих свои предложения в разное время, фон рассчитывается по разным базам данных. Перечисленные обстоятельства приводят к излишнему расходу ресурсов (финансовых, энергетических и пр.) при достижении выполнения экологических требований с помощью схемы учета совместного влияния выбросов разных предприятий на загрязнение воздуха посредством расчета фоновых концентраций ЗВ.
По указанным причинам использование сводных расчетов загрязнения атмосферы для расчета фоновых концентраций при нормировании выбросов предприятий целесообразно проводить лишь на начальном этапе организации работ по нормированию выбросов с использованием сводных расчетов.
Наиболее рациональные (с точки зрения экономии ресурсов) и обоснованные значения нормативов параметров выбросов ЗВ могут быть определены при втором из указанных подходов к использованию сводных расчетов при нормировании выбросов.
При этом подходе процесс определения нормативов выбросов распадается на два этапа, отличающихся как по содержанию и «уровню» используемой на каждом из них информации, так и по содержанию решаемых на этих этапах задач и результатам работ в рамках каждого этапа.
На первом этапе, помимо данных о параметрах ИЗА предприятий и планах их развития, используется также обобщенная информация, содержащая характеристики социально-экономической значимости предприятий в масштабах региона и страны, и другая, доступная на региональном уровне обобщенная информация о предприятии. На этом этапе определяются допустимый вклад каждого предприятия в загрязнение воздушного бассейна города. При этом, хотя при определении ДВПЗ учитываются возможности предприятий по их достижению, им не диктуются конкретные мероприятия и затраты ресурсов при достижении установленных для них ДВПЗ.
На втором этапе установленные ДВПЗ используются как ограничения на вклад предприятия в загрязнение воздушного бассейна, которые предприятия обязаны выполнить при достижении нормативов выбросов. Определяются конкретные пути и способы достижения этих ДВПЗ с учетом детальной информации о возможностях предприятия и определяются нормативы параметров выбросов в атмосферу.
При таком подходе наиболее полно учитываются как региональные, в частности, экологические требования, так и возможности предприятия. Этот подход позволяет также наиболее полно учесть необходимую информацию. При определении ДВПЗ используется обобщенная информация о предприятиях, не составляющая коммерческой или технической (или иной) тайны предприятий. При разработке нормативов ИЗА предприятие может также использовать закрытую от посторонних информацию (в частности, составляющую коммерческую или техническую тайну предприятия).
При проведении сводных расчетов для определения фоновых концентраций ЗВ с целью их использования при нормировании выбросов ЗВ в атмосферу должны использоваться нормативные значения параметров выбросов, соответствующие регламентной работе всех предприятий и объектов независимо от того, реализованы ли регламенты работы и нормативные значения характеристик выбросов в период сбора и подготовки данных.
При учете реальных, а не нормативных характеристик ИЗА возможны, например, следующие ситуации:
- большинство предприятий города работает с неполной нагрузкой, поэтому фон, рассчитанный с учетом их реальных выбросов - ниже, чем рассчитанный при нормативных их значениях, при установлении нормативов ИЗА для очередного предприятия учет заниженного фона приводит к завышению допустимых для него вкладов в приземные концентрации; каждое из других предприятий города может в любой момент начать работать при тех значениях параметров выбросов, которые разрешены ему как нормативные, что приведет к росту суммарной концентрации и нарушению гигиенических и экологических требований, что противоречит требованиям к нормативным выбросам.
- на большинстве предприятий города нормативы выбросов не соблюдаются и фон, соответствующий реальным параметрам выбросов, выше того, который получается при их нормативных значениях; при установлении нормативов выбросов для очередного предприятия учет заниженного фона приводит к занижению допустимых для него вкладов в приземные концентрации, т.е. ужесточению предъявляемых к нему требований; получается, что предприятие «расплачивается» за нарушения других.
Таким образом, при расчете фоновых концентраций с целью нормирования выбросов не могут использоваться результаты диагностических расчетов, в том числе, результаты расчетного мониторинга загрязнения атмосферы. Ссылки на аналогию с использованием результатов экспериментальных наблюдений для оценки фона некорректны. Значения фоновых концентраций по данным наблюдений определяются в результате определенной статистической обработки данных наблюдений за пять лет (см. раздел 9.8 в [1]). Для того, чтобы обеспечить такую же репрезентативность фоновых концентраций, полученных по результатам расчетного мониторинга, необходимо проведение аналогичной статобработки результатов сводных расчетов, выполненных по данным о выбросах предприятий в течение пяти лет, с учетом их изменения в течение суток, недели, месяца, сезона, года.
Организация работ по использованию сводных расчетов загрязнения атмосферы при определении значений фоновых концентраций при нормировании выбросов ЗВ предприятиями должна содержать следующие этапы:
- расчет фоновых концентраций производится после поступления запроса, где указано местоположение предприятия (района), причина запроса (определение нормативов выбросов, разработка проектной документации на реконструкцию, расширение производств, новое строительство и т.п.), перечень веществ и их коды, границы промплощадки объекта, нормативный размер СЗЗ (или ЭЗЗ) и местоположение ближайшей жилой застройки.
- расчетные фоновые концентрации определяются на основе утвержденных сводных расчетов загрязнения атмосферы по городу и компьютерной базы данных о всей совокупности стационарных и передвижных источников выбросов и их параметрах, исключая рассматриваемый объект, а также ликвидированные или законсервированные ИЗА; в расчетах фоновых концентраций определенного ЗВ, создаваемых в районе расположения выбранного объекта выбросами остальных предприятий города, должны быть учтены источники выброса этого ЗВ на тех предприятиях (объектах), зоны влияния которых по рассматриваемому ЗВ пересекаются с зоной влияния по этому ЗВ рассматриваемого объекта.
- расчет максимальных уровней загрязнения атмосферы для определения фоновых концентрации проводится с учетом среднестатистических или реальных климатических характеристик, градаций направлений и скоростей ветра (от 0,5 до U*, в т.ч. средневзвешенной) по всей площади города или на участке местности (в зависимости от поставленной задачи), с шагом расчетной сетки не более 1 км для территории города и не более 50 м для определенного участка местности, при ориентации оси «OY» на север.
Примечания:
1). На практике при определении фонового загрязнения проводится 5 вариантов расчета: по кругу - при скорости ветра от 0 до 2 м/сек и четырем румбам ветра - при скорости от 2 до U* м/сек.
2). U* - значение скорости ветра, превышаемое в данной местности в среднем многолетнем режиме в 5 % случаев.
- расчетные фоновые концентрации на существующее положение определяются, преимущественно, по специфическим примесям (после определения целесообразности их расчета) при отсутствии данных наблюдений за загрязнением атмосферы в рассматриваемом районе; на перспективу расчет проводится по всем веществам, присутствующим в атмосферном воздухе, (с учетом данных утвержденных проектов на реконструкцию, расширение или новое строительство, а также с учетом реализации планируемых мероприятий) в соответствии с пп. 7.4 - 7.8 ОНД-86 [3]. Результаты выдаются в долях ПДК (или мг/м3) для конкретной точки или участка местности с указанием координат, направлений и скоростей ветра, расчетного срока использования фона, а также наименований предприятий, в зоне действия которых находится объект и оформляются в виде таблицы (приложение 1).
Наиболее рациональным способом, позволяющим реализовать принцип научной обоснованности, системности и комплексности подхода к охране атмосферного воздуха представляется проведение нормирования выбросов ИЗА предприятий в два этапа, на каждом из которых решаются задачи определенного уровня: уровня города (региона) на первом этапе и уровня предприятия (или другого объекта) на втором.
В качестве исходной информации для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы на первом этапе нормирования выбросов, используются данные о параметрах ИЗА:
- полученные в результате инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферу предприятий;
- данные, содержащиеся в проектах нормативов ПДВ (в том случае, если предприятие такой проект разработало до обращения за величинами квот концентраций);
- для строящихся предприятий (производств, цехов, участков), данные, содержащиеся в соответствующих проектных разработках.
Существенно, что значения параметров ИЗА, используемые в качестве исходных данных при сводных расчетах, проводимых при нормировании выбросов, должны соответствовать регламентной работе предприятий и объектов независимо от того, реализованы ли регламенты работы в период сбора и подготовки данных.
Для автомагистралей и других транспортных магистралей используются результаты расчетных оценок параметров выбросов для того периода, для которого проводится нормирование выбросов.
Целью проведения сводных расчетов при нормировании выбросов является определение величин допустимых вкладов предприятий в загрязнение атмосферы (ДВПЗ). Допустимый вклад каждого предприятия в загрязнение атмосферы при нормировании его выбросов характеризуется набором полей квот для приземных концентраций (ПКК) ЗВ и групп ЗВ с комбинирующимся вредным действием, содержащихся в выбросах предприятия. Определение ПКК проводится в несколько этапов.
На первом этапе проводятся сводные расчеты полей максимальных приземных концентраций ЗВ и групп ЗВ с комбинирующимся вредным действием, выбрасываемых предприятиями и другими объектами города (региона). По результатам этих расчетов определяются уровни загрязнения воздушного бассейна города (региона) различными ЗВ (группами ЗВ) при существующих или проектных регламентных значениях параметров ИЗА.
На втором этапе устанавливаются дифференцированно по территории города значения предельно допустимых уровней суммарных приземных концентраций (ПДУСК) ЗВ и групп ЗВ с комбинирующимся вредным действием, которые могут создаваться выбросами всех учитываемых ИЗА города (региона). При этом учитываются:
- результаты сводных расчетов загрязнения атмосферы;
- особые требования к чистоте атмосферного воздуха определенных территорий;
- фоновое загрязнение атмосферного воздуха за счет межрегионального и трансграничного переноса ЗВ;
- перспективы развития промышленности, автотранспорта и других объектов на разных территориях.
Устанавливаемые предельно допустимые уровни суммарных приземных концентраций ЗВ (групп ЗВ) не должны превышать значения ПДК этих ЗВ (с учетом комбинации их вредного действия).
На третьем этапе определяются ПКК концентраций ЗВ (групп ЗВ) выбрасываемых предприятиями города (региона) в соответствии с [4].
Рекомендуется также проводить этап корректировки и уточнения ПКК. Проведение такой работы целесообразно потому, что ПКК ЗВ (групп ЗВ) предприятий, полученные на 3-м этапе могут не вполне адекватно учесть собственные планы какого-либо предприятия. Это может произойти из-за небрежности предприятия при подготовке данных по параметрам ИЗА или при подготовке предприятием других данных, учитываемых при установлении ПКК.
Работы этого этапа рекомендуется проводить в несколько стадий. На первой стадии предприятиям раздаются характеристики определенных для них ПКК [4]. Предприятиям предлагается рассмотреть предлагаемые им ПКК, оценить затраты ресурсов для их достижения и провести взаимные консультации с целью определения возможности «переуступки» друг другу фиксированных долей квот концентраций отдельных ЗВ (групп ЗВ) на определенных территориях.
На второй стадии, предприятия, достигшие определенных договоренностей по обмену долями квот на отдельных территориях, сообщают о результатах таких договоренностей в соответствующее (территориальное) подразделение Госкомэкологии России, осуществляющее нормирование выбросов, предоставляя свои предложения по корректировке величин отводимых им квот концентраций ЗВ на этих территориях. При подготовке предложений предприятия должны исходить, прежде всего, из того, что корректировки их квот не должны приводить к превышению суммарной концентрации каждого из рассматриваемых ЗВ (групп ЗВ) над предельно допустимым уровнем суммарных приземных концентраций ЗВ (группы ЗВ), установленным городским подразделением Госкомэкологии. На этой стадии рекомендуется проводить согласительные совещания по корректировке ПКК с участием представителей заинтересованных предприятий и подразделений Госкомэкологии.
На третьей стадии соответствующее городское (территориальное) подразделение Госкомэкологии России, осуществляющее нормирование выбросов, (или организация, проводящая по договору с ним работы по определению ПКК) проводит проверку допустимости предложенных предприятиями корректировок ПКК с точки зрения непревышения установленных дифференцированно по территории города уровней допустимых концентраций.
Определенные в результате проведения перечисленных этапов работ ПКК предприятий передаются им в качестве ограничений на величины приземных концентраций ЗВ (групп ЗВ), которые могут создаваться их выбросами.
Если значения суммарных максимальных расчетных приземных концентраций некоторого ЗВ, создаваемых выбросами этого ЗВ из ИЗА определенного предприятия не превосходят ПКК этого ЗВ (с учетом возможной комбинации его вредного действия), установленного для рассматриваемого предприятия, то использованные при расчетах значения выбросов рассматриваемого ЗВ для всех ИЗА утверждаются в качестве нормативных при условии соответствия значений остальных параметров этих ИЗА, тем, которые использовались в расчетах.
Работы по подготовке и проведению сводных расчетов загрязнения воздушного бассейна города независимо от целей этих расчетов (расчетный мониторинг, определение значений фоновых концентраций при нормировании выбросов, определение полей квот для концентраций, создаваемых выбросами предприятий) должны проводится в нескольких направлениях и в несколько этапов.
Должна быть создана региональная нормативно-правовая и методическая база проведения таких работ, конкретизирующая требования федеральных законодательных и нормативных актов и инструктивных и методических документов для условий конкретного региона, города.
В такую базу документов могут входить:
- законы субъектов Федерации об охране окружающей среды (в частности, атмосферного воздуха);
- другие решения законодательных органов субъектов Федерации в части охраны окружающей среды;
- постановления исполнительных органов субъектов Федерации или отдельных городов регламентирующие проведение сводных расчетов загрязнения атмосферы или работ, в составе которых должны проводится такие расчеты;
- приказы руководителей региональных и местных органов Госкомэкологии о порядке проведения таких работ;
- и т.п.
В перечисленных и аналогичных документах должны быть определены:
- конкретные цели проведения в регионе (городе) работ, связанных со сводными расчетами загрязнения атмосферы;
- состав участников работ, разграничение их функций и сфер ответственности;
- порядок взаимодействия организаций-участников работ между собой, а также с природопользователями, федеральными органами и учреждениями, содействие которых необходимо для проведения работ (например, картографические службы), организациями, проводящими инвентаризации выбросов предприятий и других объектов в атмосферу, другими организациями;
- размеры и порядок финансирования работ;
- правила подготовки данных, схемы сбора информации, необходимой для проведения расчетов;
- и т.д.
Важным этапом подготовки сводных расчетов по городу является выбор карты, по которой производится привязка источников разных предприятий и на которую наносятся изолинии рассчитанных концентраций.
На выбранную карту города наносятся:
- единая, городская система координат, которая используется для описания положения объектов на местности;
- все предприятия с их санитарно защитными зонами;
- магистрали;
- жилые районы;
- зоны отдыха и другие территории с повышенными требованиями к качеству атмосферного воздуха;
- посты наблюдений за состоянием атмосферы,
- определяющие элементы ландшафта местности (реки, озера, возвышенности) и т.п.
Наиболее часто используемый масштаб карты: 1:50000. Выбор определенной карты в качестве топосновы для проведения работ, связанных со сводными расчетами загрязнения воздушного бассейна, должен быть утвержден на уровне не ниже руководства городского подразделения Госкомэкологии.
В составе материалов по нормативно-методическому обеспечению сводных расчетов загрязнения атмосферы города должен быть документ, регламентирующий кодификацию предприятий и других объектов города (региона), производящих выбросы в атмосферу, а также кодификацию других объектов (жилых массивов, постов наблюдения за загрязнением атмосферы и т.д.). Может быть рекомендован следующий порядок кодировки объектов:
- все объекты города разделяются по типам, например: предприятия, автомагистрали, жилые зоны, зоны отдыха, пункты наблюдений за загрязнением атмосферы, городские районы и т.д.;
- каждому типу объектов ставится в соответствие определенный код - целое число (желательно не более двух цифр);
- в том случае, когда для определенного типа объектов существует общепринятая или принятая в городе (регионе) система кодификации, код-идентификатор каждого объекта этого типа образуется из двух кодов: кода типа объекта и кода, который отличает этот объект от других объектов такого же типа, например:
- для кодировки предприятий следует использовать их индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), (совместно с принятым в городе кодом типа объекта (предприятия);
- в том случае, когда существует кодировка дорог города (региона), используемая ГИБДД, и она может быть использована при проведении сводных расчетов, в составе кода-идентификатора используется эта кодировка;
- для ПНЗА в качестве составных частей их кодов-идентификаторов используются их номера, присвоенные им местными подразделениями Росгидромета;
- и т.д.
В том случае, когда для какого-либо типа объектов нет принятой системы кодификации или она не может быть использована при проведении сводных расчетов такая система для этого типа объектов разрабатывается (и утверждается как региональный (городской) норматив;
При этом рекомендуется придерживаться следующих правил:
- объекты города (региона), относящиеся к рассматриваемому типу, упорядочиваются по некоторому принципу, например, по близости друг к другу, по расположению в определенном районе города и т.д.;
- внутри совокупности объектов этого типа им присваиваются коды, фиксирующие их место в совокупности, причем так, чтобы в случае появления нового объекта, который (в соответствии с принятым принципом упорядочивания) должен занять (в совокупности) место между двумя уже присутствующими объектами, ему мог быть присвоен код, соответствующий его месту.
Городскими (региональными) нормативно-методическими материалами должна быть также предусмотрена унификация названий объектов города и терминов, используемых при проведении работ, связанными с проведением и интерпретацией результатов сводных расчетов загрязнения атмосферы.
Для кодировки и наименования загрязняющих веществ используется их кодировка и наименования в соответствии с [9]. В том случае, когда в выбросах ИЗА города присутствуют ЗВ, не приведенные в [9], им присваиваются временные коды в диапазоне 8001 - 8999, эти коды должны быть едиными для всех предприятий города и утверждаются решением на уровне не ниже руководства городского подразделения Госкомэкологии.
Городскими (региональными) инструктивно методическими документами регламентируется порядок сбора и обработки информации, а также содержание и объем информации, необходимой для проведения работ, связанных со сводными расчетами загрязнения атмосферы. Информация должна предоставляться в центр сбора, контроля и обработки информации на бумажных и машинных (магнитных и лазерных) носителях.
Содержание данных о характеристиках выбросов, используемых для проведения сводных расчетов в составе расчетного мониторинга, при определении фоновых концентраций и при определении полей квот концентраций ЗВ для предприятий отличаются друг от друга. Это следует учитывать при сборе данных.
При проведении сводных расчетов в ходе расчетного мониторинга представляется следующая информация о фактических выбросах ЗВ в течение года:
1. Код города, района, предприятия, площадки.
2. Сведения о наличии и наименовании цехов, участков.
3. Данные о действующих источниках выделения, их связь с источниками выброса.
4. Данные о действующих источниках загрязнения атмосферы, качественных и количественных характеристиках фактических выбросов (г/с, т/год) по результатам ведомственного и государственного контроля.
5. Мероприятия по достижению нормативов ПДВ (выполненные и планируемые).
6. Статистическая отчетность по форме «2ТП - воздух».
При проведении сводных расчетов для определения значений фоновых концентраций с целью нормирования выбросов предприятия представляется следующая информация:
1. Код города, района, предприятия, площадки.
2. Сведения о наличии и наименовании цехов, участков.
3. Данные об источниках выделения, их связь с источниками выброса.
4. Данные об источниках выбросов, их параметрах, качественных и количественных характеристиках выбросов (г/с, т/год).
5. Рабочий перечень веществ.
6. Топоснова предприятия.
7. Особые зоны (границы промплощадки, СЗЗ, ЭЗЗ и т.п.).
8. Мероприятия по достижению нормативов ПДВ, данные на перспективу.
9. Мероприятия по сокращению выбросов в период НМУ.
При проведении сводных расчетов с целью определения ПКК для ЗВ, выбрасываемых предприятиями, в качестве исходных данных могут быть использованы данные инвентаризации выбросов.
При анализе и проверке данных особое внимание следует обращать на правильность задания координат ИЗА предприятия. Во избежание излишних ошибок целесообразно перед разработкой проекта нормативов ПДВ уточнять координаты положения начала координат системы координат предприятия и ее поворот относительно единой городской (региональной) системы координат.
Для обеспечения сводных расчетов должны применяться программные комплексы, удовлетворяющие требованиям к данной работе как по объему исходной информации, так и по интерпретации и анализу результатов расчетов. Для решения данной задачи необходима разработка алгоритма, позволяющего проводить детальный анализ результатов расчетов, определять предприятия, вносящие наибольший вклад в формирование общегородских зон повышенного загрязнения воздуха, разрабатывать требования к предприятиям города по снижению их вкладов в загрязнение воздушного бассейна.
Сводные расчеты загрязнения атмосферы должны производится с помощью УПРЗА, согласованных в установленном порядке на федеральном уровне.
В принятой на региональном (городском) уровне нормативно-методической документации должен быть конкретизирован выбор УПРЗА, используемой для проведения таких расчетов в городе (регионе). Должны быть также определены программные средства, используемые при подготовке сводных расчетов и интерпретации полученных результатов.
Информация, используемая при проведении расчетов, хранится в памяти компьютеров (или на переносных машинных носителях) в виде баз данных.
Структура данных, используемых при решении разных задач должна содержать:
- электронную карту (электронную топооснову) местности;
- данные о метеорологическом и климатологическом режиме города (региона);
- данные о параметрах выбросов ИЗА объектов города (региона);
- при нормировании выбросов с использованием ПКК в состав базы данных включаются также характеристики ПКК для тех предприятий, для которых они уже установлены;
- в базах данных должна также храниться информация, характеризующая состояние работ по заполнению баз данных и результатам проведенных расчетов.
При проведении сводных расчетов загрязнения атмосферы при решении требуемых задач используются разные совокупности данных о параметрах выбросов ЗВ в атмосферу. Отличаются также некоторые другие данные, используемые в расчетах, например, данные, характеризующие метеорологический режим района, для которого рассчитываются приземные концентрации: для расчетов с целью нормирования выбросов принимаются характеристики состояния атмосферы, относящиеся к наиболее часто наблюдаемым неблагоприятным с точки зрения соблюдения нормативов качества воздуха метеоусловиям; для расчетного мониторинга используются значения характеристик метеосостояния, относящиеся к периоду, для которого производится оценка качества атмосферного воздуха.
Таким образом, для решения каждой из задач: расчетного мониторинга, определения фоновых концентраций ЗВ, определения ПКК ЗВ - должны создаваться и поддерживаться разные базы данных. Если сводные расчеты используются как для нормирования выбросов, так и в целях расчетного мониторинга, то одновременно поддерживаются две базы данных: нормативных и соответствующих фактическим характеристикам выбросов.
При подготовке и занесении на машинный носитель данных об источниках выбросов необходимо учитывать возможную одновременность и разновременность выбросов в атмосферу. В рамках подготовки данных по отдельному предприятию важно выявить те производства, которые на разных стадиях дают выбросы, различаемые по составу выбрасываемых веществ или по интенсивности (мощности) выбросов. При занесении данных в базы расчетной программы для ЭВМ неодновременность выбросов может быть учтена с помощью создания нескольких расчетных вариантов, каждый из которых соответствует возможному сочетанию одновременных выбросов в атмосферу. Целесообразно дать описание каждого такого варианта с точки зрения соответствующего ему периода времени: сезона, месяца, времени суток.
Организация сводных расчетов при нормировании выбросов и в ходе расчетного мониторинга имеют много общего, но отдельные элементы этих расчетов могут не совпадать.
Расчет максимальных уровней загрязнения атмосферы для определения фоновых концентраций проводится с учетом среднестатистических климатических характеристик, градаций направлений и скоростей ветра (от 0,5 до U* в т.ч. средневзвешенной) по всей площади города или на участке местности (в зависимости от поставленной задачи), с шагом расчетной сетки не более 1 км для территории города, не более 50 м для определенного участка местности (для конкретного предприятия), при ориентации оси «Y» на север.
При расчетном учете фона учитываются источники выбросов тех предприятий, зоны влияния которых пересекаются с зоной влияния рассматриваемого объекта при этом размеры зоны определяются по каждому веществу.
Расчетные фоновые концентрации на существующее положение определяются преимущественно по специфическим примесям (после определения целесообразности их расчета) при отсутствии данных наблюдений за загрязнением атмосферы в рассматриваемом районе.
На перспективу расчет проводится по всем веществам, присутствующим в атмосферном воздухе, (с учетом данных утвержденных проектов на реконструкцию, расширение или новое строительство, а также с учетом реализации планируемых мероприятий) в соответствии с п. 7.4 - 7.8 ОНД-86.
Результаты выдаются в долях ПДК (или мг/м3) для конкретной точки или участка местности с указанием координат, направлений и скоростей ветра, расчетного срока использования фона, а также наименований предприятий, в зоне действия которых находится объект.
Организация сводных расчетов при определении ПКК предприятий должна соответствовать рекомендациям [4].
Важным требованием к организации расчетов в ходе расчетного мониторинга загрязнения воздушного бассейна является исключение расчетов, требующих лишних затрат усилий и ресурсов как на стадии их проведения так и на стадии анализа результатов.
Рекомендуется избегать нагромождения ненужных расчетных характеристик, затрудняющих анализ результатов и принятие решений. В этом смысле очень важно выявление тех примесей, которые не оказывают заметного влияния на общую экологическую ситуацию. Степень их влияния на загрязнение воздушного бассейна города (региона) можно описать с помощью содержательных интегральных показателей без проведения детальных расчетов.
Для решения этой задачи рекомендуется на первом этапе сводных расчетов загрязнения атмосферы города для всех веществ произвести расчет показателей gj:
(8.1)
где: ПДКj - критерий качества атмосферного воздуха, занесенный в «Список веществ» согласно [9];
Nист.j - число источников выброса j-го загрязняющего вещества в городе;
- величина максимальной приземной концентрации j-го вещества, создаваемая выбросом его из i-го источника и рассчитываемая по формулам разделов 2 и 3 ОНД-86 (для источников выбросов, из которых j-е вещество не выбрасывается, считается, что = 0).
В случае, если для группы веществ проявляется эффект суммации (полной или неполной) или потенцирования их вредного действия, для них рассчитывается показатель g равный:
, (8.2)
где ККДj - значение коэффициента комбинированного действия (или потенцирования) рассматриваемой группы ЗВ с комбинирующимся вредным действием (ККДj равен единице для групп суммации, коэффициенту неполной суммации или потенцирования для соответствующих групп ЗВ);
р - число веществ в рассматриваемой группе ЗВ с комбинирующимся вредным действием.
Величины gj и g дают интегральную характеристику влияния соответствующего (j-го) вещества или группы веществ на загрязнение приземного слоя воздуха в городе.
Для тех веществ (групп веществ с комбинирующимся вредным действием), для которых эти величины меньше выбранной для данного города величины εПДК:
gj < εПДК (8.3а)
g < εПДК (8.3б)
расчет более детальных характеристик - нецелесообразен.
Практика показывает, что для городов со сравнительно высоким уровнем загрязнения воздушного бассейна можно рекомендовать значение εПДК = 0,1.
Использование показателей gj и g для оценки влияния выбросов конкретных загрязняющих веществ на качество воздуха атмосферы города сокращает объем расчетов и упрощает интерпретацию результатов, позволяя выявить значимые с точки зрения ухудшения экологической ситуации вещества и избежать ненужного усложнения анализа результатов расчетных оценок.
Как уже говорилось, по имеющемуся опыту сводных расчетов, как правило, для 50 % - 60 % вредных веществ, выбрасываемых источниками города, для характеристики их воздействия на качество воздуха достаточно этих показателей. Для остальных веществ требуется расчет более легальных характеристик влияния их выбросов на загрязнение атмосферы города.
Для веществ, для которых значение параметра gj оказались больше принятого значения:
gj ³ εПДК, (8.4а)
а также для групп суммации (неполной суммации, потенцирования), для которых выполняется условие:
g ³ εПДК, (8.4б)
следует проводить детальные расчеты полей приземных максимальных концентраций.
Последовательность расчета полей приземных концентраций для разных веществ определяется по результатам расчетов параметров gj и g; вначале расчеты проводятся для веществ с большими значениями этих параметров. При этом, начинать расчеты рекомендуется с расчетов для основных веществ: диоксида серы, диоксида азота, оксида углерода и т.д.
Как показывает опыт расчетов, для многих веществ, выбрасываемых источниками города, заметные концентрации этих веществ (как правило, специфических) выявляются не на всей территории города, а на сравнительно небольшой ее части. Подробные расчеты полей приземных концентраций этих веществ на всей территории города излишни, т.к. приведут к бессмысленной трате времени как во время расчетов, так и при анализе результатов. Поэтому рекомендуется для всех веществ, для которых проводятся расчеты полей приземных концентраций, вначале пронести расчеты этих полей в первом приближении: с крупным шагом ~ 1 км на расчетном прямоугольнике, охватывающем всю территорию города и пригородных территорий, в районах расположения предприятий. Такие расчеты можно проводить при одной скорости ветра, равной средневзвешенной опасной скорости ветра, Uмс, U = U мс, т.е. в массиве метеопараметров УПРЗА-«Эколог» указывать одну расчетную скорость ветра 2-го типа равную единице.
На основе анализа результатов укрупненных расчетов первого приближения определяются уточненные размеры расчетных прямоугольников и их количество для каждого из рассматриваемых вредных веществ. Расчеты полей приземных концентраций для рассматриваемых веществ проводятся в пределах определенных на первом этапе расчетных прямоугольников. Расчетные прямоугольники для каждого вещества выбираются из тех соображений, чтобы они «накрывали» территории, на которых в расчетах первого приближения были получены концентрации, превышающие 0,1ПДК.
Шаги расчетной сетки выбираются с учетом величин Хмi, рассчитанных программой на первых этапах расчетов для каждого, i-го источника в соответствии с п. 2.8 ОНД-86.
Шаг расчетной сетки, DL, при расчете поля приземных концентраций j-го вещества выбирается таким, чтобы сумма нормированных на ПДК вещества максимальных концентраций, создаваемых выбросами этого вещества из источников, у которых , не превышала εПДК, но была бы не меньше 100 м, DL ≥ 100 м:
(8.5)
Под понимается результат следующей процедуры:
а) все источники j-й примеси упорядочиваются в соответствии с ростом величины , т.е. из i2 > i1 и следует, что ;
б) для каждого целого числа (номера) n = 1, 2, 3,...Nист (где Nист - общее число ИЗА) рассчитывается величина gj.n:
(8.6)
очевидно, что при росте номера n значение величины gj,n растет;
в) значение nПДК принимается равным последнему номеру n из тех, при которых выполняется условие:
gj,n > εПДК (8.7)
Т.е.:
(8.8)
По опыту расчетов оказывается, что, как правило, оптимальным является выбор шага расчетной сетки 250 - 300 м для индивидуальных компонент взвешенных веществ и 400 - 500 м для газообразных примесей.
При необходимости более детальной оценки загрязнения воздуха на границе санитарно защитных зон и ближайшей жилой застройки в районе отдельных предприятий шаг расчетной сетки может быть уточнен.
При уточненном расчете распределений приземных концентраций примесей в качестве расчетных скоростей ветра рекомендуется выбирать следующие: 0,5 м/с; 0,5Uм.с., Uм.с., 1,5Uм.с., Uср, U˚; где Uм.с. - средневзвешенная опасная скорость ветра, рассчитываемая программой автоматически по формуле (5.26) ОНД-86, Uср - средняя скорость ветра в городе, U˚ - скорость, превышаемая не более, чем в 5 % случаев.
Для оценки вкладов предприятий и источников при проведении расчетов рекомендуется выбрать контрольные расчетные точки, расположенные в массивах жилой застройки. Контрольные точки выбираются с использованием полей концентраций вредных веществ таким образом, чтобы получить максимум концентрации загрязняющего вещества, создаваемой в селитебной зоне.
Результаты сводных расчетов и нормирования выбросов служат основой для разработки сводного тома «Охрана атмосферы и ПДВ» для города (региона), который является постоянно действующим и перерабатываемым документом, дающим основание разработке прогнозов развития городского хозяйства, генплана города, районной планировке и другим предпроектным и проектным материалам, определяющим развитие инфраструктуры города. Сводный том является основой для оперативного решения вопросов, возникающих при рассмотрении жалоб населения, составлении планов перспективного развития города, осуществлении контроля за внедрением мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха, совершенствовании системы контроля выбросов и мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и т.д. Выпущенные в 1985 г. рекомендации по составлению сводного тома [8] не удовлетворяют современным требованиям и содержат много ненужной информации. В связи с этим, и исходя практики разработки сводных томов для ряда городов России, рекомендуется следующая структура Сводного тома:
1. Введение.
2. Краткая характеристика физико-географических и климатических условий города.
3. Характеристика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и загрязнения воздуха.
4. Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
4.1. Промышленные предприятия.
4.2. Автотранспорт.
5. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
6. Расчет и анализ уровней загрязнения атмосферы.
6.1. Критерии качества атмосферного воздуха.
6.2. Организация расчетов.
6.3. Расчет загрязнения атмосферы на существующее положение.
6.3.1. Оценка целесообразности детальных расчетов.
6.3.2. Результаты расчетов приземных концентраций и их анализ.
6.3.2.1. Промышленные предприятия.
6.3.2.2. Автотранспорт.
6.3.2.3. Совместный расчет (промышленность и автотранспорт).
6.3.3. Оценка требуемого снижения выбросов в атмосферу.
6.4. Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
7. Результаты расчетов загрязнения атмосферы на перспективу с учетом требуемого снижения выбросов.
7.1. Промышленные предприятия.
7.2. Автотранспорт.
7.3. Совместный расчет (промышленность и автотранспорт).
8. Нормативы выбросов в атмосферу.
9. Рекомендации по оценке достаточности санитарно-защитных зон (СЗЗ) и экозащитных зон (ЭЗЗ).
10. Предложения по организации работ по регулированию выбросов при особо неблагоприятных метеоусловиях (НМУ).
11. Рекомендации по организации системы контроля за соблюдением нормативов выбросов и ее совершенствованию.
11.1. На предприятиях.
11.2. На территории города.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение. Параметры источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на существующее положение.
1. РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. М, 1991.
2. ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями М, Из-во стандартов, 1980.
3. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1987.
5. Рекомендации по созданию электронной базы данных, системы расчетного мониторинга атмосферного воздуха, определению расчетных фоновых концентраций (на основе опыта разработки сводного тома «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы г. Воронежа» и применение его результатов в практике нормирования выбросов). Воронеж, 1999.
6. Положение о системе динамического нормирования выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения атмосферы на базе комплексных расчетов и автоматизированного квотирования «Лада». Пермь, 1997.
7. ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения. М., Из-во стандартов, 1978.
9. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. С.-Пб., 1998.
Форма справки о расчетных фоновых концентрациях (пример). Результаты расчета фонового загрязнения атмосферы. к письму № ___ от «___» ____________ 99 ___ г Фоновые концентрации загрязняющих веществ Город ______________, _____________ г. Организация, запрашивающая фон: ОАО «Объект А» Предприятие., для которого запрашивается фон: ОАО «Объект А» Фоновые концентрации представлены в долях ПДК без учета вклада рассматриваемого объекта и не должны интерполироваться. Предприятия (объекты), оказывающие влияние на формирование уровня загрязнения в рассматриваемой зоне: - автотранспорт; - комбинат «Б»; - Объект С. Система ЭКОЛОГ-ГОРОД. Соруright (с) 1996, 1997 ФИРМА «ИНТЕГРАЛ» Комитет по охране окружающей среды г. Воронежа
|
СПИСОК ПРОГРАММ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДНЯ РАСЧЕТА ЗАГРЯЗНЕНИЯ
АТМОСФЕРЫ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ПДК (ВСВ)
(срок действия до 31 декабря 2000 года)
Название программы |
|
ЭКОЛОГ-ПРО |
УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ РАСЧЕТА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА ОСНОВЕ ОН Д-86 с учетом влияния застройки |
эколог |
УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ РАСЧЕТА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА ОСНОВЕ ОНД-86 БЕЗ УЧЕТА ВЛИЯНИЯ ЗАСТРОЙКИ |
ПРИЗМА |
|
ЭРА |
|
ЛИДА |
РАСЧЕТНЫЕ БЛОКИ НА ОСНОВЕ ОНД-86 |
ЛБЭД-РК |
СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
РАЗРАБОТАН: Научно-исследовательским институтом охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера)
ИСПОЛНИТЕЛИ: Миляев В.Б. (научное руководство), Буренин Н.С., Канчан Я.С., Двинянина О.В., Шемяков П.М.
Издание подготовлено при участии НПК «Атмосфера» при ГГО им. А.И. Воейкова