МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК
ОНТП 5-86
Минуглепром СССР
Утверждены Минуглепромом СССР
31 марта 1986 г.
по согласованию с Госстроем СССР
(письмо от 03.01.86 № ДП-30-20/3),
ГКНТ (письмо от 30.12.85 № 45-1250) и
Госгортехнадзором СССР
(письмо от 29.10.85 № 10-12/215)
Москва 1986
Общесоюзные нормы технологического проектирования шахтных подъемных установок разработаны институтами «Центрогипрошахт» (Шейнберг С.Д., Митейко А.И., Каганович М.Н., Гринберг А.С.) и ВНИИГМ им. М.М. Федорова Минуглепрома СССР (Дворников В.И.), «Кривбасспроект» Минчермета СССР (Ройзен В.В., Киричок Ю.Г.) «Гипроникель» Минцветмета СССР (Курышев А.С., Филатенко А.Н.), «ВНИИГалургия» Минудобрений (Смачный Г.К., Шпак В.А.).
С вводом в действие настоящих норм утрачивают силу общесоюзные нормы технологического проектирования шахтных подъемных установок ОНТП 5-84, утвержденные Минуглепромом СССР 1 ноября 1984 г.
Министерство угольной промышленности СССР (Минуглепром СССР) |
Общесоюзные нормы технологического проектирования шахтных подъемных установок |
ОНТП 5-86 Минуглепром СССР Взамен ОНТП 5-84 Минуглепром СССР
|
Внесены Всесоюзным научно-исследовательским и проектным институтом угольной промышленности «Центрогипрошахт» |
Утверждены Министерством угольной промышленности СССР 31 марта 1986 г.
|
Срок введения в действие 1 апреля 1986 г. |
1.1. Настоящие нормы должны соблюдаться при разработке проектов новых и реконструкции действующих шахтных подъемных установок (в дальнейшем для краткости «подъемов») предприятий по добыче полезных ископаемых.
Нормы не учитывают особых требований к проектированию подъемов, используемых при проходке стволов.
1.2. При проектировании подъемов следует кроме настоящих норм руководствоваться правилами безопасности и правилами технической эксплуатации соответствующих отраслей промышленности, а также другими общесоюзными и ведомственными нормативными документами по проектированию.
1.3. Перечень и количество резервного оборудования, запасных частей, канатов для подъемов следует принимать по правилам технической эксплуатации и другим ведомственным документам по эксплуатации подъемов. Проектом должны быть предусмотрены специальные места для хранения резервных подъемных сосудов и канатов, оборудованные грузоподъемными средствами.
1.4. Расчеты, связанные с выбором основных параметров подъемов, следует выполнять на ЭВМ с использованием методического и программного обеспечения отраслевых систем автоматизированного проектирования.
2.1. Для выдачи полезного ископаемого и породы следует, как правило, применять скиповые подъемы. Применение для этих целей клетевых подъемов должно быть обосновано.
2.2. При одновременной работе двух и более горизонтов следует рассматривать вариант перепуска горной массы с верхнего горизонта на нижний и выдачи всей добычи с этого горизонта.
2.3. Выдачу полезного ископаемого надлежит принимать, как правило, двухскиповым подъемом. Односкиповый подъем с противовесом следует применять при: небольшой производительности; необходимости одновременной работы трех скипов; многогоризонтной работе; необходимости раздельной выдачи различных сортов (марок) полезного ископаемого.
2.4. При выдаче породы скипами следует в зависимости от требуемой производительности принимать одно- или двухскиповой подъем. Следует рассматривать возможности использования для выдачи полезного ископаемого породного подъема.
2.5. Для выполнения вспомогательных грузовых операций и спуска-подъема людей в зависимости от требуемой производительности и условий работы (одно- или многогоризонтная) должны, как правило, приниматься следующие виды подъемов:
двухклетевой и одноклетевой с противовесом;
два одноклетевых с противовесами.
Допускается применение односкиповых и одноклетевых подъемов без противовесов.
В проектах реконструкции, подготовки новых горизонтов, технического перевооружения, а также при небольших производительностях и глубинах новых шахт допускается принимать один двухклетевой подъем.
2.6. Подъемы фланговых вентиляционных и воздухоподающих стволов, в т.ч. используемых в качестве запасных выходов, должны оборудоваться в зависимости от диаметра ствола одной или двумя клетями. Для этих подъемов допускается трехслойная навивка каната на барабан и отсутствие парашютов. Для них требуется устройство механической или электрической сигнализации, позволяющей подавать сигналы как из подъемного сосуда, так и с горизонтов, с которых должен осуществляться подъем людей.
2.7. В одном стволе следует, как правило, располагать не более двух подъемов. Допускается размещение в одном стволе трех подъемов.
2.8. При проектировании шахт, разрабатывающих последовательно несколько горизонтов, выбор одноканатных подъемных машин следует производить на первый период их работы длительностью до 25 лет. При этом следует резервировать площадку для размещения здания новой машины и рассматривать возможность использования копра во втором периоде работы подъема.
3.1. Число рабочих дней в году для подъемов принимается то же, что и для шахты в целом.
3.2. При расчете баланса времени работы подъема в течение суток следует учитывать время на осмотр канатов, сосудов, состояния крепи и армировки ствола и расположенных в нем труб и кабелей, техническое обслуживание и проведение профилактических мероприятий на подъемном комплексе.
Среднесуточные затраты времени на эти операции следует определять по формуле:
То.р = А + ВНст10-3, ч,*
* Получена на основе хронометражных данных институтом горной механики им. М.М. Федорова.
где Нст - глубина ствола, м;
А, В - коэффициенты, определяемые по таблице:
Вид подъемной машины |
Число подъемов в стволе |
А |
В |
Барабанная |
1 |
2,4 |
2,5 |
» |
2 |
2,6 |
3,0 |
» |
3 |
3,0 |
3,2 |
Со шкивом трения |
1 |
2,6 |
2,6 |
» |
2 |
2,8 |
3,2 |
» |
3 |
3,1 |
3,4 |
3.3. При трехсменном режиме работы по добыче общее число часов работы каждого основного и вспомогательного подъемов следует принимать, как правило, не больше 18 часов в сутки. При двухсменном режиме работы по добыче общее число часов работы основного подъема принимать, как правило, не больше 14, вспомогательного - 18 часов в сутки, при трех подъемах в стволе - 15 часов в сутки. При наличии только клетевого подъема общее число часов его работы не должно превышать 18 часов в сутки.
В проектах реконструкции, подготовки новых горизонтов, технического перевооружения допускается по согласованию с министерством или производственным объединением принимать для действующих скиповых и клетевых подъемов общее время работы каждого подъема до 20 часов в сутки.
3.4. Продолжительность спуска или подъема всех рабочих одной смены (от входа в клеть до выхода из нее) не должна превышать 40 минут.
3.5. Коэффициент неравномерности работы скиповых и грузовых клетевых подъемов следует принимать:
3.5.1. Для шахт угольной, горнохимической промышленности - 1,5; цветной металлургии - 1,4 для последнего проектируемого горизонта. На период подготовки каждого нового горизонта допускается снижение коэффициента неравномерности работы подъема до 1,25.
3.5.2. Для шахт черной металлургии в зависимости от принятой емкости подземного бункера в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Емкость подземного бункера в долях часовой производительности шахты |
до 1,0 |
1,0 - 1,5 |
1,5 - 2,0 |
2,0 - 2,5 |
2,5 - 3,0 |
свыше 3,0 |
Коэффициент неравномерности работы скипового подъема |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
1,25 |
Предпочтительными являются значения: емкость подземного бункера - 2,5 ч и коэффициент неравномерности работы подъема - 1,3.
Для рудников цветной металлургии для скиповых подъемных установок при наличии аккумулирующего бункера вместимостью не менее, чем на 2,5 ч, коэффициент неравномерности следует принимать - 1,3.
3.5.3. Для калийных рудников емкость подземного бункера должна обеспечивать непрерывную работу скипового подъема в течение одного часа.
3.6. Коэффициент неравномерности работы клетевых вспомогательных подъемов следует принимать для шахт угольной и горно-химической промышленности - 1,5, цветной металлургии - 1,4 для последнего горизонта. Для шахт черной металлургии количество требуемых клетей следует определять по отраслевой методике.
На период подготовки каждого нового горизонта допускается снижение коэффициента неравномерности работы подъема до 1,25.
Коэффициент неравномерности следует принимать равным 1 при расчете времени выполнения следующих вспомогательных операций:
а) механизированный спуск длинномера в контейнерах;
б) спуск и подъем людей;
в) спуск ВВ.
3.7. Продолжительность паузы.
3.7.1. Продолжительность паузы на одновременную загрузку и разгрузку скипов следует принимать по табл. 2.
Таблица 2
Емкость скипа, м3 |
3 - 4 |
5 |
6,4 - 7 |
8 |
9,5 |
11 |
15 |
17 |
19 |
20 |
25 |
35 |
55 |
Пауза, с |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
15 |
17 |
19 |
20 |
25 |
35 |
45 |
При разгрузке липкой руды в случае применения систематического обдува затворов скипов сжатым воздухом продолжительность паузы допускается увеличивать в 1,5 раза.
3.7.2. Для полезного ископаемого, породы и материалов (кроме длинномера и спускаемого оборудования) продолжительность паузы при механизированном обмене вагонеток в одном этаже клети следует принимать по табл. 3.
Паузу на загрузку-выгрузку вагонетки с ВВ следует принимать 80 с. В паузу входит время от конца одного цикла до начала следующего цикла подъема при его нормальной работе (включая время на подачу сигнала).
Таблица 3
Двухсторонний околоствольный двор |
|
пауза, с |
|
до 2,55 |
20 |
до 3,1 |
25 |
до 4 |
30 |
до 6,5 |
40 |
При двухэтажных клетях, одноэтажных приемных площадках и органе навивки с постоянным радиусом пауза для обмена вагонеток удваивается и, кроме того, добавляется 10 с на перестановку клети.
При двухэтажных клетях и переменном радиусе навивки пауза увеличивается на величину, определяемую расчетом.
При использовании агрегатов с комбинированными посадочными устройствами (качающиеся площадки и выдвижные кулаки) пауза увеличивается для каждого этажа клети на 8 с.
На приемных площадках с челноковым движением вагонеток через клеть пауза определяется расчетом.
3.7.3. Продолжительность пауз на посадку и выход людей из клети следует при раздельном выполнении операций по спуску и подъему людей принимать:
для одноэтажных клетей - равной числу людей плюс 10 с;
для двухэтажных клетей - при одной посадочной площадке - равной числу людей в обоих этажах плюс 25 с, а при двух посадочных площадках - равной числу людей в одном этаже плюс 10 с.
Предпочтительной является схема с одновременным входом и выходом людей из каждого этажа клети.
Полезная площадь пола клети для размещения людей должна определяться как произведение внутренней ширины клети на длину, уменьшенную на 0,4 м.
Число людей в каждом этаже клети следует определять, исходя из нормы 0,2 кв. м полезной площади пола клети на одного человека.
4.1. Подъемные сосуды для вертикальных подъемов следует применять из числа предусмотренных ГОСТ и унифицированными (параметрическими, типажными) рядами.
4.2. В проектах реконструкции, технического перевооружения шахт и подготовки новых горизонтов действующих и сохраняемых стволов, армировка или другие элементы подъемного комплекса которых не позволяют применять подъемные сосуды, допускается использование индивидуальных скипов и клетей, конструктивные решения и размеры которых должны быть максимально приближены к предусмотренным ГОСТ и унифицированными (параметрическими, типажными) рядами.
4.3. На новых шахтах угольной промышленности угольные и породные скипы должны быть с неподвижным кузовом и секторным затвором при неподвижном лотке. Для подъемных установок с машинами барабанного типа скипы, как правило, должны иметь емкость 11 м3 по углю и 7 м3 по породе. Допускается применение угольных скипов емкостью 15 м3 и породных - 9 м3.
Для подъемных установок с многоканатными машинами следует применять скипы угольные емкостью 25 и 35 м3, породные 11 и 15 м3.
Тип и емкость скипов для рудников черной, цветной металлургии и горной химии должны определяться проектом. Для калийных рудников допускается применять скипы емкостью 22,0 и 25,0 м3 с габаритами в плане 1665´1925 мм, а также емкостью 35,0 м3 с габаритами в плане 1740´2230 мм.
4.4. Клети, как правило, следует применять с глухим кузовом. Допускается применять клети с подвижным кузовом.
Для новых шахт угольной промышленности следует применять двухэтажные клети на одну вагонетку в этаже размером в плане 4´1,5 м. Для многоканатных подъемных установок допускается применение двухэтажных клетей на одну вагонетку в этаже размером в плане 5,2´1,5 м. При необходимости размещения в клети груза больших габаритов допускается для одной одноклетевой подъемной установки принимать клеть размером 5,2´1,65 м (без увеличения расчетного диаметра ствола).
Для одной из подъемных установок вспомогательного клетевого ствола и подъемных установок фланговых стволов, используемых в качестве запасных выходов, допускается применение одноэтажных клетей.
Выбор типа клетей для шахт горнорудных отраслей промышленности следует обосновывать проектом.
4.5. Для одноканатных подъемов предпочтительным является применение облегченных сосудов из высококачественных сталей с антикоррозийным покрытием. Возможность заказа таких сосудов должна быть согласована с заводом-изготовителем. Применение облегченных сосудов для многоканатных подъемов ограничивается условиями нескольжения канатов.
4.6. Клети и противовесы, оборудованные парашютами по ГОСТ 15850, следует применять, как правило, при высоте подъема до 900 м. Возможность использования этих парашютов при большей высоте подъема должна быть согласована с разработчиком парашюта.
4.7. Габариты в плане противовесов должны приниматься из расчета установки на них площадок с размером одной из сторон не менее 0,7 м и площадью не менее 0,6 м2 для размещения двух человек при осмотре и обслуживании оборудования ствола.
4.8. В качестве подъемных сосудов для наклонных подъемов следует применять:
4.8.1. Для грузовых:
а) скипы с донной разгрузкой или вагонетки - при углах наклона ствола до 25°;
б) скипы с разгрузкой через заднюю стенку с секторным затвором - при углах наклона ствола свыше 25°;
в) на рудниках черной и цветной металлургии при сильно увлажненном и плохо разгружающемся ископаемом - опрокидные скипы.
4.8.2. Для вспомогательных грузолюдских наклонных подъемов следует применять одно- или двухэтажные наклонные клети, оборудованные парашютным устройством. В качестве посадочных устройств должны предусматриваться посадочные кулаки с механическим приводом.
4.8.3. Для наклонных подъемов, предназначенных для перевозки людей, должны применяться людские вагонетки, оборудованные парашютными устройствами.
4.9. При проектировании наклонных подъемов следует руководствоваться разделом «Одноконцевая канатная откатка» общесоюзных норм технологического проектирования подземного транспорта горнодобывающих предприятий.
4.10. В проектах следует предусматривать механизированную загрузку в клеть и выгрузку из нее длинномерных материалов (труб, рельсов и т.п.), а также спуск их под клетью.
5.1. В стволах, склонных к искривлению, следует применять жесткую армировку.
5.2. В качестве жестких следует, как правило, применять коробчатые проводники. Допускается применение рельсовых проводников. Для гибких проводников следует применять стальные канаты закрытой конструкции. До освоения выпуска необходимых типоразмеров этих канатов допускается применять канаты по ГОСТ 7668-80 или 7669-80.
5.3. Для клетевых стволов предпочтительным являются следующие схемы расположения проводников:
при одногоризонтной работе - по одному с каждой лобовой стороны клети. Допускается применение лобовых проводников при двух или более рабочих горизонтах, при этом на промежуточных горизонтах следует предусматривать специальные переходные устройства, обеспечивающие проход клети без снижения скорости.
при наличии промежуточного горизонта - по одному с каждой длинной стороны клети.
При клетях длиной больше 4 м допускается применение 3 (2 - с одной длинной стороны) или 4 проводников. Схема армировки должна быть обоснована проектом.
5.4. Допускается применение для клетей и скипов одностороннего расположения двух рельсовых проводников.
5.5. Подъемные сосуды вертикальных подъемных установок с коробчатыми проводниками должны быть оборудованы упругими футерованными роликовыми направляющими и предохранительными башмаками скольжения. При рельсовых и деревянных проводниках предпочтительны также роликовые направляющие. При одностороннем расположении рельсовых проводников следует принимать жесткие направляющие башмаки закрытого типа. При двухстороннем соосном расположении рельсовых проводников допускается применение жестких направляющих башмаков открытого типа со сменными вкладышами.
5.6. При проектировании жестких армировок новых стволов следует, как правило, применят типовые проекты.
Шаг армировки следует принимать 4 м. Для скиповых подъемных установок шаг армировки допускается принимать 6 м.
При расчете и конструировании жестких армировок следует руководствоваться «Методикой расчета жестких армировок вертикальных стволов шахт» (ВНИИГМ им. М.М. Федорова).
5.7. В стволах, оборудованных канатными проводниками, на участках загрузки или разгрузки сосудов на конечных горизонтах и на поверхности должны предусматриваться жесткие проводники, а на подъемных сосудах - направляющие башмаки для них.
5.8. В местах перехода с канатных проводников на жесткие и с жестких на канатные скорость подъема не должна превышать 1,5 м/с.
5.9. При канатных проводниках в качестве основных направляющих устройств должны использоваться разъемные направляющие муфты со сменными втулками.
5.10. При проектировании канатных проводников надлежит руководствоваться «Временными нормами и рекомендациями на проектирование канатных проводников многоканатных подъемных установок», разработанными МакНИИ.
5.11. Зазоры между максимально выступающими частями подъемных сосудов и крепью ствола должны приниматься согласно отраслевым правилам безопасности.
5.12. Для очистки зумпфов следует предусматривать средства механизации, исключающие необходимость пребывания обслуживающего персонала в зумпфовой части ствола при работе подъема.
6.1. Для вертикальных одноканатных подъемов следует применять, как правило, оцинкованные круглопрядные канаты с линейным и точечно-линейным касанием проволок, предусмотренные действующими ГОСТ, с маркировочной группой прочности 1568 МПа (160 кгс/мм2). Допускается применять канаты с маркировочной группой прочности до 1764 МПа (180 кгс/мм2). Предпочтительным является унифицированный ряд канатов по ГОСТ 7668-80 диаметром 27; 33; 36,5; 42; 46,5; 50,5; 53,5; 58,5; 63 мм.
При больших глубинах и концевых нагрузках, при которых канаты по ГОСТ 7668-80 не могут быть приняты по прочностным характеристикам, следует принимать канаты по ГОСТ 7669-80 с металлическим сердечником. Предпочтительным является унифицированный ряд канатов: 28; 32,5; 35,5; 39; 42; 45,5; 49; 52; 60,5 мм.
6.2. Для многоканатных подъемов следует использовать оцинкованные канаты предпочтительно из унифицированного ряда по ГОСТ 7668-80 диаметром: 27; 33; 36,5; 42; 46,5; 50,5 мм.
6.3. В качестве подъемных канатов наклонных подъемных установок следует применять канаты крестовой свивки диаметром не менее 20 мм с диаметром проволок наружного слоя не менее 1,6 мм.
7.1. Уравновешивающие канаты при одноканатном подъеме следует, как правило, использовать при глубинах более 550 м при отношении
где Рг∙к - линейная плотность подъемного каната, кг/м;
Нn - высота подъема, м;
Q - масса полезного груза, кг.
7.2. В качестве уравновешивающих предпочтительно следует применять круглые малокрутящиеся канаты с маркировочной группой прочности не ниже 1372 МПа (140 кгс/мм2). Если шахтные условия не позволяют использовать вертлюги для круглых уравновешивающих канатов (абразивная пыль), следует применять плоские канаты или плоские резинотросовые ленты.
7.3. При уравновешивающих стальных канатах в зумпфе должны быть установлены отбойные брусья, предотвращающие скручивание петли каната. Деревянные отбойные брусья должны быть футерованы конвейерной лентой и расположены в 3 яруса через 2 - 2,5 м. При ограниченной глубине зумпфа и небольшой свободной от воды части зумпфа допускается иметь 2 ряда брусьев. Расстояние между нижней частью петли и нижним брусом должно обеспечивать свободное перемещение петли каната при переподъеме.
7.4. Расположение плоских уравновешивающих канатов должно исключать прямое попадание вентиляционной струи на широкую сторону каната.
8.1. При проектировании новых и реконструируемых подъемов следует предусматривать:
сооружение специальных площадок для осмотра и обслуживания подъемных сосудов, разгрузочных кривых, амортизационных устройств, отбойных брусьев, посадочных балок, канатов подъемных, уравновешивающих, тормозных, проводниковых;
перекрытия для испытания парашютов клетей и противовесов и ремонта скипов одноканатных подъемов;
необходимые приспособления и средства механизации для смены и навески канатов и сосудов и свободные подъезды к монтажным проёмам надшахтных зданий и башенных копров;
приспособления и средства механизации для замены копровых шкивов.
Настилы площадок, устанавливаемых в стволе, следует выполнять сплошными для клетевых и решетчатыми для скиповых стволов. Размеры ячейки решетки должны быть не более 70´70 мм.
8.2. Глубина зумпфа стволов должна определяться:
глубиной опускания нижнего сосуда при переподъеме с учетом размещения амортизаторов многоканатных подъемов и конструкций подъемных сосудов;
необходимой высотой для размещения натяжных устройств тормозных и проводниковых канатов;
размещением отбойных брусьев для уравновешивающих канатов;
возможностью спуска длинномерных материалов под клетью;
емкостью для сбора воды, поступающей в зумпф, предусмотрев расстояние не менее 1 м между нижней кромкой петли уравновешивающего каната и верхним уровнем воды в зумпфе;
в стволах, используемых для спуска - подъема людей, - величиной аварийного переподъема, а также верхним уровнем воды в зумпфе, который должен быть ниже возможного опускания дна клети при переподъеме.
8.3. В зумпфе должны иметься кнопки «стоп», блокирующие цепи управления подъемов.
8.4. Загрузочные устройства следует применять типажные с датчиками весовой дозировки и дублированием контроля загрузки датчиками уровня. Сигнал о заполнении бункеров следует выводить на пульт управления машины. На шахтах угольной промышленности камеры загрузочных устройств должны располагаться, как правило, выше основного горизонта, загрузочные устройства предпочтительно применять с наклонным дозатором.
8.5. Натяжение проводниковых и отбойных канатов должно осуществляться грузами, расположенными в нижней части ствола.
9.1. Для вертикальных подъемов следует применять барабанные одноканатные или многоканатные со шкивами трения подъемные машины, для наклонных - барабанные одноканатные. При конечной глубине ствола и проектной производительности подъема, обеспечивающихся канатоемкостью и грузоподъемностью одноканатных подъемных машин, следует принимать одноканатный подъем, в остальных случаях - многоканатный. Допускается применение многоканатного подъема вместо одноканатного в стесненных условиях компоновки поверхности при реконструкции шахт.
Для шахт угольной промышленности многоканатный подъем следует применять, как правило, при глубине ствола больше 700 м.
9.2. Выбор типа подъемной машины и ее параметров должен обосновываться проектом. Следует преимущественно применять:
- барабанные подъемные машины МПУ из унифицированного ряда НКМЗ;
- многоканатные подъемные машины ЦШ5´4 и ЦШ5´8 (для грузового и, при необходимости, для клетевого подъема) и ЦШ4´4 - для породного и для клетевого подъема.
Выбор других типоразмеров подъемных машин, предусмотренных ГОСТ, следует обосновывать проектом.
В анкетах на заказ подъемной машины необходимо указывать, что механическая часть должна быть изготовлена с учетом максимальных статических величин натяжения и разности натяжений, предусмотренных ГОСТ.
9.3. Допускается применение многоканатных подъемных машин наземного расположения при соответствующем обосновании в каждом конкретном случае.
9.4. Удельное давление каната на футеровку многоканатных подъемных машин не должно, как правило, превышать:
для закрытых канатов - 2,5 МПа (25 кгс/см2);
для трехграннопрядных и круглопрядных с линейным касанием проволок - не больше 2,0 МПа (20 кгс/см2).
Большие давления допускаются по согласованию с заводом-изготовителем машин.
9.5. Расчетный коэффициент трения подъемных канатов по футеровке канатоведущего шкива следует принимать:
0,2 - для закрытых канатов;
0,25 - для трехграннопрядных и круглопрядных канатов с линейным и точечно-линейным касанием проволок.
9.6. Для многоканатных подъемов при необходимости выбора схемы с отклоняющим шкивом угол обхвата канатом шкива трения следует принимать в пределах 185 - 195°.
9.7. Для подъемных установок с многоканатными машинами следует производить проверочные расчеты на нескольжение по «Методическим указаниям к расчету тормозного момента и проверочному расчету на нескольжение канатов в режимах предохранительного торможения подъемных машин со шкивом трения», разработанным ВНИИГМ имени М.М. Федорова.
10.1 Скиповые подъемные установки с общей установленной мощностью привода свыше 2500 кВт следует оснащать тихоходными двигателями постоянного тока, до 2500 кВт следует, как правило, оборудовать асинхронным приводом с двумя или одним двигателем мощностью до 1250 кВт в единице. Предпочтительным является двухдвигательный привод, обеспечивающий работу подъемной установки с одним двигателем в экстренных случаях.
10.2. Клетевые подъемные установки с общей установленной мощностью привода свыше 2000 кВт следует оснащать тихоходными двигателями постоянного тока. При мощности до 1250 кВт предпочтительным является двухдвигательный асинхронный привод.
10.3. Питание подъемных двигателей постоянного тока следует, как правило, принимать от тиристорных преобразователей унифицированной серии. В случае невозможности использования тиристорных преобразователей по условиям питающей сети допускается применение комплекта машин и аппаратуры системы Г-Д.
10.4. По надежности электроснабжения шахтные подъемные установки следует относить к следующим категориям:
клетевой подъем грузолюдской, людской (основной электропривод и собственные нужды) - 1;
людской и грузолюдской подъем по наклонному стволу, оборудованный вагонетками (основной электропривод и собственные нужды) - I;
вспомогательный клетевой подъем на вентиляционном стволе - II;
аварийно-ремонтный (инспекторский) подъем - III;
скиповый подъем полезного ископаемого (основной электропривод и собственные нужды) - II;
скиповый породный подъем - III;
11.1. Для скиповых и клетевых подъемов следует принимать семипериодные тахограммы. Для вертикальных людских и грузовых подъемов величина основного ускорения и замедления не должна превышать 0,75 м/с2.
11.2. Скорость равномерного движения сосуда на втором и шестом участках тахограммы следует принимать не более 0,5 м/с. Ускорение при трогании с места и замедление при стопорении не должно превышать 0,3 м/с2.
11.3. Суммарный путь движения для первого и второго участков тахограммы следует принимать для скипов равным длине кривых, увеличенной на 0,5 м, для клетей - 1,5 м. Суммарный путь движения на 6 и 7 участках тахограммы следует принимать равным для скипов удвоенной длине кривых, для клетей - 3 м.
12.1. Системы управления подъемами должны обеспечивать в нормальном режиме полную автоматизацию скиповых подъемов и дистанционное управление из клети (лифтовое), либо из надшахтного здания грузолюдскими и людскими клетевыми подъемами.
12.2. Для выполнения операций по осмотру и ремонту ствола и элементов подъема, спуска-подъема негабаритных грузов, при авариях должна обеспечиваться возможность ручного управления из машинного зала скиповыми и клетевыми подъемами.
12.3. У разгрузочных и загрузочных устройств, на промежуточных горизонтах и в других местах обслуживания должны быть установлены кнопки или выключатели для включения предохранительного торможения машины.
12.4. Схема управления подъемом должна предусматривать следующие основные виды защит, блокировок и контроля:
12.4.1. Вызывающие предохранительное торможение подъемных машин:
а) от переподъема подъемного сосуда;
б) при срабатывании максимальной и нулевой защиты;
в) от износа тормозных колодок сверх нормы;
г) от самопроизвольного обратного хода машины;
д) от увеличения вдвое против расчетного значения периода пуска, замедления или дотягивания;
е) от повреждения электрической цепи управления рабочим тормозом или механического привода электрического ограничителя скорости;
ж) от замыкания в цепях управления и защиты;
з) от понижения давления в тормозной системе;
и) от превышения максимальной скорости;
к) от провисания струны каната, а также напуска каната (по мере освоения заводами выпуска соответствующей аппаратуры);
л) при зависании сосуда в любой точке ствола или в разгрузочных кривых (по мере освоения заводами выпуска соответствующих датчиков);
м) от неполной загрузки бункера и неполного открывания или закрывания секторного затвора загрузочного устройства (контроль его конечных положений);
н) от самопроизвольного выхода из зацепления муфты механизма перестановки;
о) от перехода с ручного управления на автоматическое и обратно без наложения предохранительного тормоза;
п) от увеличения хода тяг тормозов;
р) от обрыва кинематической цепи аппарата задания и контроля хода подъемных машин (АЗК);
с) от проскальзывания канатов по канатоведущему шкиву и от самопроизвольного спуска груженого скипа многоканатного подъема;
т) от захода в разгрузочные кривые клети с подвижным кузовом при подъеме в ней людей;
у) от поднятия петли уравновешивающих канатов;
ф) от заполнения скипового разгрузочного бункера выше верхнего допустимого уровня.
12.4.2. Контрольные устройства, исключающие повторный запуск машин в случаях:
а) неполного растормаживания колодок при пуске;
б) снижения сопротивления изоляции в цепях защиты и управления, сигнализации;
в) прекращения смазки подшипников (при принудительной смазке) и их перегрева, перегрева статора двигателя;
г) нарушения охлаждения электрических машин (в том числе тиристорного преобразователя);
д) перегрева компрессора тормозной системы.
12.4.3. На подъемах с приводом постоянного тока дополнительно к перечисленному должны быть предусмотрены следующие защиты и блокировки:
а) от отрыва отмотки возбуждения подъемного двигателя;
б) максимальная защита в главной цепи и нулевая защита сетевого двигателя преобразовательного агрегата;
в) от включения автомата главного тока при наличии остаточного напряжения на якоре генератора и контроль его положения;
г) от превышения напряжения генератора.
12.4.4. На подъемах с асинхронным приводом и динамическим торможением должны быть предусмотрены:
а) максимальная защита источников постоянного тока;
б) защита от исчезновения постоянного тока в статоре;
в) блокировка, обеспечивающая отключение динамического торможения при действии механического торможения.
12.5. При любых системах управления основные пульты управления клетевыми и скиповыми подъемными машинами должны устанавливаться в машинных залах.
Дополнительные пульты дистанционного управления должны устанавливаться в специально оборудованных помещениях:
для людских и грузолюдских подъемов - в надшахтном здании в районе возможного обзора операций по обмену вагонеток в клети;
для скиповых подъемов - в месте, определяемом проектом.
13.1. Проектом должна быть обеспечена полная механизация процессов загрузки и разгрузки скипов и клетей грузовых подъемов (в нормальном режиме работы), а также работы посадочных устройств.
13.2. Загрузку скипов следует, как правило, предусматривать на весу с дозированием количества загружаемого материала по весу и дублированием контроля загрузки специальными датчиками.
13.3. В качестве посадочных устройств для вертикальных клетевых подъемных установок следует, как правило, предусматривать качающиеся площадки с механическим приводом. Применение посадочных кулаков допускается в условиях, определенных отраслевыми правилами безопасности и правилами технической эксплуатации.
13.4. На нижнем рабочем горизонте при глубине более 700 м следует применять агрегаты с комбинированными посадочными устройствами (качающиеся площадки и выдвижные кулаки).
13.5. В вентиляционных стволах, используемых для запасного выхода, следует предусматривать, как правило, посадку клети в надшахтном здании и на нижнем горизонте на самооткидывающиеся кулаки с сигнализацией машинисту подъема обоих положений.
13.6. Для наклонных клетевых подъемов должны предусматриваться посадочные кулаки откидного типа с механическим приводом, расположенные по оси пути в количестве, соответствующем числу этажей клети.
13.7. При выходе на приемную площадку по самостоятельным рельсовым путям попеременно двух наклонных клетей необходимо предусматривать посадочные кулаки в сочетании с переходным мостиком, перекрывающим пространство над тем рельсовым путем, где в данный момент отсутствует клеть. Для перемещения вагонеток на перекидном мостике должны быть предусмотрены металлические направляющие под обод колес вагонетки, а также направляющие для прохода кулака толкателя. При перекатывании вагонетки по направляющим перекидного мостика вес вагонетки не должен передаваться на мостик.
13.8. Проектом в необходимых случаях должны предусматриваться устройства, устраняющие или снижающие дробление ископаемого в процессе загрузки и разгрузки скипов и передачи грузов на транспортные механизмы. С этой целью должны предусматриваться следующие мероприятия:
при истечении из бункера высота свободного падения не должна превышать 1,0 м;
при сбросе с конвейер-дозатора в бункер и из бункера в скип наклонную часть течек следует принимать под углом не менее:
для угля - 50°
для породы и неслежавшихся руд - 60°
для слежавшихся руд - 70°.
13.9. Бункеры (подземные и приемные на поверхности) должны быть оснащены устройствами для контроля уровня ископаемого, блокирующими работу подъема при пустом подземном и полном приемном бункерах.
13.10. Приемные бункеры должны быть оборудованы устройствами, предотвращающими попадание в скипы негабаритов размерами, превышающими максимальный размер куска по технической характеристике скипов.
14.1. Габариты зданий и помещений подъемных машин и нагрузки на строительные конструкции следует определять с учетом заводских строительных заданий, требований стандартов единой системы безопасности труда, отраслевых правил безопасности и правил технической эксплуатации.
14.2. Одноканатные подъемные машины следует размещать, как правило, в бесподвальных зданиях.
14.3. При размещении подъемных машин под канатами, пересекающими здание, необходимо устраивать ограждающие конструкции для защиты от капежа с канатов и их провисания при напуске.
14.4. В междуэтажном перекрытии здания одноканатной подъемной машины должен предусматриваться монтажный проем для спуска оборудования.
14.5. При определении размеров зданий одноканатных машин следует предусматривать проходы между пультом управления машиной и стеной не менее 1,5 м, между фундаментом подъемной машины и стеной не менее 700 мм.
14.6. В зданиях подъемных машин и машинных помещениях башенных копров следует предусматривать монтажные площадки, опорные конструкции под которые должны рассчитываться на вес самого тяжелого монтажного узла машины.
14.7. Принимаемые проектом технологические решения по размещению оборудования и устройств многоканатных подъемов в башенных копрах должны обеспечивать их минимальную высоту.
14.8. При размещении оборудования многоканатных подъемных установок на разных перекрытиях башенного копра следует прорабатывать возможность их обслуживания одним краном.
14.9. Зазор между рамами соседних многоканатных подъемных машин, располагаемых на одном перекрытии, должен приниматься по данным завода-изготовителя.
14.10. Отнесение помещений машинных зданий, башенных копров и пультов дистанционного управления к категориям производств по взрывопожароопасности следует производить по отраслевым перечням.
14.11. Разрешается размещение воздухосборников подъемных машин внутри башенных копров и машинных зданий.
14.12. В машинных зданиях и башенных копрах следует предусматривать санитарный узел.
14.13. Специальные требования к заданиям и помещениям подъемных машин (кроме предусмотренных соответствующими главами СНиП) по температуре, чистоте, влажности и скорости воздуха, уровню шума и вибрации не предъявляются.
15.1. В зданиях одноканатных подъемных машин следует предусматривать грузоподъемные средства для обслуживания оборудования в период эксплуатации, грузоподъемность которых должна позволять подъем электродвигателя или его основных узлов в зависимости от типа привода (асинхронный или постоянного тока), а также элементов подъемной машины (кроме редуктора и коренного вала). Предпочтительным является применение ручных опорных и подвесных кранов. Для подъема редуктора и коренного вала должны использоваться переносные гидродомкраты и полиспасты.
15.2. Должна предусматриваться возможность подвески грузоподъемных средств над подшкивными площадками копров.
15.3. В помещениях многоканатных подъемных машин, располагаемых на башенных копрах, должны устанавливаться электрические мостовые краны, обеспечивающие возможность подъема с земли самого тяжелого элемента подъемной установки.
Длина струны каната определяется по методике, приведенной в приложении I (рекомендуемом).
При необходимости иметь длину струны больше рассчитанной по приложению I следует предусматривать установку поддерживающих ее роликов в проеме у выхода каната из здания и на промежуточной мачте между машинным зданием и копром. Отступления от приведенных требований допускаются по согласованию с отраслевым институтом по безопасности и при применении устройств, исключающих выход каната из желоба направляющего шкива. Аналогично устройство должно предусматриваться при углах наклона меньше 20°.
17.1. Во всех башенных копрах должны устанавливаться лифтовые подъемники с остановками на отметках расположения оборудования, требующего обслуживания, ремонта и осмотра.
17.2. Для башенных копров следует принимать лифты грузоподъемностью не менее 320 кг.
17.3. Все подъемные лифтовые установки должны отвечать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов».
17.4. Лифт должен располагаться в изолированном отделении.
17.5. Систему управления следует проектировать кнопочную внутреннюю с вызовом порожней кабины на любую посадочную площадку.
Аварийно-ремонтные подъемы должны соответствовать требованиям отраслевых правил безопасности и правил технической эксплуатации.
19.1. Фонд времени и режим работы персонала, обслуживающего подъемные установки, определяется режим работы этих установок, приведенным в разделе 3 настоящих норм.
19.2. Численность рабочих и ИТР по обслуживанию подъема следует определять по «Нормативам для расчета численности рабочих в проектах угольных шахт», «Типовым структурам управления и штатам ИТР и служащих угольной шахты» и аналогичным документам других министерств. При отсутствии таких документов допускается определять количество рабочих в проекте путем их расстановки по рабочим места с учетом отраслевых эксплуатационных инструкций.
Машинист подъемной установки должен быть обеспечен связью с горным диспетчером и административно-хозяйственной, а также пожарной сигнализацией.
(рекомендуемое)
*) Приложена институтами МакНИИ и «Кривбасспроект».
Предельная длина струны каната определяется по формуле
где ХI - длина струны, определяемая по номограмме в зависимости от соотношения концевого груза Q в линейной плотности каната q, (кГ/м);
μ - фактическое отношение глубины желоба на барабане, принимаемой по заводским данным, к радиусу каната.
СОДЕРЖАНИЕ