Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

Постановление Правительства Москвы от 4 октября 2005 г. N 760-ПП

Об Экологической доктрине города Москвы

Для решения городских экологических проблем была разработана и одобрена 19 июля 1999 г. решением Экологического консультативного совета при Мэре г. Москвы Концепция обеспечения экологической безопасности города Москвы, которая стала базовым документом города, определяющим стратегические направления экологической политики мегаполиса в увязке с эколого-градостроительным развитием.

Определяющим экологическим документом города на 2003-2005 годы стала Целевая среднесрочная экологическая программа города Москвы, определившая ключевые направления в области охраны окружающей среды и природопользования. Мероприятия по улучшению состояния окружающей среды, намеченные к реализации указанной программой, вошли в перечень приоритетных работ градостроительных планов развития территорий административных округов города Москвы.

Для реализации конституционного права жителей города Москвы на благоприятную окружающую среду, сохранения и развития комфортной среды обитания горожан, а также в целях обеспечения экологической безопасности города Москвы на долгосрочный период Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить Экологическую доктрину города Москвы (приложение).

2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:

2.1. Совместно с Комплексом городского хозяйства Москвы, Комплексом архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы, Комплексом экономической политики и развития города Москвы, Комплексом социальной сферы города Москвы и префектурами административных округов города Москвы во втором полугодии 2005 года с учетом реализации основных положений Экологической доктрины города Москвы разработать и представить в Правительство Москвы в установленном порядке Целевую среднесрочную экологическую программу города Москвы на 2006-2008 гг.

2.2. В трехмесячный срок после утверждения Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 гг. разработать регламенты взаимодействия с органами государственной власти (пункт 2.1).

2.3. В трехмесячный срок провести социологический опрос населения города Москвы по оценке эффективности проводимых природоохранных мероприятий и определению готовности горожан к участию в работе по реализации приоритетных направлений Экологической доктрины города Москвы.

2.4. Обеспечить во втором полугодии 2005 года выпуск буклета "Экологическая доктрина города Москвы".

2.5. Совместно с Пресс-службой Мэра и Правительства Москвы организовать подготовку программы на телеканале ТВЦ об Экологической доктрине города Москвы.

3. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы оказывать содействие Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в освещении Экологической доктрины города Москвы в печатных изданиях и на городских радио- и телеканалах.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.

О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы в июне 2006 года.

 

Мэр Москвы                                 Ю.М. Лужков

Приложение

к постановлению Правительства Москвы

от 4 октября 2005 г. N 760-ПП

Экологическая доктрина города Москвы

 

Введение

I. Общие положения

II. Цели, задачи и принципы экологической политики города Москвы

III. Основные мероприятия по реализации Доктрины

1. Обеспечение нормативных показателей качества воздуха

2. Обоснование предлагаемых целевых показателей по снижению уровня заболеваемости

3. Обеспечение рационального водопользования и защиты водных объектов от загрязнения

4. Управление отходами производства и потребления

5. Управление озелененными территориями

6. Охрана почв

7. Экология жилища

8. Продукты питания

9. Обеспечение защиты населения от воздействия шума, вибрации, инфра- и ультразвука, радиационных и электромагнитных излучений

IV. Развитие системы управления охраны окружающей среды и природопользования

1. Экологическая экспертиза

2. Нормирование в области охраны окружающей среды

3. Экономические механизмы управления качеством окружающей среды

3.1. Экологические платежи

3.2. Возмещение вреда окружающей среде

4. Экологическая сертификация

5. Экологический аудит

V. Развитие системы экологического образования и просвещения

VI. Финансовое обеспечение целевых показателей Доктрины

VII. Реализация экологической доктрины города Москвы

Введение

Экологическая доктрина города Москвы (далее - Доктрина) ориентирована на устойчивость охраны окружающей среды, предупреждение экологически обусловленных заболеваний населения и создание комфортной среды проживания.

Доктрина учитывает передовой отечественный и зарубежный опыт, тенденции развития нормативной базы в области охраны окружающей среды.

Правительство Москвы реализует городские программы по следующим направлениям:

- сокращение загрязнения атмосферного воздуха до гигиенически приемлемых уровней на территориях, не подверженных прямому влиянию автотрасс;

- сокращение площади территорий, подверженных негативному влиянию автотранспорта, в т.ч. создание зон низких выбросов;

- сокращение выбросов автотранспорта и снижение уровня загрязнения воздуха на автотрассах (постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 952-ПП "О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками", от 17 августа 2004 г. N 572-ПП "О дальнейшем развитии и повышении качества технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве");

- сокращение объема выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями, в т.ч. исключение несанкционированных выбросов (постановления Правительства Москвы от 8 июля 2003 г. N 529-ПП "О мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями и организациями, расположенными на территориях административных округов города Москвы (кроме Центрального административного округа), на период до 2006 года"; от 29 апреля 2003 г. N 294-ПП "О мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями и организациями, расположенными на территории Центрального административного округа, на период до 2020 года");

- сокращение площади и реабилитация территорий промышленных зон (постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2004 г. N 107-ПП "О целевой программе реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг.);

- улучшение качества поверхностных и подземных вод, сокращение объема выбросов неочищенных вод, в т.ч. поверхностного стока (постановление Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 666-ПП "О Целевой долгосрочной программе по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года");

- сокращение площади зон повышенного шумового дискомфорта (постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2001 г. N 410-ПП "О проекте градостроительного плана развития территории Центрального административного округа до 2020 года", от 2 апреля 2002 г. N 246-ПП "О Концепции развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года", Закон города Москвы от 12 июля 2002 г. N 42 "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве");

- энерго- и ресурсосбережение (постановления Правительства Москвы от 1 июня 2004 г. N 365-ПП "Об основных направлениях развития системы теплоэлектроснабжения города Москвы на период до 2020 года", от 2 декабря 2003 г. N 999-ПП "О Концепции внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство");

- увеличение доли перерабатываемых отходов производства и потребления (постановление Правительства Москвы от 23 марта 2004 г. N 164-ПП "О Концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы и проекте закона города Москвы "Об обращении с отходами производства и потребления города Москвы");

- создание системы экологической сертификации и аудита (постановление Правительства Москвы от 13 мая 2003 г. N 353-ПП "О создании и внедрении Системы добровольной сертификации "Московский экологический Регистр", от 22 июля 2003 г. N 568-ПП "Об утверждении Временного положения о Системе экологического аудита в городе Москве, Временного порядка проведения экологического аудита, Критериев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита");

- реабилитация загрязненных земель (постановление Правительства Москвы от 27 июля 2004 г. N 514-ПП "О повышении качества почвогрунтов в городе Москве");

- защита и расширение "зеленых" зон, охраняемых природных и рекреационных территорий (постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве", от 7 декабря 2004 г. N 854-ПП "О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве");

- воссоздание и сохранение биоразнообразия (постановление Правительства Москвы от 2 марта 2004 г. N 116-ПП "О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы");

- обеспечение экологически безопасной среды обитания человека в жилых и общественных зданиях (распоряжения заместителя Премьера Правительства Москвы от 26 апреля 1995 г. N 397-РЗП "О введении в действие Санитарно-экологического паспорта строительной продукции", от 5 июня 1996 г. N 699-РЗП "Об апробации Санитарно-экологического паспорта строительной продукции на объектах строительства в г. Москве");

- усиление роли экологического образования (приложение 4 ("Комплексная программа непрерывного экологического образования в городе Москве до 2005 года") к постановлению Правительства Москвы от 13 июня 1995 г. N 537 "О подготовке системы образования города Москвы к новому 1995/1996 учебному году в плане реализации программы "Столичное образование").

Москва - один из самых северных мегаполисов мира, климатическими особенностями которого обусловлена относительно низкая способность экосистем к самовосстановлению: зеленые насаждения, микробиологические системы водоемов, почвы способны к активной ассимиляции загрязняющих веществ и самоочищению лишь 5-6 месяцев в году.

Город Москва как сложная многофункциональная природно-антропогенная система продолжает развиваться в жестких условиях формирования рыночной экономики и остро нуждается в выработке новых подходов к управлению качеством окружающей среды.

В Москве на площади 1080 км2 сосредоточено около 4 тысяч промышленных предприятий. В черте города сформировалось 66 промышленных зон, размещены 14 ТЭЦ, 63 районные тепловые станции и более 1 тысячи котельных.

Автомобильный парк города составляет более 3 млн. единиц, на территории города расположено более 2,5 тысяч автотранспортных хозяйств. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в год составляет более 1 млн. тонн (83% выброса приходится на автотранспорт, 17% - на стационарные источники - промышленность и топливно-энергетический комплекс).

Плотность населения в Москве приближается к 10 тысячам человек на км2. Город постоянно наращивает темпы жилищного строительства. За последнее десятилетие введено в эксплуатацию около 40 млн. м2 жилья. Генеральным планом развития города до 2020 года предусматривается дальнейший рост объемов жилищного строительства и объектов социальной инфраструктуры. Высокоплотная многоэтажная застройка, превышение застроенной и замощенной части территории над озелененными и свободными пространствами влияют на микроклиматические условия и на комфортность среды обитания.

В последние годы объемы образования в Москве отходов производства и потребления составляют более 16 млн. тонн в год. Ежегодный прирост объемов образования отходов производства и потребления составляет 3-4%, при этом доля рециклинга вторичных материальных ресурсов крайне мала, показатель захоронения отходов на полигонах твердых бытовых отходов (далее - ТБО) составляет 87%. Объем образования отходов производства и потребления возрастает не только за счет ТБО, но и за счет отходов строительства и сноса (программа реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города Москвы).

В 2004 году в город подавалось 4543,1 тыс. м3 воды, из них на долю коммунальных нужд приходится 336,4 тыс. м3, на промышленные нужды направлялось 499,5 тыс. м3. Отведение на станции аэрации (Люберецкую и Курьяновскую) составило 5230,5 тыс. м3.

Вышеперечисленные характеристики усугубляются следующими факторами:

- низкой эффективностью существующих федеральных экономических механизмов природопользования и охраны окружающей среды;

- низким технологическим уровнем промышленного производства и высокой степенью изношенности основных фондов, отсутствием экологического менеджмента на предприятиях с высокими показателями ресурсопотребления и образования отходов производства;

- недостаточным уровнем экологического сознания и экологической культуры населения.

Все это cущественно влияет на формирование экологической обстановки на территории города Москвы и должно учитываться при формировании и проведении экологической политики.

Быстро изменяющиеся экономические, правовые и экологические условия требуют корректировки предложений и подходов в решении проблем охраны окружающей среды мегаполиса.

Опыт реализации Концепции обеспечения экологической безопасности города Москвы и Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы показал, что планирование на долгосрочный период конкретных технологических мероприятий не имеет серьезного экономического обоснования.

Современная государственная политика в области природопользования и охраны окружающей среды в последние годы претерпела существенные изменения, в частности, были значительно сокращены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в экологической сфере с передачей их на федеральный уровень.

Для предотвращения ухудшения качества окружающей среды в городе Москве с учетом изменения Российской Федерацией нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды разработана Доктрина.

I. Общие положения

Доктрина, принимаемая Правительством Москвы на длительный срок, состоит из:

- целевых показателей качества компонентов окружающей среды;

- экологических ограничений по сферам хозяйственной и иной деятельности в городе Москве.

Улучшение качества окружающей среды остается приоритетным направлением для Правительства Москвы. Обеспечение комфортности проживания населения без ущерба окружающей среде требует жесткой увязки всех программных хозяйственных решений.

Доктрина учитывает региональные особенности взаимодействия человека и природы в городе Москве и признает особую важность сохранения природных систем города Москвы для создания комфортной среды проживания населения. Доктрина увязана с основными направлениями международной политики и международными обязательствами Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, рекомендациями конференции ООН ("Повестка дня 21 Век" Рио-де-Жанейро, 1992 год), решением Всемирной встречи на высшем уровне в 2002 году (Йоханнесбург), передовым зарубежным опытом, закрепленным в нормативно-правовой базе Европейского союза в области окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

II. Цели, задачи и принципы экологической политики города Москвы

Целью экологической политики города Москвы является реализация функции государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов отраслей экономики и социально-экономической сферы, организаций и граждан при принятии любых решений на всех уровнях городского управления, учитывающих и минимизирующих возможные негативные последствия для окружающей среды и здоровья населения.

Основные принципы экологической политики города Москвы включают:

- развитие механизмов предупреждения возникновения потенциальных негативных воздействий на экологию города;

- разработку новых технологических процессов, обеспечивающих совместимость с окружающей средой путем создания экологически чистых энерготехнологических комплексов для переработки и производства материалов, в том числе из техногенных и бытовых отходов;

- компенсацию за причиненный ущерб (загрязнитель платит);

- взаимодействие городской администрации с жителями города при решении вопросов охраны окружающей среды;

- закрепление границ хозяйственного (человеческого) вмешательства в природную среду;

- обеспечение соблюдения природоохранного законодательства в организации хозяйственной деятельности;

- предотвращение негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности;

- отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с непредсказуемым воздействием на природные системы и окружающую среду в целом;

- открытость и доступность экологической информации, прозрачность системы принятия решений в области охраны окружающей среды;

- участие общественных организаций и объединений, органов местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и устойчивого развития;

- обеспечение условий формирования здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели в Доктрине устанавливаются на срок до 2010 года и поэтапно обеспечиваются следующие целевые показатели:

- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха не менее чем на 10% (по загрязняющим веществам - оксидам азота, оксиду углерода, акролеину, бензолу, конденсированным ароматическим соединениям):

снижение выбросов от ТЭЦ "Мосэнерго" на 23%. В настоящее время на 80% территории Москвы (примерно 835 км2) выбросы ТЭЦ "Мосэнерго" дают среднесезонные концентрации диоксида азота - 5-10 мкг/м3, что составляет 0,2-0,3 ПДК (в соответствии со Схемой теплоэлектроснабжения города Москвы на период до 2020 года. После реализации Схемы теплоэлектроснабжения площадь с концентрациями 5-10 мкг/м3 сократится до 30%);

сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за период 2004-2010 гг. на 27717 тыс. тонн (Городская целевая программа по энергосбережению на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года);

снижение выбросов от автотранспортных средств на 10% к 2007 году (в соответствии с переходом на газообразное моторное топливо, соответствующее по качеству современным европейским нормативам (Программа перевода муниципального транспорта на газообразное моторное топливо);

снижение выбросов по оксидам азота на 20%, по оксиду углерода на 35%, по углеводородам на 52% (изменение структуры автопарка позволит реализовать переход на нормы Евро-2, Евро-3 (проект целевой программы города Москвы "Снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на экологию города Москвы на 2005-2007 годы");

снижение выбросов на 10% от автотранспортных средств к 2007 году (в соответствии с переходом на моторное топливо, соответствующее по качеству современным европейским нормативам и в соответствии с результатами расчета экологической эффективности от внедрения "стандарта организации на бензин и дизельное топливо для автомобильной техники, эксплуатируемой в городе Москве";

- снижение заболеваемости населения, в том числе пневмонией, аллергическим ринитом и бронхиальной астмой, болезням органов кровообращения, онкологическими заболеваниями (в результате выполнения намеченных природоохранных мероприятий по сокращению выбросов автотранспорта наиболее существенно снизятся выбросы по оксидам углерода и азота на всей территории города, а также выбросам углеводородов на территориях, прилегающих к автотрассам. За счет снижения выбросов в атмосферу на территории Москвы можно прогнозировать снижение концентраций диоксида азота на 20%, что составляет 6 мкг/м3. Такое снижение концентраций, по данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), может привести к снижению частоты заболеваний нижних дыхательных путей на 4%);

- реабилитация 500 га территорий водоохранных зон (в соответствии с Целевой долгосрочной программой по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года предусмотрены работы по благоустройству водоохранных зон в 2005-2006 годах - рек Яузы, Городни, Сходни. Градостроительным планом развития территорий Северо-Западного административного округа города Москвы предусмотрено осуществление мероприятий по благоустройству прибрежной зоны в районе Строгино вдоль реки Москвы вокруг Строгинской поймы на площади около 100 га, приведение в порядок прибрежной полосы реки Сходни на территории Куркино (проекты планировки благоустройства и озеленения согласованы Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Предусматривается финансирование разработки проекта развития данной территории на площади 328 га);

- реабилитация 1500 га почвенного покрова (реабилитация почвенного покрова производится при осуществлении озеленительных работ и при строительстве, реконструкции объектов жилищного и иного строительства; предусматривается планируемой программой по охране почв, ежегодно утверждаемыми Правительством Москвы программами озеленительных работ (создание новых объектов озеленения, капитальный ремонт и реконструкция существующих);

- создание новых озелененных территорий на площади 200 га (предусматривается программой реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг., программой восстановления растительных сообществ и биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ), градостроительными планами развития территорий административных округов города Москвы);

- образование ООПТ на площадях 4342 га (предложения по образованию ООПТ предусмотрены одобренной Правительством Москвы и направленной на утверждение в Московскую городскую Думу Схемой развития и размещения ООПТ в городе Москве);

- цветочное оформление города (с учетом сезонной сменности) на площадях 985 тыс. м2. Показатели по цветочному оформлению предусматриваются Генеральными схемами цветочного оформления (в 2004 г. были установлены плановые показатели по объемам цветочного оформления на площади 534,68 тыс. м2 с учетом сезонной сменности, фактически выполнены работы на площади 738,59 тыс. м2. По Центральному административному округу города Москвы в 2004 году площадь, занимаемая цветниками, увеличилась на 5% по сравнению с 2003 годом, ежегодными Программами цветочного оформления, распорядительными документами Правительства Москвы по Городским фестивалям цветников города Москвы).

Ключевым условием достижения целевых показателей является гарантированное финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, преимущественно за счет средств городского бюджета, выделенных отдельной строкой в разделе "Охрана окружающей среды".

С учетом изменений, произошедших в федеральном законодательстве в области охраны окружающей среды, Правительством Москвы подготовлены проекты соглашений с Федеральными службами экологического надзора по передаче части полномочий Правительству Москвы и проекты федеральных законов по внесению изменений в действующее федеральное законодательство.

Необходима проработка возможности подготовки Федерального закона "Об обеспечении экологической безопасности города Москвы", учитывающего специфику города Москвы.

Федеральный закон должен определить:

- статус источников питьевого водоснабжения города Москвы;

- необходимые площади для размещения объектов по обезвреживанию и переработке отходов жизнедеятельности города;

- особые требования к автотранспорту и организации дорожного движения в городе Москве;

- статус лесных территорий в пригородной зоне, необходимых для обеспечения благоприятных условий развития столицы и экологической комфортности проживания населения;

- статус лесопарковых и водных объектов на территории города Москвы как имеющих первостепенное значение для создания благоприятной среды проживания.

Закон должен четко устанавливать экономические и административные взаимоотношения между Российской Федерацией, Москвой, Московской областью и иными субъектами Российской Федерации по названным вопросам, включая ответственность соответствующих бюджетов и полномочия органов власти.

III. Основные мероприятия по реализации Доктрины

1. Обеспечение нормативных показателей качества воздуха

Снижение выбросов в атмосферу будет происходить за счет двух основных направлений:

- от снижения выбросов ТЭЦ ОАО "Мосэнерго";

- от снижения выбросов автотранспорта (обеспечение будет осуществлено за счет перехода на использование автомобильной техники с нормами Евро-2, Евро-3 по токсичности выбросов.

Для решения проблемы внедрения альтернативного вида топлива до конца 2010 года потребуется не менее 2 млрд. руб. (бюджетное финансирование и средства субъектов).

Достижению целевых показателей качества атмосферного воздуха будет способствовать поэтапная реализация следующих мероприятий:

- повышение эффективности государственного экологического контроля выбросов загрязняющих веществ от эксплуатируемого автотранспорта;

- создание эффективных механизмов (экономических, административных, правовых) ускорения обновления автомобильного парка за счет поступления в него автомобилей с экологическими характеристиками ЕВРО-3 и выше;

- дестимулирование поездок на личном автотранспорте (одной из ключевых задач по снижению влияния выбросов от автотранспорта на качество атмосферного воздуха является активная популяризация среди населения общественного автотранспорта. В перспективе количество автомашин в городе будет устойчиво превышать пропускную возможность транспортных артерий мегаполиса. В этих условиях, как показывает зарубежный опыт, преимущественное развитие общественного автотранспорта не имеет альтернативы. Предстоит увеличить интенсивность и комфортность общественного автотранспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи), создавать и выделять полосы приоритетного движения общественного транспорта. Дополнительно предстоит установить отдельные экологически проблемные зоны города для пропуска автотранспорта, соответствующего европейским нормативам Евро-3 и Евро-4);

- сокращение выбросов паров бензина на автозаправочных станциях (с увеличением парка автомашин связано увеличение количества АЗС и объемов потребления бензина). Бензоколонки во многих случаях расположены в зоне жилой застройки. Сокращение выбросов паров бензина при заправке в емкости из бензовозов предполагает развитие системы рекуперации паров бензина "нефтебаза-бензовоз-бензозаправка-нефтебаза" (только за счет улавливания паров бензина сберегается до нескольких тысяч тонн топлива в год). Такие системы работают в большинстве крупных городов зарубежных стран, в частности, в Лондоне эту схему реализует компания "Бритиш Петролеум");

- развитие системы парковок, строительство в жилых комплексах подземных гаражей, а также организация дешевых муниципальных автостоянок;

- развитие общественного транспорта, в том числе:

оснащение муниципального парка автобусами с эмиссией загрязняющих веществ не ниже Евро-3 с применением топлив с улучшенными экологическими характеристиками и использование альтернативных видов топлива: диметилового эфира, сжатого природного газа и сжиженного углеводородного газа (пропан-бутан) с ежегодным бюджетным финансированием не менее 600 млн. руб.;

развитие электрических видов транспорта, в т.ч. метрополитена, троллейбусной сети (один троллейбус рассчитан на перевозку такого количества пассажиров, которое способны перевести 20 маршрутных такси. Загруженность городских магистралей, интенсивность движения, наличие "пробок" обосновывают значимость развития сети электрического транспорта в городе); сетей трамвайного сообщения (наиболее универсальным способом разгрузки метро является развитие сети скоростных трамвайных линий);

развитие городского рельсового транспорта, который является наиболее экологически чистым - малое метро, монорельсовая дорога, рельсовый автобус (планируется закупка рельсовых автобусов с низкотоксичными двигателями, оснащенными системой нейтрализации отработанных газов и дополнительной системой шумоглушения);

увеличение пропускной способности дорог, оптимизация управления дорожным движением, введение на территории города Москвы отличительного "Экологического знака автотранспортного средства" с установлением экологических классов автомобилей в зависимости от их экологических характеристик (самостоятельные задачи, имеющие важное социальное и экономическое значение для города, при этом их решение одновременно снижает и выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта);

- снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (к 2010 году крупные котлы на объектах энергетики и мусоросжигательных заводах должны иметь выбросы оксидов азота не более 100-150 мкг/м3 (на уровне "наилучших" из существующих технологий по уменьшению оксидов азота в газо-воздушных выбросах). Планируемое развитие промышленного и жилищного строительства прогнозирует рост тепловых нагрузок. Значимость выбросов загрязняющих веществ теплоэнергетического комплекса при формировании фонового загрязнения атмосферы города диктует необходимость снижения содержания серы до 1%-1,5% в мазутном топливе (применяется в качестве резервного);

- сокращение практики уплотнения городской застройки (уплотнение застройки, особенно в центральной части города, приводит к уменьшению скорости рассеивания вредных примесей и, как следствие, негативно влияет на качество атмосферного воздуха. При проектировании микрорайонов, отдельных зданий и сооружений фактор рассеивания (застоя) воздуха должен учитываться и рассчитываться в обязательном порядке. Необходимо расположение объектов строительства планировать с точки зрения создания эффекта "аэродинамической трубы" (использовать аэродинамический эффект многоэтажной застройки для увеличения скорости рассеивания вредных примесей). При проектировании объектов строительства необходимо проводить оценку транспортных последствий).

Для осуществления объективной оценки качества атмосферного воздуха создана система мониторинга, включающая сеть постов наблюдений с автоматическим измерением концентраций оксидов азота и мелкодисперсных частиц (РМ 10).

2. Обоснование предлагаемых целевых показателей по снижению уровня заболеваемости

По данным ВОЗ 23% всех заболеваний обусловлены воздействием факторов окружающей среды. В результате выполнения намеченных природоохранных мероприятий наиболее существенно снижаются выбросы по оксиду углерода и оксидам азота на всей территории города и выбросы углеводородов на территориях, прилегающих к автотрассам.

Для предотвращения и уменьшения вредного влияния загрязняющих факторов среды обитания на здоровье человека в Москве создана и развивается система социально-гигиенического мониторинга, одним из перспективных направлений которого является методология оценки риска для здоровья населения и прогноз вероятных социальных последствий для общества и здоровья граждан в результате действия вредных экологических факторов, ранжирования источников загрязнения среды обитания по величине потенциальной опасности для здоровья человека и различных социальных групп.

3. Обеспечение рационального водопользования и защиты водных объектов от загрязнения

Большинство проблем в сфере рационального водопользования успешно решается в рамках принятых городских программ.

Целевой долгосрочной программой по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года предусматривается защита водных объектов от загрязнения за счет:

- уменьшения поступлений загрязняющих веществ в водные объекты путем строительства очистных сооружений и благоустройства прибрежных территорий;

- выполнения инженерных мероприятий по предотвращению загрязнения, стимулированию процессов самоочищения и эффективной эксплуатации рек города Москвы;

- установления специального режима хозяйственной и иных видов деятельности в водоохранных зонах;

- сохранения и восстановления среды обитания объектов животного и растительного мира.

Для обеспечения приведенных выше целевых показателей требуется реализация следующих мероприятий:

- развитие сети водоемов и реабилитации малых рек (водоемы города имеют огромное значение для создания комфортных микроклиматических условий городской среды в целом: способствуют рассеиванию примесей вредных веществ в воздухе, поглощению аэрозолей, созданию необходимых параметров влажности и т.д.);

- принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих выполнение в обязательном порядке требований, предусматривающих проведение комплекса мероприятий по организации водоемов в виде восстановленного естественного или искусственно созданного объекта, либо по реабилитации участков малых рек в процессе разработки проектной документации застройки при реорганизации производственных территорий, реконструкции кварталов старой застройки с утвержденными расчетными показателями на 5 и более тысяч жителей;

- максимальное использование в хозяйственных целях доочищенных вод станций аэрации (мойка дорог, полив зеленых насаждений, обводнение малых рек и прудов);

- создание резервной системы водоснабжения из подземных источников (эта проблема требует незамедлительного решения в условиях повышения рисков чрезвычайных ситуаций. Столичная система обеспечения жителей питьевой водой должна отвечать требованиям по уровню безопасности. Кроме осуществления проекта строительства подземных водозаборов на юге Московской области, в городе необходима организация мини-системы автономного резервного водоснабжения. Разведанные в черте города запасы артезианских вод позволяют создать несколько сотен скважин, при необходимости использующихся в качестве источников питьевого водоснабжения. Необходимо принять отдельную программу по этой проблеме);

- организация экологически приемлемой переработки осадка станций аэрации (необходимо создание крупного предприятия по производству компоста на основе осадка станций аэрации для зеленого хозяйства города, что увязывается с городской программой реабилитации почв. Одновременно требуется перейти на технологию переработки осадка с максимальным образованием метана и последующим получением при его сжигании энергии для нужд станций аэрации. Задача снижения выбросов парниковых газов в системе МГУП "Мосводоканал", по сравнению с существующей ситуацией, может быть решена в рамках реализации совместных проектов по Киотскому протоколу с применением рентабельных технологий);

- рекультивация Люберецких полей фильтрации и Захарковского карьера - мест размещения осадков водоподготовки.

4. Управление отходами производства и потребления

Москва имеет свои градостроительные и климатические особенности по сравнению с другими мегаполисами мира и, в первую очередь, с европейскими столицами. Практически все население города проживает в многоэтажных домах, условия накопления отходов в контейнерах в холодные и влажные периоды года (на протяжении 8 месяцев) отличаются от европейских. В этой связи стремление к системе 100-процентной многокомпонентной селекции бытовых отходов жителями является неперспективным. По месту образования отходов они должны разделяться на две составляющие - пищевую и непищевую фракции, что является одним из основополагающих принципов принятой Концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы. Сортировка непищевого мусора должна осуществляться на специальных сортировочных комплексах (станциях) и только неутильные фракции направляются на сжигание и захоронение.

Для реализации этой задачи необходимо определить приоритетные мероприятия с использованием бюджетных средств и инвестиционные проекты для частного бизнеса.

В городе необходимо развивать систему сбора и переработки отслуживших автотранспортных средств, предусмотреть ответственность владельца транспортного средства за неправильное хранение и утилизацию автомобиля (в Юго-Восточном административном округе города Москвы, в муниципальном районе "Некрасовка", в промышленной зоне за пределами МКАД вступил в строй производственный комплекс "Втормет", предназначенный для приемки и переработки автомобильного и крупногабаритного металлолома).

Необходимо организовать сбор наиболее токсичного малогабаритного мусора, например, отработанных источников питания. (На предприятиях города находятся трансформаторы и конденсаторы с ПХБ-содержащими маслами "совол", "совтол", "пиролен", "орофен". Общее количество масел составляет 356,9 тонны, из них 33,2 тонны - ПХБ-содержащие отходы).

Предстоит разработать и внедрить механизмы ответственности производителя за управление отходами производства с жестким контролем города в сфере учета особо опасных отходов.

Учитывая значимый объем образования отходов за счет строительного мусора, важно обеспечить захоронение только неутилизируемых остатков.

Среди индикаторов природоохранной деятельности для Москвы представляется более важным показатель "доля отходов, подвергаемых захоронению, сжиганию и рециклингу", чем "объем переработанных и обезвреженных токсичных отходов".

Таким образом, реализация мероприятий по управлению отходами требует разработки и принятия специальных программ управления отходами в городе.

5. Управление озелененными территориями

Традиционно особо охраняемые природные территории, озелененные территории (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения вдоль улиц и во дворах) рассматриваются как "дань" экологам и дополнительные затраты бюджета и инвесторов.

Сложности управления "зеленым хозяйством" города связаны с:

- отсутствием утвержденной Генеральной схемы озеленения города Москвы до 2020 года, призванной определять стратегию и внедрение передовых технологий, создание новых объектов озеленения, а также увеличение объема ремонта и реконструкции озелененных территорий;

- крайне неудовлетворительной организацией учета зеленых насаждений в городе (за период 2001-2004 годов проинвентаризировано 30,6% от общей площади озелененных территорий. Не создана и электронная база данных о зеленых насаждениях города);

- недостаточным качеством озеленительных работ, проводимых на объектах гражданского строительства;

- отсутствием взаимодействия между различными контролирующими структурами;

- отсутствием специальных правил содержания зеленых насаждений и ухода за ними на ООПТ (увязанных с задачей сохранения биологического разнообразия).

Создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Изъятие таких территорий (полностью или частично) из хозяйственного использования имеет исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия города.

В целях реализации целевых показателей предстоит:

- дальнейшее развитие сети особо охраняемых природных территорий;

- повышение эффективности борьбы с нарушениями законодательства об особо охраняемых природных территориях, в том числе с незаконными изъятием и использованием их территорий:

- внесение дополнений в Закон города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и в Положение о службе охраны особо охраняемых природных территорий города Москвы (утверждено постановлением Правительства Москвы от 9 апреля 2002 г. N 262-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"), устанавливающих расширение полномочий должностных лиц службы охраны ООПТ;

- принятие новых нормативных правовых актов города Москвы, регламентирующих вопросы организации деятельности службы охраны ООПТ, а также предусматривающих создание общественных инспекций по контролю за особо охраняемыми природными территориями;

- создание специализированных подразделений экологической милиции по обеспечению охраны общественного порядка на особо охраняемых природных территориях;

- сохранение и восстановление биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях:

- сохранение и восстановление популяций редких видов дикорастущих растений, создание новых мест их произрастания;

- восстановление защитных местообитаний для диких животных;

- реинтродукция редких видов диких животных;

- функционирование специализированных питомников по разведению в неволе диких животных и выращиванию редких видов растений с целью их последующей реинтродукции;

- проведение специальных мероприятий по сохранению луговых и болотных ассоциаций;

- реабилитация техногенно измененных участков с восстановлением на них естественных растительных сообществ;

- ежегодное проведение учетно-инвентаризационных работ на ООПТ с целью мониторинга состояния животного и растительного мира;

- восстановление еловых, сосновых и широколиственных насаждений;

- обеспечение зимней подкормки диких зверей и птиц в период с ноября по апрель ежегодно;

- укомплектование штатов дирекций особо охраняемых природных территорий специалистами в области биологического разнообразия;

- совершенствование и повышение эффективности государственного управления в области организации и функционирования ООПТ, сохранения биологического разнообразия:

объединение всех ООПТ города Москвы в единую систему;

обучение и повышение профессиональной квалификации специалистов, работающих в системе ООПТ города Москвы;

внедрение практики разработки среднесрочных планов управления для каждой особо охраняемой природной территории;

ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий города Москвы.

Как и для других элементов городской структуры жизнеобеспечения, для зеленого хозяйства необходимо определить нормативы и стабильные источники финансирования (необходимость достижения сбалансированности ежегодной программы озеленительных работ по объемам работ, источникам и объемам финансирования и обеспечения на стадии планирования озеленительных работ конкретной адресной привязки). Доходы и расходы должны быть как городского, так и районного уровня. Требуется в течение ближайших лет разработать нормативы и технологии нетрадиционного озеленения с учетом климатических особенностей города Москвы.

6. Охрана почв

Важнейшим системообразующим компонентом природной среды является почвенный покров. Современное экологическое состояние почвенного покрова Москвы формировалось в результате градостроительного и индустриального развития. В изменяющихся экологических условиях техногенные процессы почвообразования стали преобладающими над природными, формируя в итоге специфические группы почв и сложный почвенный покров. Естественных ненарушенных почв в Москве практически нет, остались лишь островки в городских лесах (Фили-Кунцево и т.д.).

Факторы, усложняющие структуру почвенного покрова: фундаменты зданий, линии метрополитена и др. В Москве площадь открытых участков земель с собственно почвенным покровом колеблется от 3%-5% в центре города, до 80% на его окраинах.

Деградация почвенного покрова приводит к ухудшению качества почв, является источником загрязнения подземных и поверхностных вод, приводит к гибели зеленых насаждений, открытые участки загрязненной почвы являются источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха.

По оценочным данным в первоочередной реабилитации нуждается порядка 25 км2 почвенного покрова территории города, а общая потребность составляет около 160 км2.

В настоящее время в городе отсутствует системный подход к управлению качеством почвенного покрова, перемещаемых грунтов и рекультивированных земель. Недостаточно разработана правовая нормативная база контроля качества почв и почвогрунтов, не регламентируется и не компенсируется их изъятие из городской природной среды в процессе строительной и иной деятельности, отсутствуют системы мониторинга и рекультивации почвенного покрова.

Существующая нормативная и методическая база ориентирована на защиту почв земель сельскохозяйственного назначения и агроэкосистем. Экологические требования, учитывающие специфику использования земель для урбанизированных и промышленных территорий, отсутствуют.

Основными мероприятиями в этой сфере должны стать:

- принятие нормативно-правовых актов города Москвы, в первую очередь закона города Москвы "О городских почвах", устанавливающего правовые основы регулирования отношений по сохранению, восстановлению и использованию почв как важнейшего компонента городской среды;

- разработка и утверждение городской целевой программы охраны и реабилитации почв;

- создание в Москве адекватной системы мониторинга загрязнений и деградации почв на основе исследования физического, химического и биологического состояния как одного из элементов интегрированной городской системы экологического мониторинга;

- установление дифференцированных нормативов качества почв по физическому, химическому и биологическому состоянию на территории города (требования к почвам городских жилых кварталов и парков не могут быть такими же, как и для почв индустриального использования).

7. Экология жилища

В среднем, горожанин проводит в помещении около 18 часов - это его среда обитания, поэтому выработка определенных установок и условий формирования комфортной среды проживания в жилых и общественных зданиях представляется крайне важным.

Среди параметров, определяющих среду обитания человека, выделяются: микроклимат в помещении (температура, влажность, скорость движения воздуха), содержание вредных веществ в воздухе помещений, физические показатели (уровень звукового давления, параметры вибрации, освещенность), экологичность строительных материалов и конструкций, вода питьевая, параметры, определяющие электробезопасность помещений.

Основными мероприятиями в этой сфере должны стать:

- организация повсеместного комплексного контроля качества среды обитания человека в жилых и общественных зданиях (санитарно-гигиенические, экологические и инженерно-технические параметры);

- обеспечение нормативов плотности застройки;

- обеспечение нормативных требований по естественному освещению и инсоляционному режиму жилых помещений и придомовых территорий;

- благоустройство придомовых территорий;

- разработка экологических требований для строительных материалов и конструкций, используемых в жилых и общественных зданиях.

8. Продукты питания

Одной из важнейших составляющих жизни человека является потребляемая им пища. Экология всего того, что мы потребляем внутрь, является не менее важной, чем экология всего того, что нас окружает.

По данным Всемирной организации здравоохранения около 70% всех загрязняющих веществ из окружающей среды поступает в организм человека с продуктами питания. По сути, верна истина - что мы едим, так мы себя и чувствуем.

Анализ показывает, что в торговой сети города довольно много продуктов, маркированных знаками с экологическими характеристиками, в том числе и с эмблемой "экологически чистые", и их число постоянно растет.

Зачастую "экологическая" маркировка проводится по случайным признакам, что только вводит покупателя в заблуждение.

Вопрос экологической оценки продукции в создавшихся условиях становится еще более актуальным.

Приобретая продовольственную продукцию, маркированную экологическими знаками, потребитель хочет быть уверен в ее высоком качестве.

Конкуренция среди производителей продуктов питания постоянно растет. Вполне понятно, что производители пищевой продукции стремятся выделить свой товар из общего потока реализуемых продуктов и прибегают к самостоятельной маркировке своей продукции.

До настоящего времени в России законодательно не решен вопрос экологической маркировки продукции, обеспечивающей потребителя достоверной информацией об экологических аспектах реализуемых продуктов. В результате сложившегося правового вакуума всевозрастающая безосновательная маркировка продуктов питания так называемыми "экологическими" знаками - фактический обман потребителей.

Обеспечение здоровья и безопасности жизни москвичей не может быть достигнуто без системы мер, позволяющей защитить их от некачественных и загрязненных пищевых продуктов. Правительством Москвы принято постановление от 16 сентября 2003 г. N 783-ПП "О мерах по экологической оценке продукции, реализуемой на потребительском рынке города Москвы". В целях реализации постановления Правительства Москвы в городе введена Московская система добровольной сертификации "Экологичные продукты".

Для экологической сертификации продукции в данной системе приняты показатели качества и безопасности, установленные для питания детей раннего возраста. На сегодняшний день в России эти показатели самые жесткие из действующих нормативов для продуктов питания. Для производства таких продуктов допускается использование только сырья, выращенного без применения стимуляторов роста, пестицидов, антибиотиков, химических удобрений.

Оценка продукции в системе проводится лабораториями по методам: высокоэффективной жидкостной хроматографии, газовой хроматографии, атомной абсорбции, метрическому и др. Принятие решения о выдаче сертификата и права применения знака "Экологичный продукт" принимается специальной комиссией, в состав которой входят ведущие специалисты Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве, Института питания Российской академии медицинских наук, Института экологии и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук и других компетентных организаций по оценке качества и безопасности пищевых продуктов.

В системе определен обязательный инспекционный контроль продукции, маркированной знаком "Экологичный продукт", не реже одного раза в год, предусмотрены меры административного воздействия за реализацию продукции, не отвечающей требованиям системы.

Предусмотрен контроль за правомерностью использования знака "Экологичный продукт" и иными знаками с использованием экологических характеристик. Контроль осуществляется Территориальным управлением Роспотребнадзора по городу Москве, Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Управлением Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по г. Москве. В случае выявления неправомерной маркировки продукции виновные привлекаются к административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.

Введение в городе Московской системы добровольной сертификации "Экологичные продукты" обеспечивает упорядочение присвоения экологических знаков, повышает защищенность прав граждан на получение достоверной информации относительно экологических качеств реализуемой в торговой сети города продукции.

Основными мероприятиями в этой сфере должны стать:

- широкая пропаганда достоинств пищевой продукции, прошедшей испытания в Московской системе добровольной сертификации "Экологичные продукты";

- привлечение отечественных производителей к участию в Московской системе добровольной сертификации "Экологичные продукты";

- исключение из практики недобросовестной рекламы пищевых продуктов.

9. Обеспечение защиты населения от воздействия шума, вибрации, инфра- и ультразвука, радиационных и электромагнитных излучений

Неблагоприятное воздействие на живые организмы могут оказывать техногенные физические поля. Опасными для человека и животных могут быть такие физические агенты, как уровень шума, вибрация, электромагнитные колебания, радиационные излучения и другие.

По имеющимся данным в различных районах города Москвы воздействию сверхнормативных уровней указанных физических факторов подвергается от 37% до 65% населения.

Защита населения и окружающей среды от вредного воздействия шума, вибрации, инфра- и ультразвука, радиационных и электромагнитных излучений обеспечивается посредством:

- разработки и реализации целевых программ, научных и научно-технических программ по обеспечению защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия физических факторов: шума, вибрации, инфраи ультразвука, радиационных и электромагнитного излучения;

- выполнения мероприятий по защите населения и окружающей среды от вредного воздействия физических факторов, обязательного соблюдения требований санитарного-гигиенического законодательства;

- совершенствования санитарно-гигиенического нормирования физических факторов с учетом рисков нарушения здоровья;

- создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении санитарного-гигиенического законодательства по ограничению воздействия физических факторов;

- лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека в области воздействия физических факторов;

- проведения социально-гигиенического мониторинга в области воздействия физических факторов;

- принятия мер по своевременному информированию населения о состоянии среды обитания, проводимых мероприятиях по снижению воздействия физических факторов.

IV. Развитие системы управления охраны окружающей среды и природопользования

Основные элементы системы:

- экологическая экспертиза;

- нормирование в области охраны окружающей среды;

- экономический механизм управления качеством окружающей среды (экологические платежи, возмещение ущерба);

- экологическая сертификация;

- экологический аудит.

1. Экологическая экспертиза

В соответствии с требованиями природоохранного законодательства органы исполнительной власти при принятии решений о хозяйственной деятельности должны учитывать последствия намечаемой деятельности для окружающей среды.

Перечень объектов обязательной государственной экспертизы уровня субъекта федерации определен ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и конкретизирован впоследствии Федеральным законом "Об охране окружающей среды" в ст. 3 "Основные принципы".

Для обеспечения безусловного выполнения требований ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", ст. 3 "Основные принципы охраны окружающей среды" и гл. 7 "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности" Федерального закона "Об охране окружающей среды" необходимо разработать регламент взаимодействия между Правительством Москвы и федеральным специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды по вопросам организации и проведения государственной экологической экспертизы.

2. Нормирование в области охраны окружающей среды

Действующая федеральная система экологического нормирования основана на санитарно-гигиенических нормативах (предельно допустимые концентрации/ориентировочно безопасные уровни воздействия - ПДК/ОБУВ и предельно допустимые уровни - ПДУ). Они включают в себя значительное количество загрязняющих веществ (для выбросов и сбросов), подлежащих контролю и не обеспеченных надежными системами контроля.

Санитарно-гигиенические нормативы не обеспечивают механизм регулирования негативного воздействия на окружающую среду, которое оказывают промышленные предприятия, и тем более не обеспечивают сохранение и восстановление природного потенциала города и нейтрализацию поступающих загрязнений.

Принятый в марте 2005 года Закон города Москвы "О комплексном природопользовании в городе Москве" позволит обеспечить принцип соответствия объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим технологиям конкретной отрасли промышленности по основным, характерным для данной отрасли, показателям загрязнения, включая комплексные показатели, которые обеспечены системой контроля.

Предстоит также создать банк данных экологически безопасных технологий по отраслям промышленности, в которых сосредоточены основные источники негативного воздействии на территорию.

3. Экономические механизмы управления качеством окружающей среды

3.1. Экологические платежи

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" установлены базовые нормативы платы за загрязнение окружающей природной среды, которые на сегодняшний день не соответствуют уровню цен в России и требуют пересмотра в части их дифференцирования и приведения в соответствие с классами опасности, т.е. со степенью негативного воздействия на окружающую среду.

Ставки платы в соответствии с действующим Порядком никак не увязаны с наличием или отсутствием "наилучших" природоохранных технологий.

Предложенное Ростехнадзором на заседании Правительства Российской Федерации внесение изменений в действующую систему платежей за негативное воздействие на окружающую среду предусматривает:

- увязку уровня платежей с наличием природоохранных технологий на предприятии;

- дифференциацию платежей для предприятий, непосредственно граничащих с селитебными территориями, и предприятий, являющихся сторонними пользователями на особо охраняемых природных и иных озелененных территориях.

3.2. Возмещение вреда окружающей среде

Существующие методики возмещения ущерба окружающей среде, разработанные на федеральном уровне, неэффективны и не учитывают особенности субъектов федерации.

В городе утверждены и применяются методики расчета вреда, причиненного окружающей среде загрязнением ее компонентов:

- методика исчисления размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории города Москвы;

- методика оценки вреда, вызываемого загрязнением водных объектов города Москвы;

- методика оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) уничтожением на территории города Москвы;

- методика исчисления размера ущерба, вызываемого уничтожением (повреждением) мест обитания объектов животного мира на территории города Москвы;

- методика определения ущерба, причиненного нарушением правил обращения с объектами животного и растительного мира, занесенными в Красную книгу города Москвы.

В течение 2005 года планируется утверждение Методики определения вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения.

4. Экологическая сертификация

Основой развития экологической сертификации в Российской Федерации и городе Москве являются принятые в 1998 г. национальные стандарты ГОСТ Р ИСО серии 14000.

Объектами экологической сертификации являются системы управления окружающей среды (СУОС), а также продукция, потенциально опасная в экологическом отношении на каком-либо этапе ее производства и применения. Деятельность по экологической сертификации осуществляется в рамках зарегистрированных в установленном порядке систем сертификации с выдачей экологических сертификатов соответствия, экологических деклараций о соответствии и экологических маркировок объектов.

С целью стимулирования внедрения СУОС московскими организациями и их экологической сертификации Правительством Москвы принято постановление от 13 мая 2003 г. N 353-ПП "О создании и внедрении системы добровольной сертификации "Московский экологический регистр".

Система добровольной сертификации "Московский экологический регистр" (далее - система "МЭР") осуществляет сертификацию СУОС организаций на соответствие требованиям стандартам ГОСТ Р ИСО 14001-98 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению", предусматривающим наличие у организации сформулированной экологической политики, планов и программ по ее реализации, с целью подтверждения эффективности функционирования СУОС.

Системой "МЭР" проводится подготовка аудиторов-экологов, аттестация экспертов, аккредитация экоаудиторских организаций, ведется их Реестр.

Согласно постановлению Правительства Москвы от 27 июля 2004 г. N 514-ПП "О повышении качества почвогрунтов в городе Москве" с 1 ноября 2004 г. в рамках системы "МЭР" введена в действие система сертификации почвогрунтов.

В целях обеспечения населения достоверной информацией и поддержки отечественных производителей высококачественной продукции создана Московская система добровольной сертификации "Экологичные продукты", зарегистрированная в Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии. Создание данной системы было обусловлено отсутствием на федеральном уровне экологических критериев оценки продуктов питания.

Критериями оценки в Московской системе добровольной сертификации "Экологичные продукты" приняты самые жесткие из существующих федеральных санитарных норм. Экологичными продуктами считаются: питьевая вода, расфасованная в емкости; продукт животного или растительного происхождения, произведенный из натурального продовольственного сырья, полученного с соблюдением всех установленных санитарных норм и правил, соответствующий по показателям безопасности уровням, установленным для продуктов питания детей раннего возраста.

В целях стимулирования субъектов топливного рынка Москвы к производству и реализации на территории города моторного топлива более высокого технического уровня с улучшенными экологическими показателями, удовлетворяющими по выбросам европейским нормативам Eвро-3 и Евро-4, постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 952-ПП "О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками" утверждены стандарты на бензины и дизельное топливо для автомобильной техники города Москвы. (Реализация топлива с показателями качества, соответствующими стандартам (пониженное содержание серы, ароматических углеводородов, наличие экологических присадок) будет способствовать снижению выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом на 67 тыс. тонн в год, начиная с 2006 года. Предотвращенный экологический ущерб может составить не менее 90 млн. руб. в год).

В целях активизации внедрения типовых стандартов различного вида топлива для автомобилей требуется введение на территории города отличительного "Экологического знака автотранспортного средства" с установлением экологических классов автомобилей в зависимости от их экологических характеристик (ведется подготовка распорядительного документа Правительства Москвы).

Согласно постановлению Правительства Москвы от 12 ноября 2002 г. N 926-ПП "О введении экологического знака для автозаправочных станций города Москвы" предстоит активизировать работу по присвоению "Экологического знака" автозаправочным станциям (АЗС).

Развитию экологической сертификации в городе Москве будет способствовать:

- организация взаимодействия указанных систем с другими системами экологической сертификации, действующими в Российской Федерации и городе Москве, на основе соглашений по взаимному признанию работ по сертификации, проводимых данными системами;

- упрощение процедуры экологической сертификации и регистрации деклараций о соответствии;

- введение для организаций, имеющих экологические сертификаты соответствия и экологические декларации о соответствии, особого порядка осуществления контроля соблюдения ими требований по экологической безопасности.

5. Экологический аудит

В целях стимулирования развития экологического аудита в Москве Правительством Москвы было принято постановление от 27 августа 2002 г. N 693-ПП "Об экологическом аудите".

С целью создания условий для организации практической деятельности по экологическому аудиту в городе Москве постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2003 г. N 568-ПП "Об утверждении Временного положения о Системе экологического аудита в городе Москве, Временного порядка проведения экологического аудита, Критериев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита" были утверждены документы, регламентирующие функционирование системы экологического аудита и порядок его проведения.

Позднее Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы были утверждены руководящие документы Системы экологического аудита.

Проводится экологический аудит хозяйствующих субъектов, расположенных на реорганизуемых территориях города, позволяющий оценить степень их экологической опасности для принятия решения о сохранении, выводе, ликвидации или перебазировании на другую территорию.

Возможности активного использования экологического аудита в практике государственного управления хозяйственной деятельностью в городе Москве ограничиваются в связи с отсутствием принятых на федеральном уровне законодательных актов, регламентирующих данную деятельность.

В связи с этим необходимо способствовать разработке и принятию Федерального закона "Об экологическом аудите", что позволит законодательно обеспечить использование результатов экологического аудита при размещении городского государственного заказа, проведении приватизации объектов недвижимости, осуществлении экологической сертификации и экологического страхования в целях снижения технологических, экологических и инвестиционных рисков, потерь бюджетных средств города в результате реализации проектов, не обеспечивающих получение эколого-экономического эффекта, а также предотвращения загрязнения окружающей среды.

V. Развитие системы экологического образования и просвещения

2005-2014 годы объявлены ООН "Десятилетием образования для устойчивого развития". Наиболее актуальной в концепции устойчивого развития является экологическая составляющая.

Образование является одним из основных инструментов защиты окружающей среды и охватывает все более широкий круг проблем.

Основной задачей в этой сфере является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, профессиональных знаний и навыков в области экологии; пропаганда здорового образа жизни.

Основными мероприятиями при реализации системы экологического образования и просвещения в городе Москве должны стать:

- совершенствование системы экологического образования (подготовка педагогических кадров для осуществления экологического образования во всех звеньях воспитательно-образовательной системы; введение в рамках московского регионального компонента учебного курса "Экология", развитие сети экологических экспериментальных площадок на базе общеобразовательных учреждений города). Практика и продвижение образования в интересах устойчивого развития во многом зависит от усилий преподавателей, занимающихся вопросами экологического образования;

- привлечение общественных организаций и объединений к решению экологических вопросов, определенных к реализации в городе: работа с населением по формированию бережного отношения к природе; участие в мероприятиях по сохранению и восстановлению естественных растительных и животных сообществ на особо охраняемых природных территориях города;

- развитие системы подготовки в области рационального природопользования и охраны окружающей среды для руководящих работников в сфере городского управления, производства товаров и услуг;

- создание специальных программ на центральных и местных кабельных каналах телевидения, радио. Освещение актуальных проблем охраны окружающей среды в средствах массовой информации и при помощи социальной рекламы;

- создание при участии общественных экологических организаций системы окружных и районных информационно-просветительских центров для населения;

- развитие эколого-просветительской деятельности на базе особо охраняемых природных территорий, в том числе:

разработка для каждой дирекции ООПТ пакета просветительских программ, ориентированных на конкретные группы населения, с использованием всего спектра современных форм и методов эколого-просветительской работы;

работа со школьниками как приоритетная форма эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ;

создание и обустройство экскурсионных экологических троп на территориях всех природных, природно-исторических и экологических парков, природных заказников и крупных памятников природы;

создание современных информационно-просветительских центров для посетителей ключевых особо охраняемых природных территорий;

развитие института волонтеров для работы на ООПТ города;

использование потенциала ООПТ для производственной практики студентов профильных вузов города, выполнения ими курсовых и дипломных работ;

создание и поддержание веб-сайтов в каждой дирекции ООПТ;

- систематическое освещение вопросов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия средствами массовой информации, в первую очередь - электронными;

- функционирование городского центра экологической пропаганды на базе павильона N 62 ВВЦ.

Стратегия развития широкого экологического информирования, образования и просвещения населения должна быть направлена на формирование у москвичей всех возрастов и социальных групп активной общественной позиции как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды, предотвращения и недопущения экологических правонарушений.

VI. Финансовое обеспечение целевых показателей Доктрины

Доля расходов на экологию по-прежнему остается крайне низкой и составляет 2,0% от всех расходов бюджета, несмотря на увеличение финансирования на текущие расходы и мероприятия по охране окружающей среды (в 2004 году увеличение в 3 раза по сравнению с 2002 годом).

С 1994 года в бюджете города Москвы были предусмотрены следующие статьи расходов на охрану окружающей среды:

- восстановление и капитальный ремонт зеленых насаждений (в том числе лесовосстановление);

- содержание зеленых насаждений;

- экологический мониторинг и гидрометеорология;

- содержание органов управления и природоохранных учреждений (ГПУ "Мосэкомониторинг", ГУ "Бюро экоанализ", инспекции по маломерным судам);

- финансирование мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов (для реабилитации 500 га территорий водоохранных зон - участки Верхней и Нижней Яузы, реки Сетуни, реки Москвы (Братеевская пойма) - в соответствии с бассейновым принципом требуется около 4 млрд. руб., в границах минимальных водоохранных зон – 2 млрд. руб. до 2010 года);

- мероприятия по регулированию содержания и охране животных;

- содержание и использование ООПТ.

Финансирование природоохранных мероприятий за счет средств бюджета города Москвы осуществляется за счет следующих источников:

- капитальные вложения (адресная инвестиционная программа, раздел "Охрана окружающей среды") - финансирование нового строительства капитальных гидроочистных сооружений, мусоросжигательных заводов, работ по рекультивации полигонов ТБО. Капитальные вложения составляют основную часть расходов на мероприятия по охране окружающей среды - около 50% всех расходов бюджета на экологию;

- финансирование работ по компенсационному озеленению, на которые выделяется около 90% всех средств целевого бюджетного территориального экологического фонда, а также по восстановлению и экологической реабилитации городских водоемов, экологическому мониторингу, НИОКР, экологическому образованию населения;

- текущие расходы - финансирование мероприятий по текущему содержанию, капитальному ремонту и восстановлению зеленых насаждений, на которые направляется около 80% всех средств по указанному разделу, а также по цветочному оформлению, экологическому мониторингу, развитию ООПТ, содержанию приютов для бездомных животных. Анализ динамики расходования бюджетных средств за указанный период показывает наличие нестабильности в выделении средств на текущие расходы. Это свидетельствует о недооценке важности мероприятий, финансируемых за счет данного источника.

Объем затрат составит около 18 млрд. руб. (финансирование мероприятий - внебюджетные источники, средства предприятий).

VII. Реализация экологической доктрины города Москвы

Реализация Доктрины требует программного подхода, который может быть осуществлен через создание программы действий (по аналогии с 6-й Программой ЕС) на период до 2010 года и внедрение системы эколого-экономических индикаторов.

В настоящее время многие экономически развитые страны (и регионы) при определении среднесрочных и долгосрочных целей устойчивого развития утверждают и учитывают системы индикаторов, в том числе эколого-экономические индикаторы. Традиционные социально-экономические показатели, такие как валовый региональный продукт, доходы городского бюджета, объем производства промышленной продукции, ввод жилья и т.п., не могут отразить эффективность проводимой Правительством Москвы экологической политики (за показателями экономического роста возможна деградация окружающей среды, снижение уровня комфортности проживания населения).

Принимаемые эколого-экономические индикаторы должны удовлетворять следующим основным критериям:

- сочетать экологические и экономические аспекты;

- иметь однозначную интерпретацию для лиц, принимающих решения;

- иметь количественное выражение;

- опираться на имеющуюся систему государственной статистики и не требовать значительных затрат для сбора информации и расчетов;

- быть репрезентативными для международных сопоставлений;

- предоставлять возможность оценки во временной динамике;

- давать сквозное представление по уровням (федеральный, региональный) и секторам;

- быть гибкими;

- иметь ограниченное число.

Решение экологических проблем должно приносить горожанам экономические результаты. Таким образом, применение эколого-экономических индикаторов, имеющих ясный экономический смысл, будет помогать понять тенденции в развитии экологической ситуации и принятии адекватных управленческих решений.

Реализация основных направлений Доктрины обеспечивает достижение показателей качества окружающей среды по всем природным компонентам (вода, воздух, почвы, зеленые насаждения и др.).

Реализацию мероприятий, определяемых Доктриной, предполагается осуществить в период 2005-2010 гг., увязывая их с действующими и вновь принимаемыми целевыми программами города Москвы.

Первым этапом реализации Доктрины станет формирование Целевой среднесрочной экологической программы на 2006-2008 годы.

Приоритеты, определенные в доктрине, должны учитываться при формировании бюджетов всех уровней, разработке новых законодательных и нормативных актов города Москвы.

 

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.