Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГУП «НИИМОССТРОЙ»

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по составам и технологии ремонта дорожных одежд с применением холодных битумноминеральных смесей (холодного асфальта)

 

ТР 171-06

 

Москва – 2006

СОДЕРЖАНИЕ

1 ОБЛАСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

2 ХОЛОДНЫЕ РЕМОНТНЫЕ СМЕСИ

2.1 Технические требования к ремонтным смесям

2.2 Характеристики исходных материалов

2.3 Методы контроля

2.4 Правила приемки

2.5 Транспортирование и хранение

3 ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО РЕМОНТУ ПОКРЫТИЙ

3.1 Общие положения

3.2 Технология производства работ

4 ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

5 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Приложение 1 Ориентировочный состав ремонтной смеси

Приложение 2 Перечень инвентаря и инструментов бригады асфальтировщиков

Приложение 3 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ «ТЕХНИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ»

 

Настоящие Технические рекомендации содержат сведения о составах, организации и технологии производства работ, контроле качества и технике безопасности при ремонте дорожных покрытий с использованием холодных битумноминеральных смесей (холодных асфальтобетонных смесей).

Технические рекомендации составлены на основе научно-исследовательских и опытно-производственных работ, выполненных с учетом зарубежного опыта на объектах дорожного хозяйства г. Москвы. При разработке рекомендаций учтен опыт устройства покрытий трестом «Мосасфальтстрой», ГУП «НИИМосстрой», НИИ МК МАДИ (ГТУ), ОАО «АСДОР» и др.

В разработке рекомендаций принимали участие: канд. техн. наук Л.В. Городецкий, канд. техн. наук М.В. Хохлов (ГУП «НИИМосстрой»), канд. техн. наук Ю.Э. Васильев, канд. техн. наук Э.В. Котлярский, Н.Н. Миронов, В.М. Юмашев (НИИ МК МАДИ (ГТУ) при участии А.С. Суханова, канд. техн. наук И.И. Капанадзе (ООО «Дорэксперт»), В.В. Лилейкина, И.Ю.Сарычева (ЗАО "Союз-Лес").

Рекомендации согласованы с ОАО «АБЗ № 1», ОАО «Инждорстрой».

Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы

Государственное унитарное предприятие ГУП «НИИМОССТРОЙ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по составам и технологии ремонта дорожных одежд с применением холодных битумноминеральных смесей (холодного асфальта)

ТР 171-06
вводятся впервые

 

1 ОБЛАСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящие рекомендации разработаны с учетом действующих СТО /1, 2/ и распространяются на составы и работы по технологии ремонта дорожных покрытий с применением холодных асфальтобетонных (битумноминеральных) смесей (далее - ремонтных смесей).

1.2 Ремонтные смеси применяют для выполнения оперативного, аварийного восстановления разрушенных участков асфальтобетонных покрытий площадью до 1 кв.м. Ремонт может быть выполнен при любых погодных условиях в процессе эксплуатации дорожного покрытия:

- улиц, дорог и площадей, внутриквартальных проездов;

- проезжей части мостов, эстакад, путепроводов, тоннелей;

- между рельсами трамвайных путей и на полосах примыкания их к проезжей части улиц;

- тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек;

- дворовых территорий.

1.3 Ремонтные смеси могут быть применены при восстановлении:

- участков покрытий, прилегающих к люкам колодцев и дождеприемных решеток;

- покрытий после прокладки инженерных коммуникаций;

- мест отбора кернов (вырубок) при проведении работ по контролю качества строительства, реконструкции и ремонта дорог.

Разработаны ГУП «НИИМосстрой», НИИ МК МАДИ (ГТУ)

Утверждены:

Начальник Управления научно-технической политики в строительной отрасли

А.Н. Дмитриев

30 января 2006 г.

Дата введения в действие

 

1 июня 2006 г.

1.4 Заделку выбоин на асфальтобетонных покрытиях выполняют сразу после их обнаружения во избежание дальнейшего разрушения покрытия. В ряде случаев такие работы могут выполняться без обрубки краев карт.

1.5 Работы по восстановлению участков покрытий, прилегающих к люкам колодцев и дождеприемных решеток, а также после прокладки инженерных коммуникаций выполняют только с обрубкой краев ремонтных карт.

1.6 Укладку ремонтных смесей выполняют без ограничения температурных и влажностных условий производства работ. При этом температура смеси не должна быть ниже - 10°С.

1.7 Допускается укладывать ремонтную смесь на промерзшее и влажное основание, но при отсутствии луж, льда и снега в ремонтируемой карте.

2 ХОЛОДНЫЕ РЕМОНТНЫЕ СМЕСИ

2.1 Технические требования к ремонтным смесям

2.1.1 Смесь ремонтная холодная состоит из минерального заполнителя, органического вяжущего с введенными в него специальными добавками и перемешивается в смесительных установках принудительного действия.

2.1.2 Ремонтная смесь должна соответствовать требованиям настоящих Технических рекомендаций и быть изготовлена в соответствии с технологическим регламентом, согласованным с разработчиками настоящих рекомендаций.

2.1.3 Состав смеси подбирается специализированной лабораторией любым методом, принятым в практике дорожного строительства, при условии обеспечения свойств, указанных в табл. 1.

Ориентировочный состав смеси приведен в Приложении 1.

Таблица 1

№№

Показатели свойств

Нормы

Методы испытаний

1

Слеживаемость, не более

5 ударов

ГОСТ 12801-98

2

Площадь поверхности каменного материала, покрытого пленкой вяжущего, после кипячения в течение 3 мин. в водном растворе поваренной соли, не менее

75%

ГОСТ 12801-98

2.2 Характеристики исходных материалов

Минеральный заполнитель.

2.2.1 Для приготовления ремонтных смесей следует использовать каменный материал, отвечающий требованиям ГОСТ 8269.0-97 /4/ и ГОСТ 30108-94 /5/, приведенным в табл. 2 и 3.

Таблица 2

№№

Наименование показателя

Нормативное значение

Методика испытаний

1

Марка по дробимости, не ниже

 

ГОСТ 8269.0

 

- для кислых материалов

1000

 

- для основных материалов

800

2

Марка по истираемости, не ниже

И 2

ГОСТ 8269.0

3

Морозостойкость, не менее

F 25

ГОСТ 8269.0

4

Содержание лещадных и игловатых зерен, %, не более

25

ГОСТ 8269.0

5

Содержание дробленых зерен, %, не менее

80

ГОСТ 8269.0

6

Содержание частиц менее 0,14 мм, не более, %

2,0

ГОСТ 8269.0

7

Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов, не более, Б к/кг

740

ГОСТ 30108

Таблица 3

Размер отверстий сит, мм

10

5

2,5

1,25

Количество частиц, прошедших через сито, % по массе

90-100

20-60

5-15

0-10

Органическое вяжущее

2.2.2 В качестве органического вяжущего применяются битумы марок БНД 60/90 и БНД 90/130, отвечающие требованиям ГОСТ 22245-90 /7/, свойства которых улучшены введением различных добавок с органическим растворителем (разжижителем).

2.2.3 Разжижители, используемые для придания исходному битуму марки МГ 130/200 заданной вязкости (ГОСТ 11955-82), должны отвечать требованиям ГОСТ 305-82. «Топливо дизельное. Технические условия.» /8/ и ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия.» /9/.

Количество разжижителя составляет примерно 20-40% от массы битумного вяжущего и уточняется лабораторией.

2.2.4 В процессе приготовления ремонтных смесей используют поверхностно-активные вещества для повышения прочности сцепления вяжущего с поверхностью минеральных материалов и обеспечения заданных свойств.

2.2.5 Для приготовления холодных битумноминеральных смесей в качестве добавок к вяжущему могут быть использованы добавки отечественного производства (ЗАО «Союз-Лес»), а также импортные, например «PAVE-192», выпускаемая фирмой «Abhm Rohm and Haas Company» (США), применяемая в соответствии с техническими условиями /11/, «Stardote 140» (Италия), и др. Работы по опытному использованию добавок были проведены на ОАО АБЗ-4 «Капотня».

Приведенные добавки представляют собой органические вещества в комбинации с адгезионно-активными основаниями.

2.3 Методы контроля

2.3.1 Входной контроль качества исходных материалов, применяемых для приготовления ремонтных смесей, проводится для:

- минеральных материалов в соответствии с методиками, приведенными в табл. 2;

- органических вяжущих в соответствии с принятыми методиками.

2.3.2 Для контроля качества готовой ремонтной смеси сразу после изготовления отбирается единая проба, составленная из частных проб, в соответствии с ГОСТ 12801-98 /3/.

2.3.3 Все применяемые материалы должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения установленного образца.

2.3.4 Погрешность дозирования компонентов смеси не должна превышать для минерального заполнителя ±3%, а для органического вяжущего ±1,5% по массе.

2.3.5 Температура смеси на выходе из смесителя должна быть не более 80°С.

2.4 Правила приемки

2.4.1 Приемку ремонтных смесей производят партиями. Размер партии устанавливается в количестве сменной выработки одной смесительной установки при постоянном составе смеси из одних и тех же материалов и единой технологии.

2.4.2 При выпуске контролируют температуру смеси и соответствие ее свойств требованиям настоящих рекомендаций.

2.4.3 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку качества смеси, используя методы испытаний, предусмотренные настоящими рекомендациями.

2.4.4 При отгрузке смеси потребителю предприятие-изготовитель обязано каждую транспортную единицу снабжать паспортом, содержащим следующие сведения:

- наименование предприятия-изготовителя, адрес;

- обозначение продукции и температура смеси;

- номер, дата и время выдачи паспорта;

- обозначение настоящих ТР;

- показатели свойств смеси;

- информация о подтверждении соответствия.

2.4.5 При фасовке смеси в мешки на мешке указывается:

- наименование предприятия-изготовителя;

- обозначение продукции;

- обозначение настоящих ТР;

- информация о подтверждении соответствия.

2.5 Транспортирование и хранение

2.5.1 Смесь, как правило, упаковывают в полиэтиленовые мешки (ГОСТ Р 51720-2001) /12/ массой 20, 25, 30 кг или ином количестве по согласованию с потребителем.

2.5.2 Не расфасованную смесь допускается хранить под навесом в открытых штабелях на бетонном полу в течение 1 года. Расфасованная в запечатанные мешки смесь сохраняет свои свойства в течение двух лет. Мешки должны храниться в штабелях из мешков в 3 ряда по высоте. Смесь следует хранить в условиях, исключающих воздействие осадков и прямых солнечных лучей.

2.5.3 Ремонтную смесь с завода к месту выполнения работ доставляют навалом в автосамосвалах или в мешках любым транспортным средством, обеспечивающим сохранность мешков.

3 ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО РЕМОНТУ ПОКРЫТИЙ

3.1 Общие положения

3.1.1 Эксплуатирующая организация на основании данных ежедневных осмотров:

- устанавливает потребность и объемы проведения работ по устранению деформаций и повреждений дорожной одежды;

- определяет потребность в материалах и обеспечивает их доставку в необходимом количестве к месту проведения работ;

- организует расстановку временных средств организации движения знаков, конусов, ограждений и др.) до момента начала производства работ и их уборку по завершении работ;

- определяет состав бригады и потребность в средствах малой механизации и специальном оборудовании в зависимости от вида деформаций и разрушений;

- организует ремонтные работы, обеспечивает соблюдение технологии, сроки выполнения и качество.

3.1.2 Инженерно-технические работники и рабочие должны быть обучены выполнению работ ремонтной смесью.

3.1.3 Работы выполняют в сроки, определенные положениями ГОСТ Р 50597-93 /13/ для конкретного объекта с учетом транспортно-эксплуатационных характеристик улиц.

3.1.4 Если работы выполняются без прекращения движения транспорта, места ремонта должны быть оборудованы дорожными знаками, ограждениями и другими средствами, обеспечивающими безопасность проведения работ /14,15/.

3.1.5 Бригада асфальтировщиков должна быть оснащена необходимым оборудованием и инвентарем (Приложение 2).

3.2 Технология производства работ

3.2.1 При ремонте выбоин в покрытии в зависимости от глубины разрушений ремонтная смесь укладывается в один или два слоя толщиной не более 5-6 см с тщательным уплотнением каждого слоя.

3.2.2 При устранении выбоин на покрытии соблюдают технологическую последовательность, которая включает очистку поврежденного участка, разравнивание и уплотнение ремонтной смеси.

Работы по заделке выбоин на поврежденном участке покрытия выполняют одним из следующих способов:

- с вырубкой и удалением материала;

- без вырубки.

Работы по заделке просадок и восстановлению асфальтобетонного покрытия после ремонта инженерных коммуникаций выполняют только с вырубкой и удалением материала.

3.2.3 Ремонт с вырубкой и удалением материала покрытия включает следующие операции:

- очистка поверхности ремонтируемого участка от загрязнений;

- разметка границ выбоин;

- вырубка (выпиливание) по очерченному контуру материала покрытия и его удаление;

- раскладка смеси на ремонтируемый участок;

- уплотнение смеси и устройство надежного сопряжения нового материала со старым.

3.2.4 Границы поврежденных участков отмечают прямыми линиями, параллельными и перпендикулярными к оси дороги, с захватом на 3-5 см краев неповрежденного покрытия.

3.2.5 Ремонт без вырубки покрытия включает следующие операции:

- очистка поверхности ремонтируемого участка от загрязнений и частиц разрушенного покрытия;

- раскладка смеси на ремонтируемом участке;

- уплотнение ремонтной смеси и сопряжение нового материала со старым.

3.2.6 Грунтовка ремонтируемой поверхности битумом или битумной эмульсией не обязательна.

3.2.7 Ремонтную смесь укладывают с учетом уменьшения толщины слоя при уплотнении, для чего толщина наносимого слоя должна быть на 25-30% больше глубины выбоины.

3.2.8 При ремонте выбоин в зависимости от площади ремонтируемого участка смесь уплотняют виброплощадкой, ручным виброкатком, механической, а при малых, объемах работ - ручной трамбовкой. При размере выбоины, превышающей 0,5 кв.м, смесь уплотняют виброплощадкой. Движение уплотняющих средств направлено от краев участка к середине. Уплотнение считается завершенным при отсутствии следа от уплотняющего средства.

3.2.9 В местах отбора кернов перед ремонтом необходимо удалить воду резиновой грушей. Заполнение отверстия следует выполнять укладкой смеси слоями толщиной не более 5 см с уплотнением штыкованием каждого слоя. До уплотнения материала превышение его слоя над поверхностью покрытия должно составлять 0,5 см.

3.2.10 После окончания ремонта для предотвращения налипания смеси к колесам автомобилей поверхность отремонтированного участка рекомендуется присыпать мелким песком.

3.2.11 Движение транспорта открывают сразу по окончании работ по уплотнению и демонтажу временных средств организации движения.

4 ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

4.1 Технический контроль по ремонту асфальтобетонных покрытий городских улиц и дорог производится в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов.

Технический контроль включает определение свойств отремонтированного участка, изложенных в стандартах, технических условиях и строительных нормах /16, 17/.

4.2 Этапы производства работ и фиксирование нарушений технологических операций заносятся в рабочий журнал, который является основным документом, отражающим последовательность операций, сроки и условия производства работ. Журнал ведётся лицом, ответственным за строительство (прораб, старший производитель работ).

4.3 После завершения ремонтных работ проверяют:

- ровность покрытия рейкой длиной 3 м;

- качество отделки и обработки мест сопряжения со старым покрытием, крышками люков колодцев, рельсами трамвайных путей и др.

5 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

5.1 В процессе приготовления холодных асфальтобетонных смесей и проведения ремонтных работ следует соблюдать требования строительных норм и правил по технике безопасности в строительстве, изложенные в СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» /18/.

5.2 К работам по выполнению ремонтных работ допускаются лица, достигшие совершеннолетия и прошедшие медицинский осмотр.

5.3 Перед началом работ инженерно-технический персонал, водители транспортных средств, механики и рабочие должны быть ознакомлены с технологическими особенностями смесей, правилами производства работ и безопасными условиями труда.

Проведение инструктажа оформляется документально.

5.4 К работе на механизмах допускаются лица, имеющие удостоверение о прохождении техминимума и право управления механизмами.

5.5 На месте производства работ должна быть аптечка с медикаментами и средствами оказания первой помощи и бачок с питьевой водой.

5.6 Рабочие обеспечиваются спецодеждой и защитными приспособлениями (респиратор, защитные очки).

5.7 Перед началом работ следует проверить ручной инструмент, который должен иметь исправные рукоятки с гладкой поверхностью и быть плотно насаженным на металлические части.

5.8 Автомобили, прибывающие на объект, встречает и сопровождает к месту разгрузки сигнальщик с красным флажком и нарукавной повязкой.

5.9 Поднятый кузов автомобиля-самосвала следует очищать от налипших кусков смеси скребком с длинной ручкой. Запрещается стучать снизу по днищу кузова. Рабочие, чистящие кузов, должны стоять на земле.

5.10 В тёмное время суток места производства работ должны быть освещены. Осветительные приборы и технические средства по мере движения фронта работ переставляют.

5.11 Ответственность за соблюдение правил техники безопасности возлагается на руководителя дорожной организации и лиц, непосредственно руководящих дорожными работами. Лицо, назначенное администрацией ответственным производителем работ на объекте, должно пройти обучение и проверку знаний.

5.12 Холодные асфальтобетонные смеси не образуют токсичных соединений на воздухе и в воде, при соприкосновении с другими нетоксичными материалами, под воздействием температуры, давления, и не оказывают негативного влияния на окружающую среду.

5.13 Холодные асфальтобетонные смеси, применяемые при ремонте асфальтобетонных покрытий, по удельной активности естественных радионуклидов должны соответствовать требованиям ГОСТ 30108-94 /5/.

Приложение 1
Ориентировочный состав ремонтной смеси

Компонент

Содержание в смеси, %

Минеральный заполнитель

93 - 95,5

Органическое вяжущее

4,5-7

Окончательный состав смеси подбирается на конкретных материалах в лабораторных условиях.

Приложение 2
Перечень инвентаря и инструментов бригады асфальтировщиков

№№

Наименование

Ед.изм.

Кол-во

1

Автомобиль «Дорожная служба»

шт.

1

2

Лопаты строительные подборочные

шт.

2

3

Лопаты строительные копальные

шт.

2

4

Трамбовка, виброплощадка

шт.

1

5

Метла

шт.

2

6

Нарезчик швов (отбойный молоток)

шт.

1

7

Рейка дюралюминиевая с уровнем длиной 3 м

шт.

1

8

Рулетка тесмяная длиной 10 м

шт.

1

9

Ограждения металлические, деревянные или пластиковые

шт.

в соответствии

10

Ограждающие конуса

шт.

с типовой

11

Дорожные знаки, импульсная стрелка

компл.

схемой

12

Аптечка

шт.

1

Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ «ТЕХНИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ»

1. СТО ТУ-5718-001-53737504-05. Смеси битумноминеральные холодные для ремонта дорожных покрытий. Технические условия (временные). ДЖКХиБ, М., 2005.

2. СТО ТР-002-53737504-05. Временные технические рекомендации по ремонту объектов улично-дорожной сети с использованием смесей битумноминеральных холодных. ДЖКХиБ, М., 2005.

3. ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.

4. ГОСТ 8269.0-97. Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.

5. ГОСТ 30108-94. Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов.

6. ГОСТ 11955-82. Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия.

7. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

8. ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Технические условия.

9. ГОСТ 10585-99. Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия.

10. Методические рекомендации по применению холодных асфальтобетонных смесей с использованием полимерной адгезионной добавки «Пейв-192». РосдорНИИ., М., 2005.

11. ТУ 5718-002-05204776-05. Холодные асфальтобетонные смеси с применением полимерной адгезионной добавки «Pave-192». РосдорНИИ., М., 2005.

12. ГОСТ Р 51720-2001. Мешки из полимерных пленок. Общие технические условия.

13. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условию обеспечения безопасности дорожного движения.

14. ВСН 37-84. Инструкция по организации движения и ограждения мест производства дорожных работ.

15. Распоряжение Правительства Москвы от 23.10.98 № 971-РЗП «О дополнительных мерах по усилению контроля и обеспечению безопасности дорожного движения при проведении дорожно-строительных работ на городских улицах и магистралях».

16. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги.

17. ТР 103-00. Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий.

18. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве.

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.