Закон г. Москвы от 12 мая 2004 г. N 32
О государственном экологическом контроле в городе Москве
(с изменениями от 24 ноября 2004 г., 6 июля 2005 г., 18 января 2006 г., 4 июля, 21 ноября 2007 г.)
Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 в преамбулу настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением государственного экологического контроля в городе Москве (далее - государственный экологический контроль).
В целях настоящего Закона используются следующие понятия:
государственный экологический контроль - система мер, осуществляемых органами государственной власти, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
информационные щиты на особо охраняемых природных территориях - материальные носители с текстовой информацией об особо охраняемых природных территориях и (или) со схематичными изображениями (картами, планами, схемами), рисунками эколого-просветительского характера;
плановые проверки - проверки, осуществляемые с периодичностью, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимые в целях контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды;
внеплановые проверки - проверки, осуществляемые в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимые в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате плановых проверок, и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом;
комплексные проверки - проверки, осуществляемые в отношении нескольких или всех объектов государственного экологического контроля;
целевые проверки - проверки, осуществляемые в отношении одного объекта государственного экологического контроля.
1. Законодательство города Москвы в области государственного экологического контроля основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах в области охраны окружающей среды, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов города Москвы.
2. Настоящий Закон действует на всей территории города Москвы.
3. Законодательство города Москвы в области государственного экологического контроля распространяется на отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности населения города Москвы, в целях обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, на отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, на отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 статья 2 настоящего Закона дополнена частью 4, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
4. Нарушение требований законодательства города Москвы в области государственного экологического контроля влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Государственный экологический контроль осуществляется на основе следующих принципов:
1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
2) недопущение причинения вреда окружающей среде;
3) гласность и достоверность информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, мероприятиях, проводимых в области государственного экологического контроля;
4) обязательность соблюдения требований в области охраны окружающей среды;
5) презумпция потенциальной опасности планируемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
6) презумпция добросовестности юридического или физического лица;
7) установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
8) открытость и доступность для юридических и физических лиц нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного экологического контроля;
9) единство форм, методов и способов при осуществлении государственного экологического контроля;
10) приоритетность мер предупреждения экологических правонарушений;
11) объективность должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
12) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
13) взаимодействие должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, с органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, гражданами.
Государственный экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Объектами государственного экологического контроля являются:
1) земли, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы;
2) объекты хозяйственной и иной деятельности, способной оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Государственный экологический контроль осуществляется должностными лицами специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области государственного экологического контроля (далее - специально уполномоченный орган) - государственными инспекторами города Москвы по охране природы (государственными инспекторами в области охраны окружающей среды города Москвы):
1) главным государственным инспектором города Москвы по охране природы;
2) заместителями главного государственного инспектора города Москвы по охране природы;
3) старшими государственными инспекторами города Москвы по охране природы;
4) государственными инспекторами города Москвы по охране природы.
К полномочиям Московской городской Думы в области государственного экологического контроля относятся:
1) принятие законов города Москвы в области государственного экологического контроля, в том числе законов, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды;
2) утверждение городских долгосрочных целевых программ в области государственного экологического контроля;
3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением настоящего Закона;
4) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
К полномочиям Правительства Москвы в области государственного экологического контроля относятся:
1) принятие нормативных правовых актов по вопросам осуществления государственного экологического контроля;
2) установление организационных основ осуществления государственного экологического контроля, в том числе на территориях с особым режимом охраны и использования;
3) определение специально уполномоченного органа;
4) разработка и определение приоритетных направлений деятельности в сфере государственного экологического контроля;
5) разработка и реализация городских долгосрочных целевых программ, принятие городских среднесрочных целевых программ в области государственного экологического контроля;
6) решение иных вопросов, связанных с осуществлением государственного экологического контроля на территории города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
1. Государственный экологический контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, которые могут быть комплексными, целевыми, совместными.
2. Плановые проверки осуществляются в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не более чем один раз в два года. В отношении субъектов малого предпринимательства плановые проверки могут быть проведены не ранее чем через три года с момента их государственной регистрации.
3. Внеплановые проверки проводятся в целях контроля исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате плановых проверок, в случае поступления в специально уполномоченный орган информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
4. Комплексные плановые и внеплановые проверки осуществляются в отношении нескольких или всех объектов государственного экологического контроля, указанных в статье 5 настоящего Закона.
5. Целевые плановые и внеплановые проверки осуществляются в отношении одного объекта государственного экологического контроля, указанного в статье 5 настоящего Закона.
6. Совместные плановые и внеплановые проверки осуществляются государственными инспекторами города Москвы по охране природы с привлечением в установленном порядке представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций.
7. Плановые проверки и указанные в части 3 настоящей статьи внеплановые проверки могут проводиться также по результатам анализа:
1) жалоб и заявлений, поступивших от организаций и граждан;
2) данных экологического мониторинга;
3) данных экологического аудита;
4) материалов государственных кадастров природных ресурсов и результатов обследования состояния объектов государственного экологического контроля;
5) работы государственных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.
1. Распорядительный документ (далее - распоряжение) о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом специально уполномоченного органа, осуществляющим мероприятие по государственному экологическому контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
2. В распоряжении о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю указываются:
1) номер и дата распоряжения о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю;
2) наименование специально уполномоченного органа;
3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение мероприятия по государственному экологическому контролю;
4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по государственному экологическому контролю;
5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по государственному экологическому контролю;
6) правовые основания проведения мероприятия по государственному экологическому контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
7) дата начала и окончания мероприятия по государственному экологическому контролю.
1. Соответствующие государственные инспектора города Москвы по охране природы, осуществляющие государственный экологический контроль, имеют право:
1) проверять документы на право природопользования (разрешения, лицензии и другие документы) и осуществления иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на окружающую среду;
2) проверять выполнение условий заключений государственной экологической экспертизы, заключений органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, соблюдение природоохранных условий и требований, содержащихся в лицензиях, выдаваемых как на выполнение природоохранных работ (услуг), так и на иные лицензируемые виды деятельности;
Федеральным законом от 4 июля 2007 г. N 32 часть 1 статьи 11 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1
2.1) осуществлять контроль за полнотой начисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах своей компетенции;
3) собирать материалы и составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды в пределах компетенции, принимать решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности, выносить определения о передаче дела на рассмотрение по подведомственности судье или должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера, либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством;
4) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории города Москвы, с учетом требований режимности в установленных законом случаях в целях проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды;
5) предъявлять требования юридическим и физическим лицам, направленные на обеспечение исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;
6) выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
7) Исключен;
8) применять иные меры воздействия за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Соответствующие государственные инспектора города Москвы по охране природы, осуществляющие государственный экологический контроль, обязаны:
1) руководствоваться в своей деятельности федеральными законами в области охраны окружающей среды, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы, инструктивными и методическими документами, стандартами, нормативами и правилами, утвержденными в установленном порядке;
2) предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий;
3) принимать в пределах своих полномочий меры по привлечению нарушителей законодательства в области охраны окружающей среды к ответственности;
4) разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;
5) рассматривать заявления и обращения граждан, общественных объединений, иных органов и организаций о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды.
3. Соответствующие государственные инспектора города Москвы по охране природы, осуществляющие государственный экологический контроль, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при проведении мероприятий по государственному экологическому контролю несут ответственность в соответствии с законодательством.
1. При осуществлении мероприятий по государственному экологическому контролю составляются следующие документы:
1) распоряжение о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю;
2) акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды;
3) акты об отборе проб и обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, пояснения должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, объяснения сотрудников проверяемых объектов, на которых выявлены нарушения обязательных требований, и другие документы, связанные с результатами государственного экологического контроля (в том числе материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и иные носители информации, указывающие на причиненный окружающей среде вред, план-схема участка выявленного правонарушения);
4) предписание об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды;
5) Исключен;
6) Исключен;
7) требование о добровольном возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате административного правонарушения;
8) иные документы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Результаты государственного экологического контроля, принимаемые по ним решения оформляются в соответствии с требованиями федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона.
3. В случае отсутствия утвержденных в установленном порядке типовых форм документов, перечисленных в настоящей статье, они разрабатываются в соответствии с требованиями законодательства и утверждаются специально уполномоченным органом.
Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 глава 4 настоящего Закона утратила силу с 1 января 2008 г.
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Мэр Москвы Ю. Лужков
Москва,
Московская городская Дума
12 мая 2004 года
N 32