МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА (РОСАВТОДОР) |
Информационный центр по автомобильным дорогам |
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ШУМА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Ретроспективный указатель
Москва 2002
ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики. - Изд. офиц.; Введ. с 01.01.1986. - М.: Гос. ком. СССР по делам стр-ва, 1985. - 20 с.
ГОСТ 23337-78 (СТ СЭВ 2600-80). Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий. - Изд. офиц.; Введен с 01.07.1979. - М.: Гос. ком. СССР по делам стр-ва, 1982. - 20 с.
ГОСТ 27243-87. Шум. Ориентировочный метод определения уровня звуковой мощности шума машин при помощи образцового источника звука. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.1988. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 13 с.
Настоящий стандарт распространяется на машины и технологическое оборудование, являющиеся источником звука в воздушной среде, уровень звукового давления которых во время измерения колеблется не более чем на 10 дБ, и устанавливает ориентировочный метод определения уровня звуковой мощности А машин при помощи образцового источника.
ГОСТ 27408-87. Шум. Методы статистической обработки результатов определения и контроля уровня шума, излучаемого машинами. - Изд. офиц.; Введ. 01.07.1988. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997. - 18 с.
Настоящий стандарт распространяется на машины и технологическое оборудование, которые являются источником шума в воздушной среде.
ГОСТ 27436-87. Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.1989. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997. - 9 с.
Настоящий стандарт распространяется на легковые, грузопассажирские, грузовые автомобили, автопоезда и автобусы, предназначенные для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог.
Стандарт устанавливает допустимые уровни внешнего шума автомобилей и методы его измерения.
ГОСТ 30691-2001. Шум машин. Заявление и контроль значений шумовых характеристик.
Готовится к изданию.
Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений /ЦНИИП градостроительства. - М., 1994. - 88 с.
Технические решения проектов новых и реконструируемых улиц и дорог должны приниматься на основе технико-экономических обоснований. Проектное решение должно обеспечивать в том числе защиту прилегающей застройки от транспортного шума и загазованности.
2.12. При реконструкции магистралей исторически сложившихся городов и районов с целью снижения шума и загазованности допускается предусматривать движение транспорта и пешеходов в двух уровнях с полным или частичным перекрытием проезжей части. При этом можно предусматривать устройство галерей для пешеходного движения в первых и вторых этажах примагистральной застройки.
2.16. Конструкцию шумозащитного сооружения определяют следующие факторы:
- высота и протяженность;
- наличие местных строительных материалов;
- климатические условия;
- безопасность движения и обеспечение необходимого расстояния видимости;
- эстетические качества;
- возможность отвода земли под сооружения.
Байнатов Ж.Б. Шумозащитные сооружения на автомобильных дорогах //Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информ-автодор. - 1992. - Вып. 1. - С. 12-27.
Одной из основных проблем экологии является защита населения от шума.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что шум высокой интенсивности оказывает на человеческий организм вредное влияние: изменяется ритм сердечной деятельности, повышается кровяное давление, ухудшается слух, ускоряется процесс утомления, замедляются физические и психологические реакции. Шум понижает работоспособность при умственном труде примерно на 60 %, а при физическом - на 30 %, с увеличением уровня шума от 70 до 90 дБ производительность труда снижается на 20 %. Например, уровень звука при разговоре двух собеседников на расстоянии порядка 1 м составляет 69, по телефону -71, при выступлении оратора - 75 дБ.
Диапазон слухового восприятия человека укладывается в 130 дБ. Шум в 150 дБ для человека непереносим, в 180 дБ вызывает усталость металла, в 190 дБ вырывает заклепки из конструкции.
В данной статье представлено несколько вариантов шумозашитных сооружений.
Балакин В.В. Экологическая оценка вариантов трассы городских дорог и транспортных развязок /Трансп. стр-во, 1998. - № 1. - С. 16-17.
Особую сложность представляет трассирование магистральных дорог с непрерывным движением, где предусматриваются транспортные развязки в разных уровнях, занимающие значительную территорию и тесно контактирующие с жилой застройкой. При полной загрузке узлов здесь требуется увеличение санитарных разрывов (1) или использование специальных шумозащитных мероприятий, в которых должны учитываться требования по охране атмосферного воздуха.
Граффстейн И. /ПНР/. Дорожные шумоизоляционные экраны //Автомоб. дороги. - 1984. - № 10. - С. 20-21.
С развитием сети автомобильных дорог в Польской Народной Республике все большие территории и все больше людей подвергаются негативным последствиям транспортного шума. При проектировании автомобильных дорог ограничение вредного влияния дорожного шума заключается прежде всего в трассировании магистралей на безопасном расстоянии от территорий и объектов, требующих особой звукоизоляции. В случаях, когда это невозможно или когда имеют дело с уже построенной дорогой, остается только применить шумозащитные экраны.
Идея таких защитных мероприятий заключается в использовании явления акустического экранирования. Оно возникает, когда между источником шума и объектом находится препятствие, затрудняющее распространение звуковых волн. Наиболее известными и находящими применение во многих странах шумозащитными средствами являются звукоизоляционные экраны, земляные валы и полосы зеленых насаждений.
Надежная защита от шума: (Проспект) /Трансбарьер. - М., б.г. - 4 с.
Шумовое загрязнение, связанное с железнодорожным или автомобильным движением, приводит не только к физическим неудобствам, но и к ухудшению здоровья. Устранить источник шума невозможно, но поглотить и понизить воздействие шума, довести его до безопасного или даже до незначительного уровня можно. ООО «Трансбарьер» предлагает конструкции экрана, обеспечивающие окружающим благоприятную экологическую обстановку.
Основные преимущества шумозащитных экранов из композиционных материалов, производимых АОЗТ Компания «Дорожные технологии»: (Проспект) /АОЗТ Компания «Дорожные технологии». - М., 2000. - 2 с.
Компания «Дорожные технологии» имеет опыт комплексного сооружения шумозащитных экранов как на территории г. Москвы, так и на федеральных автомобильных дорогах Российской Федерации.
Подольский В.П. Сравнение методов расчета снижения шума //Автомоб. дороги. - 1987. - № 12. - С. 17-18.
Представлены две методики снижения транспортного шума: американского ученого Редферна и японского Маекавы, причем преимущества какого-либо из методов специалистами установлены не были. Необходимость сравнения этих методов расчета возникла в Воронежском филиале Гипродорнии при определении шумозащитных свойств выемок на проектируемых объектах.
Покидько В.Н. Анализ работы модели придорожных шумозащитных барьеров от точечного источника с учетом импеданса поверхности земли //Повышение трансп. качеств автомоб. дорог. - М., 1986. - С. 137-144. (Тр. МАДИ).
Анализ работы модели расчета придорожных шумозащитных барьеров показал, что существующие модели расчета дают завышенную эффективность барьеров, а следовательно, их использование при проектировании не позволяет обеспечить требования санитарных норм в застройке.
Покидько В.Н., Поспелов П.И. Особенности расчета придорожных шумозащитных барьеров с учетом спектра шума автомобилей // Повышение трансп. качеств автомоб. дорог и безопасность движения. - М., 1986. - С. 126-136. - (Тр. МАДИ).
Точность оценки шумозащитных сооружений можно повысить, если учитывать частотный спектр автомобилей. Для предварительной оценки эффективности барьеров можно использовать интегральную зависимость снижения уровней звука в зависимости от параметра, которому соответствует расчетная частота 380 Гц и соответственно длина волны 0,89 м.
Поспелов П.И. Защита жилой застройки от транспортного шума при реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги //Трансп. стр-во. - 2000. - № 1. - С. 6-10.
В мировой практике сложились два разных подхода к проектированию шумозащитных экранов на дорогах. Первый подход предусматривает применение для экранов панелей единой типовой конструкции (типичный представитель - Япония), второй использует разнообразные конструкции, что позволяет более тщательно вписывать их в окружающий ландшафт, экономить средства на строительство и эксплуатацию.
Поспелов П.И., Покидько В.Н. Модель распространения шума от одиночного автомобиля //Повышение трансп. качеств автомоб. дорог. - М., 1986. - С. 114-125 (Тр. МАДИ).
Предложен метод вычисления уровней звукового давления и уровней звука, учитывающий появление интерференционных пиков в пределах октавы. Для этой цели была разработана подпрограмма «FILTR».
Поспелов П.И. Проблемы акустического обоснования при проектировании шумозащитных экранов // Наука и техника в дор. отрасли. - 2001. - № 4. - С. 12-14.
Осуществление программы строительства шумозащитных экранов при реконструкции МКАД, предусмотренной соответствующим разделом ТЭО (разработка Центра транспортных проблем городов, затем переименованного в МАДИ-ПРОЕКТ) явилось по существу первым комплексным проектом снижения шума в жилой застройке шумозащитными экранами - сооружениями, которые являются частью автомобильной дороги и размещены либо на земляном полотне, либо на полосе отвода.
Поспелов П.И., Строков Д.М., Щит Б.А. Комплексное проектирование средств защиты от шума при реконструкции Московской кольцевой дороги (МКАД) //Проектирование автомоб. дорог. - М., 1999. - С. 3-10 (Тр. МАДИ).
При разработке ТЭО шумозащитных мероприятий были решены следующие задачи:
- измерены эквивалентные уровни звука на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей к застройке полосы движения;
- разработан метод прогнозирования эквивалентных уровней звука на перспективу с учетом роста интенсивности движения, размещения на поперечном профиле защитного ограждения, особенностей формирования транспортного шума по часам суток и т.д.;
- измерены эквивалентные уровни звука на первой к МКАД линии жилой застройки, и выполнено их прогнозирование;
- определены минимальные размеры буферных зон от дороги до жилой застройки;
- определена доля других источников шума (железных и автомобильных дорог и т.д.) на уровни шума в жилой застройке;
- вычислено число жителей, проживающих в той или иной зоне дискомфорта с различным превышением уровней;
- проведено функциональное зонирование МКАД с целью определения возможных мероприятий по обеспечению акустического комфорта в зависимости от типа примыкающей застройки, ее этажности и т.д.;
- определена стоимость осуществления мероприятий по снижению шума;
вычислен ущерб от превышения допустимых уровней шума от МКАД;
- определена эффективность капиталовложений в осуществление мероприятий по снижению шума.
Поспелов П.И. Шумозащитные сооружения на автомобильных дорогах //Автомоб. дороги. - 1986. - № 11. - С. 20-21.
Транспортный шум является важным элементом воздействия автомобильных дорог на окружающую среду. Затраты на снижение шума в сложившейся жилой застройке, прилегающей к дорогам, как правило, в несколько раз превышают стоимость устройства шумозащитных барьеров при строительстве дороги.
Соблюдение требований Санитарных норм проектировщиками автомобильных дорог контролируют санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) Минздрава.
Предтеченский М.В. Средства борьбы с транспортным шумом в населенных местах //Механизация стр-ва. - 1998. - № 5. - С. 8-12.
Борьба с транспортным шумом, направленная на создание в населенных местах нормальной экологической обстановки и комфортных условий для быта и отдыха людей, предусматривает: зонирование территорий и целенаправленную трассировку улично-дорожных сетей; создание более совершенных транспортных средств и двигателей (что по существу выходит за пределы сферы строительства и градостроительства); совершенствование организации движения и отделение грузового движения; применение более совершенных конструкций дорожных одежд; использование специальных шумозащитных мер (в частности, стенок-экранов). Рассматриваются два последних аспекта общей проблемы, которым до настоящего времени в нашей стране уделялось недостаточное внимание, и зарубежный опыт их реализации. Отмечается, что наиболее кардинальной мерой борьбы с транспортным шумом и создания в городах (по крайней мере, в крупнейших) нормальной экологической обстановки считается строительство подземных, хорошо вентилируемых транспортных магистралей, требующих больших капиталовложений. Библ. 6.
Производство звукоизолирующих и звукопоглощающих экранов. Наши экраны надежно защитят Вас от шума (Проспект) /Трансэкострой. - М., б.г. - 4 с.
Фирма Трансэкострой динамично развивающееся предприятие, располагающее штатом высококвалифицированных специалистов, способных решать технические задачи по изготовлению строительных металлоконструкций повышенной категории сложности.
Противошумовые экраны на автомобильных дорогах //Автомоб. дороги. Сер. Стр-во и эксплуатация автомоб. дорог: Приложение к информ. сб. - «Экспресс-информ.» /ЦБНТИ Росавтодора. - 1991. - Вып. 9. - С. 8-12.
Строительство противошумовых экранов во Франции регулируется общими техническими требованиями, используемыми в сфере общественных работ.
Основная цель строительства противошумовых экранов состоит в снижении шума на территориях, прилегающих к дороге. Эффективность работы противошумовых экранов определяется качеством предварительно проведенных акустических исследований, точностью прогнозирования изменения интенсивности движения; качеством используемых материалов и выполнения работ, сочетаемостью с окружающим пейзажем и психологическим восприятием экрана людьми.
Развитие науки и техники в дорожном хозяйстве России: проблемы и пути решения /М-во транспорта РФ. Гос. служба дор. хоз-ва. - М., 2002. - 56 с.
К новым технологиям и материалам следует отнести новые конструкции шумозащитных экранов (Компания «Дорожные технологии»).
Рахманов М.Л. Новые методики измерения внешнего шума, излучаемого дорожно-строительными и землеройными машинами //Механизация стр-ва, 1997, № 5. - С. 20-21.
Предложена методика, позволяющая определить внешний шум более достоверно, чем известные способы.
Рахманов М.Л. Новые способы измерения внешнего шума //Строит, и дор. машины, 1996, № 6. - С. 29-30.
Предложен способ, позволяющий определять реальные характеристики внешнего шума дорожно-строительных и земле ройных машин, имеющих циклический режим работы.
Для измерения внешнего шума, излучаемого машинами в течение части рабочего цикла или машинами, не использующими циклический режим работы (автогрейдеры, асфальтоукладчики), предлагается способ постоянного измерения внешнего шума датчиками, перемещающимися вместе с машиной и имеющими возможность перемещаться относительно машины, образуя любую форму измерительной поверхности. При этом можно определить полное воздействие шума на обслуживающий персонал, находящийся в рабочей зоне.
Установка шумопоглощающих барьеров на автомобильных дорогах методом монтажа «TILT-UP» //Автомоб. дороги: Сер. Организация и безопасность движения: Приложение к информ. сб. - «Экспресс-информ.» /ЦБНТИ Росавтодора. - 1990. - Вып. 4. - С. 22-26.
Установка звукопоглощающих барьеров методом монтажа «tilt-up» была осуществлена при разработке и руководстве властей г. Виннипег, Манитоба (Канада). Было решено установить барьеры на протяжении 1 мили (1,6 км) вдоль дороги, уровень шума на которой достигал 73 дБ.
Шумозащитные экраны: (Проспект) /АОЗТ Компания «Дорожные технологии». - М., б.г. - 1 с.
В проспекте представлены экраны из композиционных материалов со стеклопластиковыми жалюзи и комбинированные экраны с прозрачными вставками.
Шумопоглощающие и шумоизолирующие барьеры: (Проспект) /FRACASSO. - Венеция, б.г. - 18 с.
Фоноизолирующие и фонопонижающие барьеры «Фракассо» специально разработаны для устранения шумового загрязнения. Благодаря металлическим панелям с отверстиями в передней части и наполнением из минеральной ваты, они позволяют значительно понизить уровень шума.
Легковесность и простота установки данных изделий делают их наиболее пригодными для стационарного использования в незамкнутых пространствах, в том числе при защите от шума автомобильных дорог.
FRACASSO. Продукция фирмы Металмекканика Фракассо С.П.А.: (Проспект) /FRACASSO. - Б.м., б.п - 26 с.
Шумопоглощающий барьер специально разработан, чтобы устранить шум дорожного движения. Он резко уменьшает силу шума благодаря структуре его металлических панелей, имеющих отверстия в передней части и содержащих в себе слой минеральной ваты.
Пат. 2151839 РФ, МПК7 Е 01 F 8/00. Защитный экран для придорожного шумопоглощения (варианты) /А.В. Суханов, В.Г. Попов, В.И. Лебедев и др. - № 99103848/28; Заявл. 24.02.2000; Опубл. 27.06.2000, Бюл. № 18.
Изобретение относится к устройствам для защиты от воздействия шума, звуковых волн и их подавления и может быть использовано в строительных сооружениях для обеспечения нормального акустического режима, в частности в защитных экранах для придорожного шумопоглощения.
Цель изобретения - повышение эффективности защитного экрана для придорожного шумопоглощения, упрощение конструкции и уменьшение производственных затрат на его изготовление.
Пат. 2155252 РФ, МПК7 Е 01F 8/00. Шумозащитный экран /Ю.Д. Деревянко; ОАО «Научно-производственное объединение систем программного управления». - № 99111624/28; Заявл. 28.05.99; Опубл. 27.08.2000, Бюл. № 24.
Изобретение относится к шумозащитным ограждениям, предназначенным для защиты жилых застроек от шума и устанавливаемым вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей, вокруг строительных площадок, промышленных объектов и других источников шума.
Цель изобретения - создание новой конструкции шумозащитного экрана, обеспечивающей упрощение его монтажа и транспортировки, а также демпфирование акустических вибраций и повышение надежности конструкции.
Пат. 2173372 РФ, МПК7 Е 01 F 8/00. Акустическая панель шумозащитного экрана /В.И. Лебедев, Г.М. Авилова, В.А. Попов и др. - № 99122069/28; Заявл. 20.10.99; Опубл. 10.09.01; Бюл. №25.
Предлагаемое изобретение относится к средствам защиты от автомобильного, железнодорожного и промышленного шума и может быть использовано при строительстве шумозащитных придорожных экранов, а также экранов для ограждения строи тельных площадок, промышленных объектов или экранов, устанавливаемых при организации территориальных зон с комфортными акустическими условиями.
Пат. 2176005 РФ, МПК7 Е 01 F8/00, Е 04 В 1/82. Защитный экран для придорожного шумопоглощения /А.В. Суханов, А.В. Асеев, В.И. Лебедев, С.М. Смирнов. № 2000117840/28; Заявл. 07.07.2000; Опубл. 20.11.01; Бюл. № 32.
Изобретение относится к устройствам для защиты и подавления шума и звуковых волн. Изобретение направлено на улучшение шумоулавливающих свойств защитных экранов.
Пат. 2176004 РФ, МПК7 Е 01 F 8/00, Е 04 В 1/66. Защитный экран для придорожного шумопоглощения /А.В.Суханов, В.Г.Попов, А.В.Асеев и др. - № 2000101600/28; Заявл. 26.01.2000; Опубл. 20.11.01; Бюл.№ 32.
Изобретение относится к устройствам для защиты от подавления шума и звуковых волн. Изобретение направлено на улучшение шумоулавливающих свойств защитных экранов.
Заявка 21052 РФ, МПК7 Е 01F 8/00. Шумозащитный экран /А.Д. Грабарь, Д.Б. Донских, А.С. Шлосман и др.; ФГУП «Союздорпроект». - № 2001113484/20; Заявл. 23.05.01; Опубл. 20.12.01; Бюл. № 35.
(57) 1. Шумозащитный экран, выполненный из сборных железобетонных панелей, которые крепятся к железобетонным стоечным опорам, отличающийся тем, что железобетонные панели со стороны проезжей части облицованы высокопрочным цветным стеклофибробетоном толщиной слоя от 10 до 40 мм с отформованным рельефным рисунком, а крепление их на опорах выполнено приваркой к закладным деталям опор одной стороны панели и заведением второй стороны панели в «замок», образованный плоскостью стойки опоры и соседней панелью, для чего боковые торцевые грани панели скошены под углом, составляющим 20-70°.
Материалы, опубликованные в реферативном журнале ВИНИТИ
01.07-03А.16. Борьба с шумом в Страсбурге. Strassbourg s'essaie a la politique du moindre bruit. Marin P. Vie rail et transp. 1998, № 2664, с 50. Фр.
Власти г. Страсбурга (Франция) проводят ряд мероприятий, направленных на снижение уровня шума в Центре города. Наряду с законодательными нормами, запрещающими всякую деятельность без необходимости, приводящую к возникновению шума, обращено внимание на дорожную сеть и транспорт. В частности, сокращена на 10 % численность трамваев в Центре, стимулируется использование электромобилей и велосипедов. Ил. 1.
01.05-03А.21. Выбоины и дорожный шум. Ornierage, bruit bilan des etudes ASFA et perspectives. Caroff Gilbert, Spernol Alexandra. Rev. gen. routes et aerodr. 2000, Hors serie № 1, с 106-108. Фр.
Приведена программа исследований на усталость дорожного покрытия и на образование на нем неровностей-выбоин. Указывается, что в 1991-1996 гг. выбоины величиной более 7 мм (порог, требующий немедленного ремонта) были зафиксированы лишь на 1-3 % от общей протяженности исследовавшихся дорог протяженностью 16 тыс. км. Существует план исследования образования выбоин на дороге LCPC, план SIRANO и программы изучения специальных зон движения ТС. Признается неоднозначная связь склонности к образованию выбоин с качеством покрытия. Обнаружено влияние, например, давления в шинах, скорости и, конечно, температуры. Работы 1991-1992, 1994-1995 и 1997 гг. показали, что уровень шума качения на различных участках дорог отличается между собой до 8 дБ (по амплитуде) и что наименее шумны дренирующие покрытия типа BBDr. Освещаются работы по созданию более совершенных детекторов шума.
02.01-03А.24. Защита от шума. Traiter Ie bruit: des solutions a la portee de tous. Clicquot de Mentque C. Environ, mag. 2001, № 1594, с 59-61. Фр.
Обсуждаются проблемы защиты жилых массивов от шума, создаваемого прежде всего близлежащими автомобильными дорогами. Указывается на характерные особенности проблемы, например, на большую эффективность мер защиты вблизи источника шума, на психологические особенности восприятия шумов различной частоты. По сравнению с 1985 г., в 1999 г. поверхность ежегодно сооружаемых поглощающих и отражающих экранов возросла в 10 раз, достигнув 200 тыс. м2.
00.03-03 A.11. Дорожный шумовой кадастр кантона Базель в объемном отображении. Dreidimensionsionaler Strassenlarmkataster im Kanton BS //Schweiz. Ing. und Archit. -1999. - 117, № 39. - C. 21-25. - Нем.
В кантоне Базеля завершено создание дорожного объемного шумового кадастра, представляющего зашумленность территории кантона по трассам дорог в виде моделей местности для ночного и дневного времени суток, с учетом интенсивности дорожного движения. На моделях нашли отражение сведения о шуме почти для 40 тыс. объектов, включая 12,3 тыс. домовладений, 1165 дорог, 200 элементов мостов и др. Представлены примеры отображения шумовой обстановки для различных объектов, сообщена цветовая гамма этих отображений для дневного и ночного времени и др. Библ. 4.
01.10-03А.24П. Звукопоглощающий модуль, звукопоглощающие экран или стенка, и способ изготовления звукопоглощающего модуля. Sound-absorbing module, sound-absorbing screen or wall and method for producing the sound-absorbing module: Заявка 1092808 ЕПВ, МПК7 Е 01 F 8/00. Jansen Kunststoffen B.V., Jansen Peter Paul. № 00203499.9; Заявл. 09.10.2000; Опубл. 18.04.2001; Приор. 15.10.1999, № 1013311 (Нидерланды). Англ.
Предлагаемый звукопоглощающий модуль включает в себя звукопоглощающий материал в виде минеральной силикатной шерсти, который обрамляется рамой, образующейся непрерывной фиксацией частично внахлестку ряда U-образных профилей из листового материала. Вокруг рамы с заложенным в нее звукопоглощающим материалом устанавливается защитный пласт массовый кожух, образованный двумя пластинами U-образного профиля, охватывающими переднюю и соответственно заднюю стороны рамы и соединяющимися вместе с фиксацией сварочным швом. Одна из пластин перфорируется для образования отверстий для прохождения звуковых волн. В качестве материала для пластин могут быть использованы полипропилен или полиэтилен высокой плотности. Пластмассовый кожух модуля имеет профилирование, которое существенно устраняет расширение модуля в продольном направлении. Профилирование состоит из ряда ребер, проходящих на расстоянии одно от другого вертикально или косо. Прессование ребер в звукопоглощающий материал осуществляется при температуре нагрева пластмассы до 80-110°С. Из ряда взаимно составленных звукопоглощающих модулей образуется звукопоглощающий экран или звукопоглощающая стенка, размещаемые вдоль автомобильных дорог или ж.-д. полотна. Ил. 2.
01.05-03А.23. Измерение уровня транспортного шума. A l'ecoute du bruit. Vie rail et transp. 1998, № 2661, с. 55. Фр.
Приводятся общие положения из практики замеров амплитуды и интенсивности шума. Отмечается, что зависимость между числом источников шума и его интенсивностью логарифмическая, например, для того чтобы снизить уровень транспортного шума на 10 дБ, необходимо уменьшить интенсивность движения в 10 раз. Шумы низких частот более ощутимы, чем высоких частот, что требует коррекции сонометров.
02.01-03А.23. Исследование транспортных шумов. Kato Yuichi, Ohtsuki Ryuichi, Yamaguchi Shizuma. Nihon onkyo gakkaishi=J. Acoust. Soc. Jap. 2001.57, № 3, c. 184-191,15 ил. Библ. 3. Яп.; рез. англ.
Рассмотрены вопросы измерения и исследования распре деления уровня звукового давления, вызываемого дорожно-транспортными шумами при сравнительно низкой интенсивности движения. Приведены средние уровни шумов, экспоненциально распределенные модели ТС, равно удаленные модели и т.п.
01.09-03А.22. Картографирование шума. La cartographie du bruit. Meriel Bernard, Serve Catherine. Bull. lab. Ponts et Chaussees. 2000, № 227, с 85-95,103,106,109, 111, И ил. Библ. 12. Фр.; рез. англ., нем., исп., рус.
В условиях урбанизации все возрастающую остроту приобретают проблемы шумовых воздействий, связанные, в частности, с транспортным движением. Картографирование шума может использоваться для отображения акустических свойств какого-либо пространства. Оно позволяет передавать информационный массив в более наглядной, чем тексты и таблицы, графической форме. Оно стало удобным средством анализа, принятия решений и работы с общественностью. Представлены французские и европейские примеры карт шума. Несмотря на все еще высокую стоимость изготовления карты шума начинают получать широкое распространение, становясь ходовым средством оптимального регулирования городского шумового пространства, в частности - в связи с введением уже сегодня французского, а завтра европейского регламентирования шума.
00.03-03А. 15П. Конструкция сборной шумозащитной стенки. Larmschutzwand: Заявка 19735714 Германия, МПК6 Е 01 F 8/00 /Matten H. - № 197357148; Заявл. 18.8.97; Опубл. 11.3.99.
Предложена конструкция сборной шумозащитной стенки для отгораживания транспортных путей. Особенностью конструкции
является возможность ее использования при различных размерах панелей, размещаемых между установленными в ряд стойками. Эти стойки предлагается изготавливать двутаврового поперечного сечения, с размещением панелей между стойками путем ввода их сверху между двумя соседними стойками. Фундаментные плиты, например, квадратные в плане размещаются на установленных проектом расстояниях друг от друга и заглубляются для придания устойчивости ограждению в грунт на глубину до 1,5 м с устройством, при необходимости, под них щебеночной подготовки. Перечислены типы панелей, которые могут быть рекомендованы для ограждений, в том числе из вспененных рециклируемых пластмасс из бетона с шумоизоляционной обклейкой из пенопласта и др.
01.05-03А.22. Исследования по противошумным экранам. Les ecrans antibruit de demain. Vie rail et transp. 1998, № 2661, c. 59. Фр.
Отмечается, что в течение 4 лет проводились работы в рамках европейского проекта Euroecran, направленные на исследование и разработку противошумных экранов. В проекте, финансируемом Европейским Сообществом, принимали участие железные дороги Франции, Италии и Нидерландов, профессиональная ассоциация по изготовлению противошумных экранов и др. организации. Из первоначально определенных 120 возможных задач оказались решенными 20. Полученные данные будут использованы в дальнейших разработках.
01.07-03А.17. Малошумные дорожные покрытия. Low noise road surfaces: A state-of-the-art review. Sandberg U.J. Acoust. Soc. Jap. E. 1999. 20, № 1, с 1-17. Англ.
Сообщается о проводимых исследованиях в области разработки малошумных дорожных покрытий, снижающих уровень транспортного шума на 3 дБ (А) и более. Приведены сведения о различных типах жестких непористых покрытий с оптимизированной структурой, размером частиц минерального заполнителя
3-4 мм и связующим агентом в виде гудрона, эпоксидной смолы, цемента. Рассмотрены разработки пористых дорожных покрытий с объемом воздушных пустот более 15 %, способных дренировать воду в вертикальной плоскости. Проведена оценка влияния на шумовые характеристики пористого дорожного покрытия таких его параметров, как толщина, сопротивление текучести, форма и криволинейность поверхности, тип связующего агента, и приведены рекомендуемые их величины. Выявлены 3 основных современных направления проектирования малошумных дорожных покрытий мелкозернистые минеральные заполнители, высокая пористость, применение двухслойных покрытий. Приведены сведения о применении малошумных покрытий городских автомобильных дорог в различных странах мира. Ил. 12. Табл. 1. Библ. 56.
01.08-03А.39. Малошумные текстуры для цементно-бетонных покрытий автомобильных дорог. Texturing of cement concrete pavements to reduice traffic noise. Sandberg U, Ejsmont J.A. Noise Contr. Eng. J. 1998. 46, №6, с 231-243. Англ.
Отмечается, что применяемые в США цементно-бетонные покрытия автомобильных дорог требуют специальной обработки поверхности при строительстве - текстурирования, которое может вызвать повышенный уровень транспортного шума. Сообщается, что в Швеции проведено исследование по разработке малошумных текстур цементно-бетонной одежды. Приводится описание замеров уровней транспортного шума во время экспериментов, проведенных шведским дорожно-исследовательским институтом (VTI) и техническим университетом Гданьска (Польша), а также некоторые результаты исследований. Ил. 7.
01.06-03A.38. Противошумное дорожное покрытие для городских улиц. Silence et adherence: Viaphone, un enrobe tres urbain. Environ, mag. 1999, № 1574, с 43-44. Фр.
Рассматриваются меры борьбы с транспортным шумом. Сообщается, что 50 % населения Франции испытывает воздействие
шума, уровень которого превышает акустический комфорт, а 15 % - воздействие шума недопустимого уровня. Одной из мер борьбы с шумом является применение специальных дорожных покрытий. В частности, фирма Eurovia предложила в 1992 г. дорожное покрытие Viaphone для городских зон, которое отличается сниженной гранулярностью и незначительной толщиной слоя (2-3 см). Проведенные испытания показали, что покрытие во всех случаях обеспечивает уровень шума ниже 72 дБ (А) при высоком значении коэффициента сцепления. Ил. 2.
00.11-03А.17П. Способ и конструкция для установки звукопоглощающего элемента на верхней части звукоизолирующей стенки. Structure for mounting sound absorbing member on top portion of sound insulation wall and method of mounting the same: Пат. 5920041 США, МПК6 G 10 К 11/00 /Furuta Naoyuki, Yamamura Shinta, Mizukami Tadanori, Tasaki Yutaka, Mikami Takashi; Nitto Boseki Co. - № 09/027567; Заявл. 23.02.1998; Опубл. 06.07.1999; НПК 181/210.
Патентуются способ и конструкция для установки звукоизолирующего элемента на верхней части звукоизолирующей стенки, защищающей от шума дороги для скоростного движения. К металлической крепежной детали, прикрепленной к базовой части крепления, выступающей вверх от верхней части звукоизолирующей стенки, прикрепляются внешняя монтажная рейка на стороне, противоположной стороне источника звука, и внутренняя монтажная рейка на стороне источника звука. Прикрепленная к звукопоглощающему элементу внешняя неподвижная рейка присоединяется к внешней монтажной рейке посредством стыковой накладки, а прикрепленная к звукопоглощающему элементу внутренняя неподвижная рейка присоединяется к внутренней монтажной рейке посредством болтов и гаек. Ил. 17.
01.12-03А.73. Снижение уровней дорожного шума. Schallschluckende Strafienbelage. Tiefbau. 2000.112, № 12, с. 802, 1 ил. Нем.
Обобщены сведения о работах в ряде стран и фирмах по снижению дорожного шума. Отмечено, что более мелкие каменные
заполнители снижают этот уровень, в связи с чем в большинстве случаев для верхних слоев рекомендован щебень крупности 6-10 мм. Определенный эффект получен при использовании в верхних слоях дренирующих асфальтовых крупнопористых смесей, укладке бетонных пористых слоев. Описан положительных опыт включения в смеси для слоев износа до 0,8 % отрезков стекловолокна длиной до 2 см и др. Определено также важное значение включения в эти слои рециклируемой резины от старых пневматиков.
02.01-71.38. Снижение шума транспортных средств за счет установки звукоизолирующего капота. Дроздова Л.Ф., Омельченко А.В., Потехин В.В. Докл. 3-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Нов. в экол. и безопас. жизнедеят-сти», Санкт-Петербург, 16-18 июня, 1998. Т. 2 (СПб): Б. и (1999), с. 370-373. Рус.
Выполнены исследования с целью увеличения эффективности борьбы с шумом транспортных средств. Задача оптимизации конструкции капота, ограждающего силовую установку транс портного средства, была сведена к задаче оптимизации размера, формы, типов материалов и их геометрических параметров. Использованы стоимостные критерии изготовления данного капота, позволяющего достигнуть заданную акустическую эффективность. Графики. Библ. 4.
00.05-03А.14П. Устройство крепления шумозащитных элементов. Larmschutzwandsegment mit Platten aus Kunststoff: Заявка 19745110 Германия, МПК6 Е 01 F 8/00 /Oberlander К., Brand N., Freienstein S., Mohn A.; Agomer GmbH. - № 197451101; Заявл. 11.10.97; Опубл. 6.5.99.
Предложена конструкция крепления на стойках шумозащитных ограждений, используемых для этой защиты специальных пластмассовых щитов (или сегментов). В предложенной конструкции крепления болтами с гайками предусмотрено использовать дополнительные пластмассовые звукоизолирующие прокладки между болтом и прижимными планками, которыми щиты закрепляются на стойках.
00.03-03А.12. Шум - пришедший в движение воздух. Lavvaai: Lucht in beweging / Jacobson С. //Leefmilieu. -1999.-22, № 4. - С. 1-8. - Флам.
Содержатся общие пояснения относительно дорожного шума, природа которого объяснена как возникшее движение воздуха, точнее его колебание с высокими частотами, в том числе в диапазоне 20-20000 Гц. Вызываемые этим нагрузки на человека могут быть характеризованы уровнем громкости звука. Перечислены основные виды источников шума, отмечен допустимый уровень звукового давления при 120 дБ. Описаны устройства, предохраняющие от распространения дорожного шума в виде шумозащитных ограждений типа VLAREM, обеспечивающие снижение уровня дорожного шума до допустимых пределов. Кратко сообщается о средствах и способах, дающих возможность снижения шума в жилом секторе, непосредственно в жилищах. По планам, разработанным в Нидерландах до 2002 г., предстоят работы по снижению уровней дорожного шума по стране с доведением до нормативного уровня. Библ. 9.
01.10-03А.30. Шумы и вибрации, вызываемые транс портными
средствами. Noises and
vibrations due to vehicles. Silas Gheorghe, Brindeu Liviu, Toader Mihai, Bacria
Vasile, Herieanu Nicolae, Chiriac Adrian. Proceedings of the 6th
Mini Conference on Vehicle System Dynamics, Identification and Anomalies,
Считается, что шумы и вибрации, вызываемые в результате дорожного движения, могут оцениваться в результате исследования динамики автомобиля. К источникам шума, как правило, относят двигатель, элементы шестеренчатой передачи, системы торможения и качения, сопротивление воздуха и т.п. Принимая во внимание дорожно-транспортный шум, проанализированы все аспекты, касающиеся определения источников, их влияния на человека и окружающую среду. Кроме того, разработаны методы фундаментальных и экспериментальных исследований в целях уменьшения уровней шумов. Помимо этого, проведены исследования, касавшиеся систематизации влияния на городские условия и на железнодорожный подвижной состав.
01.10-03А.27П. Шумозащитная панель: Пат. 2167983 Россия, МПК7 Е 04 В 1/86, 1/82. Гойхман Лев Владимирович, Дьяков Юрий Яковлевич, Овчинников Борис Дмитриевич, Пушкарев Евгений Иванович. № 99107696/03; Заявл. 08.04.1999; Опубл. 27.05.2001. Рус.
Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности, к созданию шумозащитных сооружений для защиты жилых массивов, находящихся вблизи автомагистралей, трасс рельсовых путей и промышленных объектов. Техническим результатом является повышение звукоизоляционных качеств, уменьшение себестоимости, упрощение изготовления и сборки и обеспечение высокой ремонтопригодности, а также улучшение экологической обстановки. Шумозащитная панель включает наружные обшивки и расположенный между ними средний звукопоглощающий слой, заполненный измельченной резиной. Средний слой заполнен резиновой крошкой с размером фракций 0,5-2,0 мм, его толщина составляет 50-100 мм. Ил. 2.
02.01-03А.22. Шумозащитная стенка, вырабатывающая электроэнергию. Strom start Larm. Hawkins Alan C. Sonnenenerg. sol. 2001, № 3, с 29,1 ил. Нем.
На автомагистрали А 1 в Швейцарии сооружены шумозащитные стенки, в которые вмонтированы длинные солнечные элементы солнечной энергоустановки «Alpha A 1». С 25 апреля 2001 г. установка выдает электроэнергию в электросеть фирмы AEW Energie AG. Мощность установки 80 кВт, она является первой частной комбинированной шумозащитной солнечной энергоустановкой в Швейцарии и построена фирмой Ekotech AC.
00.03-03А.13. Шумозащитные дорожные ограждения из акрилового стекла. Transparenter Larmschutz mit Acrylglas: Eine neue Anwendung fur ein altes Produkt //Kunststoffe. - 1999. - 89, № 2. - C. 107-110. - Нем.
Акриловое стекло (АС) уже в начале 90-х гг. находило себе применение для устройства прозрачных шумозащитных и других
ограждений на транспорте, в частности, во Франции. В Германии АС для этих целей широко не использовалось. Содержатся основные технико-экономические показатели АС и широкие возможности по устройству прозрачных, эстетически оформленных, устойчивых к различным воздействиям и долговечных ограждений от дорожного шума. Отмечено, что производство АС было освоено в стране на многих предприятиях. Свойства этого материала позволяют выпускать его блоками и панелями крупных размеров. Описан опыт использования АС на дорогах во Франции, Гонконге, Франкфурте-на-Майне и др. Содержатся результаты проводившихся исследований свойств АС. Библ. 8.
00.07-03А.12П. Шумозащитные стенки с звукоабсорбирующим слоем. LarmschutzwAnde und schallabsorbierende Bekleidungen: Заявка 19804770 Германия, МПК6 Е 01 F 8/00 /Dietel В., Ebert G., Fuchs Th., Langer H.; IMC CmbH Ges. fur informatik Management und Consulting. - № 19804770.3; Заявл. 06.02.1998; Опубл. 12.08.1999.
Предложена конструкция стеновых элементов из бетона с звукоабсорбирующим слоем для создания шумозащитных ограждений, например, на дорогах. Стеновые элементы изготавливаются из тяжелых бетонных смесей с армированием для прочности и с выглаживанием поверхностей вручную или механическим способом. Наносимая на элемент со стороны, обращаемой к дороге, звукоабсорбирующая смесь может иметь ребристую или волнистую поверхность для лучшего отражения звуков. Эта смесь объемной массой 0,3-1,5 кг/дцм3 может иметь состав на 1 м3: алюмосульфата около 3,4 кг, примерно 408 кг цемента, 120 л воды, а также 1278 л вспученной высокополимеризованной добавки. Плотность такой смеси достигает 0,6 кг/дцм3, прочность составит 2-19 Н/мм2. В смесь для улучшения связности могут добавляться полимерные волокна. Для увеличения плотности могут использоваться пески, шлаки. Общая толщина предусмотрена до 50 см при бетонной основе от 12 см.