МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСШИРЕНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЛКИХ ПЕСКОВ И МАЛОПРОЧНЫХ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ В КОНСТРУКЦИЯХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ВО II И V ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Одобрены Главным техническим управлением
Минтрансстроя СССР
Москва-1975
СОДЕРЖАНИЕ
Предназначены для производственного внедрения комплексных методов укрепления мелких песков и малопрочных каменных материалов с применением медленногустеющих жидких битумов, битумных эмульсий, паст, сырых нефтей и отходов промышленности типа, зол уноса сухого отбора на внегородских автомобильных дорогах общего пользования II-V категорий.
Укрепленные минеральные материалы рекомендованы для устройства верхних слоев оснований, облегченных покрытий и подстилающих слоев.
Даны примеры конструктивных решений и изложены основные особенности технологии производства работ в зависимости от предлагаемого метода укрепления, вида конструктивного слоя и региональных условий строительства, а также приведены требования к материалам, контролю производства работ и технике безопасности.
"Методические рекомендации по расширению применения мелких песков и малопрочных каменных материалов в конструкциях дорожных одежд во II и V дорожно-климатических зонах" разработаны на основе исследований Союздорнии и его Среднеазиатского филиала, а также широкого опытного строительства, проведенного совместно с трестами "Средаздорстрой" Главдорстроя, "Латавтодормост" Минавтошосдора Латвийской ССР и ДСУ Минавтошосдора Туркменской и Узбекской ССР в течение 1973-1974 гг.
Настоящие "Методические рекомендации" предназначены для устройства подстилающих слоев, оснований и покрытий из укрепленных различными способами мелких песков и малопрочных каменных материалов на внегородских автомобильных дорогах общего пользования II-V категорий.
В "Методических рекомендациях" рассматриваются вопросы расширения области применения мелких песков и малопрочных каменных материалов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими медленногустеющими битумами с катионактивной добавкой 3-1, битумными вяжущими совместно с цементом или золами уноса с учетом специфики производства работ и формирования материалов в условиях II и V дорожно-климатических зон.
"Методические рекомендации" разработали канд. техн. наук Т.М. Луконина, инж. А.А. Фридман, канд. техн. наук Ю.В. Бутлицкий, инженеры З.И. Негуляева, У. Раджапов, Л.Н. Патынский.
1. Настоящие "Методические рекомендации" разработаны с использованием авторского свидетельства № 384974, дополняют и развивают "Инструкцию по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами" СН 25-74, "Технические указания по устройству оснований дорожных одежд из неукрепленных и укрепленных неорганическими вяжущими каменных материалов'', ВСН 184-75, СНиП I-Д.2-70, СНиП II-Д.5-72 и др. части:
разработки эффективных методов укрепления указанных минеральных материалов с применением медленногустеющих жидких битумов, битумных эмульсий и паст, сырых нефтей и отходов промышленности типа, зол уноса сухого отбора;
расширения области использования укрепленных минеральных материалов в конструкциях дорожных одежд, в том числе в верхних слоях оснований, облегченных покрытиях и в подстилающих слоях;
уточнения технологии производства работ в зависимости от метода укрепления, вида конструктивного слоя и региональных условий строительства.
2. Предлагаемый комплекс мероприятий по разработке наиболее эффективных составов смесей, технологии работ, конструктивных решений и т.д. обеспечивает:
экономию вяжущих (цемента, битума) на 20-30 %, а также привозных прочных каменных материалов - в среднем на 1500м3/км;
снижение стоимости строительства - от 5 до 10 тыс. руб. на 1 км;
повышение производительности труда за счет совершенствования технологии производства работ и продления строительного сезона.
3. Рекомендуемые методы укрепления мелких, в том числе барханных песков и малопрочных каменных материалов, разработаны с учетом условий строительства и свойств материалов, во II и V дорожно-климатических зонах.
В условиях II дорожно-климатической зоны предъявляются более высокие требования к морозостойкости, прочности и трещиностойкости укрепленных материалов, в V зоне - к теплоустойчивости, сдвигоустойчивости и прочности.
4. Настоящими "Методическими рекомендациями" предусматривается использование в дорожном строительстве в основном комплексных методов укрепления мелких песков и малопрочных каменных материалов.
Комплексные методы, рекомендуемые для II дорожно-климатической зоны, предполагают введение в пески битумных эмульсий и паст, жидких битумов или сырой нефти совместно с добавками золы уноса сухого отбора.
Комплексные методы, рекомендуемые для V зоны, предусматривают введение:
в мелкие барханные пески - битумной эмульсии совместно с цементом или без него либо жидких битумов с катионактивными ПАВ;
в малопрочные каменные материалы - жидких битумов с добавками активных или поверхностно-активных веществ либо цемента.
Требования к укрепленным материалам указаны в табл.1, 2, 5, 6.
5. Эффективность разработанных методов укрепления в значительной степени обеспечивается применением современных машин и механизмов типа смесительной установки Д-709 или оборудования асфальто-, цементобетонных заводов.
6. Требования техники безопасности и охраны труда при устройстве различных конструктивных слоев дорожной одежды изложены в СНиП III-А.11-70. "Техника безопасности в строительстве", "Правилах техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" (М., "Транспорт", 1969).
При применении поверхностно-активных веществ необходимо соблюдать правила по технике безопасности, изложенные в "Инструкции по использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов" ВСН 59-68.
7. Пески мелкие, укрепленные битумными эмульсиями, пастами, жидким битумом или сырой нефтью, с активной добавкой в виде золы уноса сухого отбора, рекомендуются для устройства:
оснований под усовершенствованные облегченные и переходные типы покрытий на дорогах III-IV категорий;
верхних слоев оснований под асфальтобетонные покрытия и усовершенствованные облегченные типы покрытий на дорогах II-III категорий;
усовершенствованных облегченных и переходных типов покрытий на дорогах IV и V категорий со слоем износа.
8. При расчете толщины слоя укрепленного песка модуль упругости следует принимать равным 4000-5000 кгс/см2.
9. Физико-механические свойства песков, укрепленных рекомендуемым способом, должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 1 для грунтов, укрепленных битумными эмульсиями или жидкими битумами совместимо с цементом, по II классу прочности.
Физико-механические свойства укрепленных грунтов |
Расчетные значения модулей упругости, кгс/см2 |
|
5000-8000 |
4000-5000 |
|
Классы прочности и показатели физико-механических свойств грунтов, укрепленных битумными эмульсиями или жидкими битумами совместно с цементом |
||
I |
II |
|
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, кгс/см2, при |
|
|
20°С |
40-25 |
25-15 |
50°С, не менее |
20 |
12 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20°С, кгс/см2, не менее |
10 |
6 |
Коэффициент морозостойкости (отношение RМрз/Rвод), не менее |
0,85 |
0,80 |
Водонасыщение, % по объему, не более |
3 |
5 |
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 суток.
10. Для укрепления битумными эмульсиями, пастами, жидкими битумами или сырой нефтью с добавкой зол уноса пригодны пески мелкие, содержащие частиц крупнее 0,1 мм более 75 % по весу (СН 449-72).
11. В качестве вяжущих рекомендуется использовать:
битумные эмульсии анионные прямого типа медленнораспадающиеся, отвечающие требованиям ГОСТ 18659-73 "Эмульсии дорожные битумные";
битумные пасты (на эмульгаторе-извести, фильтр-прессной грязи); отвечающие требованиям "Технических указаний по приготовлению и применению битумных паст в дорожном строительстве" ВСН 09-02-01-69 Минавтодора КазССР;
жидкие битумы классов МГ или СГ марок 25/40, 40/70, 70/130, отвечающие требованиям ГОСТ 11955-74;
нефти высокосмолистые с вязкостью по стандартному вискозиметру C605 не менее 7 сек. Содержание в нефти фракций, выкипающих до 360°, допускается не более 35 % по объему.
12. Сланцевые золы уноса сухого отбора, применяемые в качестве добавки, должны удовлетворять требованиям "Технических указаний по использованию зол уноса и золошлаковых смесей от сжигания различных видов твердого топлива для сооружения земляного покрытия и устройства дорожных оснований автомобильных дорог" ВСН 185-74.
13. Состав смеси проектируют с учетом ее назначения, а также свойств и стоимости применяемых материалов. При этом определяют наиболее рациональные соотношения вяжущих и минеральных материалов.
14. Проектирование состава смеси включает определение:
гранулометрического состава, оптимальной влажности и максимальной плотности грунтов по методике, изложенной в СН 25-74;
валового химического состава и величины удельной поверхности, содержания свободной СаО сернистых и сернокислых соединений, потери при прокаливании зол уноса;
удельного веса при 20°С, вязкости C605, содержания фракций, выкипающих до 360°С, сырых нефтей;
физико-механических показателей смеси запроектированного состава, значения которых должны соответствовать приведенным в табл. 1. Возраст образцов при испытании - 90 суток, режим твердения – влажный.
15. В зависимости от назначения укрепленного грунта в конструкции дорожной одежды ориентировочно рекомендуется следующий расход вяжущих (% по весу грунта):
золы уноса - не менее 15;
битумной эмульсии, пасты (в пересчете на битум.), жидкого битума или нефти - 3-5.
Большие добавки вяжущих принимают для верхних слоев оснований и покрытий.
16. Влажность песка при смешении с битумными эмульсиями или пастами должна быть не более 6 %.
Сухие пески допускается обрабатывать жидкими битумами или нефтью.
Влажность смеси при уплотнении должна быть не более: при использовании битумных эмульсий или паст - 8-10 %; жидких битумов или нефти - 4-6 %.
17. Смеси из песка, золы и органического вяжущего (битумных эмульсий, пасты, жидкого битума или нефти) готовят:
в стационарных условиях с использованием смесителей принудительного типа Д-709, ЦБЗ, АБЗ и др., имеющих дозаторы для введения жидких, порошкообразных вяжущих и воды;
на дороге с использованием грунтосмесительной машины Д-391Б или фрезы Д-530.
18. Порядок введения вяжущих должен быть следующим: вначале грунт обрабатывают эмульсией, пастой, жидким битумом или нефтью, затем вводят добавку золы,
19. Увлажняют минеральный материал либо водой перед введением битумного вяжущего, либо разбавленными (30-40 %-ной концентрации) битумными эмульсиями или пастами.
20. Последующие технологические операции по перемешиванию, разравниванию, уплотнению и уходу выполняют в соответствии с требованиями СН 25-74.
21. Пески мелкие, в том числе барханные, укрепленные битумной эмульсией или жидким битумом класса МГ с катионактивной добавкой 3-1, рекомендуются для устройства подстилающих слоев дорожных одежд взамен слоя из связного грунта для обеспечения проезда технологического транспорта.
*Слой из связного грунта устраивается в соответствии с Техническими указаниями по проектированию и сооружению земляного полотна автомобильных дорог в песчаных пустынях ВСН 77-62. |
В дальнейшем этот слой может быть использован как основание на дорогах III и IV категорий или покрытие со слоем износа на дорогах V категории.
22. Указанные разновидности песков могут быть также укреплены битумной эмульсией совместно с цементом. Такие грунты применяют для устройства верхних слоев оснований или оснований под капитальные и усовершенствованные облегченные покрытия на дорогах II-IV категорий, а также покрытий облегченного типа со слоем износа на IV и второстепенных дорогах III категории (подъездные пути, дороги с интенсивностью до 1500 авт./сутки с преимущественным движением автомобилей малой и средней грузоподъемности) (табл. 1).
23. При расчете толщины слоя рекомендуется принимать следующие модули упругости укрепленных песков:
с битумной эмульсией - 2000-3000 кгс/см2;
жидким битумом с Э-1 - 1500 кгс/см2;
битумной эмульсией совместно с цементом - 4000-5000кгс/см2.
24. Пески, укрепленные рекомендуемыми способами (п. 21), по своим физико-механическим свойствам должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 2.
Физико-механические свойства укрепленных песков |
Битумная эмульсия или жидкий битум с Э-1 |
Предел прочности при сжатии неводонасыщенных образцов при 20°С, кгс/см2, не менее |
4 |
То же водонасыщенных образцов при 20°С, кгс/см2 |
3 |
Предел прочности при сжатии при 50°С, кгс/см2, не менее |
2 |
Коэффициент морозостойкости, не менее |
0,6 |
Капиллярное водонасыщение, % по объему, не более |
8 |
25. Для укрепления битумными эмульсиями или жидкими битумами с 3-1 рекомендуются пески мелкие, в том числе барханные (п. 10).
26. Наиболее эффективными вяжущими являются битумные эмульсии. Они дают возможность получать материалы с более высокими показателями физико-механических свойств и обрабатывать грунты в широком диапазоне влажности. Битумные эмульсии применяют в соответствии с п. 11.
27. Допускается при укреплении песков для подстилающих слоев использовать среднераспадающиеся битумные эмульсии.
Рабочая концентрация битумной эмульсии, при которой достигается равномерное перемешивание песка с вяжущим, должна находиться в пределах:
для медленнораспадающихся эмульсий - 30-50 %;
для среднераспадающихся эмульсий - 30-40 %.
28. Рекомендуемые марки жидких битумов класса МГ-25/40, 40/70, 70/130 должны соответствовать требованиям ГОСТ 11955-74.
29. Катионактивная добавка Э-1 должна соответствовать требованиям ВСН 59-68.
30. Портландцемент применяют марок не ниже ''300" со сроком схватывания не менее двух часов, отвечающий требованиям ГОСТ 10178-62.
31. При проектировании составов смесей определяют пригодность грунта согласно СН 25-74 и устанавливают соответствие свойств, применяемых вяжущих и добавок требованиям ГОСТ и технических условий.
32. Органическое вяжущее и добавки выбирают в зависимости от назначения укрепленных песков в конструктивных слоях дорожных одежд в соответствии с пп. 21, 22 настоящих "Методических рекомендаций".
33. Ориентировочные нормы расхода основного вяжущего материала, активных и поверхностно-активных добавок для укрепления песков мелких и пылеватых приведены в табл. 3.
Таблица 3
Конструктивные слои дорожной одежды |
Расход вяжущих материалов, % от веса грунта (ориентировочный) |
||||
битумная эмульсия |
жидкий битум класса МГ |
Э-1 |
битумная эмульсия (по содержанию битума) |
цемент |
|
Подстилающие слои |
4-5 |
3-4 |
0,03-0,15 |
- |
- |
Основание |
4-6 |
4-5 |
0,03-0,15 |
4-5 |
5-7 |
Покрытие |
- |
- |
- |
5-6 |
6-8 |
34. Работы по устройству слоев из песков, укрепленных битумной эмульсией, можно проводить в любое время года при устойчивой погоде с температурой воздуха не ниже +5°С. При этом повышенная влажность песка не препятствует производству работ.
35. При устройстве подстилающих слоев или слоев оснований смесь песка с битумной эмульсией приготавливают методом смешения на дороге с использованием фрезы Д-530 в соответствии с технологической схемой № 1, приведенной в приложении 2 настоящих "Методических рекомендаций".
36. Вследствие трудности проезда технологического транспорта по сухому песку фреза Д-530 должна быть дооборудована емкостью для эмульсии, установленной на шасси трактора.
37. Требуемую норму битумной эмульсии вводят через распределительную систему фрезы за один проход на всю толщину обрабатываемого слоя с последующим перемешиванием смеси при втором проходе фрезы по следу.
38. Обрабатывать песок битумными эмульсиями следует при влажности смешения 2-6%. При уплотнении влажность смеси должна быть не менее 6 % и не более 10 %.
В жаркий и сухой период года допускается обрабатывать сухие пески, имеющие температуру не более 50°С, эмульсией с содержанием битума не более 30 %.
39. Время между окончанием смешения и началом уплотнения смеси должно составлять в летний период не более 4-5 час, весной и осенью - не более 7-8 час.
40. Работы по устройству подстилающих слоев или оснований из песка, обработанного жидким битумом с добавкой Э-1, выполняют с помощью механизированного отряда, в котором в качестве ведущих машин используются две фрезы Д-530, дооборудованные в соответствии с п.36.
41. Порядок технологического процесса принимается следующий (приложение 2, схема № 2). Из поливомоечной машины в емкость одной из фрез закачивается вода, в которой растворяется необходимое количество препарата Э-1. Заправленная раствором Э-1 фреза устанавливается с левой стороны по ходу движения. За один проход вводят и перемешивают раствор с песком. Возвращаясь к началу участка по тому же след у, фрезой производят повторное перемешивание.
42. С помощью второй фрезы за один проход в песок, обработанный раствором 3-1, вводят жидкий битум, При возвращении фрезы в исходное положение дополнительно перемешивают смесь.
43. Готовую смесь профилируют автогрейдером за 4 прохода по одному следу или за 12 проходов по ширине проезжей части.
44. При устройстве слоев оснований смесь можно приготавливать также в стационарных установках с принудительным перемешиванием.
45. При обработке песков медленнораспадающиеся битумной эмульсией в сочетании с цементом технология приготовления смеси зависит от вида применяемого эмульгатора. При применении битумной эмульсии на газогенераторной и топорной смолах (мягчитель древеснопирогенный марок А и Б) смесь приготавливают в соответствии с требованиями СН 25-74. При использовании битумной эмульсии на хлопковом гудроне (госсиполовой смоле) смеси приготавливают в стационарных смесителях или смешением на дороге, с обязательным соблюдением определенной последовательности введения вяжущих компонентов: вначале песок обрабатывают битумной эмульсией, затем вводят цемент.
46. Для обеспечения требуемой оптимальной влажности смеси и для исключения операции по увлажнению песка следует применять эмульсии с концентрацией битума не более 30 %.
47. Смесь, приготовленную в стационарных условиях, рекомендуется укладывать асфальтоукладчиком типа Д-150Б или укладчиком стабилизированных смесей Д-724. Допускается распределять смеси автогрейдером. При этом разрешается хранить смесь до распределения при сухой и жаркой погоде не более 4-5 час.
48. Песок, обработанный битумной эмульсией совместно с цементом, уплотняют сразу после распределения смеси на требуемую ширину слоя.
49. Смеси из песка, укрепленного рекомендуемыми способами, сначала уплотняют легкими катками, а затем средними или тяжелыми самоходными катками на пневматических шинах за 6-8 проходов по одному следу.
В случае сильного испарения влаги с поверхности слоя его увлажняют дополнительно до оптимальной влажности.
50. После уплотнения, катком на пневматических шинах поверхность верхних слоев оснований или покрытий необходимо выровнять легкими катками с металлическими вальцами.
51. Коэффициент уплотнения подстилающих слоев и оснований должен быть не ниже 0,98 плотности образцов из этой смеси, уплотненных в лаборатории; допускается доуплотнение смесей в течение 2-3 дней.
52. При устройстве слоев из песка, укрепленного битумной эмульсией или жидким битумом с Э-1, ухода не требуется.
53. Уплотненный слой из песка, обработанного битумной эмульсией совместно с цементом, следует предохранять от испарения влаги путем устройства через сутки вышележащего конструктивного слоя или розливом битумной эмульсии из расчета 1,0-1,5 л/м2. Для получения тонкой и равномерной пленки лучше применять эмульсию с концентрацией битума не более 30 %.
54. Для обеспечения оптимальных условий твердения свежеуложенного слоя в течение месяца в случае ухода розливом битумной эмульсии необходимо устраивать вышележащие конструктивные слои не позднее чем через 5-7 дней или же периодически возобновлять розлив эмульсии с последующей россыпью по ней песка.
55. По уплотненному до оптимальной плотности слою песка, обработанного одной битумной эмульсией или в сочетании с цементом либо жидким битумом с Э-1, разрешается сразу открывать регулируемое движение транспорта на пневматических шинах при условии ограничения скорости движения впервые 5-7 дней.
56. Вышележащие конструктивные слои допускается устраивать:
при применении битумной эмульсии - после формирования материала в течение 7-10 суток в условиях сухой погоды при температуре воздуха более +15°С;
при применении жидкого битума с 3-1 или битумной эмульсии совместно с цементом - сразу после уплотнения слоя.
57. Контроль производства работ осуществляется в соответствии с требованиями СН 25-74.
58. Одновременно с определением физико-механических свойств образцов, приготовленных в лаборатории из производственных смесей, и кернов, взятых из уплотненного слоя после формирования, необходимо контролировать нарастание прочности материала ударником Дорнии в соответствии с требованиями, приведенными в табл.4.
Материал |
Число ударов ударником Дорнии, не менее, при испытании через: |
||
одни сутки |
двое суток |
семь суток |
|
Песок, обработанный битумной эмульсией или жидким битумом с Э-1 |
5 |
8 |
12 |
Песок, обработанный битумной эмульсией совместно с цементом |
15 |
35* |
Не нормируется* |
* Влажность слоя не должна отличаться от оптимальной более чем на 2 %.
59. Малопрочные каменные материалы, укрепленные цементом, I и II класса прочности используют для устройства оснований под капитальные или усовершенствованные облегченные типы покрытий на дорогах II-III категорий, а также покрытий усовершенствованного облегченного типа на дорогах IV и второстепенных дорогах III категории (подъездные пути, дороги с интенсивностью до 1500 авт./сутки с преимущественным движением автомобилей малой и средней грузоподъемности).
Материалы, укрепленные цементом, III класса прочности используют для устройства оснований под усовершенствованные облегченные покрытия на дорогах IV категории, а также в качестве покрытий усовершенствованного облегченного или переходного типов на дорогах IV категории, при перспективной интенсивности до 250 автомобилей в среднегодовые сутки на одну полосу (или до 500 автомобилей на две полосы), и V категории.
Материалы, укрепленные жидкими битумами с добавками ПАВ или цемента, применяют для устройства покрытий усовершенствованного облегченного или переходного типов на второстепенных дорогах III категории (с интенсивностью движения до 1500 авт./сутки), а также на дорогах IV-V категорий; при укреплении одним жидким битумом - для покрытий на дорогах IV-V категорий.
60. Рекомендуемые схемы дорожных одежд с использованием укрепленных малопрочных каменных материалов приведены в приложении 1.
61. Минеральные смеси из малопрочных каменных материалов, укрепленных различными вяжущими, должны удовлетворять требованиям СН 25-74, приведенным в табл.5, 6.
62. Толщины конструктивных слоев дорожных одежд рассчитывают в соответствии с "Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 46-72.
Рекомендуемые расчетные значения модулей упругости
Физико-механические свойства укрепленных грунтов |
Расчетные значения модулей упругости, кгс/см2 |
||
8000-5000 |
5000-2500 |
2500-800 |
|
Классы прочности и показатели физико-механических свойств грунтов, укрепленных минеральными вяжущими без добавок или в сочетании с добавками других веществ |
|||
I |
II |
III |
|
Предел, прочности при сжатии водонасыщенных образцов, кгс/см2 |
60-40 |
20-40 |
20-10 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, кгс/см2, не менее |
10 |
6 |
2 |
Коэффициент морозостойкости (отношение RМрз/Rвод), не менее |
0,75 |
0,70 |
0,65 |
Влажность образца после испытания на замораживание-оттаивание, % от веса, не более |
2 % сверх оптимальной влажности |
4 % сверх оптимальной влажности уплотнения |
Примечания: 1. Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементном даны для образцов, твердевших 28 суток; при укреплении грунтов золой уноса, золой уноса с добавками цемента или извести, известковозольным или известковошлаковым цементом или известью - для образцов, твердевших 90 суток.
2. При подборе составов смесей грунтов с вяжущими материалами для устройства в V дорожно - климатической зоне оснований и покрытий дорог IV и V категорий и аэродромов класса Д и Е, а также аэродромов сельскохозяйственной авиации допускается уменьшать на 25% значения показателей прочности укрепленного грунта, указанных в табл. 5
Физико-механические свойства укрепленных грунтов |
Рекомендуемые показатели физико-механических свойств грунтов, укрепленных жидкими битумами с добавкой активных или поверхностно-активных веществ или без добавок |
|
верхний слой основания или покрытия |
нижний слой основания |
|
Предел прочности при сжатии неводонасыщенных образцов при 20°С, кгс/см2, не менее |
12 |
Не определяется |
То же при 50°С, кгс/см2. не менее |
7 |
То же |
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов при 20°С, кгс/см2, не менее |
6 |
4 |
Набухание, % по объему, не более |
5 |
Не определяется |
Капиллярное водонасыщение % по объему, не более |
5 |
То же |
Коэффициент морозостойкости, не менее |
0,6 |
|
Примечания: 1. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 суток, за исключением коэффициента морозостойкости, который определялся на образцах, твердевших 28 суток.
2. См. примечание 2 к табл. 5.
конструктивных слоев дорожных одежд из мало прочных каменных материалов (при Rcж не менее 300 кгс/см2), укрепленных вяжущими, приведены в табл. 7.
Таблица 7
Материалы |
Модуль упругости Еупр, 2 кгс/см2 |
Категории дорог |
|
покрытие со слоем износа |
основание |
||
Щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, обработанная жидкими битумами марок СГ или МГ без добавок поверхностно-активных веществ |
2500 |
IV-V |
- |
То же, с добавками поверхностно-активных веществ |
3000 |
III-V |
- |
Щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, обработанная 4,5 % битума + 1,5 % цемента |
4000 |
III-V |
- |
Щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, обработанная 2-3 % цемента |
3000 |
- |
III-IV |
То же, 4-6 % цемента |
4000-8000 |
III-V |
II-III |
63. Для укрепления рекомендуемыми способами пригодны малопрочные каменные материалы из осадочных карбонатных пород, не отвечающие требованиям СНиП 1-Д.2-70, К ним относятся:
Рекомендуемые составы смесей из малопрочных карбонатных пород в зависимости от их прочности
Смеси |
Прочность при сжатии исходной породы, кгс/см |
Количество частиц (в % по весу), проходящих через сито с отверстиями, мм |
||||||||||||
70 |
40 |
2В |
20 |
15 |
10 |
5 |
2,5 |
1,25 |
0,63 |
0,315 |
0,14 |
0,071 |
||
Крупно- |
200-3.00 |
|
100 |
76-88 |
68-85 |
61-81 |
52-75 |
39-65 |
29-56 |
22-47 |
16-40 |
12-33 |
8-26 |
6-20 |
Средне- |
100-200 |
|
|
100 |
91-97 |
81-92 |
69-86 |
52-75 |
38-65 |
28-56 |
21-47 |
15-39 |
11-31 |
8-25 |
100 |
81-82 |
69-86 |
52-75 |
38-65 |
28-56 |
21-47 |
15-39 |
11-31 |
8-25 |
|||||
Мелко- |
25-100 |
|
|
|
|
100 |
86-94 |
64-83 |
48-72 |
35-63 |
26-54 |
19-45 |
13-36 |
10-30 |
100 |
64-83 |
48-72 |
35-63 |
26-54 |
19-45 |
13-36 |
10-30 |
|||||||
Песчаные |
Менее 25 |
|
|
|
|
|
|
100 |
70-86 |
49-74 |
34-63 |
24-53 |
17-44. |
12-35 |
известняки-ракушечники, мелкопористые, частично перекристаллизованные с прочностью при сжатии менее 300 кгс/см2;
пористые известняки и доломиты палеогена с прочностью при сжатии 50-200 кгс/см2;
ракушка и карбонатные породы коры выветривай и я мелового возраста пустынь с прочностью при сжатии менее 50 кгс/см2,
64. Зерновой состав щебеночного материала мало прочных пород должен максимально приближаться к плотным смесям непрерывного состава с предельными размерами крупных фракций (табл. 8).
Для устройства покрытий рекомендуется применять смеси мелко- и среднезернистые, приближающиеся к оптимальному составу.
65. В качестве органических вяжущих материал о в при укреплении щебеночных смесей из малопрочных карбонатных пород применяют жидкие битумы классов МГ или СГ (см.п.II).
66. В жаркую погоду и при приготовлении смесей из более прочных каменных материалов (п.63) рекомендуется применять более вязкие органические вяжущие, а в прохладную погоду и при применении пористых низкопрочных материалов (п.63) - менее вязкие.
67. Для укрепления минеральных смесей из малопрочных карбонатных пород следует использовать портландцемент, шлакопортландцемент, гидрофобный портландцемент и другие, отвечающие требованиям ГОСТ 10178-62*.
68. В качестве поверхностно-активных веществ следует применять сульфитно-дрожжевую бражку (СДБ), удовлетворяющую МРТУ 13-04-35-66, и госсиполовую смолу - ГС (хлопковый гудрон), отвечающую требованиям ВСН 59-68. Из активных добавок рекомендуется цемент.
69. Проектирование составов смесей из малопрочных карбонатных пород, укрепленных вяжущими, производится с учетом пп. 13, 14, 31 настоящих "Методических рекомендаций".
70. Ориентировочные нормы расхода вяжущих и добавок, последовательность их введения приведены в таб.9.
Добавка |
Содержание основных вяжущих, % от веса минерального материала |
Способ введения и количество добавки, % от веса минерального материала |
||
битум |
цемент |
в битум |
на поверхность минерального материала |
|
Сульфитно-дрожжевая бражка (СДБ) |
6-8 |
- |
- |
0,05 |
То же |
- |
2-6 |
- |
0,2-0,25* |
Госеиполовая смола ГС (хлопковый гудрон) |
6-8 |
- |
0,35-0,65 |
- |
Цемент |
4,0-7,0 |
- |
- |
1-2 |
* Добавка СДБ, % от веса цемента; Ориентировочный относительный расход цемента принимается равным: для марок "500" - 1,0; "400" - 1,1; "300" - 1,1; "200" - 1,4. |
Минимальный расход вяжущих и добавок рекомендуется при укреплении крупно- и среднезернистых смесей из карбонатных пород с прочностью не менее 100 кгс/см2, максимальный расход - для мелкозернистых смесей.
Ориентировочное значение оптимальной влажности смесей из малопрочных карбонатных пород находится в пределах 12-15 % от веса минерального материала. Окончательная величина оптимальной влажности устанавливается согласно приложению 3 настоящих "Методических рекомендаций".
71. Работы по устройству покрытий из минеральных смесей с применением органических вяжущих и добавок следует проводить в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +15°С, при устройстве покрытий и оснований из дементоминеральных смесей - при температуре воздуха не ниже +5°С.
72. Смеси из малопрочных карбонатных пород, обработанных вяжущими, приготавливают в стационарных условиях с использованием смесителей принудительного типа Д-709, ЦБЗ, АБЗ и др., а также методом смешения на дороге с применением фрезы Д-530 при обработке мелкозернистых смесей.
73. Слои дорожной одежды из малопрочных карбонатных пород, обработанных цементом, толщиной 10-20см устраивают в соответствии с технологической схемой настоящих "Методических рекомендаций" (приложение 2, схема № 3).
74. Длительность перевозки цементоминеральной смеси (при применении смесительных установок) должна быть не более часа при температуре воздуха +20, +35°С. Смесь при транспортировке самосвалами рекомендуется закрывать брезентом. При добавке СДБ (табл. 9) разрыв во времени между приготовлением и уплотнением смеси может быть увеличен до 4-5 час.
75. Распределение и укладку цементоминеральных смесей производят щебнеукладчиком Д-337А или самоходным распределителем дорожно-строительных материалов Д-724. Допускается также распределять смесь автогрейдером.
76. Для укатки цементоминеральных смесей используют самоходные катки, оборудованные специальными шинами с гладким протектором, с переменным давлением (в начале 2,5-3,5 кгс/см2 и в конце 6,5-10кгс/см2) при 10-15 проходах по одному следу.
При отсутствии катков на пневматических шинах смеси уплотняют моторными гладковальцовыми катками: сначала легкими - 4-6 проходов по одному следу, а затем тяжелыми - 10-12 проходов по одному следу.
Уплотнение смеси должно быть закончено не позднее 5-6 часов после приготовления.
77. Уход за цементоминеральными смесями осуществляют в соответствии с рекомендациями, изложенными в СН 25-74.
78. При использовании цементоминеральных смесей в качестве покрытий поверх устраивают слой износа.
79. На основание из цементоминеральных смесей можно укладывать покрытие сразу или в течение строительного сезона с обязательным уходом за слоем основания.
80. Движение по основанию (покрытию) из цементоминеральных смесей при соблюдении правил по их уходу разрешается через трое суток для автомобилей малой грузоподъемности (3-5т) и через семь суток для автомобилей средней грузоподъемности (до 10т).
81. Основания или покрытия из малопрочных карбонатных пород, укрепленных битумом совместно с цементом или ПАВ, устраивают однослойные, толщи ной 10-16 см в зависимости от их назначения и требуемой прочности конструкции дорожной, одежды.
82. Слои дорожной одежды из малопрочных карбонатных пород, обработанных битумом с добавкой цемента или ПАВ устраивают в соответствии с технологической схемой, приведенной в приложении 2, схема № 4 настоящих "Методических рекомендаций".
83. Транспортировку, распределение, уплотнение смеси и уход за готовым конструктивным слоем осуществляют в соответствии с п. 75-77 настоящих "Методических рекомендаций".
84. Движение по основанию или покрытию из малопрочных карбонатных пород, обработанных битумом с добавкой цемента или ПАВ, разрешается открывать через двое-трое суток.
85. Контроль производства работ осуществляют в соответствии с требованиями СН 25-74.
1 - асфальтобетон или битумоминеральная смесь; 2 - песок мелкий, укрепленный битумной эмульсией, пастой, жидким битумом или сырой нефтью с добавкой золы уноса; 3 - грунт, укрепленный цементом или золой уноса; 4 - слой износа.
1 - асфальтобетон или битумоминеральная смесь; 2 - мелкий песок, укрепленный битумной эмульсией совместно с цементом; 3 - щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, укрепленная цементом I-II класса прочности; 3,а - то же, III класса прочности; 4 - щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, укрепленная жидким битумом с добавкой цемента или ПАВ; 5 - мелкий песок, укрепленный битумной эмульсией или жидким битумом с Э-1; 6 - щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, укрепленная жидким битумом; 7 - слой износа
х) На второстепенных дорогах III категории (подъездные пути, дороги небольшой протяженности, дороги с интенсивностью до 1500 авт/сутки с преимущественным движением автомобилей малой и средней грузоподъемности). хх) Для покрытий дорог IV категории при перспективной интенсивности до 250 автомобилей в среднегодовые сутки на одну полосу (или до 500 авт/сутки на две полосы). ххх) для дорог V категории. |
Устройство подстилающего слоя или основания толщиной 14см из барханного песка, укрепленного битумной эмульсией (10 %) с помощью дорожной фрезы Д-530
Номера захваток |
Номера процессов |
Технологическая последовательность рабочих процессов |
Единица измерения |
Количество на 1 км |
Принятая производительность в смену |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Подвозка битумной эмульсии автогудронатором потребность эмульсии на 1 км 1000×8,0×0,14×1,8×0,1=202 |
т |
202 |
|
при транспортировке эмульсии на 10 км |
|
|
14,5 |
||
30 км |
|
|
9,25 |
||
50 км |
|
|
6,75 |
||
|
2 |
Введение битумной эмульсии в барханный песок через распределительную систему фрезы |
км |
- |
0,12 |
|
|
Д-530, за 1 проход по одному следу или за 4 прохода по ширине слоя на первом диапазоне четвертой скорости. 1 расход вяжущего 25 л/м2) |
|
|
|
|
3 |
Перемешивание песка с битумной эмульсией фрезой Д-530 за 1 проход по одному следу или за 4 прохода по всей ширине слоя на втором диапазоне первой скорости |
км |
|
0,16 |
|
4 |
Разравнивание и профилирование смеси автогрейдером Д-710А за 16 круговых проходов при скорости движения 4 км/час и длине участка 120 м |
км |
|
0,256 |
|
5 |
Уплотнение слоя укрепленного песка катком Д-551А за 15 проходов катка по одному следу или за 60 проходов по всей ширине слоя при выполнении первых трех проходов на первой скорости, средних на второй и двух последних - на третьей |
км |
|
0,33 |
Потребность в машино-сменах на 1 км
1. Фрез Д-530 на тракторе С-100 |
14,6 |
2. Автогудронаторов Д-640 при транспортировке эмульсии на расстояние 10 км 30 км 50 км |
13,9 21,8 30,0 |
3. Автогрейдеров Д-710А |
3,9 |
4. Самоходных катков Д-551А |
3,0 |
Примечание. Работы, связанные с перекачкой битумной эмульсии в емкость фрезы, выполняются машинистом фрезы и водителем автогудронатора.
Устройство подстилающего слоя или основания толщиной 16 см из барханного песка, укрепленного жидким битумом с добавкой катионного препарата Э-1, с помощью двух дорожных фрез Д-530
Номера захваток |
Номера процессов |
Технологическая последовательность рабочих процессов |
Единица измерения |
Количество на 1 км |
Принятая производительность в смену |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Подвозка воды поливомоечной машиной ПМ-I30 с перекачкой ее в емкость фрезы потребность воды на 1 км для увлажнения смеси в количестве 7 % 1000×8,0×0,16×1,85×0,07=166 |
т |
166 |
|
при транспортировке воды на 10 км |
|
|
20,9 |
||
20 км |
|
|
12,55 |
||
30 км |
|
|
9,05 |
||
|
2 |
Подвозка катионного препарата 3-1 автогудронатором Д-641 потребность препарата Э-1 на 1 км в количестве |
т |
|
|
при расходе битума 3 %: Э-1 - 0,03 %, т.е. 1000×8,0×0,16×1,85×0,0003=0,71 |
|
0,71 |
|
||
при расходе битума 5 %: Э-1 - 0,025 %, т.е. 1000×8,0×0,16×1,85×0,00025=0,6 |
|
0,6 |
|
||
потребность катионного препарата Э-1 при транспортировке на 20 км |
|
|
30,6 |
||
60 км |
|
|
12,3 |
||
100 км |
|
|
7,7 |
||
145 км |
|
|
5,43 |
||
|
|
Перелив катионного препарата 3-1 из автогудронатора Д-641 в емкость фрезы |
час |
|
0,15 |
|
4 |
Введение воды с препаратом 3-1 в барханный песок через распределительную систему фрезы Д-530 за проход по одному следу или за 4 прохода по ширине слоя (расход воды - 20л/м2) |
км |
1 |
0,28 |
|
5 |
Подвозка жидкого битума автогудронатором Д-640А с последующим распределением его через распределительную систему фрезы Д-530 |
т |
|
|
потребность битума на 1 км при расходе его в количестве 3 % от веса песка: 1000×8,0×0,16×1,85×0,03=71 |
|
71 |
|
||
при расходе его в количестве 5 % от веса песка: 1000×8,0×0,16×1,85×0,05=118 |
|
118 |
|
||
потребность битума при транспортировке его на 20 км |
|
|
12,8 |
||
40 км |
|
|
7,4 |
||
60 км |
|
|
5,2 |
||
80 км |
|
|
4,02 |
||
105 км |
|
|
3,12 |
||
125 км |
|
|
2,66 |
||
145 км |
|
|
2,31 |
||
|
6 |
Введение жидкого битума в слой барханного песка, обработанного водой с катионным препаратом 3-1, через распределительную систему фрезы Д-530 за 1 проход по одному следу или за 4 прохода по ширине слоя |
км |
|
|
при расходе битума в количестве 3 % - расход вяжущего 9 л/м2 |
|
1 |
0,58 |
||
при расходе битума в количестве 5 %-расход вяжущего 14,75 л/м2 |
|
1 |
0,33 |
||
|
7 |
Перемешивание песка с битумом фрезой Д-530 за 2 прохода по одному следу или за 8 проходов по ширине слоя |
км |
1 |
2,07 |
|
8 |
Разравнивание и профилирование смеси автогрейдером Д-710А за 16 круговых проходов автогрейдера при скорости движения 4 км/час |
км |
1 |
0,605 |
|
9 |
Уплотнение слоя битумопеска катком на пневматических шинах Д-551А за 15 проходов катка по одному следу или за 60 проходов по всей ширине слоя при выполнении первых пяти, проходов на первой скорости, средних на второй и двух последних - на третьей |
км |
1 |
0,33 |
Потребность в машино-сменах на 1 км
1. Фрез Д-530 |
7,1 |
||
2. Поливомоечных машин ПМ-130 при транспортировке воды на расстояние: |
|||
10 км |
7,95 |
||
20 км |
13,2 |
||
30 км |
18,35 |
||
3. Автогудронаторов Д-641 при транспортировке катионного препарата 3-1: |
|||
Расстояние, км |
Расход битума, 3 % |
Расход битума 5 % |
|
20 |
0,0232 |
0,0196 |
|
60 |
0,0577 |
0,0488 |
|
100 |
0,082 |
0,078 |
|
145 |
0Д31 |
0,11 |
|
4. Автогудронаторов Д-640А при транспортировке битума: |
|||
Расстояние, км |
Расход битума 3 % |
Расход битума 5 % |
|
20 |
5,55 |
9,23 |
|
40 |
9,6 |
16,0 |
|
60 |
13,7 |
22,7 |
|
80 |
17,7 |
29,4 |
|
105 |
22,8 |
37,8 |
|
125 |
26,7 |
44,4 |
|
145 |
30,7 |
51,0 |
|
5. Автогрейдеров Д-710А |
1,65 |
||
6. Самоходных катков Д-551А |
3,0 |
||
Учитывая малый расход катионного препарата Э-1 на месте производства работ, рекомендуется иметь емкость для хранения препарата, а освободившийся автогудронатор Д-641 использовать для подвозки битума.
Примечание. Работы, связанные с перекалкой воды или битума в емкость фрезы, выполняются машинистом фрезы и водителем автомашины.
Устройство однослойного дорожного основания шириной 7,6м и толщиной 1,6 см. из малопрочных карбонатных пород, укрепленных цементом, с использованием смесительной установки типа Дт-709
Номера процессов |
Номера захваток |
Технологическая последовательность рабочих процессов |
Единица измерения |
Количество на 1 км |
Принятая производительность в смену |
Потребность машино - смен на 1 км |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
карьере |
Перемещение щебеночной смеси к приемному бункеру смесителя бульдозером Д-493А на среднее расстояние 30м. Потребность щебеночной смеси на 1 км: 1000×7,6×0,16×1,4×1,03 =1755 |
м3 |
1755 |
610 |
2,9 |
2 |
|
Подвозка воды поливомоечной машиной ПМ-130 на Среднее расстояние 2км. Потребность воды на 1 км: 1755×1,6×0,12 - 337 |
тыс. л. |
337 |
69,7 |
4,8 |
3 |
|
Подвозка цемента автоцементовозом С-853 на расстояние 10 км. Потребность цемента на 1 км: 1755×1,6×0,06=468 |
т |
168 |
34,1 |
4,9 |
4 |
|
Подача щебеночной смеси по транспортеру в мешалку смесительной установки Д-709, дозирование цемента перемешивание цемента с минеральным материалом и одновременное увлажнение смеси до оптимальной влажности. Выгрузка смеси в накопительный бункер. Потребность смеси на 1 км: 1755×1,8 =3159 |
т |
3159 |
660 |
4,8 |
5 |
На линии |
Исправление поперечного профиля земляного полотна тремя круговыми проходами автогрейдера Д-557 при скорости движения 3 км /час |
м2 |
7600 |
16600 |
0,45 |
6 |
|
Выравнивание земляного полотна катком Д-627 за три прохода по одному следу |
м2 |
7600 |
8300 |
0,9 |
7 |
|
Подвозка цементоминеральной смеси на трассу - автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 10 км с выгрузкой в бункер механического укладчика |
т |
3159 |
26,1 |
121 |
8 |
|
Укладка цементоминеральной смеси в основание универсальным укладчиком Д-724 и предварительное уплотнение смеси вибробрусом укладчика |
т |
3159 |
808 |
3,9 |
9 |
|
Окончательное уплотнение смеси самоходным катком на пневматических шинах, Д-627 за 12 проходов по одному следу при выполнении первых трех проходов на первой скорости, шести проходов - на второй и трех последних проходов - на третьей |
м2 |
7600 |
2800 |
2,7 |
10 |
|
Подвозка жидкого битума (битумной эмульсии) автогудронатором Д-640 на расстояние 10 км и ее розлив по готовому основанию в количестве 0,9 кг/м2 Потребность битума на 1 км: 1000×7,6×0,9=8,84 |
т |
8,84 |
13,5 |
0,5 |
Потребность в машино-сменах на 1 км:
1. Бульдозеров Д-493А |
2,9 |
2. Поливомоечных машин ПМ-130 |
4,8 |
3. Автоцементовозов С-853 |
4,9 |
4. Смесительных установок Д-709 |
4,8 |
5. Автогрейдеров Д-557 |
0,45 |
6. Универсальных укладчиков Д-724 |
3,9 |
7. Самоходных катков Д-627 |
3,6 |
8. Автогудронаторов Д-640 |
0,5 |
9. Автомобилей-самосвалов ЗИЛ-555 |
121 |
Примечание. Следует предусмотреть на каждую смену дополнительно пять рабочих: 2-го разряда - при подаче минерального материала к приемному бункеру: 3-го разряда - при выгрузке и дозировке цемента: 2-го разряда - при погрузке готовой смеси в Автомобили-самосвалы; двоих 2-го разряда - на линии при работе с укладчиком.
Устройство покрытий или основания толщиной 10 см из щебеночных смесей малопрочных карбонатных пород, укрепленных битумом с добавкой цемента, с использованием смесительной установки типа Д-709
Номера процессов |
Номера захваток |
Технологическая последовательность рабочих процессов |
Единица измерения |
Количество на 1 км |
-Принятая производительность в смену |
Потребность в машино-сменах на 1 км |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
В карьере |
Перемещение щебеночной смеси к приемному бункеру смесителя бульдозером Д-493А на среднее расстояние 30м. Потребность щебеночной смеси на 1 км: 1000×7,0×0,10×1,4×1,03=1010 |
м3 |
1010 |
610 |
1,6 |
2 |
|
Подвозка битума автогудронатором Д-640 на расстояние 10км. Потребность битума на 1 км: 1010×1,6×0,04 = 64,6 |
т |
64,6 |
13,5 |
4,8 |
3 |
|
Подвозка цемента автоцементовозом С-853 на расстояние 10км. Потребность цемента на 1км: |
т |
32 |
34,1 |
0,84 |
4 |
|
1010×1,6×0,02=32 Подвозка воды поливомоечной машиной ПМ-130 на среднее расстояние 2 км. Потребность воды на 1 км: 1095×1,6×0,06=97 |
тыс. л |
97 |
69,7 |
1,4 |
5 |
|
Подача щебеночной смеси по транспортеру в мешалку смесительной установки Д-709, дозирование битума и цемента, перемешивание вяжущих с минеральным материалом и одновременное увлажнение смеси до оптимальной влажности. Выгрузка смеси в накопительный бункер. Потребность смеси на 1 км: 1010×1,8 = 1818 |
т |
1818 |
660 |
2,8 |
6 |
На линии |
Очистка поверхности основания от пыли и грязи уборочными машинами |
км |
1 |
4,7 |
0,2 |
7 |
|
Подгрунтовка основания разжиженным битумом (битумной эмульсией) в количестве 0,5 л/м2 или 3,3 т/км с подвозкой вяжущего автогудронатором Д-640 на расстояние 10 км (розлив производится за 2-3 час до укладки верхнего слоя) |
т |
3,3 |
13,5 |
0,24 |
8 |
|
Подвозка битумоминеральной смеси на трассу автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 10 км с выгрузкой в бункер механического укладчика |
|
1818 |
26.1 |
70,0 |
9 |
|
Укладка смеси универсальным укладчиком Д-724 и предварительное уплотнение смеси вибробрусом укладчика |
т |
1818 |
808 |
2,2 |
10 |
|
Уплотнение смеси самоходным катком на пневматических шинах Д-627 за 12 проходов по одному следу при выполнении первых трёх проходов на первой скорости, шести проходов - на второй и трех последних - на третьей |
м2 |
7000 |
2800 |
2,5 |
11 |
|
Окончательное уплотнение смеси катком с гладкими вальцами Д-399А при трех проходах по одному следу |
м2 |
7000 |
6400 |
1,1 |
12 |
|
Подвозка жидкого битума (битумной эмульсии) автогудронатором Д-640 на расстояние 10 км и. ее розлив на поверхность свежеуложенного слоя из расчета 0,3л/м2 или 2,0т/км |
т |
2,0 |
13,5 |
0,14 |
Потребность в машино-сменах на 1км
1. Бульдозеров Д-493Л |
1,6 |
2. Автогудронаторов Д-640 |
5.2 |
3. Автоцементовозов С-853 |
0,94 |
4. Поливомоечных машин ПМ-130 |
1,4 |
5. Смесительных установок Д-709 |
2,8 |
6. Автомобилей-самосвалов ЗИЛ-555 |
70,0 |
7. Универсальных укладчиков Д-724 |
2,2 |
8. Катков на пневматических шинах Д-627 |
2,5 |
9. Катков с гладкими вальцами Д-399А |
1,1 |
Примечание. Следует предусмотреть на каждую смену дополнительно пять рабочих: 2-го разряда - при подаче минерального материала к приемному бункеру; 2-го разряда - при дозировке битума и цемента; 2-го разряда при выгрузке готовой смеси в автомобили-самосвалы; двоих 2-го разряда - на линии при работе с укладчиком.
1-Оптимальная влажность уплотнения смесей из малопрочных карбонатных пород определяется по формулам: |
|
минеральные |
WM=B0 + BпК2 |
цементоминеральные |
WЦМ=WМ + ПBц |
битумоминеральные |
WБМ=WМ - Б |
битумоминеральные с добавками цемента |
WБМЦ=WБМ + ПBц |
где
B0 - оптимальная влажность уплотнения, %, фракции мельче 5 мм. Определяется экспериментально путем приготовления пробных образцов d = h =50 мм с разным содержанием воды при уплотняющей нагрузке 150 кгс/см2. За оптимальную влажность уплотнения берут ту влажность образца, при которой в процессе формирования выдавливается вода;
Вп - водопоглощение фракции крупнее 5 мм, %;
Вц - нормальная густота цементного теста, в долях единиц (для портландцемента в пределах 0,25-0,30);
К1 - содержание в смеси частиц мельче 5 мм, в долях единицы;
К2 - содержание в смеси частиц крупнее 5 мм, в долях единицы;
П - расход цемента, %;
Б - оптимальное содержание битума в смеси, %.
2. Учитывая, что в условиях засушливого климата Средней Азии при устройстве конструктивных слоев будет происходить частичное испарение влаги, расчетное количество воды следует увеличивать на 10-20 % в зависимости от погодных условий.
Физико-механические свойства укрепленных смесей проверяют испытанием стандартных цилиндрических образцов, размеры которых указаны в СН 25-74.
3. Цементоминеральные смеси уплотняют под нагрузкой 150 кгс/см2, битумоминеральные -300 кгс/см2.
4. Хранение образцов в лаборатории осуществляется при следующих режимах:
из битумоминеральных смесей - на воздухе при температуре 20±l°C;
из битумоминеральных смесей с добавкой цемента, а также цементоминеральных смесей - во влажных условиях при температуре 20 ±1 °С.
5. Испытания образцов проводятся: битумоминеральных - по истечении 7 суток; битумоминеральных с добавкой цемента, а также цементоминеральных - по истечении 28 суток при нормальных сроках испытания.
6. Свойства образцов укрепленных малопрочных карбонатных пород определяются в соответствии с рекомендациями СН 25-74.