Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии

 

 

Утверждены постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 декабря 2006 г. № 6

Правила
перевода ядерных материалов
в категорию радиоактивных отходов

НП-072-06

Введены в действие
с 1 июня 2007 г.

Термины и определения

1. Назначение и область применения

2. Общие положения

3. Порядок перевода продуктов в категорию радиоактивных отходов

4. Процедуры снятия с государственного учета ядерных материалов, содержащихся в продуктах, переведенных в категорию радиоактивных отходов

Настоящие федеральные нормы и правила «Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов» устанавливают требования к комплексу мероприятий по переводу в категорию РАО продуктов, не предназначенных для дальнейшего использования, снятию с государственного учета содержащихся в них ЯМ и постановке на государственный учет образованных из этих продуктов РАО, содержащих ЯМ.

Выпускаются впервые*.

*Разработаны в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности при участии Андрюшина Н.Ф., Качана Л.В., Кирсанова В.С., Кушневского Л.Н., Сопова О.В., Соповой М.В., Телкова С.Н. (НТЦ ЯРБ), Хрокало И.О. (Ростехнадзор)

При разработке учтены предложения специалистов Ростехнадзора, Росатома, ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», ФГУП «ВНИИХТ», ОАО «ТВЭЛ», ОАО «МСЗ», концерна «Росэнергоатом», ФГУП НИИ НПО «Луч», ФГУП «ЦНИИ им. Акад. А.Н. Крылова», ФГУП ГНЦ РФ «ВНИИНМ им. Академика А.А. Бочвара» и других организаций.

Разработаны на основании Федерального закона «Об использовании атомной энергии» (в ред. федеральных законов от 10 февраля 1997 г. № 28-ФЗ, от 10 июля 2001 г. № 94-ФЗ, от 28 марта 2002 г. № 33-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. № 140-ФЗ), Концепция системы государственного учета и контроля ядерных материалов (постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1205 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 49), Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. № 746), Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (постановление Правительства  Российской Федерации от 11 октября 1997 г. № 1298 в редакции постановления Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 49), Положения о государственном учете  и контроле ядерных материалов (постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 962 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 59, от 1 февраля 2005 г. № 49), Основных правил учета и контроля ядерных материалов НП-030-05, Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации НП-067-05, Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности СП 2.6.1.799-99, Норм  радиационной безопасности СП 2.6.1.758-99.

Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 1 февраля 2007 г. № 01/768-АБ)

Термины и определения

В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.

Зона баланса материалов - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов (далее - ЯМ) зона для учета и контроля ЯМ, в которой на основании измерений определяется количество ЯМ при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ЯМ за установленный период времени.

Иммобилизация продуктов - перевод продуктов, относимых к категории радиоактивных отходов (далее - РАО), в формы, препятствующие на современном техническом уровне извлечению ЯМ, входящих в состав РАО, и дальнейшему их использованию.

Кондиционирование жидких (твердых) РАО - перевод РАО, содержащих ЯМ, в формы, пригодные для безопасного хранения, и (или) транспортирования, и (или) захоронения.

Критерии приемлемости РАО - критерии качества РАО, которым они должны отвечать после сбора, переработки, хранения и кондиционирования.

1. Назначение и область применения

1.1 Настоящие федеральные нормы и правила "Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов" устанавливают требования к комплексу мероприятий по переводу в категорию РАО веществ в виде соединений, сплавов и изделий, содержащих ЯМ, состоящие на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ (далее - продукты), не предназначенных для дальнейшего использования, снятию с государственного учета содержащихся в них ЯМ и постановке на государственный учет образованных из этих продуктов РАО, содержащих ЯМ.

1.2 Настоящие Правила распространяются на деятельность, связанную с производством, использованием, переработкой и хранением ЯМ.

1.3 Требования настоящих Правил не распространяются на перевод продуктов в категорию радиоактивных веществ (далее - РВ).

2. Общие положения

2.1. Наименование и количество продуктов, которые переводятся в категорию РАО, устанавливаются эксплуатирующей организацией, обеспечивающей учет и контроль ЯМ и РВ, организацией, выполняющей работы и предоставляющей услуги для эксплуатирующей организации (далее - организация), фиксируются в учетных документах и отражаются в отчетных формах системы государственного учета и контроля ЯМ.

2.2. Информация об образованных РАО (не предназначенных для дальнейшего использования веществах, находящихся в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормами радиационной безопасности), содержащих ЯМ, фиксируется в учетных документах и отражается в отчетных формах системы государственного учета и контроля РВ и РАО. Методики, в соответствии с которыми осуществляется перевод продуктов в категорию РАО в организации, должны быть согласованы органами управления использованием атомной энергии.

2.3. Перевод продуктов в категорию РАО должен осуществляться в зоне баланса материалов по месту учета ЯМ.

2.4. Продукты, отнесенные к категории РАО, должны пройти иммобилизацию, если это необходимо, и быть переведены в состояние, отвечающее критериям приемлемости кондиционированных РАО для хранения или захоронения, и помещены в хранилище РАО.

2.5. ЯМ, содержащиеся в продуктах, переведенных в категорию РАО, должны быть сняты с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ, а РАО, содержащие ЯМ, поставлены на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

2.6. До перевода продуктов в категорию РАО к ним должны применяться средства контроля доступа - технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ЯМ, проникновения в зону ограниченного доступа, которые подразделяются на системы наблюдения и устройства индикации вмешательства.

2.7. Контроль за государственным учетом ЯМ и РАО осуществляется в установленном порядке органами управления использованием атомной энергии.

3. Порядок перевода продуктов в категорию радиоактивных отходов

3.1. Для перевода продуктов в категорию РАО приказом руководителя эксплуатирующей организации или организации назначается комиссия.

3.2. Решение о переводе продуктов в категорию РАО принимает руководитель эксплуатирующей организации или организации (или уполномоченное им лицо) на основании акта комиссии организации.

3.3. В категорию РАО продукты могут переводиться при соблюдении следующих условий:

невозможно или экономически нецелесообразно извлечение из переводимых продуктов содержащихся в них ЯМ с использованием современных технологий;

продукты, относимые к категории РАО, могут быть иммобилизованы и переведены в состояние, отвечающее критериям приемлемости РАО.

3.4. Подготовка продуктов к переводу в категорию РАО должна включать:

определение перечня (списка) продуктов, которые предполагается перевести в категорию РАО;

размещение продуктов, подготовленных к переводу в категорию РАО, в специально выделенных местах зоны баланса материалов.

3.5. Комиссия:

проверяет выполнение требований п.п. 3.3 и 3.4 настоящих Правил;

проводит инвентаризацию продуктов, переводимых в категорию РАО. При этом должны быть установлены: правильность определения фактически наличного количества ЯМ в продуктах, переводимых в категорию РАО; соответствие фактических параметров учетных единиц существующим учетным данным и радиационным характеристикам ЯМ. При необходимости комиссия может потребовать проведения внеплановой физической инвентаризации;

оформляет акт по результатам работы.

Порядок подготовки продуктов к переводу в категорию РАО по пункту 3.4 и порядок работы комиссии могут быть дополнены с учетом специфики деятельности организации.

3.6. Акт, оформляемый по результатам работы комиссии, должен содержать:

основание для создания комиссии, ее состав;

основание для перевода в категорию РАО подготовленных продуктов;

указание мест размещения продуктов, подготовленных к переводу в категорию РАО;

выводы и предложения комиссии (возможность иммобилизации продуктов, относимых к категории РАО, возможность приведения этих продуктов после иммобилизации в состояние, отвечающее критериям приемлемости РАО).

Кроме того, в акте могут быть отражены дополнительные сведения по усмотрению комиссии.

3.7. После утверждения акта руководителем эксплуатирующей организации или организации продукты, относимые к категории РАО, должны пройти процесс иммобилизации.

3.8. До проведения процесса иммобилизации эксплуатирующая организация или организация должны обеспечить сохранность продуктов, относимых к категории РАО, в соответствии с действующими для ЯМ требованиями.

3.9. До момента отправки в пункты хранения к продуктам, относимым к категории РАО, для исключения несанкционированного доступа должны применяться средства контроля доступа в соответствии с действующими для ЯМ требованиями.

4. Процедуры снятия с государственного учета ядерных материалов, содержащихся в продуктах, переведенных в категорию радиоактивных отходов

4.1. ЯМ, содержащиеся в иммобилизованных продуктах, должны быть сняты с государственного учета ЯМ, а сами продукты должны быть поставлены на государственный учет как РАО в течение одного рабочего дня с момента завершения процесса иммобилизации.

Оформление соответствующих документов на образованные РАО должно быть произведено в течение одного рабочего дня с момента завершения процесса иммобилизации.

4.2. Ежемесячно по имевшимся в этот период случаям изменения количества ЯМ, но не позднее чем через 15 дней после последнего дня месяца, в котором произошли эти изменения, либо непосредственно после каждого снятия с учета ЯМ, в службу, осуществляющую учет ЯМ в эксплуатирующей организации или организации, должны направляться отчеты об изменении инвентарного количества ЯМ в зоне баланса материалов с данными о ЯМ, содержащихся в продуктах, переведенных в категорию РАО.

4.3. Информация об образованных РАО должна направляться в установленном порядке в информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающий функционирование государственной системы учета и контроля РВ и РАО на ведомственном или региональном уровне.

4.4. Снятие с государственного учета ЯМ, содержащихся в продуктах, переведенных в категорию РАО, и постановка образованных РАО на государственный учет фиксируется в установленном порядке.

 

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.