Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по осуществлению надзора за проектированием и конструированием
управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций

РД-04-32-2003

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Начальника
Госатомнадзора России от
26 декабря 2003 г. №140

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ
с 1 марта 2004 г.

"госатомнадзор россии
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
НАУЧНО
-ТЕХНИЧЕСКИМ
УПРАВЛЕНИЕМ
30 декабря 2003 г.
Регистрационный439 .

Москва 2003

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС

III. НАДЗОР ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС

III.1. ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ (ПРОЕКТИРОВАНИЕМ) ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ АС

IV. НАДЗОР ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ

Приложение 1 ПЕРЕЧЕНЬ сокращений, используемых в Методических указаниях

Приложение 2 Объекты надзора на этапах проектирования и конструирования управляющих систем и систем электроснабжения АС

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методические указания по осуществлению надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций (далее - Методические указания) определяют совокупность и последовательность действий инспекторского состава Госатомнадзора России по осуществлению государственного надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций.

2. Методические указания разработаны в соответствии Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности и Положением об организации государственного надзора за безопасностью, при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).

3. Методические указания обязательны для должностных лиц и работников Госатомнадзора России, осуществляющих государственный надзор (далее - надзор) за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС.

II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС

4. При осуществлении надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС следует руководствоваться требованиями главы III РД-03-43-98.

5. Предметами надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС являются:

- соблюдение организациями законодательства Российской Федерации в части обеспечения качества выполняемых работ при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС;

- соблюдение организациями требований федеральных, отраслевых, и ведомственных норм и правил в части обеспечения качества выполняемых работ при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС;

- обеспечение организациями необходимого уровня квалификации специалистов, выполняющих проектные и конструкторские работы;

- выполнение организациями условий действия выданных им лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

6. Правовой и нормативной базой осуществления надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС являются:

- федеральные законы;

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

- Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности;

- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии (далее - нормы и правила) и другие нормативные документы;

- условия действия лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России на право выполнения работ по проектированию и конструированию оборудования и систем АС;

- руководящие документы Госатомнадзора России.

7. Межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России (далее - округа) должны систематически обобщать результаты надзорной деятельности и использовать их для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений и отступлений от требований норм и правил при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС.

8. Надзор за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС осуществляют:

- округа;

- отделы по надзору и отделы инспекций округов.

III. НАДЗОР ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС

9. Надзор осуществляется на всех стадиях и этапах проектирования управляющих систем и систем электроснабжения АС.

10. При оценке соответствия проекта системы и/или подсистемы требованиям норм и правил необходимо проверять следующие вопросы:

а) соответствие выполненного проекта техническому заданию на разработку управляющей системы или системы электроснабжения АС, подсистемы и отдельных комплексов систем;

б) выполнение требований по обеспечению безопасности АС в технических заданиях на разработку технических, программно-технических, программных средств и оборудования, входящих в систему/подсистему;

в) наличие и эффективность функционирования программы обеспечения качества проектирования;

г) другие вопросы соблюдения требований безопасности, входящие в компетенцию Госатомнадзора России. При этом особое внимание следует обращать на системы, комплексы и оборудование, отказы которых могут являться исходными событиями аварий, и на оборудование систем безопасности.

11. При оценке соответствия рабочей документации системы и/или подсистемы требованиям норм и правил необходимо проверять следующие вопросы:

а) соответствие рабочей документации на рассматриваемые системы, отдельные составные части этих систем и оборудование для них (включая технические условия на оборудование и приборы, входящие в системы безопасности и системы важные для безопасности), утвержденному проекту;

б) правильность внесения изменений в проектную документацию управляющей системы и системы электроснабжения и оформления извещений об изменении документации.

12. Программы целевых инспекций могут включать в себя проверку:

а) наличия в организации лицензии Госатомнадзора России на проектирование атомных станций в части управляющей системы и системы электроснабжения;

б) выполнения условий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый вид деятельности, а также предписаний, ранее выданных Госатомнадзором России и его округом;

в) организации системы разработки, учета; хранения и обращения проектной документации на бумажных, магнитных и иных носителях информации;

г) обеспеченности НД, сопровождения и корректировки перечня НД и учтенных экземпляров НД;

д) эффективности функционирования программы обеспечения качества проектирования;

е) организации системы обучения и проверки знаний норм, правил и инструкций специалистов, участвующих в разработке проектной документации;

других вопросов, предусмотренных п. 29 РД-03-43-98.

III.1. ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ (ПРОЕКТИРОВАНИЕМ) ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ АС

13. Задачей надзора за разработкой (проектированием) программных средств управляющих систем АС является выяснение, как в программных средствах реализуются основные принципы безопасности при использовании атомной энергии.

14. Надзор осуществляется на этапах жизненного цикла ПС, в том числе на следующих этапах:

- спецификация требований к ПС;

- разработка и программирование ПС (рабочее проектирование);

- интеграция ПС в вычислительную систему управления;

- комплексные испытания и сдача в эксплуатацию.

15. Методика надзора заключается в оценке соответствия проектных решений при разработке ПС требованиям норм и правил, которая организуется в соответствии с требованиями РД-03-13-99.

16. Разработчиком документации на ПС должна быть представлена информация по типам ПС, используемым в управляющей системе, в том числе по:

- вновь разрабатываемым ПС специально для применения на АС;

- ранее разработанным ПС общепромышленного применения.

17. В состав документации на ранее разработанные (приобретенные) ПС должны входить:

- документация о пригодности ПС;

- документация по оценке качества ПС;

- документация по оценке эксплуатационного опыта применения (референтность) ПС;

- документация по интеграции в систему и обслуживанию ПС.

18. Должна быть проведена оценка документации по функциональной классификации ПС в соответствии с классом безопасности управляющей (вычислительной) системы, в которую интегрируется ПС.

19. По документации на испытания ПС, интегрированных в вычислительные системы управляющих систем, должна проводиться оценка, в том числе:

- программ и методик испытаний ПС;

- программ и методик предварительных, приемо-сдаточных и приемочных (квалификационных) испытаний ПС, интегрированных в вычислительную систему.

Документация по подтверждению возможности применения ранее разработанных ПС должна соответствовать функциональным, эксплуатационным и архитектурным требованиям спецификации.

IV. НАДЗОР ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ

20. В рамках осуществления надзора за конструированием оборудования управляющих систем и систем электроснабжения АС проводятся:

а) инспекции деятельности предприятия по конструированию оборудования;

б) контроль за эффективностью функционирования программы обеспечения качества конструирования;

в) оценка соответствия конструкторской документации на оборудование (включая технические условия на оборудование и приборы, входящие в системы безопасности и системы, важные для безопасности) утвержденному техническому заданию;

г) инспекции разрабатываемой конструкторской документации (РД-03-48-99);

д) рассмотрение и оценка КД на соответствие требованиям норм и правил (раздел 4 ОПБ 88/97),

21. Инспекции документации проводятся в рамках сопровождения выданных Госатомнадзором России лицензий. Объем (программа) инспекций определяется с учетом вида проводимой инспекции (целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информации об уровне обеспечения качества и надежности разрабатываемой продукции.

22. Инспекции деятельности по конструированию программно-технических, технических средств и оборудования проводятся с целью проверки выполнения лицензиатом условий действия лицензии и оценки вопросов обеспечения качества и надежности конструируемого оборудования.

Рабочая программа инспекции должна включать следующие вопросы, подлежащие проверке:

а) выполнение условий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый вид деятельности, а также предписаний, ранее выданных округом;

б) выполнение (и документальное оформление) требований, предусмотренных Условиями поставки импортного оборудования, изделий, материалов и комплектующих для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Российской Федерации (РД-03-36-2002);

в) полнота, достаточность и достоверность информации, представляемой организацией в Госатомнадзор России в соответствии с условиями действия лицензии;

г) функционирование системы обеспечения качества при конструировании программно-технических, технических средств и оборудования;

д) наличие, полнота и обновляемость перечня нормативной и технической документации, требования которой учитываются при конструировании оборудования;

е) организация разработки, утверждения, введения в действие, внесения изменений в конструкторскую документацию на всех этапах разработки, включая информацию о системе учетной и отчетной документации;

техническое и программное оснащение организации, верификация и аттестация программных средств;

з) организация взаимодействия с производственным участком организации и организациями, использующими разрабатываемую конструкторскую документацию, для выявления, учета и анализа недостатков этой документации, а также принятия мер по их устранению;

и) организация сбора информации об отказах и дефектах конструируемого оборудования и проведения ее анализа с целью принятия своевременных мер по обеспечению качества оборудования.

Перечень вопросов уточняется в зависимости от конкретных условий деятельности организации и цели проводимой инспекции.

23. Инспекции квалификации работников организации, участвующих в разработке оборудования включают проверку:

а) соответствия организации подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации указанной категории работников установленным требованиям;

б) наличия в организации Положения о проверке знаний НД по безопасности;

в) укомплектованности организации квалифицированными работниками, уровня их образования, квалификации, прохождения специальной подготовки (стажировки).

24. Рассмотрение и оценка разрабатываемой конструкторской документации в ходе целевых или оперативных инспекций на всех этапах конструирования оборудования могут проводиться как на территории организации (непосредственно в ходе инспекции), так и на рабочем месте инспектора.

25. Перечень представляемой на инспекцию конструкторской документации и документов, обосновывающих выполнение требований норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования, для каждой стадии конструирования утверждается руководителем округа.

Документация для проведения инспекции организацией представляется в округ по графику, согласованному руководителем подразделения Госатомнадзора России, Осуществляющего надзор за конструированием оборудования.

26. При рассмотрении и оценке конструкторской документации соответствующее подразделение Госатомнадзора России должно получать от организации и анализировать следующую информацию:

а) количество и характер замечаний к конструкторской документации от изготовителей конструируемого оборудования (в случаях, когда разработчик и изготовитель, разные юридические лица);

б) рекламации от эксплуатирующих организаций и потребителей на конструируемое оборудование, включая информацию об отказах и дефектах (в случаях, когда разработчик и изготовитель одно юридическое лицо);

в) комплекс мер, принятый предприятием по предупреждению вышеуказанных рекламаций и замечаний.

27. Целью рассмотрения конструкторской документации является оценка:

а) соответствия конструируемых программно-технических средств и комплексов, технических средств и оборудования требованиям норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству и надежности оборудования;

б) достаточности представленных расчетных и экспериментальных обоснований показателей качества и надежности оборудования и необходимости проведения дополнительных обоснований;

в (способности оборудования выполнять свои функции в установленном проектом объеме с учетом воздействия природных явлений, внешних техногенных событий и прочих воздействий;

г) соответствия моделирования испытаний образцов оборудования условиям его эксплуатации.

28. Рассмотрение конструкторской документации включает проверку:

а) соответствия конструкторских решений утвержденному техническому заданию на разработку (конструирование) оборудования;

б) соответствия конструкторской документации (в том числе программ и методик испытаний) требованиям норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству и надежности оборудования;

в) полноты проведенных испытаний опытных (головных) образцов оборудования и наличия протоколов испытаний;

г) наличия сертификатов соответствия и происхождения для импортных комплектующих изделий с одновременным сопоставлением требований зарубежных (на которые выданы сертификаты) и аналогичных отечественных стандартов;

д) соответствия параметров конструируемого оборудования (по результатам испытаний) утвержденным техническим условиям на изготовление оборудования;

е) правильности внесения изменений в конструкторскую документацию и оформления извещений об изменении документации.

29. Результаты проведенной оценки конструкторской документации отражаются в актах (при проведении оперативных инспекций - в соответствующем журнале). Кроме того, при выявлении нарушений норм и правил должны выдаваться в установленном порядке предписания об устранений этих нарушений.

Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
сокращений, используемых в Методических указаниях

АС - атомная станция.

АСУ ТП - автоматизированная управляющая система технологическим процессом.

ВВФ - внешние воздействующие факторы.

КД - конструкторская документация.

НД - нормативные документы.

ПС - программное средство.

ПО - программное обеспечение.

ПОК - программа обеспечения качества.

ПТС - программно-техническое средство.

ПТК - программно-технический комплекс.

РД - рабочая документация.

ТС - техническое средство.

ТЗ - техническое задание.

ТУ - технические условия.

ТД - технологическая документация.

УС - управляющая система.

ЭМС - совместимость электромагнитная.

Приложение 2
Объекты надзора
на этапах проектирования и конструирования управляющих систем и систем электроснабжения АС

1. Объектами надзора на этапах проектирования в рамках настоящих Методических указаний являются:

1.1. Управляющие системы АС, в том числе:

• автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП);

• управляющие системы нормальной эксплуатации, важные для безопасности;

• управляющие системы безопасности;

• системы управления и защиты установок и агрегатов;

• системы контроля:

технологических параметров;

параметров внешних воздействующих факторов (метеорологические параметры, сейсмическая обстановка и т.д.);

состояния окружающей среды (радиационный контроль);

• системы диагностики технологического оборудования и строительных конструкций, важных для безопасности.

1.2. Системы электроснабжения АС (СЭ) в составе;

• системы выдачи мощности;

• системы выработки электроэнергии (главная схема блока);

• системы электроснабжения собственных нужд блока нормальной эксплуатации;

• системы надежного питания собственных нужд блока нормальной эксплуатации;

системы аварийного электроснабжения (САЭ).

Объектами надзора на этапах конструирования в рамках настоящих Методических указаний являются:

2.1. Входящие в управляющие системы АС:

• программно-технические комплексы (ПТК);

• программно-технические средства (ПТС);

• средства вычислительной техники (СВТ);

• программные средства (ПС);

• технические средства (ТС);

• первичные, преобразователи (датчики);

• средства оперативно-диспетчерского управления (ОДУ);

• кабельные изделия;

• коммутационная и соединительная аппаратура;

• щитовые и пультовые изделия;

• импульсные трубные проводки;

• запорная арматура, отборные устройства и другое оборудование КИП и А;

• сервоприводы, исполнительные механизмы и другие исполнительные органы;

• электрические герметичные проходки и другое оборудование, средства и материалы.

2.2. Входящие в системы электроснабжения АС:

• электрические генераторы;

• электрические двигатели низкого (0.4-0.6 кВ) и среднего (6.0-10 кВ) напряжения;

• трансформаторы и реакторы преобразовательные низкого, среднего и высокого напряжения;

• комплектные распределительные устройства (КРУ) низкого (0.4-0.6 кВ) и среднего (6.0-10 кВ) напряжения;

• выключатели силовые переменного тока и постоянного тока, выключатели автоматические переменного и постоянного тока;

• электромеханические контакторы и пускатели;

• дизель-электрические генераторы;

• агрегаты и источники бесперебойного питания (АБП);

• статические полупроводниковые преобразователи;

• аккумуляторные батареи;

• выпрямительно-зарядные устройства;

• первичные преобразователи (датчики);

• средства оперативно-диспетчерского управления (ОДУ);

• кабельные изделия;

• шинопроводы;

• коммутационная и соединительная аппаратура;

• щитовые и пультовые изделия;

• электрические герметичные проходки и другое оборудование, средства и материалы.

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.