ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО |
||
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Рубрикация информационных ресурсов
|
Москва |
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. № 423-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля 2007 г.)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга обучающихся к электронным образовательным ресурсам с использованием сети Интернет.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и устанавливает принципы рубрикации электронных образовательных ресурсов, электронных документов и других сведений, размещенных в образовательных Интернет-порталах федерального уровня, что обеспечивает повышение качества и эффективности процессов создания и эксплуатации образовательных Интернет-порталов.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ Рубрикация информационных ресурсов Information and communication technologies in
education. Federal level educational |
Дата введения - 2008-07-01
(Поправка. ИУС 1-2008)
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к составу и виду рубрик информационных ресурсов образовательных Интернет-порталов федерального уровня.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы.
ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения
ГОСТ Р 52656-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Общие требования
ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
ОК 009-2003 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
ОК 017-94 Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
ОК 023-95 Общероссийский классификатор начального специального образования.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52656, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 идентификация электронных образовательных ресурсов: Установление тождества образовательных контентов на основе совпадения их признаков, представленных в метаданных.
3.2 рубрикация электронного образовательного ресурса: Информационный анализ электронного образовательного ресурса с целью определения его принадлежности к определенному подмножеству по сходству или различию в соответствии с принятыми классификационными признаками.
4.1 Рубрикацию электронных образовательных ресурсов выполняют в соответствии с их классификационными признаками, указанными в настоящем стандарте.
4.2 При формировании метаданных образовательного контента рубрикацию выполняет разработчик образовательного ресурса либо оператор образовательного Интернет-портала федерального уровня.
4.3 Формирование метаданных образовательного контента осуществляют на этапе его создания и, при необходимости, дополняют и корректируют на следующих этапах жизненного цикла.
4.4 Электронный образовательный ресурс (ЭОР) классифицируют по следующим признакам:
- целевому уровню и ступени образования;
- форме обучения;
- тематике;
- целевой аудитории;
- типу ЭОР;
- целевому назначению;
- функции, выполняемой в образовательном процессе;
- степени дидактического обеспечения специальности;
- виду образовательной деятельности;
- характеру представления информации;
- степени интерактивности;
- степени соответствия действующим государственным образовательным стандартам.
4.4.1 По целевому уровню образования ЭОР может быть классифицирован как:
- общеобразовательный:
дошкольное образование,
начальное общее образование,
основное общее образование,
среднее (полное) общее образование;
- профессиональный:
профессиональная подготовка (для лиц, не имеющих основного общего образования),
начальное профессиональное образование,
среднее профессиональное образование,
высшее профессиональное образование,
послевузовское профессиональное образование.
Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько уровней образования.
4.4.2 По форме обучения ЭОР может быть классифицирован как:
- очный;
- очно-заочный;
- заочный;
- семейное образование;
- самообразование;
- экстернат.
Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько форм обучения.
4.4.3 В соответствии с тематикой ЭОР может быть классифицирован по ОК 009, ОК 017 и ОК 023 по следующим видам науки и искусства:
- физико-математические науки;
- химия;
- биология;
- геолого-минералогия;
- техника;
- сельское хозяйство;
- история;
- экономика;
- философия;
- филология;
- география;
- юриспруденция;
- педагогика;
- медицина;
- фармацевтика;
- ветеринария;
- искусствоведение;
- архитектура;
- психология;
- военное дело;
- социология;
- политика;
- культурология.
4.4.4 Целевую аудиторию ЭОР классифицируют по следующим категориям пользователей:
- абитуриент;
- обучаемый;
- педагогический работник;
- менеджер;
- методист;
- научный работник;
- технический специалист.
4.4.5 В соответствии с типом ресурса ЭОР может быть представлен в виде:
- учебного материала:
задачник,
лабораторный практикум,
учебник, учебное пособие,
конспект лекций,
тест, контрольные вопросы,
электронный учебный курс;
- учебно-методического материала:
методическое указание,
учебная программа,
учебный план,
план занятий;
- справочного материала:
геоинформационная/картографическая система,
база данных,
словарь,
справочник,
энциклопедия;
- иллюстративного и демонстрационного материала:
атлас,
карта,
альбом,
иллюстрация,
наглядное пособие;
- дополнительного информационного материала:
хрестоматия,
публикация научно-популярного характера,
печатное издание (книга),
рекламно-информационная публикация, библиография;
- нормативного документа:
национальный стандарт,
образовательный стандарт,
инструкция, нормативный акт;
- научного материала:
автореферат диссертации,
диссертация,
статья,
монография,
обзор;
- электронного периодического издания:
полнотекстовое издание,
оглавление печатных изданий;
- электронной библиотеки;
- образовательного сайта;
- программного продукта:
программного комплекса для образовательных учреждений,
инструментального средства для создания компьютерных средств обучения.
4.4.6 По целевому назначению ЭОР классифицируют по ГОСТ 7.83 на:
- научный;
- научно-популярный;
- производственно-практический;
- нормативный производственно-практический;
- учебный;
- массово-политический;
- справочный;
- для досуга;
- художественный.
4.4.7 По функции, выполняемой в образовательном процессе, ЭОР классифицируют на:
- учебно-методический комплекс по дисциплине;
- учебную программу;
- конспект лекций;
- хрестоматию;
- словарь;
- справочник;
- практикум (комплект практических заданий, сборник задач, лабораторную работу, виртуальный практикум, сопровождение курсовых и дипломных работ, проведения научно-исследовательской работы, деловые игры);
- тест, комплект тестовых заданий;
- иллюстративный материал (набор слайдов, анимационные и видеофрагменты, аудиосопровождение);
- методические указания, методики изучения дисциплины, выполнения практических и лабораторных работ, решения задач, проведения курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ, организации и проведения деловых игр и т.д.);
- учебно-методическое пособие (различные комбинации методических указаний с другими видами учебных пособий);
- научно-популярная публикация;
- научная публикация;
4.4.8 По степени дидактического обеспечения специальности ЭОР может быть классифицирован по:
- специальности;
- дисциплине;
- теме (разделу) дисциплины;
- части темы, дисциплины.
4.4.9 По виду образовательной деятельности, в которой используется ЭОР, их подразделяют на:
- лекционное сопровождение (слайды, видеофрагменты, аудиосопровождение);
- сопровождение практикумов;
- самостоятельная работа;
- для системы дистанционного обучения;
- для системы электронного обучения;
- для самообразования;
- для краткосрочных курсов и системы повышения квалификации.
4.4.10 По характеру представления информации ЭОР разделяют на:
- мультимедийные;
- программные продукты;
- изобразительные;
- аудио;
- текстовые;
- электронные аналоги печатных изданий.
4.4.11 По степени интерактивности ЭОР разделяют на:
- активные;
- описательные;
- смешанные;
- неопределенные.
4.4.12 По степени соответствия действующим государственным образовательным стандартам ЭОР классифицируют на:
- полностью соответствующие;
- соответствующие частично;
- несоответствующие.
Ключевые слова: образовательный портал федерального уровня, электронный образовательный ресурс, классификатор, рубрикация