Постановление Правительства Москвы от 5 февраля 2008 г. N 88-ПП
О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве
(с изменениями от 16 декабря 2008 г.)
В целях реализации положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", во исполнение постановлений Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве", от 13 ноября 2007 г. N 984-ПП "О ходе реализации первого этапа (2004-2006 гг.) Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы и задачах на 2007-2008 гг.", в целях удовлетворения потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях, отвечающих современным технологическим и функциональным требованиям, Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Принять предложение Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы о разработке Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями на 2009-2011 гг. (далее - Целевая программа).
3. Возложить функции государственного заказчика по разработке Целевой программы на Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.
4. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы:
4.1. Разработать в установленном порядке Целевую программу и во II квартале 2008 г. представить ее на утверждение Правительства Москвы.
4.2. Обеспечить финансирование разработки Целевой программы за счет бюджетных средств, предусмотренных на выполнение подраздела 2.1.1 Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 420-ПП.
4.3. При разработке Целевой программы сформировать Адресный перечень строительства объектов недвижимости для субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 гг. (далее - Адресный перечень) с учетом Адресного перечня строительства объектов недвижимости для субъектов малого предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 78-ПП "О Городской целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 13 ноября 2007 г. N 984-ПП).
4.4. утратил силу.
4.5. В целях реализации Целевой программы в III квартале 2008 г. сформировать Координационный совет по имущественной поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве с участием представителей территориальных органов исполнительной власти города Москвы.
4.6. утратил силу.
5. Москомархитектуре во II квартале 2008 г. проработать вопрос о разработке для субъектов малого предпринимательства типовых проектов на строительство объектов для предоставления населению услуг торговли, общественного питания, бытовых и других услуг с упрощенным режимом согласования.
6. Департаменту имущества города Москвы:
6.1. Совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы в I квартале 2008 г. разработать основные принципы и критерии формирования Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом ограничения права распоряжения данным имуществом, установленного федеральным законодательством.
6.2. Обеспечить формирование и ведение Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Предоставление информации о составе и движении объектов, входящих в указанный перечень, осуществляется в установленном порядке.
6.3. Производить расчет арендной платы за нежилые помещения, включенные в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с действующим порядком расчета арендной платы за помещения, находящиеся в собственности города Москвы, с применением льгот, установленных для субъектов малого предпринимательства.
Постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2008 г. N 1153-ПП пункт 6.4 настоящего постановления изложен в новой редакции
6.4. Обеспечить предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства объектов нежилого фонда, специально созданных за счет средств городского бюджета или с его участием и отвечающих их потребностям.
6.5. Предоставить организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, право на сохранение действующих льгот по арендной плате при сдаче занимаемых площадей в субаренду организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
7. Префектурам административных округов города Москвы совместно с Москомархитектурой до 1 апреля 2008 г. представить в Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы предложения (ситуационные планы) по выделению территорий (земельных участков) для размещения объектов малого бизнеса в соответствии с утвержденными Правительством Москвы градостроительными планами развития территорий административных округов города Москвы.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Вышегородцева М.М.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков
Концепция имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве
3. Характеристика сложившейся ситуации 8. Формы управления создаваемыми имущественными комплексами 9. Условия предоставления нежилых помещений субъектам малого и среднего предпринимательства
|
Концепция имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве (далее - Концепция) разработана на основе анализа имеющегося мирового и российского опыта поддержки малого и среднего предпринимательства, практики осуществления поддержки и анализа перспектив развития малого и среднего предпринимательства в городе Москве, анализа проблем и потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях.
Концепция разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. N 328-р "О Государственной программе создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий";
- Законом города Москвы от 7 июля 2004 г. N 47 "О Городской целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы";
- постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 420-ПП "О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.";
- постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1013-ПП "О дополнительных мерах по реализации Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы".
Целью разработки Концепции является устойчивое развитие субъектов малого и среднего предпринимательства путем решения имущественных проблем, вызванных дефицитом нежилых помещений, предназначенных для их размещения.
Достижение поставленной цели возможно посредством комплексного решения ряда задач, а именно:
- совершенствования организационно-правовых механизмов имущественной поддержки малых и средних предприятий;
- принятия (сохранения) системы льгот и адресных преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства в части пользования недвижимым имуществом и земельными участками;
- формирования целевого адресного перечня имущества города Москвы, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организации и проведения специализированных аукционов по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
- строительства специализированных объектов для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства;
- разработки системы привлечения (доступа) финансовых ресурсов, необходимых для строительства объектов для нужд малых и средних предприятий.
Настоящая Концепция определяет:
- перспективную потребность субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в отдельных видах объектов недвижимости с учетом прогноза экономического развития города Москвы;
- принципы и механизмы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- формы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- условия предоставления адресной имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ресурсы города Москвы, необходимые для осуществления имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основные механизмы их формирования.
В рамках настоящей Концепции используются следующие термины и понятия:
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд при реализации городских целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Имущественная инфраструктура - объекты нежилого фонда, специально созданные за счет средств городского бюджета или с его участием для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и отвечающие их потребностям.
Технологический парк (технопарк) - организация, наделенная имущественным комплексом, созданная для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, располагающая офисными и производственными помещениями, объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Бизнес-инкубатор - организация, наделенная имущественным комплексом, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
Многофункциональный деловой центр (МДЦ) - отдельно стоящие объекты городского значения общей площадью более 5 тыс. кв. метров, предназначенные, в том числе, для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства, а также инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Объекты городского значения - объекты имущественной инфраструктуры, имеющие общую площадь более 1000 кв. метров.
Объекты районного значения - объекты имущественной инфраструктуры, имеющие общую площадь до 1000 кв. метров, расположенные в непосредственной близости от мест проживания населения, в том числе на первых этажах жилых домов.
Условия для развития в городе малого и среднего предпринимательства во многом определяются спецификой Москвы как столицы Российской Федерации - центра сосредоточения науки, промышленности и финансов страны.
Москва обладает рядом особенностей, благоприятных для развития предпринимательства, в том числе инновационного:
1. В Москве расположена значительная часть высших учебных заведений страны, выпускающих специалистов практически по всем специальностям, необходимым для развития экономики города.
2. Москва является крупным промышленным центром. В настоящее время в Москве функционируют свыше 1,2 тыс. крупных и более 15 тыс. малых и средних промышленных предприятий. На территории города расположено 82 производственные зоны. Общая площадь производственной застройки составляет порядка 44 млн. кв. м Промышленный потенциал города и имеющиеся резервы производственных территорий создают предпосылки для создания технопарков для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Москва характеризуется развитой городской инфраструктурой, наличие которой способствует успешной реализации инвестиционных проектов, в том числе проектов создания крупных городских объектов имущественной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
4. Москва является крупным деловым, научным и финансовым центром. В столице ежегодно проводятся международные конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки и фестивали. В Москве функционирует развитый кредитно-финансовый рынок.
Малому и среднему предпринимательству принадлежит роль одного из важнейших факторов, определяющих долговременные тенденции развития Москвы как крупнейшего города - столицы Российской Федерации.
На сегодняшний день в Москве работает 208 тыс. малых предприятий, что составляет примерно четверть всей численности малых предприятий в стране. Общее число субъектов малого предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) составляет по данным Мосгорстата 307 тыс. единиц. Численность работников малых предприятий достигла к настоящему времени 3,0 млн. человек, что составляет почти половину от общего числа занятых в Москве (6,1 млн. человек). Данный показатель (доля) значительно превышает аналогичный показатель по России в целом.
По этому показателю Москва приближается к США и развитым странам Европы (50-55% занято в малом бизнесе), но более чем в 2 раза отстает от Японии, где 80% занято в малом бизнесе.
В настоящее время на 1 тыс. жителей в Москве приходится примерно 20 малых предприятий. Сохраняется положительная динамика увеличения количества малых предприятий в расчете на 1 тыс. жителей. При этом имеет место устойчивая тенденция сокращения количества индивидуальных предпринимателей.
Малые предприятия Москвы осуществляют деятельность во всех отраслях экономики города. Более 50% малых предприятий работают в сфере торговли и общественного питания, более 8% в строительстве, около 9% занимаются обрабатывающим производством, около 3% - заняты в финансовой сфере, деятельность около 19% связана с недвижимым имуществом и операциями с ним. Малые предприятия работают также в сферах бытового обслуживания населения, транспорта, связи, жилищно-коммунальном хозяйстве и других отраслях.
Согласно данным бухгалтерской отчетности за 2006 год, общая сумма выручки малых предприятий составляет порядка 6 трлн. рублей в год. Наибольший удельный вес в общей сумме доходов малых предприятий (порядка 2/3) занимают доходы от обычных видов деятельности или выручка от реализации продукции (товаров, услуг).
Малые предприятия являются важным источником налоговых поступлений. Порядка 2/3 налоговых платежей от малых предприятий поступают в федеральный бюджет, порядка 1/5 - в бюджет города Москвы, остальные поступления - во внебюджетные фонды.
Общая сумма налоговых поступлений в бюджет Москвы от субъектов малого бизнеса в 2006 году составила более 50 млрд. рублей.
Постоянно растет доля валовой добавленной стоимости малых предприятий в ВРП Москвы. К концу 2006 года этот показатель достиг по данным Городского информационно-аналитического центра "Московский центр развития предпринимательства" 25%.
Положительные тенденции в развитии малого бизнеса в Москве: увеличение численности малых предприятий, их доходов, бюджетных поступлений - являются результатом проводимой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства. Из года в год возрастает роль малого бизнеса в экономике города и страны в целом.
В то же время имеется ряд факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в Москве, основным из которых по-прежнему является нехватка нежилых помещений.
Главным источником финансирования инвестиционных проектов (около половины общего объема инвестиций в основной капитал) в настоящее время являются собственные средства предприятий. Однако, в Москве сдерживающим фактором являются более высокие, чем в большинстве других регионов страны затраты на реализацию инвестиционных проектов, что связано, в первую очередь, с высокой стоимостью земельных, а также энергетических ресурсов.
С целью решения проблемы недостатка нежилых помещений для субъектов предпринимательства в Москве формируется имущественная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, которая в настоящее время включает в себя расположенные на территории города технопарки и многофункциональные деловые центры.
Развитие имущественной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках реализации Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы.
В последнее время активизировалась работа по созданию многофункциональных деловых центров, центров развития предпринимательства и других объектов городского и районного значения.
В 2005-2006 гг. в рамках реализации Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы введены в эксплуатацию объекты городского значения для малого предпринимательства общей площадью 218 тыс. кв. м, в том числе: Многофункциональный деловой центр "Марьино" (Люблинская ул., 51), 1-я очередь производственных площадей Зеленоградского инновационного технологического центра "Технологическая деревня" (Зеленоград, проезд 4806, д. 5, стр. 23), 1-я очередь Многофункционального технопарка с бизнес-инкубатором (ул. Твардовского, 8), 1-я очередь Производственно-технологической зоны малого предпринимательства на базе ОАО "Метромаш" (Тагильская ул., 4), Технопарк (Варшавское шоссе, 47, корп. 3).
Кроме того, в 2004-2006 годах в рамках реализации Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы введено в эксплуатацию 1,2 млн. кв. м нежилых помещений районного значения, расположенных в шаговой доступности от мест проживания населения, в том числе около 300 тыс. кв. м в первых этажах жилых домов - новостроек.
Количество нежилых помещений, используемых в настоящее время субъектами малого предпринимательства, составляет порядка 16 млн. кв. м (из которых около 2 млн. кв. м предоставляется субъектам малого предпринимательства в аренду городом Москвой).
Для сравнения, площадь нежилого фонда города Москвы в целом составляет почти 172 млн. кв. м (по данным МосгорБТИ - почти 165 млн. кв. м), в том числе: на общественных территориях - 72,7 млн. кв. м, на производственных территориях - 64 млн. кв. м, встроено-пристроенные нежилые помещения - 18,9 млн. кв. м, гаражи - 9,6 млн. кв. м.
С учетом численности занятых на предприятиях малого бизнеса (3,0 млн. чел.), обеспеченность занятых в малом предпринимательстве нежилыми помещениями составляет в настоящее время 5,3 кв. м на одного занятого. При этом около 50 процентов субъектов малого предпринимательства не удовлетворены имеющимися помещениями и ведут их активный поиск.
В структуре существующего нежилого фонда малого предпринимательства значительную часть занимают помещения, изначально не предназначенные для использования субъектами малого предпринимательства. Это помещения, построенные в советское и постсоветское время, ни конструктивно, ни технологически не приспособленные к размещению малого бизнеса. Даже после произведенных перепланировок большинство таких помещений не соответствует всем современным требованиям и условиям ведения предпринимательской деятельности. Значительная часть малых предприятий располагается на площадях производственных предприятий города, не используемых в связи с сокращением объема выпускаемой этими предприятиями продукции.
Появление в городе новых предприятий в инновационной сфере диктует новые требования к нежилым помещениям. Помещения должны отвечать современным качественным, технологическим и функциональным требованиям инновационного бизнеса, а также иметь необходимую для осуществления соответствующего вида деятельности площадь, поскольку для организации даже мелкосерийного производства инновационной продукции зачастую необходимы значительные производственные площади.
Несмотря на проводимую работу по применению для малых предприятий льготных ставок арендной платы за помещения, это не решает в полном объеме проблему высоких арендных платежей за нежилые помещения для малого предпринимательства.
Таким образом, проводимая органами власти города Москвы политика по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в том числе должна быть направлена на использование всех перечисленных преимуществ российской столицы, устраняя или сглаживая действие факторов, препятствующих успешной деятельности в Москве малых и средних предприятий. При этом мероприятия по имущественной поддержке, заключающиеся, прежде всего, в предоставлении малым предприятиям, исходя из их потребности, реальной возможности использования либо приобретения нежилых помещений, отвечающих технологическим и функциональным требованиям соответствующего вида деятельности, должны сочетаться с мерами по формированию в городе правовых и административных условий, способствующих развитию предпринимательства.
Численность населения города Москвы, составляющая в настоящее время 10,4 млн. человек, к 2025 г. прогнозируется на уровне 11,2-12 млн. человек. Численность занятых в экономике города может при этом составить к 2025 г. 5,1-7,5 миллионов.
При этом сохранят и упрочат свои позиции виды деятельности, связанные с торговлей, финансовыми операциями, строительством, транспортом и связью, туристическим, гостиничным и ресторанным бизнесом, образованием, здравоохранением, предоставлением различного рода услуг (консультационных, социальных, в сфере ЖКХ, бытовых и др.), наукой и научным обслуживанием. В промышленности ожидается сдвиг в сторону более современных отраслей, применяющих новые технологии, эффективно использующих городскую территорию, наносящих меньший ущерб окружающей среде.
При условии целенаправленной реализации в городе мероприятий, направленных на создание благоприятных финансово-экономических и организационно-правовых условий для развития малого и среднего предпринимательства и инновационного развития, роль бизнеса в экономике города должна существенно возрасти.
Доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых в экономике города ожидается к 2025 г. на уровне крупнейших городов развитых стран и должна составить 65-70% от общего числа занятых, а в абсолютном выражении 4,2-5,0 млн. занятых в субъектах малого предпринимательства.
Рост числа субъектов малого предпринимательства прогнозируется в Москве к 2025 г. в расчете на 1 тыс. жителей до 45-60 единиц, то есть их численность должна составить в абсолютном выражении 500-700 тыс. единиц.
Развитие в Москве малого и среднего предпринимательства в совокупности должно существенно повлиять на улучшение качества жизни в городе, обеспечив, как достаточное количество привлекательных высокооплачиваемых рабочих мест, так и значительные налоговые поступления в бюджет.
Малое и среднее предпринимательство, обладая огромным социально-политическим потенциалом, будет способствовать формированию среднего класса и обеспечению стабильности в обществе.
Концентрируя в себе наиболее характерные свойства рыночных отношений, выступая движущей силой функционирования и развития рыночной экономики, малое и среднее предпринимательство будет содействовать росту общественного благосостояния, создавая условия для реализации экономических интересов, способностей, талантов людей, а также обеспечивая более полное удовлетворение потребительского спроса.
Высокие темпы внедрения инноваций, мобильность технологических изменений, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая с одной стороны, к снижению цен, а с другой к повышению качества продукции и услуг, значительный объем налоговых поступлений - это тот вклад, который предприятия должны внести в экономику города Москвы.
Оценка перспективной потребности в нежилых площадях для размещения субъектов малого и среднего бизнеса осуществлена на основе сложившихся тенденций развития бизнеса в течение нескольких последних лет, а также исходя из приведенных ниже исходных данных и предположений.
- Численность населения Москвы - 10,4 млн. чел.
- Перспективная численность населения Москвы к 2025 г. 11,2-12 млн. чел.
- Численность занятых в экономике города - 6,1 млн. чел.
- Численность занятых в экономике города - 6,1 млн. чел.
- Численность занятых в экономике города к 2025 г. - 5,1-7,5 млн. чел.
- Численность занятых в малом бизнесе - 3,5 млн. чел. (в т.ч. на малых предприятиях - 3,0 млн. чел.).
- Численность занятых в субъектах малого предпринимательства к 2025 г. - 4,2-4,8 млн. чел. (65% от общей численности занятых в экономике города).
- Существующее количество субъектов малого предпринимательства - 307 тыс.- ед. (в том числе 208 тыс. малых предприятий и 99 тыс. индивидуальных предпринимателей).
- Общая площадь нежилых помещений, используемых субъектами малого предпринимательства Москвы в настоящее время - 16,3 млн. кв. м.
- Средняя занимаемая площадь нежилых помещений на одного занятого в малом предпринимательстве к 2025 г. - 10 кв. м.
- Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 1000 жителей к 2025 г. - 45-60 единиц;
- Площадь нежилого фонда города Москвы - 172 млн. кв. м,
- Площадь нежилого фонда к 2025 г. - 319 млн. кв. м,
- Площадь встроено-пристроенных помещений - 18,9 млн. кв. м,
- Площадь встроено-пристроенных нежилых помещений к 2025 г. 25 млн.- кв. м.
В 2007-2010 гг. для удовлетворения оцененной потребности необходимо создание новых нежилых помещений для малого предпринимательства в объеме 5,2 млн. кв. м, в 2007-2025 гг. - в объеме от 26 до 32 млн. кв. м (таблица 1).
Таблица 1. Необходимые дополнительные объемы нежилых помещений для малого предпринимательства, исходя из оценки перспективной потребности субъектов малого предпринимательства в нежилых площадях до 2025 г.
(млн. кв. метров)
|
2007-2008 гг. |
2009-2011 гг. |
2012-2015 гг. |
2016-2020 гг. |
2021-2025 гг. |
Всего 2007-2025 гг. |
Объекты городского значения |
1,5 |
2,9 |
4-5 |
5-6,5 |
5-6,5 |
18,4-22,4 |
Объекты районного значения |
1,0 |
1,2 |
1,6-2,1 |
2-2,5 |
2-2,5 |
7,8-9,3 |
Всего по городу |
2,5 |
4,1 |
5,6-7,1 |
7,0-9,0 |
7,0-9,0 |
26,2-31,7 |
Данные объемы рассчитаны, исходя из потребности в помещениях различных форм собственности, создаваемых, в том числе, с участием бюджетных средств.
Необходимый прирост площадей для размещения субъектов малого предпринимательства, составляет в среднем 1,3 млн. кв. м в год. Согласно максимальному варианту оценки необходимо увеличение ежегодного прироста площадей после 2010 г. до 1,7-1,8 млн. кв. м.
Из 26,2-31,7 млн. кв. м нежилых площадей, необходимых субъектам малого предпринимательства к 2025 году, от 7,8 до 9,3 млн. кв. м приходится на объекты районного значения и от 18,4 до 22,4 млн. кв. м - на объекты городского значения.
Для сравнения, прирост нежилого фонда в целом к 2025 г. прогнозируется на уровне 147,2 млн. кв. м, в том числе: на общественных территориях прирост составит 82,3 млн. кв. м, на производственных территория - 24,4 млн. кв. м, фонд встроенно-пристроенных помещений увеличится на 6,1 млн. кв. м, гаражей - на 34,4 млн. кв. м.
Перспективная потребность в отдельных видах объектов городского уровня приведена в таблице 2 и в соответствующих разделах настоящей Концепции.
Таблица 2. Потребность субъектов малого предпринимательства в площадях отдельных видов объектов городского уровня на период до 2025 г.
|
2007-2008 гг. |
2009-2011 гг. |
2012-2015 гг. |
2016-2020 гг. |
2021-2025 гг. |
2007-2025 гг. |
Технопарки и бизнес-инкубаторы |
0,2 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
5,1 |
Многофункциональные деловые центры |
0,4 |
0,6 |
1,0 |
1,2 |
1,2 |
4,4 |
Специализированные производственные территории для размещения субъектов малого предпринимательства |
0,3 |
0,4 |
0,6-1,1 |
0,9-1,4 |
0,9-1,4 |
3,1-4,6 |
Прочие объекты городского уровня для малого предпринимательства*) |
0,6 |
0,8 |
1,2-1,7 |
1,6-2,6 |
1,6-2,6 |
5,8-8,3 |
Итого, объекты городского уровня |
1,5 |
2,9 |
4-5 |
5,0-6,5 |
5,0-6,5 |
18,4-22,4 |
*) включая объекты, строящиеся по другим городским программам и проектам
Основными приоритетами для города Москвы должно являться развитие производственного сектора малого и среднего предпринимательства, в первую очередь инновационного и наукоемкого, а также развитие сфер бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства и ремесленничества.
Также необходимо развитие сети бизнес-инкубаторов и технопарков, ориентированных на создание условий для молодежного предпринимательства, для реализации предпринимательской активности студентов и учащихся.
Офисное строительство и развитие торговой сети в городе для размещения малого и среднего предпринимательства должно быть к 2025 году полностью переведено из сферы бюджетного финансирования в сектор частных инвестиций.
С целью дальнейшего формирования и обеспечения эффективного использования имущественной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства необходима реализация следующих мероприятий:
1. Мероприятия по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями:
- создание и развитие имущественной инфраструктуры поддержки предпринимательства как совокупности объектов нежилого фонда, специально созданных за счет средств городского бюджета или с его участием, для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства;
- новое строительство зданий и сооружений, предназначенных для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе для размещения инновационного предпринимательства (новое строительство технопарков, многофункциональных деловых центров);
- организация специализированных аукционов по предоставлению в аренду субъектам предпринимательства нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
- передача под нужды малого бизнеса нежилых помещений на первых этажах жилых зданий;
- реконструкция и передача под нужды малого и среднего бизнеса существующих нежилых помещений, расположенных в кварталах реконструкции, а также в составе производственных зон.
2. Организационно-правовые мероприятия по обеспечению условий строительства:
- разработка градостроительной документации на строительство объектов имущественной инфраструктуры малого и среднего бизнеса;
- учет построенных объектов для малого и среднего предпринимательства, в том числе объектов, утвержденных Городской целевой программой по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями на 2009-2011 гг., при планировании организации территории, разработке проектов планировки производственных зон и иных городских территорий;
- обеспечение реорганизации производственных территорий, перебазирования, ликвидации промышленных предприятий, на месте которых планируется строительство помещений для размещения субъектов предпринимательства, устранение имущественных обременений (освобождение площадей от арендаторов и иных правообладателей);
3. Организационно-правовые мероприятия по созданию благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства:
- совершенствование нормативно-правовой базы города Москвы в сфере имущественной и финансовой поддержки субъектов предпринимательства, в том числе инновационных предприятий;
- совершенствование схем финансирования строительства объектов имущественной инфраструктуры поддержки предпринимательства, механизмов привлечения внебюджетных средств;
- снижение накладных расходов по содержанию имущественной инфраструктуры. Внедрение в рамках имущественной инфраструктуры унифицированных механизмов управления объектами, сервисной инфраструктурой и системами обеспечения.
При этом задача городских властей оказывать субъектам малого и среднего предпринимательства все виды поддержки, предусмотренные комплексными целевыми программами поддержки и развития предпринимательства в городе Москве, включая финансовую аренду (лизинг).
Основа нормативно-правовой базы, регламентирующей основы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве, к настоящему времени в основном сформирована. В то же время, принятие новых федеральных законов, необходимость совершенствования на городском и федеральном уровнях механизмов обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства движимым и недвижимым имуществом, предполагает проведение работы как по подготовке предложений по изменению федерального законодательства, так и по корректировке нормативной правовой базы города Москвы, в том числе направленной на сокращение сроков согласования градостроительной документации.
Первоочередными задачами в этом направлении являются:
- внесение изменений в нормативно-правовую базу города Москвы, учитывающих виды и способы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определенные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также положения других законодательных актов, которые будут приняты в связи с вступлением в силу данного Федерального закона;
- подготовка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предполагающих отмену предельного срока отчуждения (приватизации) или перепрофилирования переданного в аренду субъектам малого предпринимательства государственного и муниципального имущества (до 1 января 2009 года).
Бюджетное финансирование строительства объектов имущественной инфраструктуры осуществляется за счет средств Адресной инвестиционной программы города Москвы. На разработку предпроектной и проектной документации могут привлекаться средства комплексных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства.
К финансированию имущественной инфраструктуры могут привлекаться целевые средства Федерального бюджета.
Предоставление субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется на конкурсной основе.
Государственная поддержка по созданию технопарков в сфере высоких технологий предусмотрена государственной программой создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. N 328-р "О Государственной программе "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий".
Решение об оказании государственной поддержки по созданию технопарков в сфере высоких технологий в каждом конкретном случае принимается на основании акта Правительства Российской Федерации, которым также устанавливаются условия использования бюджетных средств и порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства разработку предпроектной документации, актов разрешенного использования и проектно-сметной документации на строительство городских объектов допускается осуществлять за счет средств, выделяемых из бюджета города Москвы на поддержку предпринимательства.
Законодательством Российской Федерации и города Москвы предусмотрены различные виды организационно-правовых форм управления имуществом технопарков, многофункциональных деловых центров и иных объектов имущественной инфраструктуры. Они могут функционировать как на коммерческой, так и на некоммерческой основе.
Для реализации процедуры управления имуществом объектов имущественной инфраструктуры планируется использование всего многообразия установленных законодательством форм с учетом специфики конкретных объектов управления. Основным критерием выбора формы управления будет являться его эффективность.
Основным принципом подбора управляющих компаний является применение конкурсных механизмов с предварительным квалификационным отбором претендентов.
Помещения, предназначенные для размещения субъектов малого предпринимательства, предоставляются, как правило, на праве аренды.
Предоставление в аренду нежилых помещений в объектах имущественной инфраструктуры субъектам предпринимательства целесообразно осуществлять преимущественно на конкурсной основе (с учетом приоритетных для города направлений хозяйственной деятельности), независимо от порядка и формы управления имущественным комплексом.
При предоставлении нежилых помещений в аренду на конкурсной основе могут использоваться следующие требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение помещений:
- отнесение к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством;
- наличие бизнес-плана по основному виду деятельности не менее, чем на три года.
Кроме того, при определении победителя конкурса предпочтение целесообразно отдавать субъектам малого предпринимательства:
- осуществляющим деятельность преимущественно на территории административного округа, района города Москвы, в которых расположен объект имущественной инфраструктуры;
- осуществляющим приоритетный для города или территории административного округа, района города Москвы вид деятельности.
Критерии отбора могут быть индивидуальны для отдельных видов объектов имущественной инфраструктуры.
Условия предоставления помещений субъектам предпринимательства устанавливаются договором аренды.
Размер арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы и входящие в состав имущественной инфраструктуры, должен устанавливаться субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с порядком расчета арендной платы за нежилые помещения, в соответствии с установленными льготами для субъектов малого предпринимательства.
Также в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предоставлено право субъектам малого и среднего предпринимательства участвовать в долевом строительстве объектов недвижимости с последующим оформлением прав собственности.
Поддержка Правительством Москвы организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса может осуществляться в следующих формах:
- нормативно-правового обеспечения деятельности объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (принятие нормативных актов о создании объектов имущественной инфраструктуры с определением их статуса, организационно-правовых форм и пр.);
- ресурсного обеспечения, в том числе предоставления в аренду объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы;
- системы льгот по налогам и платежам в бюджет города Москвы, в том числе льгот по арендной плате за землю, объекты недвижимости, находящиеся в собственности города Москвы;
- финансового обеспечения, в том числе предоставления субсидий, льготного бюджетного кредитования (1/2, 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации), предоставления гарантий под коммерческие кредиты.
Одним из действенных механизмов поддержки Правительством Москвы организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса должна стать разработка и реализация целевых среднесрочных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в рамках которых определяются конкретные мероприятия, механизм их реализации, определяются объемы бюджетных средств города Москвы на осуществление данных мероприятий.
11.1. Плата за право заключения договора аренды земельного участка с субъектами малого и среднего предпринимательства
Плата за право заключения договора аренды земельного участка, на котором предполагается размещение имущественного комплекса субъектов малого и среднего предпринимательства, определяется на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы.
В соответствии с действующим законодательством, субъекты малого предпринимательства при продлении арендных отношений на земельный участок на новый срок с прежним арендатором и в существующих границах имеют право на освобождение от выкупа права аренды.
Для организаций инфраструктуры имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства могут приниматься понижающие коэффициенты к ставкам арендной платы за землю на основании нормативных распорядительных актов Правительства Москвы.
11.2. Формирование Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Правительством Москвы формируется и утверждается перечень имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При этом запрещаются продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
В пользование помещения передаются на условиях аренды.
В перечень должны включаться:
- все нежилые помещения, в том числе отдельно стоящие нежилые объекты недвижимости, находящиеся в собственности города Москвы, арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства;
- высвобождаемые помещения, предназначенные для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства;
- объекты нового строительства с нежилыми помещениями, предназначенными для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе помещения первых этажей жилых домов новостроек.
На стадии формирования перечня должна учитываться специализация помещения применительно к определенному виду деятельности малого и среднего предпринимательства.
Перечень должен формироваться Департаментом имущества города Москвы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.
Помещения, включаемые в перечень, предназначенные к сдаче в аренду на конкурсной основе, должны:
- находиться в собственности города Москвы и входить в состав нежилого фонда;
- быть свободны от прав третьих лиц;
- удовлетворять планировочным, санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к нежилым помещениям;
- удовлетворять техническим требованиям (надлежащее техническое состояние здания и отдельного помещения, наличие необходимой разрешенной мощности энергообеспечения и прочие технические параметры).
11.3. Организация и проведение специализированных аукционов по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы
Предоставление нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и включенных в перечень имущества (нежилых помещений) города Москвы, предназначенных для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в аренду должно осуществляться преимущественно на специализированных аукционах, проводимых Департаментом имущества города Москвы (по его поручению).
В комиссию по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение в аренду нежилого помещения, должны быть включены представители Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы.
Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, претендующим на получение в аренду помещений:
- предприятие должно быть зарегистрировано в установленном порядке, иметь необходимый набор документов;
- предприятие не должно числиться в списках недобросовестных арендаторов (не должно иметь задолженностей по арендным платежам, в течение последних трех лет).
На аукцион выставляются нежилые помещения, входящие в перечни имущества, формируемые Правительством Москвы во исполнение Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которые включают объекты, предназначенные для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Передача нежилых помещений субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду на общих основаниях вне системы объектов имущественной инфраструктуры, должна осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП "О порядке передачи в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, посредством аукциона".
Стартовый размер арендной платы за пользование нежилыми помещениями должен определяться в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Москвы.
11.4. Организация и проведение конкурсов для объектов из состава имущественной инфраструктуры. Механизм формирования арендной платы
Нежилые помещения на площадях объектов имущественной инфраструктуры предоставляются в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе.
Для участия в конкурсе на размещение на площадях технопарков и иных объектов имущественной инфраструктуры субъекты малого и среднего предпринимательства должны отвечать следующим требованиям:
- отнесение к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством;
- наличие бизнес-плана по основному виду деятельности субъекта малого предпринимательства не менее чем на три года.
Предпочтительными критериями определения победителя конкурса на предоставление в аренду нежилого помещения должны являться:
- осуществление деятельности на территории округа, района города, в которых расположен объект имущественной инфраструктуры;
- осуществление приоритетного для города или территории округа, района вида деятельности.
Расчет арендной платы за пользование нежилыми помещениями в составе объектов имущественной инфраструктуры производится по единой методике, утвержденной Правительством Москвы для объектов имущественной инфраструктуры.
Льготные условия аренды нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства могут носить временный характер в зависимости от стадии развития предприятия и типа объекта имущественной инфраструктуры.
11.5. Арендная плата за нежилые помещения и иные условия предоставления в аренду помещений субъектам малого и среднего предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства, арендующие нежилые помещения по действующим договорам аренды, заключенным на внеконкурсной основе, имеют право на установление льготного коэффициента арендной платы в соответствии с законодательством города Москвы.
В соответствии с действующим законодательством субъекты малого предпринимательства, являющиеся добросовестными арендаторами, имеют право на перезаключение арендных договоров на новый срок с сохранением льготной ставки арендной платы.
Поддержка малого и среднего предпринимательства предполагает разработку организационно-правовых механизмов поддержки малых и средних предприятий, а также комплекс мероприятий по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями и мероприятий по установлению льгот и преференций.
Для успешного решения проблемы обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями необходимо решение следующих задач:
1. Строительство специализированных объектов для размещения субъектов малого предпринимательства, надлежащего качества и удовлетворяющих технологическим и функциональным требованиям малых и средних предприятий.
2. Внедрения в практику финансовых механизмов, облегчающих субъектам малого и среднего предпринимательства приобретение в собственность объектов недвижимости.
3. Создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации нежилых помещений, а именно:
- совершенствование системы согласования предпроектной и проектной документации, направленное на сокращение сроков их согласования;
- исключение практики повторных согласований предпроектной и проектной документации;
- установление льгот по энергоприсоединению.
13.1. Развитие технопарков в городе Москве.
В настоящее время деятельность Правительства Москвы, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, префектур административных округов города Москвы совместно с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, крупными производственными предприятиями направлена на развитие технопарков на территории города Москвы, призванных обеспечить возможность развития малого и среднего предпринимательства, в том числе занятого в высокотехнологичной сфере.
На территории города уже существуют 29 технопарков. Успешно функционируют технопарк "Сапфир", научный парк МГУ им. М.В. Ломоносова, Технопарк "Курчатовский" Российского научного центра "Курчатовский институт", Технопарк "Зеленоград", Зеленоградский научно-технологический парк Московского государственного института электронной техники (технического университета), МИФИ и другие. При этом задача городских властей оказывать резидентам технопарков все виды поддержки, предусмотренной комплексными целевыми программами поддержки и развития малого предпринимательства в городе Москве.
Созданные технопарки обладают своей информационной, консалтинговой, производственной инфраструктурой. Активно применяются собственные разработки, внедряют в производственный процесс новые технологические решения.
Значительная часть резидентов технопарка работают в сфере высоких технологий: электроники, нанотехнологий, генной инженерии.
Ближайшие перспективы развития технопарков определены Городской целевой программой по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы, утвержденной Законом города Москвы от 7 июля 2004 г. N 47. В Москве до 2011 г. предусматривается строительство порядка 10 технопарков и специализированных территорий малого бизнеса для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства общей площадью 1,1 млн. кв. м.
На территории Южного административного округа предполагается строительство технопарков на общественных территориях общей площадью 106 тыс. кв. м., создание технопарка "Нагатино-ЗИЛ" общей площадью до 1000 тыс. кв. м.
Должна быть введена в строй вторая очередь технопарка на территории Северо-Западного административного округа (ул. Твардовского, 8). Общая площадь технопарка составит 17 тыс. кв. м.
В Северном административном округе в промзоне "Дегунино-Лихоборы" предполагается разместить технопарк общей площадью 83 тыс. кв. м.
Существует необходимость развития на базе крупных научных и образовательных учреждений сети технопарков, специализирующихся на создании условий для молодежного предпринимательства для реализации предпринимательской активности студентов и учащихся.
Исходя из оценки перспективной потребности субъектов малого предпринимательства в нежилых помещениях различного назначения на долгосрочную перспективу, в таблице 3 представлены необходимые объемы строительства нежилых помещений технопарков на период до 2025 года.
Необходимые объемы строительства технопарков до 2011 г. составляют 1,1 млн. кв. м, до 2025 г. - 5,1 млн. кв. м. Данные площади обеспечат к 2025 году (из расчета 10 кв. м на 1 занятого) более 500 тыс. занятых в малом предпринимательстве или более 70 тыс. малых предприятий (с учетом вновь создаваемых).
Таблица 3. Необходимые объемы строительства нежилых помещений технопарков на период до 2025 года (оценка потребности)
|
2007-2008 гг. |
2009-2011 гг. |
2012-2015 гг. |
2016-2020 гг. |
2021-2025 гг. |
2007-2025 гг. |
Необходимые объемы строительства |
0,2 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
5,1 |
Основным назначением технопарка является создание инфраструктуры, обеспечивающей все стадии инновационного процесса.
Целями создания технопарков в городе Москве должны стать:
- обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики города;
- увеличение доли высокотехнологичной продукции;
- переориентация существующих производств на выпуск перспективной для города наукоемкой продукции;
- создание новых малых и средних инновационных предприятий;
- создание новых рабочих мест.
Задачами создания технопарков являются: формирование и развитие на территории города Москвы современной инновационной среды, включающей создание материально-технической, сервисной, финансовой базы для эффективного становления, развития и поддержки инновационных предприятий.
Управление имущественным комплексом технопарка осуществляется юридическим лицом (управляющей компанией технопарка), создаваемым для этих целей.
В соответствии со своими задачами управляющая компания технопарка:
- предоставляет малым инновационным предприятиям на договорной основе лабораторные, экспериментально-производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, офисные, производственные, складские, учебные и другие помещения, конференц-залы и аудитории;
- осуществляет экспертизу и конкурсный отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, имеющих коммерческий, экспортный, конверсионный потенциал и направленный на производство новой продукции и услуг на основе передовой техники и наукоемких технологий;
- содействует начинающим предпринимателям в организации малых предприятий, занимающихся реализацией отобранных инновационных проектов и программ;
- формирует систему информационного обеспечения инновационной деятельности, дающую возможность доступа к составляющим ее базам и банкам данных для всех малых предприятий, работающих в технопарке, предоставляя информацию по инновационным предложениям и продуктам возможным партнерам и участникам инновационного процесса, продавцам и покупателям интеллектуальной собственности, научно-технической продукции и услуг;
- предоставляет предприятиям набор услуг (консалтинг по различным вопросам, издательские услуги, посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами);
- организует проведение экспертизы инновационных программ, проектов, предложений и заявок, обеспечивающих высокопрофессиональное и качественное проведение различных видов их независимой оценки (научной, финансово-экономической, экологической и др.);
- предоставляет производственно-технологическую поддержку создания новой конкурентоспособной продукции;
- обеспечивает продвижение продукции на рынок, включая маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности;
- привлекает на свою территорию действующие инновационные предприятия, направления деятельности которых соответствуют целям и задачам управляющей компании технопарка;
- оказывает юридические, организационные, финансовые, инжиниринговые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги малым предприятиям;
- организует взаимодействие малых инновационных предприятий с вузами, финансовыми учреждениями, научными организациями, промышленными предприятиями, их объединениями;
- прорабатывает возможность привлечения инвестиций в инновации, научно-технические проекты и программы, реализуемые расположенными в технопарке малыми и средними инновационными предприятиями, специализирующимися в профильных для технопарка направлениях коммерциализации результатов научно-технических исследований, разработок, изобретений.
Основная специализация технопарков - наукоемкая и высокотехнологичная продукция.
В соответствии с отраслевой специализацией технопарки подразделяются на две группы: отраслевые и межотраслевые.
Выбор отраслевой специализации технопарка должен осуществляться с учетом:
- основных приоритетных направлений развития науки и производства, определенных стратегией социально-экономического развития города, среднесрочными программами Правительства Москвы, Федеральными программами, в том числе программами развития промышленной деятельности в городе Москве, программами развития науки и технологий в городе Москве;
- отраслевой направленности крупных существующих производственных предприятий в случае размещения технопарка на их территории и использования помещений и производственных мощностей данных предприятий;
- отраслевой направленности крупных научных центров и вузов, с которыми технопарк имеет связи.
Наиболее перспективными направлениями деятельности технопарков, обеспечивающими конкурентоспособность города и страны в целом на мировых рынках, в настоящее время являются: микроэлектроника, информатика, информационные технологии, биотехнология и нанотехнология, генная инженерия, энергосберегающие и экологические технологии, использование возобновляемых источников энергии, химия и т. п.
13.1.1. Формы привлечения и поддержки инновационных компаний (резидентов технопарка)
Москва может использовать различные формы привлечения и поддержки инновационных компаний в технопарки, в том числе и через налоговые инструменты.
Для организаций-резидентов технопарка законом города Москвы может быть установлена пониженная ставка налога на прибыль, полученной от технико-внедренческой деятельности, осуществляемой на территории технопарка в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае, если территория технопарка входит в состав особой экономической зоны, льготные условия для резидентов технопарка определяются Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Помещения технопарка, предназначенные для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляются на праве аренды.
Предоставление в аренду нежилых помещений технопарка субъектам малого и среднего предпринимательства производится на конкурсной основе, независимо от порядка и формы управления технопарком.
Условия предоставления помещений технопарка субъектам малого предпринимательства устанавливаются договором аренды.
Размер арендной платы за помещения технопарка, находящиеся в собственности города Москвы, должен устанавливаться субъектам малого и среднего предпринимательства по единой методике, утвержденной Правительством Москвы для объектов имущественной инфраструктуры.
13.1.2. Технологические, архитектурные и градостроительные требования к помещениям в технопарке
Требования к местоположению технопарка должны включать в себя следующие позиции:
- наличие трудовых и материальных ресурсов на выбранной территории или вблизи от нее;
- обеспечение доступности ресурсов технопарка и его инфраструктуры любым заинтересованным лицам, наличие удобной сети пассажирского транспорта;
- расположение вблизи структурообразующих промышленных предприятий, университетов и научных центров;
- наличие возможности для дальнейшего расширения (резерв территорий).
По особенностям размещения технопарки делятся на два основных типа:
- автономные, формирующиеся на новых земельных участках большой площади и использующие только свой внутренний ресурс площадей, коммуникаций и производственных мощностей;
- структурные, формируемые на базе промышленных предприятий, на территории вузов или научных центров.
Для города Москвы применимы оба типа размещения технопарков.
Первый тип размещения технопарков возможен на периферийных территориях города, на неосвоенных территориях за МКАД.
В пределах центрального и срединного поясов города предпочтение следует отдавать размещению технопарков при крупных промышленных предприятиях, вузах, научных центрах.
К приоритетным типам размещения технопарков в Москве относится их строительство на территориях реорганизуемых производственных зон на базе крупных или средних промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов.
Наличие инфраструктуры, зданий наиболее подходящих под требования технопарка - все это делает привлекательным пространство производственных зон. Кроме того, на территории производственных зон города размещается большое количество научно-исследовательских институтов, связи с которыми необходимы для успешного функционирования данных объектов.
Территория для размещения технопарков должна выделяться в тех производственных зонах, сохранение, интенсификация и развитие которых предполагается Генеральным планом города Москвы, утвержденными градостроительными планами развития территорий административных округов и районов города Москвы.
Требования к функционально-планировочной и технологической организации пространства технопарка:
- многофункциональность;
- гибкость (возможность оперативной модернизации);
- удобная взаимосвязь и разграничение отдельных составляющих структуры технопарка с учетом наличия в структуре объектов коллективного использования (конференц-залы, производственные площади, службы снабжения и т.п.);
- создание удобной и гибкой сферы сервисного обслуживания (объекты, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, парковки и других видов услуг, необходимых населению);
- наличие сервисной инфраструктуры;
- наличие следующих функциональных зон: деловой деятельности, научно-исследовательской деятельности, производственной деятельности;
- подчинение составных частей технопарка идее постоянного развития предприятий на его территории.
13.2. Развитие бизнес-инкубаторов в городе Москве
Бизнес-инкубатор может предоставлять весь комплекс услуг для выполнения работ по становлению и развитию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития фирм.
Бизнес-инкубаторы, находящиеся в помещениях технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере.
Бизнес-инкубаторы как один из видов объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства являются эффективным средством снижения рисков, увеличения доли успешных проектов нового предпринимательства.
Отраслевая специализация бизнес-инкубатора во многом определяет цели и задачи его создания. В большинстве случаев отраслевые бизнес-инкубаторы специализируются на поддержке научно-технических инновационных компаний.
В соответствии с отраслевой специализацией бизнес-инкубаторы можно подразделять на две большие группы: отраслевые и межотраслевые бизнес-инкубаторы. Достаточно часто бизнес-инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их развития становятся специализированными.
13.3. Развитие многофункциональных деловых центров (МДЦ) в городе Москве
13.3.1. Назначение, финансирование строительства и управление МДЦ
Многофункциональные деловые центры предназначены для обеспечения потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в офисных и производственных помещениях свободного назначения.
Как правило, в МДЦ размещаются структуры, обеспечивающие сопровождение предпринимательской деятельности: консультационные, юридические центры, централизованные бухгалтерии, офисы и так далее, а также поддерживающие структуры. На территориях многофункциональных деловых центров располагаются малые предприятия, имеющие различную отраслевую специализацию. Это, во взаимосвязи с широким спектром оказываемых услуг, определяет многофункциональный профиль МДЦ.
Отраслевая специализация располагающихся на территориях малых и средних предприятий может регулироваться в зависимости от экономических особенностей и потребностей города.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства, участвуют в долевом строительстве МДЦ с последующим оформлением прав собственности. При этом реализуется принцип софинансирования строительства объектов.
Управление имущественным комплексом МДЦ осуществляется юридическим лицом (управляющей компанией МДЦ), создаваемым для этих целей.
Управляющая компания МДЦ может быть:
- создана в форме государственного унитарного предприятия с закреплением за ним имущественного комплекса МДЦ на праве хозяйственного ведения, либо в форме акционерного общества, единственным учредителем которого является город, с передачей имущественного комплекса МДЦ в уставный капитал;
- привлечена по договору доверительного управления по итогам конкурса с передачей имущественного комплекса МДЦ в доверительное управление.
Условия передачи недвижимости МДЦ управляющей компании устанавливаются договором.
Заключаемым с инвесторами инвестиционным контрактом на строительство МДЦ определяется размер передаваемых в собственность инвестору площадей и условия управления собственностью, в том числе находящейся в общем пользовании собственников, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006г. N 1013-ПП.
Помещения в составе МДЦ, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются малым и средним предприятиям на праве аренды.
Привлечение и отбор субъектов малого предпринимательства, претендующих на получение в аренду нежилых помещений в составе площадей МДЦ, находящихся в собственности города Москвы, осуществляется на конкурсной основе с установлением ставки арендной платы в соответствии с нормативной базой для арендуемых нежилых помещений в составе имущественной инфраструктуры.
13.3.2. Технологические, архитектурные и градостроительные требования к помещениям в МДЦ
Объект недвижимости МДЦ и земельный участок, на котором он расположен, должны отвечать установленным требованиям градостроительных норм и правил проектирования планировки и застройки г. Москвы МГСН 1.01-99, другим требованиям разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, а также следующим требованиям:
- общая площадь объекта не менее 5 тыс. кв. м;
- площадь земельного участка в соответствии с параметрами объекта недвижимости и установленными требованиями к плотности застройки земельного участка, но не менее 0,2 га;
- обеспеченность местами паркирования автомобилей в соответствии с параметрами объекта недвижимости и установленными требованиями к обеспеченности машиноместами;
- наличие современных систем телекоммуникации;
- наличие современных систем безопасности (охранные сигнализации, системы видеонаблюдения).
Строительство здания МДЦ должно осуществляться с использованием современных технологий строительства нежилых объектов при одновременном обеспечении относительно невысокой стоимости строительства.
Соотношение общей площади объекта и полезной площади не должно превышать 20 процентов. Планировка зданий должна предусматривать выделение функциональных зон (блоков), специализированных под различные виды деятельности, с целью обеспечения формирования обособленных имущественных лотов.
13.3.3. Перспективы развития МДЦ в городе Москве
В соответствии с основными направлениями Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы, одобренной постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 78-ПП, одной из главных задач по реализации системы мероприятий по обеспечению малых предприятий нежилыми помещениями является создание многофункциональных деловых центров для субъектов малого предпринимательства на общественных территориях города.
На сегодняшний день успешно функционируют несколько МДЦ, в которых осуществляется успешная практика размещения субъектов малого предпринимательства. Введенный в эксплуатацию в 2005 г. МДЦ "Марьино" представляет собой шестиэтажное здание общей площадью 11,7 тыс. кв. м, из которых 6,7 тыс. кв. м предназначаются под офисы и склады различных площадей от 20 до 150 кв. м, остальные для проведения выставок, конференций, семинаров, и отвечающие современным качественным, техническим и функциональным требованиям.
До 2010 года планируется ввод около 40 МДЦ площадью 800 тыс. кв. м.
Исходя из оценки перспективной потребности субъектов малого предпринимательства в нежилых помещениях различного назначения на долгосрочную перспективу, в таблице 4 представлены необходимые объемы строительства нежилых помещений МДЦ на период до 2025 года.
Необходимые объемы строительства МДЦ до 2025 г. составляют 4,4 млн. кв. м. Данные площади обеспечат (из расчета 10 кв. м. на 1 занятого) порядка около 450 тыс. занятых на малых предприятиях или порядка около 65 тыс. малых предприятий.
Таблица 4. Необходимые объемы строительства нежилых помещений МДЦ на период до 2025 года (оценка потребности)
|
2007-2008 гг. |
2009-2011 гг. |
2012-2015 гг. |
2016-2020 гг. |
2021-2025 гг. |
2007-2025 гг. |
Необходимые объемы строительства |
0,4 |
0,6 |
1,0 |
1,2 |
1,2 |
4,4 |
Совершенствование системы согласования градостроительной документации.
Согласно действующему порядку, градостроительная документация подлежит рассмотрению и согласованию на этапах разработки предпроектной документации, подготовки АРИ, разработки проекта. Длительные сроки согласования являются одной из причин отставания фактических объемов строительства нежилых площадей для субъектов малого и среднего предпринимательства от плановых объемов.
Совершенствование системы согласования Москомархитектурой проектной документации по строительству нежилых объектов для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства должно быть ориентировано на:
- сокращение сроков рассмотрения и согласования проектной документации;
- совмещение по времени согласований в различных организациях;
- сокращение количества согласующих инстанций;
- снижение стоимости работ по рассмотрению и согласованию проектной документации;
- унификацию предпроектной и проектно-сметной документации;
- исключение повторных согласований предпроектной и проектно-сметной документации.
Важным условием функционирования и развития малых и средних предприятий являются эксплуатационные качества арендуемых ими нежилых помещений. Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос с энергообеспеченностью занимаемых объектов. Существующие мощности энергообеспечения нежилых помещений не удовлетворяют запросам потенциальных арендаторов - предприятий малого бизнеса, особенно работающих в сферах производства и бытового обслуживания.
В целях повышения энергообеспеченности нежилых объектов, предназначенных для размещения малых и средних предприятий, необходимо:
- дифференцировать нежилые помещения по возможности увеличения энергообеспеченности;
- разработать ориентиры по нормированной энергообеспеченности объектов нежилого фонда применительно к направлениям их функционального назначения.
Обязательной процедурой при заключении договора аренды нежилого помещения является заключение договора энергоснабжения. В случае необходимости проведения работ по первичному подключению (увеличению) мощностей осуществляется оплата за подключение электроэнергии.
Недостаточная обеспеченность субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы нежилыми помещениями - общегородская проблема, которую следует решать программно-целевым методом.
Инструментом решения данной проблемы является Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями (далее Городская целевая программа).
Для реализации настоящей Концепции необходимо достижение следующих целевых показателей, применительно к поставленным задачам:
1. Задача по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями:
- реализация мероприятий по строительству (реконструкции) объектов городского значения, соответствующих по технологическим и функциональным характеристикам для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме: к 2025 г. - не менее 16,7 млн. кв. м, к 2010 г. - 3,2 млн. кв. м;
- реализация мероприятий по строительству (реконструкции) объектов районного значения для малого предпринимательства (в том числе нежилых помещений на первых этажах жилых домов - новостроек) в объеме: к 2025 г. - 9-12 млн. кв. м, к 2010 г. - 2 млн. кв. м с учетом необходимости ликвидации территориальных диспропорций в обеспеченности районов города нежилыми помещениями для малого предпринимательства, обеспечения занятости москвичей в непосредственной близости от мест проживания в объеме 20% от общего числа занятых в экономике города, расширения ассортимента услуг, предоставляемых в шаговой доступности от мест проживания.
2. Задача по организационному обеспечению условий строительства:
- учет объемов строительства и реконструкции объектов для малого и среднего предпринимательства при разработке в городе Москве градостроительной документации;
- комплексное проектирование застройки территорий города Москвы, осваиваемых под строительство объектов для малого и среднего предпринимательства, в том числе территорий производственных зон города.
3. Задача по организационно-нормативному обеспечению условий развития малого бизнеса, в том числе инновационного малого бизнеса:
- формирование перечня нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, предназначенных для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства на условиях аренды;
- совершенствование и реализация организационных схем отбора резидентов технопарков, предоставления нежилых помещений субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду;
- разработка и внедрение новых организационных схем освоения реорганизуемых производственных территорий города Москвы под строительство и реконструкцию объектов для малого и среднего предпринимательства, в том числе для малого и среднего предпринимательства, работающего в инновационной сфере;
- совершенствование нормативно-правовой базы имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- сохранение льгот для малых предпринимателей по аренде нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы.
В целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями следует создать условия, способствующие существенному росту числа специализированных объектов, ориентированных на поддержку и развитие малого бизнеса, а также научно-технических и инновационных центров. Необходимо продолжить практику создания в городе технопарков, бизнес-инкубаторов и тому подобных центров коллективного пользования и внедрения технологий.
Целевые показатели имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства определены на основе результатов прогноза перспективных потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях. В основу расчетов положены результаты анализа выполнения Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями в 2004-2006 годах, а также ожидаемые результаты ее выполнения в 2007 и 2008 годах.
Целевые показатели определены на трехлетний период: 2009-2011 гг. По видам объектов целевые показатели приведены в таблице 5.
Таблица 5. Целевые показатели строительства объектов инфраструктуры имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства на 2009-2011 гг.
|
Строительство объектов, тыс. кв. м |
Необходимые объемы финансирования, млрд. рублей |
|||||
2007 - 2008 гг. (Закон города Москвы от 07.07.04 № 47) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2009 -2011 гг. |
Всего |
в т.ч. за счет средств бюджета города Москвы |
|
Объекты городского значения, в том числе: |
876 |
500 |
610 |
720 |
1830 |
54,9 |
2,4* |
Объекты городского значения на общественных территориях |
253 |
300 |
310 |
350 |
960 |
31,8 |
1,3 |
Объекты городского значения на производственных территориях |
623,1 |
200 |
300 |
370 |
870 |
23,1 |
1,1 |
Объекты районного значения |
727,4 |
380 |
390 |
400 |
1170 |
30,4 |
1,5 |
Всего: |
1603,5 |
880 |
1000 |
1120 |
3000 |
84,3 |
3,9* |
*(max) - подлежит уточнению при разработке ГЦП на 2009-2011 гг.
В 2009-2011 годах планируется ввести 3 млн. кв. м нежилых площадей для размещения субъектов малого предпринимательства. В том числе 1,8 млн. кв. м объектов городского значения и 1,2 млн. кв. м
- объектов районного значения. Необходимые объемы финансирования строительства объектов в 2009-2011 гг. предварительно оцениваются в ценах 2007 г. в размере 84,3 млрд. рублей (объекты городского значения 54,9 млрд. рублей), в том числе средства бюджета Москвы в 3,9 млрд. рублей (объекты городского значения 2,4 млрд. рублей, в том числе: за счет средств Адресной инвестиционной программы 0,4 млрд. рублей; за счет средств Комплексной программы поддержки развития малого предпринимательства - 2,0 млрд. рублей, из них в 2009 году - 0,5 млрд. рублей, в 2010 году - 1,0 млрд. рублей, в 2011 году - 0,5 млрд. рублей).