Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

Государственный комитет по архитектуре и градостроительству
при Госстрое СССР
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-
исследовательский и проектный институт типового и
экспериментального проектирования жилища

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАСЧЕТУ ПОТРЕБНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТИПАХ ЖИЛИЩА

Утверждены
председателем Научно-
технического совета,
директором института
С.В. Николаевым
(протокол № 28 от 14/XII-1990 г.)

Москва
1991

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДОМА-ИНТЕРНАТЫ

1.1. Дома-интернаты (пансионаты) для престарелых и инвалидов (ДПИ)

1.2. Психоневрологические дома-интернаты (ПНИ)

1.3. Дома-интернаты для умственно отсталых детей

1.4. Методика расчета потребности в домах-интернатах на текущий срок и перспективу

2. КВАРТИРНЫЕ ЖИЛИЩА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ (С КОМПЛЕКСОМ СЛУЖБ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ)

2.1. Типы жилищ

2.2. Методика расчета потребности на текущий срок в специальных типах квартирных жилищ

2.3. Методика расчета потребности на перспективу в специальных типах квартирных жилищ

Приложения

Приложение 1 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ НА ТЕКУЩИЙ СРОК В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ ДЛЯ ВСЕХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РСФСР

Приложение 2 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ НА ТЕКУЩИЙ СРОК В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ВСЕХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РСФСР

Приложение 3 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ НА ТЕКУЩИЙ СРОК В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДЛЯ ВСЕХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РСФСР

Приложение 4 ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ (ПАНСИОНАТАХ) ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ НА ТЕКУЩИЙ СРОК В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Приложение 5 ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ В ГОРОДЕ ЛЕНИНГРАДЕ НА 2006 ГОД*

Приложение 6 ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В КВАРТИРНЫХ ЖИЛИЩАХ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1987 ГОД

Приложение 7 ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В КВАРТИРНЫХ ЖИЛИЩАХ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (НА 2000 ГОД)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящих Рекомендациях приведен выполненный на основе комплексных научных исследований, натурных обследований и экспертных опросов специалистов системы соцобеспечения расчёт потребности в различных типах специализированного жилища - в домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда производственных объединений, специальных квартирных жилищах для людей преклонного возраста и инвалидов, психоневрологических домах-интернатах и домах-интернатах для умственно отсталых детей. Даны примеры расчета потребности в домах-интернатах и квартирных жилищах для престарелых и инвалидов.

Рекомендации предназначены для использования планирующими организациями при определении целесообразных объемов строительства специализированных типов жилища для любой административной территории страны (республики, области, города, района и т.п.) на текущий период и расчётный срок.

Рекомендации разработаны канд. архит. А.П. Ольховой (ЦНИИЭП жилища) при участии кандидатов медиц. наук Э.В. Устиновой и Г.Ф. Никитиной (ЦИЭТИН).

ВВЕДЕНИЕ

К специализированным типам жилища относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические дома-интернаты, интернаты для умственно отсталых детей, для слепых и слабовидящих, а также специальные квартирные жилища для людей преклонного возраста и инвалидов.

Дома-интернаты в основном относятся к сети социального обеспечения. Наряду с этим в последние годы начато проектирование и строительство различными ведомствами и предприятиями домов-интернатов для ветеранов войны и труда с повышенным комфортом проживания и улучшенным обслуживанием, а также специальных квартирных жилищ для людей преклонного возраста и инвалидов. Внедряются новые формы социального обслуживания - надомное обслуживание одиноких престарелых, создаются территориальные центры социального обслуживания пенсионеров.

Строительство домов-интернатов ведется по типовым и индивидуальным проектам, которые разработаны с учетом различного их профиля, вместимости, этажности. В основном это проекты домов-интернатов для престарелых и ветеранов труда; два проекта психоневрологических домов-интернатов, три-четыре проекта домов-интернатов для умственно отсталых детей.

Строительство специальных квартирных домов для престарелых и инвалидов с комплексом служб социально-бытового назначения начато в 1987 г. и пока ведется в ограниченных масштабах по типовым и индивидуальным проектам, а также по проектам жилых домов для малосемейных.

На начало 1989 г. в стране насчитывалось 1474 дома-интерната для престарелых, инвалидов взрослых и инвалидов детей общей вместимостью 399,5 тыс. мест, в том числе 1201 дом-интернат для престарелых (337 тыс. мест). Проживало в домах-интернатах всех типов 390,7 тыс. чел. Более 80% домов-интернатов размещено на территории РСФСР.

Общее число мест в домах-интернатах всех профилей к 1989 г. превышало число проживающих в них примерно на 8800, т.е. в среднем в каждом доме-интернате должно было быть 5,97 свободных места. Однако на Украине и в Казахстане количество проживающих в домах-интернатах престарелых и инвалидов - взрослых превышало их вместимость на 300 - 400 человек, в республиках же Средней Азии и Закавказья до 30 - 45% мест в домах-интернатах пустовало. При этом обеспеченность домами-интернатами в этих республиках (количество и вместимость на 1000 человек) была значительно ниже, чем например, в Прибалтийских республиках.

Как показывает практика, потребность в домах-интернатах в различных республиках и регионах страны крайне неравномерна и зависит от национально-бытовых особенностей, демографических факторов, сложившихся традиций, социально-экономических условий и других факторов.

1. ДОМА-ИНТЕРНАТЫ

1.1. Дома-интернаты (пансионаты) для престарелых и инвалидов (ДПИ)

1.1.1. Дома-интернаты (пансионаты) для престарелых рассчитаны на постоянное проживание престарелых и инвалидов, одиночек и супружеских пар, нуждающихся по состоянию здоровья в повседневном бытовом и медицинском обслуживании и периодическом или постоянном уходе.

1.1.2. Дома-интернаты (пансионаты) для престарелых и инвалидов, как правило, строят высотой до пяти этажей включительно. Здания в два этажа и выше оборудуют лифтом и мусоропроводом.

Существующие дома-интернаты состоят из двух жилых отделений: отделение для лиц, способных к частичному самообслуживанию и передвижению по дому и прилегающему земельному участку, и отделение для лиц, нуждающихся в уходе, постельного содержания и слабых, передвигающихся только в пределах жилой комнаты или этажа. Соотношение мест в отделении принимается равным.

Набор и вместимость жилых комнат, а также их соотношение в отделениях различны: для лиц, способных к частичному самообслуживанию, не менее 80% комнат - одноместные, не более 20% - двухместные; для нуждающихся в уходе - по соображениям удобства эксплуатации не менее 10% комнат - одноместные, не более 90% - двухместные. Для нуждающихся в уходе допускается предусматривать также жилые комнаты на четырех человек (не более 20% мест в отделении). На первом этаже располагаются одноместные комнаты для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске.

Кроме жилых, в доме-интернате (пансионате) имеются следующие помещения: вестибюль, зрительный зал, библиотека-читальня, кружковые, пищеблок со столовой для способных к самообслуживанию, помещения медицинского назначения (кабинеты врачей, комнаты медсестер, процедурная, перевязочная, зал лечебной физкультуры, кабинеты массажа, механотерапии и физиотерапии и др., медицинские лаборатории), лечебно-трудовые мастерские, а также служебные и хозяйственные помещения.

1.1.3. За последнее десятилетие контингент поступающих в дома-интернаты для престарелых значительно изменился. Если до 1970-х годов в них поступало значительное число людей, способных не только обслуживать себя, но и выполнять посильные работы по хозяйственному обслуживанию интерната, то в последние годы таких лиц становится все меньше. Отмечается тенденция роста числа лиц в возрасте 70 - 79 лет и особенно 80 лет и старше, в то время как люди моложе 70 лет поступают в дома-интернаты все реже. В последнее время в них в основном поступают лица, почти утратившие двигательную активность и нуждающиеся в постоянном уходе. Это объясняется увеличением размера пенсий, ростом жилищного строительства, в результате чего все большее число престарелых получает отдельные благоустроенные квартиры, а также развитием сети общественного обслуживания, ростом образовательного и культурного уровня. Все это позволяет лицам преклонного возраста, в том числе и одиноким, оставаться в привычных домашних условиях до тех пор, пока они в состоянии себя обслуживать.

Кроме того, невысок и социальный статус современных домов-интернатов для престарелых и инвалидов, особенно тех, что относятся к сети социального обеспечения. Следует также учитывать, что переезд в другое жилище и, как правило, в другое место связан для пожилых людей с социально-психологическими трудностями, с отрывом от годами складывавшихся контактов.

Количество желающих проживать в домах-интернатах (пансионатах) особенно сократилось после введения (с 1986 г.) надомного обслуживания одиноких престарелых. Немаловажную роль сыграли также территориальные центры социального обслуживания пенсионеров, предусматривающие возможность их однодневного или недельного пребывания, одно - или трехразовое питание за умеренную плату, организацию элементарного медицинского обслуживания, досуга и пр.

На сокращение потребности в домах-интернатах для престарелых системы соцобеспечения может существенно повлиять также расширение строительства ведомственных домов-интернатов (пансионатов).

1.1.4. Количество престарелых, нуждающихся в постоянном уходе и полностью неспособных к самообслуживанию, нередко достигает 70 - 90% от общего числа проживающих в домах-интернатах. При сохранении этой тенденции возникнет необходимость изменения профиля проектируемых и строящихся домов-интернатов для престарелых и превращения их в основном в дома больничного типа для лип, нуждающихся в постоянном уходе, постельного содержания, слабых (75 - 80% мест), и лишь частично рассчитанных на содержание способных к самообслуживанию (20 - 25% мест),

1.1.5. Повышение качественного уровня домов-интернатов (пансионатов) для престарелых и инвалидов, условий проживания в них, усовершенствование организационных форм обслуживания, разработка новых улучшенных архитектурно-планировочных решений, дифференциация контингента по общеобразовательному уровню, состоянию здоровья и другим факторам, улучшение медицинского и культурно-бытового обслуживания и пр. -все это может привлечь в дома-интернаты для престарелых Министерства соцобеспечения большее число людей.

С этой целью желательно также развивать строительство платных пансионатов, обеспечивающих более комфортные условия проживания и более высокий уровень медицинского обслуживания. Определенные возможности в этом направлении открывают изменения инвестиционной политики.

Вместе с тем, переход на рыночные отношения и связанное с ним повышение цен на продукты питания, промтовары и пр. затронет в первую очередь интересы малообеспеченных слоев населения, в том числе престарелых и инвалидов. В этой связи можно ожидать увеличения числа одиноких престарелых и инвалидов, выразивших желание жить в домах-интернатах (пансионатах). Поэтому на ближайший период рекомендуется предусматривать увеличение вместимости домов-интернатов (пансионатов) этого профиля по сравнению с существующей потребностью.

1.2. Психоневрологические дома-интернаты (ПНИ) [2]

1.2.1. Психоневрологические дома-интернаты являются специализированным жилищем для постоянного проживания людей в возрасте 16 лет и старше, страдающих хроническими психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном бытовом уходе и медицинском обслуживании.

В настоящее время психоневрологические интернаты размещаются, как правило, в приспосабливаемых для этих целей зданиях домов-интернатов для престарелых, больниц, общежитий и т.п. Эти здания по своей архитектурно-планировочной структуре и набору помещений недостаточно соответствуют требованиям, предъявляемым к этому типу специализированного жилища. Кроме того, значительная их часть - ветхие и требуют замены.

1.2.2. Психоневрологические дома-интернаты должны состоять из групп помещений: жилой, медицинского назначения, общественной, приемного отделения и административно-хозяйственных.

В составе жилой части интерната предусматривается три отделения (возможно их размещение в разных зданиях): для лиц, требующих свободного содержания, наблюдательного содержания и нуждающихся в уходе. Жилые комнаты в отделениях рассчитывают на двух-четырех человек [1] и размещают группами (суммарно на 25 - 30 человек каждая). Жилая площадь принимается из расчета 7 м2 на человека.

В состав такой группы входят также комната отдыха, общие уборные, умывальные, ванные, комната санитарки, помещение для бытовых нужд, сушки одежды и обуви, бельевые. Кроме этих помещений, в отделение для лиц постельного содержания входит кухня-раздаточная, а в отделение для лиц наблюдательного содержания - столовая, кухня-раздаточная, лечебно-трудовые мастерские.

На каждые четыре-шесть жилых групп предусматриваются медицинские помещения (кабинет врача, медсестры, процедурная), кружковые (кроме отделения постельного содержания) помещение для глажения белья, одежды и др.

В составе общественных помещений, рассчитанных на интернат в целом, входит пищеблок и столовая для лиц свободного содержания, зрительный зал с фойе, библиотека-читальня, кружковые, лечебно-производственные мастерские. Последние обычно размещены в отдельном здании. Кроме того, в целом на интернат предусматривается помещение под медчасть с залом для лечебной физкультуры, приемным отделением, изолятором.

При строительстве психоневрологических интернатов необходимо предусматривать полный набор требуемых помещений, создавать условия для обеспечения обстановки, максимально приближенной к домашней, сочетая ее с необходимым медицинским обслуживанием.

1.3. Дома-интернаты для умственно отсталых детей [3]

1.3.1. Дома-интернаты для умственно отсталых детей предназначены для постоянного проживания таких детей в возрасте от 4 до 16 лет, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, в социально-трудовой адаптации.

В этих домах содержатся дети с олигофренией в степени имбецилы и идиотии, больные эпилепсией с редкими припадками и слабоумием, больные шизофренией с выраженным дефектом без продуктивной симптоматики, страдающие слабоумием. Весь этот контингент характеризуется средней и глубокой степенями интеллектуального дефекта, часто сопровождающегося различными физическими недостатками. Нарушения деятельности головного мозга у таких детей в большинстве случаев неизлечимы, и они существенно отличаются от детей, посещающих вспомогательные (специализированные) школы для умственно отсталых детей (дебилов).

1.3.2. В домах-интернатах для умственно отсталых детей содержатся олигофрены четырех категорий:

- умственно отсталые, обучаемые по специальным программам Министерства социального обеспечения (МСО) и способные к самостоятельному передвижению;

- умственно отсталые, обучаемые по специальным программам Министерства социального обеспечения, не способные передвигаться самостоятельно, а передвигающиеся с трудом (ползают) или использующие для передвижения специальные средства и приспособления (в том числе кресло-коляску);

- умственно отсталые, необучаемые, передвигающиеся самостоятельно;

- умственно отсталые, необучаемые и неспособные к самостоятельному передвижению (лежачие).

Детские дома-интернаты бывают трех профилей: для необучаемых, обучаемых и смешанного типа.

В домах-интернатах для необучаемых предусматривают отделение для лежачих и отделение для ходячих детей (последнее - обычно из одной - двух палат), в домах-интернатах для обучаемых детей - отделения для детей дошкольного и школьного возраста, в домах смешанного типа - кроме этого, отделение для необучаемых детей.

1.3.3. Дома-интернаты для умственно отсталых детей нередко размещаются в приспосабливаемых для этих целей зданиях домов-интернатов для престарелых, школ, детсадов и т.п. Планировочные решения и набор помещений таких зданий, как правило, не соответствуют или не полностью отвечают требованиям, предъявляемым к домам-интернатам этого типа.

1.3.4. Дома-интернаты для умственно отсталых детей рекомендуется строить по типовым или индивидуальным проектам. В имеющихся типовых проектах, которые наиболее полно отвечают эксплуатационным особенностям домов-интернатов, предусмотрены следующие группы помещений:

- приемно-карантинное отделение с изолятором;

- жилое отделение, включающее жилые ячейки, каждая из которых рассчитана на одну группу (12 - 18 человек в зависимости от категории детей);

- общеинтернатские помещения (учебно-производственные, зальные, медицинские, служебно-бытовые). В домах-интернатах для обучаемых умственно отсталых детей рекомендуется предусматривать актовый зал с эстрадой, спортзал для лечебной физкультуры, плескательный бассейн, мастерские.

Спальни рассчитывают на группу из 12 - 15 - 18 детей (в зависимости от категории заболевания). Жилая площадь спален - 3 - 5 м2 на человека в зависимости от способности детей к передвижению и их возраста.

1.4. Методика расчета потребности в домах-интернатах на текущий срок и перспективу

1.4.1. Потребность в домах-интернатах разного профиля является величиной переменной, зависящей от национально-бытовых, демографических и социально-экономических факторов, которые, в свою очередь, со временем претерпевают изменения. В связи с этим потребность в домах-интернатах должна периодически уточняться (определяться), например, после каждой очередной переписи населения.

1.4.2. В основе определения потребности в домах-интернатах сети социального обеспечения лежат сведения об общей численности населения, в том числе о проживающих в домах-интернатах, об обращаемости за помощью в лечебные учреждения, об объеме оказания стационарной медицинской помощи и др.

1.4.3. Для расчета потребности в домах-интернатах может быть рекомендовано две методики:

а) методика выборочных обследований, на основе которой выявляется истинная потребность в данном типе жилища. Расчёт проводится аналогично расчету потребности в специальных типах квартирных жилищ для людей преклонного возраста и инвалидов (см. раздел 2). Однако эта методика трудоемка и требует значительных затрат времени;

б) методика расчета на основе учтенной потребности. Используется при расчете потребности в домах-интернатах всех типов на текущий период и на расчетный срок.

1.4.4. Учтенная потребность в интернатах каждого типа представляет сумму, слагающуюся из числа лиц, проживающих в домах-интернатах определенного профиля, и лиц, стоящих на очереди для помещения в этот тип интерната, рассчитанную на 1000 или на 10000 населения данного контингента, проживающего на данной территории:

- для домов-интернатов для престарелых и ветеранов труда - на 1000 или на 10000 человек в возрасте от 55 - 60 лет и старше;

- для психоневрологических домов-интернатов - на 10000 человек всего населения;

- для детских домов-интернатов - на 10000 детей в возрасте до 16 лет.

1.4.5. Учтенная потребность наиболее объективно отражает потребность в домах-интернатах для умственно отсталых детей, так как на сегодня практически нет никаких ограничений для помещения их в интернаты.

Учтенная потребность не полностью отражает потребность в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, а также в психоневрологических интернатах по следующим причинам.

Значительное число психически больных, подлежащих пребыванию в психоневрологических интернатах, в силу разных причин (например, желание родственников пользоваться их пенсией, очередью на получение квартиры и т.п.) находится дома или в психиатрической больнице и на очередь для поступления в ПНИ не поставлено. Поэтому, для расчета потребности в психоневрологических интернатах предлагается вводить поправочный коэффициент K = 1,2.

На потребность в домах-интернатах для престарелых и инвалидов влияют многие факторы, основные из которых: существующие ограничения для приема в ДПИ| качественный уровень ДПИ сети социального обеспечения; возможность или невозможность временного проживания в ДПИ, например, сроком до 6 месяцев; обеспечение одиноких престарелых и инвалидов надомным обслуживанием, набор и объем услуг этого обслуживания; объем строительства специализированных квартирных жилищ для престарелых и инвалидов с комплексом служб социально-бытового назначения; уровень пенсионного обеспечения, уровень прожиточного минимума и пр.

Все эти факторы могут быть учтены в расчете путем введения соответствующих поправочных коэффициентов:

K1 - поправочный коэффициент на снятие ограничений для приема в ДПИ. Как уже говорилось выше, в настоящее время в ряде населенных мест в ДПИ принимают, как правило, престарелых и инвалидов одиноких либо проживающих отдельно от трудоспособных детей или родственников [4].

При снятии этого ограничения количество желающих жить в домах-интернатах может увеличиться ориентировочно на 10 - 20%, для учета чего рекомендуется ввести коэффициент K1 = 1,1 - 1,2. При сохранении ограничения или при его отсутствии уже в настоящее время принимается K1 = 1, Коэффициент используется при расчете потребности на перспективу;

K2 - поправочный коэффициент на повышение комфорта проживания в домах-интернатах (пансионатах) и улучшение в них медицинского обслуживания. Используется при расчете потребности на перспективу,

В зависимости от степени повышения комфорта проживания и медицинского обслуживания, а также числа мест в домах-интернатах с повышенным уровнем комфорта рекомендуется вводить поправочный коэффициент K2 = 1,1 - 2. K2 равный 2, принимается при 100%-ом количестве таких мест, т.е. когда все дома-интернаты города, области, края и т.д. имеют повышенный уровень комфорта по отношению к существующему;

K3 - поправочный коэффициент на резервирование мест для временного проживания в ДПИ.

В настоящее время в домах-интернатах сети социального обеспечения отсутствует практика резервирования свободных мест с целью временного размещения в ДПИ престарелых и инвалидов, проживающих в семьях (на период отпусков, болезни, командировки членов семьи), а также одиноких престарелых, например, живущих в неблагоустроенных жилищах, на зимний период. Для временного размещения престарелых и инвалидов рекомендуется резервировать от 2 до 10% мест от общей вместимости ДПИ. Таким образом, коэффициент K3 может составить 1,02 - 1,1. При отсутствии таких мест принимается K3 =1;

K4 - поправочный коэффициент на улучшение социального обеспечения пенсионеров, развитие надомного обслуживания, совершенствование его форм и методов, увеличение объема предоставляемых услуг, а также создание территориальных центров социального обслуживания. Все это приведет к сокращению потребности в ДПИ в основном за счёт уменьшения поступления лиц, способных к самообслуживанию. В настоящее время в большинстве регионов и населенных мест страны надомным обслуживанием охвачены не все нуждающиеся, в связи с чем рекомендуется принимать K4 = 0,9 - 0,8. Этот коэффициент используется при расчете потребности на перспективу;

K5 - поправочный коэффициент на строительство специализированных квартирных жилищ для престарелых и инвалидов с комплексом служб социально-бытового назначения, что приведет к сокращению потребности в ДПИ для лиц, способных к самообслуживанию.

В зависимости от объема строительства таких жилищ рекомендуется вводить поправочный коэффициент K5 = 0,95 - 0,85 (при сокращении поступающих в ДПИ на 10 - 30% от числа способных к самообслуживанию или на 5 - 15% от всех проживающих в ДПИ), При отсутствии таких жилищ или при незначительном их количестве принимается K5 = 1;

K6 - поправочный коэффициент на повышение цен и прожиточного минимума в период перехода на рыночные отношения, что приведет к увеличению числа желающих жить в домах-интернатах (пансионатах). Рекомендуется принимать K6 = 1,1 - 1,3. Коэффициент используется при расчетах потребности на текущий срок в начале перехода на рыночные отношения;

K7 - поправочный коэффициент для уточнения числа лиц, нуждающихся в ДПИ, но не стоящих на очереди. По данным выборочных обследований в ряде областей РСФСР среди одиноких престарелых и инвалидов, не стоящих на очереди для поступления в ДПИ, имеется значительное число лиц (10 - 20% от числа проживающих в ДПИ и стоящих на очереди), которые нуждаются в проживании в ДПИ, Причиной этого является плохо поставленная работа по выявлению таких лиц работниками отделов социального обеспечения; сложность для одиноких лежачих или с трудом передвигающихся в пределах комнаты или квартиры оформления документации, требуемой для помещения в ДПИ; недостаточная информация о порядке оформления, образе жизни, правах и обязанностях проживающих в ДПИ и др. Для учёта этого контингента рекомендуется вводить поправочный коэффициент K7 равным 5 - 10% к существующей учтенной потребности, или K7 = 1,05 - 1,1; при отсутствии данного контингента K7 = 1.

Коэффициент K7 используется на расчетный срок.

1.4.6. В зависимости от влияния различных факторов при расчете на перспективу потребности в домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов поправочный коэффициент может составить:

Kп = K1´K2´K3´K4´K5´K7 = 0,86 - 2,35.

При расчете на текущий срок

Kт = K3´K5´K6 = 0,98 - 1,36.

1.4.7. Потребность в домах-интернатах на основе учтенной потребности на текущий период рассчитывают в следующей последовательности:

1) в республиканском, областном, городском и т.д. собесе получают следующие данные:

число лиц данного контингента населения (одиноких престарелых и инвалидов, психохроников, умственно отсталых детей), проживающих на данной территории, в тысячах или десятках тысяч человек (N);

число лиц, проживающих в данном типе домов-интернатов (а);

число лиц, стоящих на очереди для помещения в дом-интернат (б);

размер суммарной жилой площади всех домов-интернатов данного типа (ж);

2) определяют учтенную потребность (У) в данном типе дома-интерната;

где а - число лиц, проживающих в домах-интернатах данного профиля; б - число лиц, стоящих на очереди для помещения в дома-интернаты; N - общее число лиц данного контингента населения, проживающего на данной территории в настоящее время (в тысячах или в десятках тысяч чел.). При расчете психоневрологических домов-интернатов - всего населения;

3) рассчитывают количество человек данного контингента, которые могли бы проживать в существующих домах-интернатах данного профиля при обеспечении ныне действующего среднего нормативного размера жилой площади на одного человека

где Ж - суммарная жилая площадь всех домов-интернатов этого профиля на данной территории, м2;

пл/чел - усредненный норматив жилой площади на одного человека, который принимается для домов-интернатов (пансионатов) для престарелых и инвалидов - 9 м2/чел., для психоневрологических домов-интернатов - 7 м2/чел., для детских домов-интернатов - 5 м2/чел;

4) рассчитывают искомую потребность (число мест) в домах-интернатах данного профиля на текущий срок

Xт = У´N´Kт - С,

где У - учтенная потребность в данном типе дома-интерната;

С - общая вместимость (количество мест) существующих домов-интернатов данного профиля, рассчитанная по действующим нормативам жилой площади на одного проживающего в данном типе дома-интерната;

N - общее число лиц данного контингента населения, проживающего на данной территории (см. п. 1.4.4);

Kт - поправочный коэффициент потребности на текущий срок, который рекомендуется принимать равным: 1 - для детских домов-интернатов; 1,2 - для психоневрологических домов-интернатов; 0,98 - 1,36 для домов-интернатов (пансионатов) для престарелых и инвалидов. Значение поправочного коэффициента может быть уточнено на основе выборочных обследований, проводимых в районе, для которого выполняется расчёт.

1.4.8. Для ориентировочного расчета потребности на текущий период в домах-интернатах всех типов в РСФСР можно использовать нормативы потребности, разработанные ЦИЭТИН. Тогда величина потребности в данном типе дома-интерната (число мест) на текущий период подсчитывается по формуле

Xо = HN,

где Н - нормативы потребности в расчете на 10000 жителей (приложения 1 - 3);

N - общее число лиц (в десятках тысяч) данного контингента, проживающих на данной территории для (психоневрологических интернатов - все население).

Необходимый объем нового строительства (количество мест) для удовлетворения общей потребности в данном типе жилища определяют по формуле:

Xт = Xо - С,

где Xо - общая ориентировочная потребность в данном типе дома-интерната (количество мест) на текущий срок;

С - суммарная вместимость (количество мест) существующих домов-интернатов данного профиля, рассчитанная по действующим нормативам жилой площади на одного проживающего в данном типе дома-интерната (см. 1.4.7).

1.4.9. Потребность в домах-интернатах на расчётный срок определяют в следующей последовательности:

1) в республиканском, областном или городском собесе получают следующие данные:

- число лиц, проживающих, в настоящее время в домах-интернатах данного профиля (а);

- число лиц, стоящих на очереди для помещения в дома-интернаты (б);

- общее число лиц данного контингента, проживающих в настоящее время на территории, для которой проводится расчет (N);

2) рассчитывают учтенную потребность в данном типе дома-интерната в настоящее время:

 (см. п. 1.4.7);

3) в республиканском, областном или городском собесе получают следующие данные:

- число лиц, проживающих в домах-интернатах данного профиля в период последней и предпоследней переписи населения (апо и апр);

- число лиц, стоящих на очереди для помещения в дома-интернаты в эти периоды (бпо и бпр);

- общая численность лиц данного контингента населения (в тысячах или десятках тысяч чел.), проживающих на данной территории в период последней и предпоследней переписи, а для ПНИ - все население (Nпо и Nпр);

4) определяют учтенную потребность в данном типе дома-интерната соответственно в период последней и предпоследней переписи населения

5) принимают, что на расчётный срок учтенная потребность в данном типе дома-интерната (кроме домов-интернатов (пансионатов) для престарелых и инвалидов) будет изменяться аналогично изменениям, происшедшим между последней и предпоследней переписью населения. Тогда учтенная потребность на расчётный срок составит:

Ур = Ун + (Упо - Упр)´Д,

где Ун - существующая учтенная потребность;

Упо - учтенная потребность на период последней переписи населения;

Упр - учтенная потребность на период предыдущей переписи населения;

Д - количество лет или десятков лет до рассчитываемого срока;

6) по данным Госкомстата принимают прогнозируемую на расчётный срок (например до 2000 г.) общую численность данного контингента населения (одинокие престарелые и инвалиды, все население, дети), которое будет проживать на данной территории (Nп):

для ДПИ - лица от 55 - 60 лет и старше, для ПНИ - все население, для ДДИ - лица в возрасте до 16 лет;

7) определяют потребность в домах-интернатах данного профиля на расчётный срок (число мест) по формулам:

в домах-интернатах для престарелых и инвалидов

Xп = Ун´Nп´Kп - Сп,

в психоневрологических домах-интернатах и домах-интернатах для умственно отсталых детей

Xп = Ур´Nп´Kп - Сп,

где Ун - существующая учтенная потребность;

Ур - учтенная потребность на расчётный срок в данном типе дома-интерната;

Nп - общая прогнозируемая численность данного контингента населения, которое будет проживать на данной территории в расчётном году (по данным Госкомстата);

Kп - поправочный коэффициент, учитывающий факторы, влияющие на потребность в домах-интернатах на расчётный срок и принимаемый равным: для детских домов-интернатов Kп = 1, для психоневрологических домов-интернатов Kп = 1,2 - 1,1, для домов-интернатов для престарелых и инвалидов Kп 0,86 - 2,35 (см. п. 1.4.5 и 1.4.6);

Сп - общее число мест в существующих домах-интернатах данного профиля, которое может быть использовано на перспективу; определяется по результатам обследования состояния и уровня комфорта существующих домов-интернатов с учетом пересчета на перспективные нормы жилой площади на человека.

2. КВАРТИРНЫЕ ЖИЛИЩА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ (С КОМПЛЕКСОМ СЛУЖБ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ)

2.1. Типы жилищ

2.1.1. В СССР, как и во многих развитых странах мира, растет абсолютное и относительное число пожилых людей. Этот процесс сопровождается ростом количества частично трудоспособных и нетрудоспособных одиноких супружеских пар в преклонном возрасте, не имеющих детей и родных или проживающих отдельно от них. В то же время эти люди предпочитают жить не в домах-интернатах, а в квартирных жилых домах и как можно дольше вести активный независимый образ жизни. По мнению зарубежных специалистов, эти лица составляют 15 - 20% от общего числа людей преклонного возраста.

Перед этой категорией людей стоят проблемы материального, бытового и социального характера. Очень часто условия их проживания в обычных жилых домах резко ограничивают возможность самообслуживания и не обеспечивают нормальной жизнедеятельности (квартиры расположены выше второго этажа в домах без лифта, удаленность магазинов от места жительства, невозможность посещения торговых предприятий и медицинских учреждений в осенне-зимний период, отсутствие в квартирах всех видов коммунальных удобств). Наличие большой жилой площади, не соответствующей потребностям пенсионера, вызывают трудности, возникающие при уборке помещений и их ремонте и связанные с этим дополнительные материальные расходы, что также вызывает отрицательное отношение и жалобы.

Значительная часть этого контингента населения (60,5%) нуждается в доставке на дом продуктов питания и медикаментов, в услугах по доставке белья в прачечную и вещей в химчистку, в помощи по приготовлению пищи, доставке топлива и т.д., то есть требует оказания определенной социально-бытовой помощи на дому. При организации этой помощи, требующей относительно небольших физических и материальных затрат, а также при оборудовании жилищ необходимыми приспособлениями и устройствами, облегчающими домашний быт и ведение хозяйства, значительная часть одиноких и супружеских пар преклонного возраста или двух нетрудоспособных может жить самостоятельно и продолжать вести достаточно активный образ жизни.

Одним из типов жилища, обеспечивающего одинокому пожилому или пожилым супругам возможность длительное время обслуживать себя самостоятельно, являются специальные квартирные жилища, оснащенные оборудованием, облегчающим выполнение ежедневных домашних обязанностей.

В первую очередь предоставлять такие жилища рекомендуется одиноким или супругам в возрасте 55 - 60 лет и старше, живущим в общежитиях, в коммунальных квартирах без удобств или с ограниченными видами коммунального благоустройства, в частных домах без удобств и пр. Такие люди не должны иметь противопоказаний для проживания в специализированных квартирных жилищах, а именно: проживание с более молодыми и трудоспособными родственниками, невозможность самообслуживания, двигательная активность, ограниченная только пределами комнаты или квартиры, постоянный постельный режим, заболевания, требующие специального лечения (психические, открытые формы туберкулеза и т.п.).

Вопрос о предоставлении мест в специальных квартирных жилищах одиноким людям преклонного возраста, живущим в отдельных благоустроенных квартирах, рекомендуется решать в индивидуальном порядке.

2.1.2. Предусматривается два типа квартир жилищ [5].

Для людей преклонного возраста и инвалидов, не нуждающихся в обслуживании, которые при специальном оборудовании кухонь и санузлов и отсутствии необходимости преодолевать лестницы могут сами вести домашнее хозяйство и обходиться без посторонней помощи, могут быть предусмотрены квартиры в обычных жилых домах или в домах для малосемейных. Такие квартиры размещают группой (8 - 15 квартир), при отсутствии лифта - на первом этаже, в домах, оборудованных лифтом, как правило, не выше четвертого этажа. Размещение квартир группой позволит проживающим помогать друг другу, а при необходимости, облегчит организацию надомного обслуживания.

На группу таких квартир допускается предусматривать помещение для общения - отдыха с кухней-нишей для возможности приготовления коллективного чая.

Предусмотрено строительство специальных жилых домов высотой, как правила, не более девяти этажей с отдельными квартирами и с ограниченным набором полностью оборудованных и меблированных служебных и обслуживающих помещений. Проживающие в таком доме должны находиться под присмотром обслуживающего персонала. В домах высотой два - три этажа предусматривается один пассажирский лифт, высотой четыре - девять этажей - пассажирский и грузопассажирский лифты со специально оборудованными кабинами. В домах в три этажа и более должны быть мусоропроводы.

В домах такого типа предусматривают, в основном, квартиры на одного и двух человек (ориентировочно на одного человека - 80% квартир, на двух - 20%). Во всех квартирах должны быть лоджии или балконы. До 15% квартир допускается предусматривать для инвалидов, пользующихся для передвижения креслами-колясками (10% квартир на одного человека, 5% - на двух). Эти квартиры желательно располагать на первом этаже.

На одного человека предусматриваются однокомнатные квартиры, на двух - одно - или двухкомнатные. Кухни и санузлы должны быть оборудованы различными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими возможность самообслуживания (поручни, термостатические регуляторы воды на кранах, электроплиты и т.п.).

В составе специальных жилых домов предусматривают вестибюль, комнаты отдыха, кухню-раздаточную готовых обедов, медпункт, кабинет директора, бытовые помещения и санузел для персонала, мастерские, кладовые, при оборудовании квартир душами - ванные комнаты общего пользования, в домах с квартирами для инвалидов - помещение для хранения уличных кресел-колясок.

В настоящее время в таких домах надомное обслуживание не предусматривается. Однако его организация здесь значительно проще, чем обслуживание проживающих в обычном жилом фонде, что позволит престарелым и инвалидам максимально долго находиться в таких жилищах и не переходить в дома-интернаты (пансионаты).

2.1.3. Строительство специальных квартирных жилищ для одиночек и супружеских пар преклонного возраста и инвалидов позволит создать для них благоприятные жилищные условия, высвободит время и силы, которые затрачивают родственники на уход за ними, сократит расходы на их медицинское обслуживание, так как большинство вызовов неотложной скорой помощи и врачей на дом приходится именно на эту группу населения; сократит потребность в домах-интернатах.

По расчетам ЦНИИЭП жилища, стоимость специального квартирного жилого дома с комплексом служб социально-бытового назначения в расчете на одного человека примерно на 9% дешевле, чем дома-интерната, и примерно на 32% дешевле домов для малосемейных со специально оборудованными для престарелых квартирами. С учетом стоимости инженерных сетей, работ по благоустройству территории, стоимости хозблока, входящего в состав дома-интерната (котельная, насосная, прачечная, гараж, хозсклады, проходная, пожарный резервуар, дом для персонала), стоимость строительства одного места в специальном квартирном жилом доме на 27 - 34% ниже, чем в доме-интернате. Кроме того, в специальном квартирном доме в расчете на одно место в пять-шесть раз ниже эксплуатационные расходы и стоимость обслуживания по сравнению с аналогичными показателями в доме-интернате [5].

Следует также учитывать, что одинокие престарелые и инвалиды имеют жилую площадь в домах обычного типа, которая при их переезде в специальные жилища может использоваться для заселения семей обычных типов или одиночек.

2.2. Методика расчета потребности на текущий срок в специальных типах квартирных жилищ

2.2.1. Практика строительства специальных квартирных домов для престарелых и инвалидов в нашей стране еще не получила должного развития, поэтому критерии отбора лиц, нуждающихся в проживании в таких домах, еще несовершенны. До 2000 г. рекомендуется исходить из положения, что в специальных квартирных домах с комплексом служб социально-бытового назначения будут расселяться одинокие пенсионеры по старости и инвалиды, не имеющие детей и близких или проживающие отдельно от них и нуждающиеся в бытовом обслуживании на дому.

Потребность в данном типе жилища в различных республиках, областях и городах страны различна и зависит от национально-бытовых и психологических особенностей, привычек, выработанных укладом жизни, характера и степени социального обслуживания, свойственных данной местности, и т.д. В связи с этим расчёт потребности в специализированных типах квартирных жилых домов для престарелых следует осуществлять дифференцированно для различных республик, краев, областей и даже городов.

2.2.2. Расчет потребности на текущий срок рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1) по данным республиканских, областных, городских и т.д. собесов определяют численность одиноких (и супружеских пар) преклонного возраста, нуждающихся в различных видах бытовых услуг на дому;

2) определяют численность выборочной совокупности "п" то есть число лиц данного контингента, подлежащих обследованию для получения достоверных (репрезентативных) результатов

                                                                              /6/

где t - коэффициент достоверности (с вероятностью безошибочного прогноза, равной 95% (1,96);

p - структурный показатель (50%);

q - альтернативная величина(100 - p);

∆ - предельная ошибка выборки (5%);

N - генеральная совокупность (общее число на данной территории одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в различных видах бытовых услуг на дому).

Выбранное значение p = 50% при максимальной ошибке 5% позволяет получить наибольшую достоверность результатов. Объем выборочной совокупности определяется для каждой обследуемой территории;

3) проводят натурные обследования одиноких престарелых на дому и анкетирование (методом опроса, интервью).

При расчете потребности в республике или в крупнейшем городе выборочно обследуется несколько областей или районов города (например, 2 - 3), в больших республиках, например, РСФСР, - не менее 5 - 7 областей. Желательно, чтобы на обследованных территориях численность лиц старше трудоспособного возраста и процент одиноких нетрудоспособных граждан, нуждающихся в бытовых услугах на дому, приближались к этим показателям по всей принимаемой в расчет территории (республика, область, город);

4) на основе выборочных обследований для каждой конкретной территории определяют количество одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в специальных квартирных жилищах H.

Если обследовалось несколько территорий, выявляют H1, H2, H3 и на их основе выводят средний показатель:

Из числа престарелых, нуждающихся в данном типе жилища, определяют процент одиночек П0 и процент супружеских пар Пс. Если обследовалось несколько территорий, определяют средние показатели Пос и Псс;

5) определяют процент нуждающихся в специальных квартирных жилищах, то есть отношение нуждающихся в квартирном типе жилища ко всем обследованным одиноким, нуждающимся в бытовых услугах на дому:

где H0(Hс) - число одиноких (семейных), нуждающихся в данном типе жилища;

п - объем (численность) выборочной совокупности.

При обследовании нескольких территорий определяют средний процент нуждающихся:

6) определяют общее число одиноких граждан преклонного возраста на всей обследуемой территории, нуждающихся в данном типе жилища:

где X - процент (средний) нуждающихся;

N - генеральная совокупность (общая численность одиноких граждан преклонного возраста на данной территории, нуждающихся в различных видах бытовых услуг на дому).

Численность одиноких граждан преклонного возраста, нуждающихся в различных видах услуг на дому, не является величиной постоянной и поэтому её следует рассматривать в качестве ориентировочного показателя, отражающего общую тенденцию, а не как универсальный постоянный показатель;

7) определяют количество одиночек и количество супружеских пар, нуждающихся в специализированных квартирных жилищах

а) одиночек

где Но - общее количество одиноких и супругов преклонного возраста и инвалидов, нуждающихся в данном типе жилища;

По - процент одиночек, нуждающихся в данном типе жилища;

б) супружеских пар

 или C = Hо - О,

где Пс - процент супругов, нуждающихся в данном типе жилища;

Но - общее количество одиночек и супругов преклонного возраста, нуждающихся в данном типе жилища;

О - количество одиночек, нуждающихся в данном типе жилища;

8) определяют общее количество квартир в данном типе жилища

где Ок - число квартир для одиночек (равно числу одиночек);

 - число квартир для супружеских пар;

С - число супружеских пар, нуждающихся в данном типе жилища.

2.3. Методика расчета потребности на перспективу в специальных типах квартирных жилищ

2,3.1. Расчёт потребности в квартирных типах жилища на расчётный срок проводится в следующей последовательности:

1) по данным Госкомитета принимают прогнозируемую численность лиц старше трудоспособного возраста на данной территории (например, на 2000 год) - N2000;

2) по данным республиканских, областных или городских собесов принимают численность лиц старше трудоспособного возраста на данной территории (республика, область, город) на текущий период (например, на 1987 год) - N1987;

3) определяют процентное отношение лиц старше трудоспособного возраста на расчётный срок (X2000) к этому показателю в текущий период

4) принимают, что все искомые показатели на перспективу, например, общее число квартир в данном типе дома К2000, число квартир на одного человека КО2000, число квартир для супругов КС2000, изменяются пропорционально общему прогнозируемому увеличению лиц старше трудоспособного возраста на перспективу.

Тогда

где К2000 - общее прогнозируемое число квартир на перспективу (на 2000 год) в квартирных жилищах специального типа;

КО2000 - то же, для одиночек;

КС2000 - то же, для супругов;

X2000 - процентное отношение лиц старше трудоспособного возраста на перспективу (на 2000 год; к аналогичному показателю на текущий срок;

Ко, Кс, К - соответственно количество квартир для одиночек, супругов, общее число квартир; принимается по данным расчета на текущий срок.

Примечание. Снос квартирных жилищ в расчёт не принимается в связи с тем, что строительство данного типа жилища начато с 1985 года.

Приложения

Приложение 1

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ НА ТЕКУЩИЙ СРОК В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ ДЛЯ ВСЕХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РСФСР

Территориальные единицы

Норматив потребности (мест) в расчете на 10000 жителей от 60 лет и старше

Бурятская АССР, Калмыкская АССР, Карельская АССР, Коми АССР, Тувинская АССР, Чечено-Ингушская АССР, Якутская АССР, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Архангельская, Вологодская, Иркутская, Калининградская, Камчатская, Магаданская, Мурманская, Курганская, Омская, Оренбургская, Сахалинская, Томская, Тюменская, Читинская области

78

Краснодарский край, Брянская, Воронежская, Горьковская, Ивановская, Калининская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Новгородская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ярославская области

62

Башкирская АССР, Дагестанская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Марийская АССР, Мордовская АССР, Северо-Осетинская АССР, Татарская АССР, Удмуртская АССР, Чувашская АССР, Алтайский край, Ставропольский край, Астраханская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Куйбышевская, Ленинградская, Новосибирская, Московская, Пермская, Саратовская, Свердловская, Ульяновская, Челябинская области, г. Москва, г. Ленинград

46

Средний норматив по РСФСР

56

*Нормативы (приложения № 1 - 3) рассчитаны ЦИЭТИНом

Приложение 2

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ НА ТЕКУЩИЙ СРОК В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ВСЕХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РСФСР

Территориальные единицы

Нормативы потребности (мест) в расчете на 10000 всего населения

Карельская АССР, Марийская АССР, Удмуртская АССР, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Новгородская области

22

Мордовская АССР, Воронежская, Костромская, Орловская, Пензенская, Пермская, Смоленская области, г. Ленинград

15

Коми АССР, Тувинская АССР, Алтайский край, Красноярский край, Архангельская, Белгородская, Брянская, Кемеровская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Горьковская, Калининградская, Тульская, Ярославская области, г. Москва

18

Башкирская АССР, Бурятская АССР, Калмыкская АССР, Татарская АССР, Чувашская АССР, Якутская АССР, Краснодарский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская, Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Калужская, Куйбышевская, Курская, Московская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Ростовская, Сахалинская, Свердловская, Ульяновская, Челябинская области

11

Дагестанская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Северо-Осетинская АССР, Чечено-Ингушская АССР, Приморский край, Иркутская, Камчатская, Магаданская, Мурманская, Саратовская, Томская, Тюменская, Читинская области

7

Средний норматив по РСФСР

13

Приложение 3

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ НА ТЕКУЩИЙ СРОК В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДЛЯ ВСЕХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РСФСР

Территориальные единицы

Норматив потребности (мест) на 10000 детей (от 0 до 16 лет)

Карельская АССР, Коми АССР, Марийская АССР, Удмуртская АССР, Хабаровский край, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Ленинградская, Магаданская, Новгородская, Пермская, Сахалинская, Свердловская области

20

Северо-Осетинская АССР, Тувинская АССР, Красноярский край, Приморский край, Волгоградская, Ивановская, Иркутская, Калининская, Калужская, Курганская, Московская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Тульская области, г. Москва, г. Ленинград

15

Бурятская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Калмыкская АССР, Мордовская АССР, Чувашская АССР, Якутская АССР, Алтайский край, Краснодарский край, Амурская, Астраханская, Белгородская, Владимирская, Горьковская, Брянская, Костромская, Куйбышевская, Курская, Орловская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Томская, Тюменская, Ульяновская, Читинская, Челябинская, Ярославская области

12

Башкирская АССР, Дагестанская АССР, Чечено-Ингушская АССР, Татарская АССР, Ставропольский край, Воронежская, Липецкая, Оренбургская, Пензенская, Тамбовская области

9

Средний норматив по РСФСР

14

Приложение 4

ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ (ПАНСИОНАТАХ) ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ НА ТЕКУЩИЙ СРОК В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Требуется определить вместимость домов-интернатов (пансионатов) для престарелых и инвалидов, подлежащих строительству на текущий срок с целью удовлетворения потребности в этом типе жилища.

Исходные данные

- численность населения Архангельской области в возрасте 55 - 60 лет и старше - 245000 чел. (N1989);

- общее число престарелых и инвалидов, проживающих в настоящее время в домах-интернатах (пансионатах) Архангельской обл. (включая г. Архангельск), - 1694 чел. (а);

- число очередников в дома-интернаты (пансионаты) - О(б);

- общая жилая площадь домов-интернатов (пансионатов) в Архангельской обл. - 13257 м2 (ж);

-существующий средний норматив жилой площади на 1 человека в домах-интернатах (пансионатах) - 9 м2н).

Расчет

Потребность (число мест) в домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов, подлежащих строительству в Архангельской области на текущий срок, определяется по формуле:

Xт = У·N·Кт - С,

где У - учтенная потребность в данном типе дома-интерната (пансионата)

где а - число лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов в Архангельской области ( включая г. Архангельск) - 1694 чел.;

б - число лиц, стоящих на очереди для помещения в дома-интернаты - 0 чел.;

N - общее число лиц данного контингента (245 тыс. чел.), проживающих на данной территории;

С - общая вместимость существующих домов-интернатов для престарелых и инвалидов в пересчете на существующую среднюю норму жилой площади на одного человека

 чел. (см. п. 1.4.7, п. 3);

K - поправочный коэффициент текущей потребности

Kт = K3´K5´ K6 = 1´1´1, 1 = 1,1,

где K3 - поправочный коэффициент на резервирование мест для временного проживания. В данном случае не предусматривается, поэтому принимается K3 = 1;

K5 - поправочный коэффициент на строительство специальных квартирных жилищ. Поскольку специальные квартирные жилища для престарелых и инвалидов в 1989 г. не строились, принимается K5 = 1;

K6 - поправочный коэффициент на увеличение числа мест в связи с переходом на рыночные отношения; принимается K6 = 1,1.

Таким образом  мест.

Для обеспечения текущей потребности в домах-интернатах для престарелых потребуется 390 мест при условии заселения существующих домов-интернатов по норме в среднем 9 м жилой площади на человека.

Приложение 5

ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ В ГОРОДЕ ЛЕНИНГРАДЕ НА 2006 ГОД*

*Расчёт проведен с использованием данных ЛенНИПИ Генплана, Управления соцобеспечения г. Ленинграда, а также Госкомстата СССР.

Требуется определить количество и вместимость домов-интернатов для престарелых, подлежащих строительству в г. Ленинграде к 2006 г.

Исходные данные:

общее число лиц старше трудоспособного возраста (55 - 60 лет) в г. Ленинграде в 1988 г. - 1002,1 тыс. чел. (N1988);

общее число престарелых и инвалидов, фактически проживающих в домах-интернатах в 1988 г., - 1113 чел. (а);

число престарелых и инвалидов, стоящих на очереди в дома-интернаты - 60 чел. (б);

прогнозируемое общее число лиц старше трудоспособного возраста в г. Ленинграде на 1.01.2006 г. - 1109,4 тыс. чел. (по данным ЛенНИИПИ Генплана г. Ленинграда).

Расчет

Определяем учтенную потребность в домах-интернатах для престарелых в 1988 г.

 мест на тысячу престарелых (55 - 60 лет и старше);

где У - существующая учтенная потребность (сумма из числа лиц, проживающих в ДПИ, и лиц, стоящих на очереди для помещения в ДПИ, рассчитанная на 1000 населения в возрасте 55 - 60 лет и старше в г. Ленинграде);

а - число лиц, находящихся в ДПИ в 1988 г. (1113 человек);

б - число лиц, стоящих на очереди для помещения в ДПИ (60 человек);

N - общее число лиц данного контингента в Ленинграде в 1988 г. - 1002,1 тыс. человек.

Определяем потребность нового строительства ДПИ на 2006 год:

Xп = У´N2006´Kп - С,

где У - учтенная потребность в ДПИ на 1988 г. (по расчету - 1,17 мест на 1000 жителей в возрасте 55 - 60 лет и старше);

N2006 - прогнозируемое общее число лиц в возрасте 55 - 60 лет и старше в Ленинграде на 01.01.2006 г. (принимается по данным ЛенНИПИ Генплана) - 1109,4 тыс. человек;

Kп - поправочный коэффициент на перспективу определяем по формуле:

Kп = K1´K2´K3´K4´K5´K7,

где K1 - поправочный коэффициент на расширение показаний для приема в ДПИ.

До последнего времени в Ленинграде существовало ограничение приема в дома-интернаты для престарелых, имеющих трудоспособных детей и проживающих совместно с ними. При условии снятия этого ограничения в расчет вводится поправочный коэффициент K1 = 1,2;

K2 - поправочный коэффициент на повышение качественного уровня ДПИ и комфорта проживания в них. Условно принимается K2 = 2, так как на перспективу сохраняются только ДПИ повышенного уровня комфорта;

K3 - поправочный коэффициент на резервирование свободных мест с целью временного до 6 месяцев размещения в ДПИ престарелых и инвалидов, проживающих в семьях, на период отпусков членов семьи, их болезни, командировок и т.п.; принимается 1,3;

K4 - поправочный коэффициент на расширение на перспективу сети и набора услуг надомного обслуживания престарелых и инвалидов; принимается 0,9;

K5 - поправочный коэффициент на строительство специальных квартирных жилищ для престарелых и инвалидов и снижение числа лиц, поступающих в ДПИ, способных к самообслуживанию. Ориентировочно принимается 20% от способных к самообслуживанию или 10% (0,9) от всех поступающих в ДПИ;

K7 - поправочный коэффициент для уточнения числа лиц, нуждающихся в ДПИ, но по тем или иным причинам не ставшим на очередь. В Ленинграде такой контингент не выявлен; К7 принят = 1.

Таким образом:

Kп = 1,2´2´1,3´0,9´0,9´1= 2,52 ≈ 2,5;

С - число мест в существующих ДПИ, которые могут быть использованы в 2006 г.

С целью определения числа мест в домах-интернатах для престарелых, пригодных для использования в 2006 г., было проведено обследование существующих домов-интернатов.

На момент обследования (на 01.08.1989 г.) в Ленинграде было шесть домов-интернатов для престарелых (в том числе четыре - сети социального обеспечения и два ведомственных), в которых проживало 1083 человека при плановой вместимости 1113 человек (см. таблицу).

Дома-интернаты для престарелых в Ленинграде

Наименование учреждения и адрес

Вместимость, мест

Жила; площадь м2/место

Примечание

 

по проекту

фактически проживает на 1.08.88

планируется на 2006 год

1

2

3

4

5

6

 

ДПИ Управления соцобеспечения

1057

907

505

9,6

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

Территориальный центр 1 (дом-интернат), Поклоногорская, 52

401

30

дневных

401

30

дневных

-

6,6

Не соответствует современным требованиям по уровню комфорта: комнаты на 4 - 5 - человек

 

ДПИ № 5 (Стрельна, Ленинградское шоссе)

151

149

-

5,1

Размещено в приспособленном здании, не обеспечивает требуемый комфорт проживания

 

Дом ветеранов партии (Павловск, ул. Революции. 3)

415

279

415

14,9

 

 

Филиал дома ветеранов партии (Ленинград, Вязовская, 13)

90

78

90

10,2

 

 

Ведомственные

206

206

206

-

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

Дом ветеранов науки (Павловск, ул. Маяковского, 93)

101

101

101

13,4

Рекомендуется увеличение вместимости до 200 мест

 

Дом-пансионат архитекторов (г. Пушкин, Школьный пер., 2)

105

105

105

11,9

 

 

Итого

1263

1113

711

 

 

 

Из таблицы видно, что из шести ДПИ два не будут пригодны для проживания престарелых, так как размещены в зданиях, построенных по устаревшим проектам, или в зданиях, приспособленных для этих целей, и не могут обеспечить требуемый на перспективу качественный уровень и комфорт проживания:

В числе этих зданий:

- дом-интернат территориального центра 1 (Поклоногорская, 52), имеющий плановую вместимость 401 место и комнаты на 4 - 5 человек. Перепланировка и переоборудование здания нецелесообразны. В дальнейшем может использоваться по иному назначению, например, как психоневрологический интернат;

- дом-интернат № 5 (Стрельна, Ленинградское шоссе), имеющий плановую вместимость 151 место и размещенный в здании, приспособленном для этих целей.

Лишь четыре существующих ныне ДПИ обеспечивают требуемый уровень комфорта проживания и имеют перспективную плановую вместимость С = 711.

Тогда:

Xп = 1,170´1109,4´2,5 - 711 = 3245 - 711 = 2534 ≈ 2500 мест.

Таким образом, на перспективу для г. Ленинграда требуется дополнительно 2500 мест в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. В связи с этим рекомендуется построить семь интернатов по 300 мест (2100 мест) и один на 250 мест, а также расширить существующий дом-интернат для ветеранов науки с 101 до 200 мест.

Приложение 6

ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В КВАРТИРНЫХ ЖИЛИЩАХ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1987 ГОД

Расчёт осуществляется на основе выборочного метода обследований.

Исходные данные

Nн - численность населения старше трудоспособного возраста в Самарской облаем - 589,2 тыс. (данные Госкомстата);

N - численность в Самарской области одиноких старше трудоспособного возраста, нуждающихся в различных видах бытовых услуг на дому, - 5400 человек (данные облсобеса).

Расчет

1. Определяем объем выборочной совокупности, то есть количество человек, подлежащих обследованию

где t - коэффициент достоверности; принимается 95% (1,96);

p - структурный показатель (50%);

q - альтернативная величина (100 - p = 50);

∆ - предельная ошибка выборки (5%);

N - генеральная совокупность - число одиноких нетрудоспособных, нуждающихся в различных видах услуг на дому.

Таким образом, для получения достоверных результатов надо обследовать 397 человек. Принимаем П = 400 человек.

При обследовании 400 человек выявлено, что нуждающиеся (Н) в специальных квартирных жилищах составили 123 человека; одиночки (О) составили 85%, супруги (С) - 15%.

Определяем процент нуждающихся в специальных квартирных жилищах из числа обследованных:

Определяем число нуждающихся в специальных квартирных жилищах в Самарской области:

Определяем количество одиночек (О) из общего числа нуждающихся. По данным обследования они составляют 85% (П), тогда

Определяем количество семейных (С) в общем числе нуждающихся. По данным обследования они составляют Пс =15%, тогда

 человек, или

C = Hо - О = 1663 - 1413 = 250 человек.

Определяем требуемое число квартир:

на одного человека

Kо = О = 1413 квартир.

для супругов

общее количество

K = Kо + Kс = 1413 + 125 = 1538 квартир.

Таким образом, в Самарской области требуется 1538 специальных квартирных жилищ для одиноких супругов преклонного возраста и инвалидов, в том числе 1413 однокомнатных квартир на одного человека, 125 квартир (одно- или двухкомнатных) на двух человек.

Приложение 7

ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В КВАРТИРНЫХ ЖИЛИЩАХ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (НА 2000 ГОД)

Исходные данные

По прогнозам ориентировочная численность лиц старше трудоспособного возраста на 2000 г. в Самарской области составит 694 тыс. человек (данные Госкомстата) (N2000).

Численность лиц старше трудоспособного возраста на 1987 г, составила 589,2 тыс. человек (данные облсобеса) (N1987).

Расчет

Определяем процентное отношение численности лиц старше трудоспособного возраста в 2000 г. по сравнению с этим показателем в 1987 г.

Для расчета на перспективу принимаем, что все искомые показатели на перспективу (количество квартир для одиноких КО2000, количество квартир для супругов КС2000 и общее число квартир в данном типе жилища К2000) изменяется в соответствии с увеличением общей численности лиц старше трудоспособного возраста, т.е. составит 118% от текущей потребности.

Тогда:

или

К2000 = КО2000 + КС2000 = 1667 + 148 + 1815 квартир

где К2000 - общее требуемое число квартир для одиноких нетрудоспособных граждан в специальных квартирных домах;

КО2000 - количество квартир для одиночек в данном типе жилища в 2000 г.;

КС2000 - то же, для супругов;

Х2000 - процентное соотношение данного типа квартир в 2000 г. к данному типу квартир в 1987 г.;

КО - количество квартир на одного человека в 1987 г. (данные предыдущего расчета);

КС - то же, для супругов (данные предыдущего расчета);

К - общее число квартир в данном типе жилища в 1987 г. (данные предыдущего расчета).

В связи с тем, что строительство жилища данного типа начато с 1985 г., снос жилищ в расчет не включается.

Таким образом, в Самарской области в 2000 г, потребуется 1815 квартир в специальных квартирных домах, в том числе 1667 - для одиноких и 148 - для супругов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа-задание на разработку типовых и индивидуальных проектов домов-интернатов для престарелых, инвалидов, ветеранов труда производственных объединений, психоневрологических интернатов. - М., ЦНИИЭП жилища, 1987.

2. Специализированное жилище для инвалидов с психоневрологическими отклонениями - М., ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1982.

3. Рекомендации по проектированию домов-интернатов для умственно отсталых детей. - М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1980.

4. Сборник нормативных актов по организации работы домов-интернатов для престарелых и инвалидов МСО РСФСР, 1 часть. (Положение о доме-интернате для престарелых и инвалидов МСО РСФСР. Стр. 12 - 21). - М., 1985.

5. Программа-задание на разработку типовых и индивидуальных проектов квартирных жилищ для людей преклонного возраста и инвалидов. - М.: ЦНИИЭП жилища, 1982.

6. Статистические методы и вычислительная техника в социально-гигиенических исследованиях - М., Мин-во здравоохранения СССР, 1977.

 

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.