Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 18 марта 2009 г. N 169

Об утверждении и введении в действие руководства по безопасности "Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла"

Приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2009 г. прилагаемое руководство по безопасности "Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла" (РБ 047-08).

 

Руководитель                                       Н.Г. Кутьин

Руководство по безопасности РБ 047-08
"Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла"

Москва, 2009 г.

 

Перечень сокращений

1. Назначение и область применения

2. Общие положения

3. Порядок оценки уровня культуры безопасности

3.1. Оценка показателей культуры безопасности

3.2. Оценка индикаторов культуры безопасности

3.3. Оценка уровня культуры безопасности

Приложение Индикаторы культуры безопасности на ОЯТЦ

 

Перечень сокращений

ASCOT - группа МАГАТЭ по оценке культуры безопасности в организациях

INSAG - международная консультативная группа по ядерной безопасности МАГАТЭ

ОЯТЦ - объект ядерного топливного цикла

N - количество показателей индикаторов культуры безопасности

ЯТЦ - ядерный топливный цикл

1. Назначение и область применения

1.1. Руководство по безопасности "Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла" (далее - руководство) содержит рекомендации по оценке уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла и не является нормативным правовым актом.

1.2. Руководство разработано в соответствии с методологией МАГАТЭ по оценке культуры безопасности, представленной в документах групп INSAG и ASCOT и основано на положениях пунктов 3.15, 3.16, 3.17 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла", утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2005 г. N 11 (зарегистрировано в Минюсте России 1 февраля 2006 г. регистрационный N 7433).

1.3. Руководство может применяться для проведения внутреннего анализа состояния культуры безопасности при эксплуатации ОЯТЦ специалистами предприятий ЯТЦ, специалистами эксплуатирующих организаций, а также для оценки состояния культуры безопасности на предприятиях ЯТЦ специалистами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).

2. Общие положения

2.1. Под культурой безопасности понимается квалификационная и психологическая подготовленность персонала в области безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла. Обеспечение безопасности ОЯТЦ - приоритетная цель и внутренняя потребность на предприятиях ЯТЦ. Введение культуры безопасности способствует повышению уровня дисциплины персонала и самоконтролю при выполнении работ.

2.2. На ОЯТЦ формирование и поддержание (повышение) культуры безопасности следует осуществлять с учетом результатов оценки достигнутого уровня культуры безопасности.

2.3. Оценку достигнутого уровня культуры безопасности рекомендуется проводить за определенный период времени (например, за время, прошедшее после предыдущей оценки, календарный год) с учетом результатов анализа опыта эксплуатации ОЯТЦ, включающего анализ непосредственных и коренных причин нарушений в работе ОЯТЦ и экспертный анализ индикаторов культуры безопасности.

2.4. При оценке уровня культуры безопасности нужно учитывать результаты самооценки культуры безопасности персоналом на ОЯТЦ и/или оценки эксплуатирующей организации, а также результаты внутренних и внешних проверок и инспекций, обходов подразделений ОЯТЦ и др.

2.5. Оценку достигнутого уровня культуры безопасности следует выполнять на плановой основе, а также в случаях:

1) существенного изменения требований к безопасности, обусловленных введением в действие новых нормативных документов;

2) решения руководства эксплуатирующей организации;

3) выявления существенных нарушений безопасности в результате внутренних и внешних проверок и инспекций.

При низкой и неудовлетворительной оценке уровня культуры безопасности его повторную оценку необходимо проводить не позже чем через полгода.

3. Порядок оценки уровня культуры безопасности

3.1. Оценка показателей культуры безопасности

В качестве показателей культуры безопасности рекомендуется устанавливать количество нарушений, произошедших за рассматриваемый период времени в работе ОЯТЦ и подлежащих расследованию и учету в соответствии с порядком, который установлен федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, нарушения, приведшие к авариям на ОЯТЦ и квалифицированные по категориям нарушений П1-П5, за исключением тех, которые связаны с отказами оборудования из-за некачественного изготовления по вине заводов-изготовителей.

3.2. Оценка индикаторов культуры безопасности

К индикаторам культуры безопасности относятся факторы, учитывающие все многообразие элементов деятельности ОЯТЦ, связанной с эксплуатацией и выводом из эксплуатации ОЯТЦ, основными направлениями которой являются:

1) деятельность персонала в процессе эксплуатации и вывода из эксплуатации, работа с персоналом;

2) работа по совершенствованию систем безопасности;

3) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;

4) выполнение установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии требований по обеспечению необходимого ресурса и безаварийной работы оборудования;

5) непревышение установленных уровней облучения персонала;

6) отсутствие радиоактивного загрязнения производственных помещений и территорий сверх установленных норм;

7) непревышение установленных уровней радиоактивных выбросов и сбросов.

Индикаторы культуры безопасности следует устанавливать с учетом состояния конкретных ОЯТЦ, структуры управления, условий эксплуатации, специфики выполняемых работ и предоставляемых услуг, результатов анализа причин нарушений в работе ОЯТЦ.

Рекомендуемые индикаторы культуры безопасности, которые могут быть использованы при оценке культуры безопасности на ОЯТЦ при их эксплуатации, приведены в приложении к настоящему Руководству. Они требуют постоянного уточнения и адаптации для конкретных производств, различающихся структурой управления и условиями эксплуатации. Перечень индикаторов культуры безопасности, приведенный ниже, может дополняться и изменяться по усмотрению экспертов для наиболее полного понимания состояния культуры безопасности.

Анализ проводится экспертами путем документальной проверки и специального опроса персонала с целью качественной субъективной оценки деятельности персонала всех уровней для последующей разработки мероприятий по повышению культуры безопасности.

Рабочая группа экспертов должна оценить каждый из общего N в пределах от 0 до 1, при этом, чем больше выявлено недостатков, тем ближе оцениваемая величина индикатора должна приближаться к единице.

3.3. Оценка уровня культуры безопасности

3.3.1. Уровень культуры безопасности на ОЯТЦ рекомендуется оценивать следующим образом:

1) высокий уровень культуры безопасности: отсутствие нарушений категорий П1-П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности меньше 0,1´N;

2) удовлетворительный уровень культуры безопасности: отсутствие нарушений или наличие не более одного нарушения категорий П1-П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности находится в диапазоне от 0,1´N до 0,3´N;

3) низкий уровень культуры безопасности: имеется не более двух нарушений категории П1-П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и/или суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности больше 0,3´N, но не превышает 0,5´N;

4) неудовлетворительный уровень культуры безопасности: имеется хотя бы одно нарушение, квалифицированное как "авария", или имеется более двух нарушений категории П1-П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и/или суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности превышает 0,5´N.

3.3.2. По результатам оценки уровня культуры безопасности составляется отчет, содержащий анализ наметившихся негативных тенденций, снижающих уровень культуры безопасности, для разработки мер, направленных на повышение культуры безопасности путем улучшения тех показателей и индикаторов культуры безопасности, которые в настоящее время не достигли высокого уровня.

3.3.3. При низком или неудовлетворительном уровне культуры безопасности следует уведомить об этом руководство вышестоящей организации и соответствующий орган Ростехнадзора.

3.3.4. Если на предприятии не организована работа по обеспечению культуры безопасности, необходимо в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ предпринять следующие шаги:

1) сформировать рабочие группы по улучшению культуры безопасности;

2) изучить передовой международный опыт в области культуры безопасности;

3) разработать процесс и процедуры по самооценке культуры безопасности, включая выбор индикаторов состояния;

4) провести "пилотную" самооценку и корректировку метода проведения самооценки по ее результатам;

5) провести первичную самооценку текущего состояния культуры безопасности, анализ данных и представление результатов;

6) разработать программы мероприятий по улучшению культуры безопасности на основе результатов самооценки;

7) внедрить программы мероприятий по улучшению культуры безопасности;

8) провести проверку состояния культуры безопасности независимыми экспертами для контроля эффективности программы улучшения культуры безопасности.

Приложение

(рекомендуемое)

Индикаторы культуры безопасности на ОЯТЦ

Индикаторы культуры безопасности по заявлению о политике в области безопасности

1) Заявление о политике в области безопасности эксплуатирующей организации определяет приоритет безопасности во всей деятельности на ОЯТЦ.

2) Заявление о политике в области безопасности доведено до сведения всего персонала, включая персонал подрядных организаций, таким образом, чтобы эта политика была понята и применялась на практике.

3) Адекватность и статус выполнения политики в области безопасности оценивается на регулярной основе.

Индикаторы культуры безопасности на уровне руководства эксплуатирующей организации, предприятия ЯТЦ

1) Распределение ответственности, полномочия и направления взаимодействия строго установлены и документированы для всего персонала, отвечающего за вопросы, влияющие на безопасность.

2) Регулярно проводятся совещания, посвященные вопросам безопасности.

3) Функционирует система разработки, ввода в действие и пересмотра документации, персонального ознакомления персонала с документацией.

4) Требования нормативной документации выполняются.

5) Имеются инструкции для выполнения и контроля всех работ, связанных с безопасностью.

6) Система привлечения подрядных организаций обеспечивает качество осуществляемой ими деятельности.

7) Существует положительная обратная связь с персоналом по поводу ответных действий руководства эксплуатирующей организации, ОЯТЦ на вопросы безопасности.

8) Применяется система санкций и поощрений за нарушения и соблюдение требований к безопасности.

9) Руководителями систематически проводятся обходы рабочих мест, их результаты документируются и анализируются вышестоящим руководством.

Индикаторы культуры безопасности по персоналу

Подбор персонала и его компетенция

1) Количество персонала, необходимое для безопасной эксплуатации ОЯТЦ, и его компетентность постоянно анализируется и подтверждается документально.

2) Изменения в количестве персонала, которые могут влиять на безопасность, обосновываются, планируются и подвергаются оценке после выполнения.

3) На предприятии ЯТЦ определены и документально подтверждены необходимые требования, предъявляемые к квалификации персонала.

4) Персонал, выполняющий обязанности, связанные с безопасностью, включая персонал подрядных организаций, подготовлен, аттестован и допущен к самостоятельной работе в установленном порядке.

5) Для каждого работника, выполняющего обязанности, связанные с безопасностью, организована и поддерживается необходимая система учета подготовки, допуска к самостоятельной работе и повышения квалификации, а также документирования оценки соответствия квалификации работника установленным требованиям.

6) Персонал, аттестованный для работы на должностях, связанных с безопасностью, регулярно проходит медицинское обследование для того, чтобы убедиться, что он может соответствовать выполняемым обязанностям и возложенной на него ответственности.

Подготовка, допуск к самостоятельной работе и поддержание/повышение квалификации

1) Применяется системный подход к подготовке, допуску к самостоятельной работе и поддержанию/повышению квалификации персонала, обеспечивающий необходимую логическую последовательность, начиная от определения уровня компетентности работника, требуемого для выполнения конкретной работы, разработки и внедрения индивидуальных программ подготовки и последующей оценки этой подготовки.

2) Для всего персонала, выполняющего работы, влияющие на безопасность, разработаны программы подготовки, которые включают вопросы по следующим проблемам:

- ядерной, радиационной, технической безопасности;

- культуры безопасности;

- техники безопасности;

- отработки действий персонала при отклонениях от нормальной эксплуатации (включая аварии);

- обеспечения качества;

- учета опыта прежних ошибок и аварий;

- ввода в действие/изменением нормативных и технических документов;

- модификации ОЯТЦ и эксплуатационных процедур;

- реализации принципов самопроверки и способности выполнять работу безукоризненно с первого раза.

3) Программы подготовки предусматривают отработку практических навыков эксплуатации ОЯТЦ с использованием технических средств обучения, допущенных к применению в установленном порядке.

4) Персонал участвует в обучении в качестве инструкторов.

Нагрузка на персонал

Привлечение персонала к сверхурочным работам подтверждается документально, а периодичность проведения этих работ анализируется.

Административная работа не мешает выполнению обязанностей по безопасному ведению технологического процесса на ОЯТЦ.

 

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.