Распоряжение
Федерального дорожного агентства
от 28 июля 2009 г. № 271-р
"Об издании и применении ОДМ 218.5.002-2009 "Методические
рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей
смеси"
В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси:
1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 06.08.2009 ОДМ 218.5.002-2009 "Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси" (далее - ОДМ 218.5.002-2009).
2. Управлению научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования (В.А. Попов) с участием ФГУП "Информавтодор" (Д.Г. Мепуришвили) в установленном порядке обеспечить издание вышеупомянутых ОДМ 218.5.002-2009 и направить их в подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего распоряжения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Н.В. Быстрова.
Руководитель |
A.M. Чабунин |
ОДМ 218.5.002-2009 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ |
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ СМЕСИ" |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)
Москва 2009
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственный технический университет), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) при участии АНО «НИИ ТСК».
2. ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.
3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 28.07.2009 г. № 271-р.
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Содержание
Раздел 3. Термины и определения Приложение А (справочное) Принципиальная схема перегружателя асфальтобетонной смеси Приложение Б (справочное) Принципиальная схема трехшагового шнека |
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на работы по устройству асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей асфальтобетонной смеси (на примере машин "Roadtec SB-2500 Shuttle Buggy") при строительстве, реконструкции и всех видах ремонта автомобильных дорог и устанавливает порядок и рекомендации к их выполнению.
В соответствии с данным ОДМ могут использоваться и другие перегружатели асфальтобетонной смеси с аналогичными техническими возможностями.
В настоящем ОДМ использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
В настоящем ОДМ применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Фракционная сегрегация - неоднородность зернового состава асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема.
Температурная неоднородность - неоднородность температуры асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема.
а) Устранение фракционной и температурной сегрегации достигается путем применения в технологической цепочке укладки асфальтобетонной смеси дополнительной машины перегружателя асфальтобетонной смеси (далее - перегружателя), являющейся промежуточным звеном между автомобилем-самосвалом и асфальтоукладчиком.
б) Технологические особенности перегружателя:
- непрерывная перегрузка асфальтобетонной смеси с устранением контакта грузовика и укладчика при ее выгрузке из кузова автомобиля-самосвала;
- дополнительное перемешивание асфальтобетонной смеси трехшаговым шнеком;
- обеспечение накопления асфальтобетонной смеси в бункере перегружателя; кроме того, при наличии бункера-вставки асфальтоукладчика - до 20 тонн в бункере асфальтоукладчика;
- увеличение скорости разгрузки автомобилей-самосвалов;
- увеличение скорости укладки смеси;
- возможность подачи относительно малого количества асфальтобетонной смеси к рабочим, использующим ручной инструмент при работе на небольших площадях;
- возможность забора материала с поверхности;
- использование асфальтоукладчиков в тоннелях, под мостами, под контактной сетью, и там, где невозможна разгрузка самосвалов из-за ограничения по высоте;
- возможность отклонения конвейера от центра в обе стороны.
в) Принципиальная схема перегружателя приведена в Приложении А.
г) Принципиальная схема устройства трехшагового шнека приведена в Приложении Б.
Укладка асфальтобетонной смеси при использовании в составе машин перегружателя производится в следующем порядке:
а) Оператор перегружателя подает сигнал на подход автомобиля-самосвала с асфальтобетонной смесью. Автомобиль-самосвал задним ходом подают к отвальному бункеру перегружателя до касания колесами упорных валиков.
б) При работе одного перегружателя, смесь из автомобиля-самосвала выгружают в отвальный бункер перегружателя. В процессе выгрузки автомобиль-самосвал либо разгружается в неподвижный перегружатель, если приемный бункер асфальтоукладчика заполнен, либо перемещается вместе с перегружателем, если одновременно происходит выгрузка смеси из перегружателя в асфальтоукладчик.
в) При работе двумя перегружателями, один из перегружателей разгружается в приемный бункер асфальтоукладчика, в то время как второй находится под загрузкой, и автомобили-самосвалы разгружаются в него без движения. В результате работы двумя перегружателями достигается сокращение сроков разгрузки и увеличение скорости укладки смеси. Особенно данный способ эффективен при укладке асфальтобетонной смеси одним асфальтоукладчиком шириной 9-16 м и более.
г) Смесь из отвального бункера при помощи расположенных в нем вибраторов, поступает на сходящийся трехшаговый шнек, который, перемешивая асфальтобетонную смесь, перемещает материал прямо по заднему конвейеру в промежуточный бункер; затем смесь с помощью двух трехшаговых шнеков, находящихся в нижней части промежуточного бункера, перемешивается и подается на задний конвейер, тем самым устраняя фракционную сегрегацию и температурную неоднородность.
д) Асфальтобетонная смесь с заднего конвейера поступает непосредственно в приемный бункер асфальтоукладчика, оснащенный специальным устройством (вставкой) для массовой подачи материала прямо на пластинчатый конвейер укладчика.
План потока при устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей приведен в Приложении В.
а) Устройство асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей должно производиться в соответствии с [1].
б) Основные геометрические параметры и характеристики уложенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям [1], в частности:
ширина слоя;
толщина слоя;
ровность;
поперечный уклон;
высотные отметки по оси;
коэффициент уплотнения;
коэффициент сцепления шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев).
Примечания:
1 Температура асфальтобетонной смеси при укладке в покрытие должна быть не ниже 120°С. Допускается ее снижение на 20°С при условии использования ПАВ или активированных минеральных порошков.
2 Коэффициент уплотнения через 1-3 суток после укатки должен быть не ниже:
- 0,99 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;
- 0,98 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;
3 Верхний слой асфальтобетонного покрытия должен иметь ровную однородную шероховатую поверхность без разрывов и раковин, с ровными кромками. Дефектные места не допускаются.
в) Операционный контроль качества представлен в таблице 1.
г) Отбор проб осуществляют согласно ГОСТ 12801.
д) Физико-механические показатели материала устроенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128.
Таблица 1
1 |
Основные операции, подлежащие контролю |
Проверка основания перед укладкой асфальтобетонной смеси. Разбивочные работы |
Устройство слоя покрытия |
Уплотнение асфальтобетонной смеси |
2 |
Состав контроля |
1. Чистота снования. |
1. Температура смеси при укладке. |
1. Степень уплотнения смеси. |
2. Ширина основания. |
2. Ровность слоя. |
2. Поперечный уклон верхнего слоя покрытия. |
||
3. Толщина, уложенного слоя покрытия. |
3. Ровность верхнего слоя покрытия. |
|||
3. Высотные отметки основания |
4. Соблюдение поперечного уклона и ширины. |
4. Высотные отметки |
||
3 |
Метод и средства контроля |
Визуальный, инструментальный |
Инструментальный визуальный |
Инструментальный лабораторный. |
1. Термометр. |
||||
1. Визуально. |
2. 3-м рейка, клин |
1. Контрольный проход тяжелого катка, вырубка образцов. |
||
2. Мерная лента, стальная рулетка |
3. Мерник толщины |
2, 3. 3-м. рейка. |
||
3. Нивелир, копирная струна. |
4. Визуально |
4. Нивелир, мерная лента, стальная рулетка |
||
4 |
Режим и объем контроля |
1. Вся захватка. В начале смены. |
1. В каждом автомобиле-самосвале. |
1. Пробы (не менее трех на 7000 м2). |
2. Не реже чем через 100 м. |
||||
2. Не реже чем через 100 м. |
3. Не реже чем через 100 м. |
2, 3. После двух- трех проходов катка. |
||
3. Не реже чем через 100 м. |
4. Не реже чем через 100 м. |
4. По окончании уплотнения. |
||
5 |
Лицо, контролирующее операцию |
Мастер |
Мастер |
Мастер, лаборант, геодезист |
6 |
Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля |
Прораб |
Прораб |
Прораб |
7 |
Привлекаемые для контроля подразделения |
- |
- |
Лаборатория Геодезическая служба |
8 |
Где регистрируются результаты контроля |
Общий журнал работ |
Общий журнал работ |
работ, журнал лабораторных работ, журнал нивелировки |
[1] СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги
Ключевые слова: устройство асфальтобетонных слоев, перегружатель асфальтобетонной смеси, основные технологические операции, контроль качества |