В соответствии с пунктом 5.2.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2581; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 33, ст. 4088; № 34, ст. 4192; № 49 (2 ч.), ст. 5976; 2010, № 5, ст. 538) приказываю:
Врио Министра С.Р. Леви
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2010 г.
Регистрационный № 17536
1.1. Настоящие федеральные нормы и правила "Требования к физической защите судов с ядерными энергетическими установками и судов-транспортировщиков ядерных материалов" (далее - Требования к ФЗ) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450), Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 130-ФЗ "О принятии Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3586), Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-Ф3 "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6078; 2009, № 29, ст. 3642), постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 204 "О государственном компетентном органе по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст. 1258; 2009, № 38, ст. 4503), постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (далее - Правила ФЗ), (Собрание законодательства Российской Федерации 2007, № 31, ст. 4081; 2009, № 18, ст. 2248), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и Перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325, № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692, № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549).
2.1. Для осуществления ФЗ на каждом судне должна быть создана СФЗ, включающая комплекс инженерно-технических средств, а также организационных мероприятий, направленных на их применение и совершенствование.
Персонал для выполнения обязанностей по обеспечению ФЗ назначается из состава экипажа судна.
Требования к СФЗ должны определяться в соответствии с категорией ЯМ на судне, категориями последствий НСД в отношении предметов ФЗ и требованиями к размещению предметов ФЗ на ядерном объекте установленными Правилами ФЗ.
Меры ФЗ не должны препятствовать своевременному и безопасному выходу людей из любого помещения и отсека (трюма) судна в случае аварийной ситуации либо входу в помещение и отсек (трюм), когда это требуется для выполнения работ по обеспечению ядерной, радиационной, экологической, технической, пожарной, информационной безопасности и безопасности судоходства.
2.5. Создание, совершенствование СФЗ на судне должно обеспечиваться эксплуатирующей организацией.
Документы по анализу уязвимости и оценке эффективности СФЗ должны содержать сведения, необходимые для проверки правильности получения результатов и обоснования мер ФЗ, установленных на судне.
2.12. Каждый факт НСД, произошедший на судне, должен быть расследован эксплуатирующей организацией.
3.1.1. СФЗ должна круглосуточно выполнять в штатных и чрезвычайных ситуациях следующие задачи ФЗ:
предупреждение НСД;
своевременное обнаружение НСД;
задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителя;
реагирование на несанкционированные действия и нейтрализация нарушителей для пресечения НСД.
3.1.2. В СФЗ должно быть предусмотрено:
назначение на судне должностного лица командного состава, ответственного за обеспечение ФЗ;
выделение и документальное оформление охраняемых зон в соответствии с требованиями Правил ФЗ;
разработка судовых документов по организации и обеспечению ФЗ;
разработка плана ФЗ судна;
планирование и организация функционирования СФЗ, включая эксплуатацию ИТСФЗ;
контроль обеспечения ФЗ на судне.
быть утвержден эксплуатирующей организацией;
учитывать конструктивные особенности судна и особенности функционирования СФЗ;
определять положения по обеспечению ФЗ судна с учетом организационной структуры и особенностей транспортирования ЯМ, функционирования судна и ЯЭУ.
3.1.6. Разделение судна на охраняемые зоны технически должно осуществляться физическими барьерами.
3.2.1. Руководство ядерного объекта (командный состав судна) на всех этапах эксплуатации судна разрабатывает организационные мероприятия и издает нормативные акты по ФЗ.
3.2.2. На судне в установленном порядке должны быть утверждены следующие документы:
положение о системе допуска и доступа к предметам физической защиты, к информации о функционировании системы физической защиты;
положение о службе безопасности;
инструкция о пропускном режиме;
положение об объектовом (судовом) режиме;
положение о подразделении ведомственной охраны;
план охраны ядерного объекта (судна);
план действий персонала физической защиты и персонала ядерного объекта (экипажа судна) в штатных и чрезвычайных ситуациях;
план взаимодействия руководства ядерного объекта (командного состава судна) с органами внутренних дел Российской Федерации и органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях;
план проверки технического состояния и работоспособности ИТСФЗ;
план совершенствования системы физической защиты.
регистрация всех лиц, получивших доступ к ключам и электронным пропускам;
регистрация выдачи и сдачи ключей и электронных пропусков;
проверка наличия ключей и электронных пропусков и меры по предотвращению их несанкционированного использования;
замена в кратчайшие сроки замков, ключей и электронных пропусков при обнаружении факта или появлении подозрения относительно их несанкционированного использования.
3.2.4. Положение о внутриобъектовом (судовом) режиме должно включать сведения:
о составе СФЗ и порядке ее функционирования в штатных и чрезвычайных ситуациях;
о перечне и порядке компенсирующих мер ФЗ при отказах ИТСФЗ;
о порядке осуществления контроля состояния СФЗ командным составом судна.
сведения о назначении лица командного состава, ответственного за ФЗ, в том числе за организацию подготовки экипажа к выполнению функций по обеспечению ФЗ (с указанием прав и обязанностей);
сведения о составе персонала ФЗ и их должностные обязанности;
порядок действий персонала ФЗ и других членов экипажа по обеспечению ФЗ во всех предусмотренных ситуациях;
порядок взаимодействия и оповещения командного состава судна, персонала ФЗ и других членов экипажа в штатных и чрезвычайных ситуациях;
план взаимодействия экипажа судна с эксплуатирующей организацией, администрацией портов и взаимодействующими силами безопасности в штатных и чрезвычайных ситуациях, в том числе порядок взаимодействия и информационного обмена в предусмотренных ситуациях с центрами транспортного контроля (диспетчерскими пунктами) и взаимодействующими силами безопасности при нахождении судна в порту;
инструкцию о применении правила двух лиц в особо важных зонах;
план занятий и тренировок по выполнению мер ФЗ и действиям в случаях НСД.
3.2.6. План охраны судна должен содержать:
информацию о составе охраняемых зон и категорировании находящихся в них ЯМ;
порядок обеспечения доступа на судно и в его охраняемые зоны;
инструкцию по самоохране в охраняемых зонах;
план антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Тренировки должны проводиться не реже одного раза в 6 месяцев.
3.3.1. В составе комплекса ИТСФЗ должны быть предусмотрены следующие основные функциональные системы (подсистемы):
охранной сигнализации;
тревожно-вызывной сигнализации;
контроля и управления доступом;
оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации;
инженерные средства;
оперативной связи и оповещения (в том числе средства проводной связи и радиосвязи);
защиты информации.
3.3.2. При использовании комплекса ИТСФЗ должны осуществляться:
обнаружение несанкционированного проникновения;
наблюдение за участками на судне для оценки ситуации по сигналам охранной сигнализации и обнаружения НСД;
задержка проникновения нарушителей в охраняемые зоны и помещения судна;
формирование и передача тревожных сигналов в пункт управления СФЗ;
оперативная связь между персоналом ФЗ и пунктом управления СФЗ, между пунктом управления СФЗ и командным составом судна;
контроль состояния и работоспособности ТСФЗ;
сбор, обработка, хранение, выдача и архивирование информации о функционировании СФЗ и о случаях НСД;
передача в предусмотренных случаях сигнала тревоги в центры транспортного контроля (диспетчерские пункты);
обеспечение связи между участками охраняемых зон и пунктом управления СФЗ;
обеспечение связи с центром (центрами) транспортного контроля (диспетчерскими пунктами) и взаимодействующими силами безопасности.
Конструкции пропускных устройств системы контроля и управления доступом должны обеспечивать возможность их аварийного открывания в предусмотренных ситуациях.
3.3.6. Система наблюдения и оценки ситуации должна обеспечивать:
наблюдение за участками зон периметра охраняемых зон;
наблюдение за участками помещений охраняемых зон;
запись и архивирование видеоинформации.
3.3.7. Система оперативной связи и оповещения должна обеспечивать:
обмен речевой информацией между персоналом ФЗ в целях обеспечения скоординированных действий в штатных и чрезвычайных ситуациях;
запись переговоров оператора пункта управления СФЗ.
связь с центром (центрами) транспортного контроля (диспетчерскими пунктами) и взаимодействующими силами безопасности, включая передачу сигнала тревоги в центр (центры) транспортного контроля (диспетчерские пункты) в предусмотренных случаях с использованием автоматического и (или) ручного режимов и осуществление связи между центральным пунктом управления СФЗ и центром (центрами) транспортного контроля (диспетчерскими пунктами) и взаимодействующими силами безопасности.
задержку (замедление) проникновения нарушителей:
защиту предметов ФЗ, пунктов управления СФЗ и членов экипажа судна, выполняющих задачи пресечения НСД, от воздействия средств поражения, определенных в модели нарушителей.
К физическим барьерам на судне относятся судовые конструкции - корпус, палубы, корпусные переборки, двери и люки в переборках, трюмах, палубах и др.
3.3.12. ТСФЗ должны иметь комплекты технической и эксплуатационной документации.
3.4.1. Доступ в особо важные зоны и выполнение работ в них должны осуществляться с применением правила двух лиц.
Должен обеспечиваться беспрепятственный выход людей из помещений в случае аварийной ситуации.
3.5.1. Для управления СФЗ на судне должен быть создан центральный пункт управления СФЗ, оборудованный системой управления (сбора и обработки информации), средствами системы оперативной связи и оповещения, а также системой связи с центром (центрами) транспортного контроля (диспетчерскими пунктами) и взаимодействующими силами безопасности.
В зависимости от особенностей судна на нем могут дополнительно оборудоваться локальные пункты управления ФЗ отдельных зон или участков судна.
3.5.2. Пункты управления СФЗ должны располагаться в охраняемой зоне.
3.5.5. На центральном пункте (пунктах) управления СФЗ должны обеспечиваться:
отображение сигналов тревоги, отказов ТСФЗ, оперативной и справочной информации о состоянии ТСФЗ;
управление режимами функционирования ТСФЗ;
защита от несанкционированного доступа к работе с пультами системы управления СФЗ (сбора и обработки информации);
документирование информации об изменениях состояния ТСФЗ, сигналах тревоги, отказов и отключений ТСФЗ;
документирование информации о действиях оператора при работе с пультами системы управления СФЗ, включая прием и передачу дежурства.
4.1. В случае НСД или чрезвычайной ситуации с судна в центры транспортного контроля (диспетчерские пункты) должны незамедлительно передаваться сигналы тревоги с указанием местоположения судна.
государственный компетентный орган по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ЯМ, радиоактивных веществ и изделий из них;
эксплуатирующую организацию;
вышестоящий орган управления использованием атомной энергии;
орган государственного регулирования безопасности, осуществляющий надзор за безопасностью в области использования атомной энергии;
АТО - атомно-технологическое обслуживание
ИТСФЗ - инженерные и технические средства физической защиты
НСД - несанкционированные действия
СФЗ - система физической защиты
ТСФЗ - технические средства физической защиты
ФЗ - физическая защита
ЯМ - ядерные материалы
ЯЭУ - ядерная энергетическая установка