ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО |
||
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ
Р |
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Основные положения
|
Москва |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр CALS-технологий «Прикладная логистика» (АНО «НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 459 «Информационная поддержка жизненного цикла изделий»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2009 г. № 394-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - е ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Основные положения Integrated logistic support. General principles |
Дата введения - 2010-07-01
Настоящий стандарт устанавливает основные положения и общие требования к интегрированной логистической поддержке промышленных изделий (далее - изделий) в рамках информационной поддержки их жизненного цикла.
Настоящий документ предназначен для применения при разработке новых образцов изделий, а также при совершенствовании процессов технической эксплуатации уже используемых изделий, при поставках изделий отечественным государственным и иностранным заказчикам.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р EH 1005-1-2008 Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 1. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 10007-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией
ГОСТ Р ИСО 14040-2010 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
ГОСТ Р 51725.0-2001 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Общие положения
ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем
ГОСТ Р 53394-2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные термины и определения
ГОСТ 2.051-2006 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения
ГОСТ 2.103-68 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки
ГОСТ 2.503-90 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-98 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 2.603-68 Единая система конструкторской документации. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию
ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ 19919-74 Контроль автоматизированный технического состояния изделий авиационной техники. Термины и определения
ГОСТ 28056-89 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание программы технического обслуживания и ремонта
ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями, приведенные в ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 53393, ГОСТ 27.002, ГОСТ 18322 и ГОСТ 19919.
В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:
АЛП - анализ логистической поддержки;
БДАЛП - база данных анализа логистической поддержки;
ЖЦИ - жизненный цикл изделия;
ИИС - интегрированная информационная среда;
ИЛП - интегрированная логистическая поддержка;
ИС ИЛП - информационная система ИЛП;
ИЭД - интерактивные электронные документы;
МТО - материально-техническое обеспечение;
ОБДЭ - общая база данных эксплуатационной документации;
ПИ - покупное изделие;
ПО - программное обеспечение;
ПС - предмет снабжения;
РД - ремонтная документация;
СВТ - средства вычислительной техники;
СЖЦИ - стоимость жизненного цикла изделия;
СТЭ - система технической эксплуатации;
ТЗ - техническое задание;
ТО - техническое обслуживание;
ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;
ТСО - технические средства обучения;
ЭД - эксплуатационная документация;
ЭТД - электронная техническая документация.
5.1 Интегрированная логистическая поддержка промышленных изделий - совокупность видов инженерной деятельности, реализуемых посредством управленческих, инженерных и информационных технологий, ориентированных на обеспечение высокого уровня готовности изделий (в том числе показателей, определяющих готовность, - безотказности, долговечности, ремонтопригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности и др.) при одновременном снижении затрат, связанных с их эксплуатацией и обслуживанием*1).
1) Здесь и далее знаком «*» отмечены пункты, к которым даны комментарии в приложении А.
5.2 ИЛП сложного промышленного изделия включает, как правило, следующие основные виды деятельности*:
- анализ логистической поддержки;
- планирование и управление техническим обслуживанием и ремонтом изделия;
- планирование и управление материально-техническим обеспечением;
- разработку и сопровождение эксплуатационной и ремонтной документации;
- обеспечение заказчика специальным, вспомогательным и измерительным оборудованием, необходимым для эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия;
- планирование и организацию обучения персонала, в том числе разработки технических средств обучения;
- планирование и организацию процессов упаковывания, погрузки/разгрузки, хранения, транспортирования изделия;
- разработку инфраструктуры СТЭ;
- поддержку программного обеспечения и вычислительных средств;
- мониторинг технического состояния изделия и процессов эксплуатации и технического обслуживания;
- планирование и организацию процессов утилизации изделия и его составных частей.
В реализации перечисленных видов деятельности ИЛП участвуют подрядчик (разработчик, производитель изделия) и заказчик (эксплуатирующая, обслуживающая и/или ремонтная организация).
5.3 Перечисленные в 5.2 виды деятельности ИЛП реализуются подрядчиком и заказчиком при помощи соответствующих технологий, каждая из которых представляет собой сочетание специфических для данного вида деятельности методов (методик) и инструментальных (программных, технических) средств.
5.4 Технологии ИЛП реализуются на различных стадиях ЖЦИ. При этом могут использоваться ранее разработанные или имеющиеся на рынке методические, программные и технические решения, входящие в состав технологий ИЛП.
Примечание - В первую очередь это относится к технологиям АЛП и разработке ЭД и РД, поскольку они в наименьшей степени связаны с конструктивными особенностями конкретного изделия.
5.5 ИЛП конкретного изделия, как правило, реализуется с помощью информационно-интегрированной организационно-технической системы ИЛП. В состав системы ИЛП входит информационная система ИЛП (ИС ИЛП), функционирующая в интегрированной информационной среде (ИИС), объединяющей информационные ресурсы всех участников видов деятельности ИЛП.
5.6 ИС ИЛП объединяет инструментальные средства технологий ИЛП и состоит из двух информационно связанных частей:
- ИС ИЛП подрядчика;
- ИС ИЛП заказчика.
Примечание - ИС ИЛП подрядчика может, при необходимости, также состоять из двух взаимосвязанных частей: ИС ИЛП разработчика и ИС ИЛП производителя.
5.7 В рамках ИЛП конкретного изделия должен обеспечиваться интерфейс с другими видами инженерной и управленческой деятельности, такими как:
- системная инженерия (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288);
- управление рисками (ГОСТ Р 51897);
- управление надежностью (ГОСТ Р 51901.1);
- учет человеческого фактора (ГОСТ Р ЕН 1005-1);
- управление конфигурацией (ГОСТ Р ИСО 10007);
- экологическая безопасность (ГОСТ Р ИСО 14040) и др.
5.8 Технические требования заказчика в отношении состава и функций системы и технологий ИЛП, функциональности ИС ИЛП и информационных связей между ее частями задают в контракте или иной форме соглашения. Как минимум, эти требования должны включать:
- определение целей ИЛП в отношении значений СЖЦИ и показателей готовности (в том числе показателей безотказности, долговечности, ремонтопригодности, эксплуатационной технологичности и др.);
- принципиальные требования к предполагаемым условиям эксплуатации, технического обслуживания и ремонта проектируемого изделия;
- требования к информационной интеграции технологий (инструментальных средств) ИЛП в рамках ИС ИЛП, а также к информационным связям между частями ИС ИЛП согласно 5.6;
- требования к выбору и применению конкретных технологий ИЛП.
5.9 Подрядчик должен развить и конкретизировать требования заказчика к выбранным для применения технологиям и системе ИЛП, описать их связь с другими технологиями проектирования, в особенности с управлением конфигурацией, программами обеспечения надежности, безопасности, контроле пригодности, ремонтопригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности и качества изделия, и показать, как он будет выполнять требования заказчика.
Основные подходы к реализации ИЛП, перечень решаемых задач, возможность использования готовых решений, а также этапы внедрения системы ИЛП на всех стадиях ЖЦИ оформляют в виде документа «План ИЛП»*.
Примечания
1 План ИЛП, как правило, разрабатывает подрядчик.
2 План ИЛП должен быть согласован с заказчиком (для изделий, разрабатываемых по заказу Министерства обороны, - с военным представительством).
5.10 После согласования план ИЛП является основным источником информации для подрядчика при разработке планов конкретных видов деятельности ИЛП, указанных в 5.2.
5.11 На стадиях разработки, проектирования и производства изделия работы по методическому и программному обеспечению, прогнозному планированию и реализации видов деятельности ИЛП, связанных с этими стадиями ЖЦИ (АЛП, разработка ЭТД и др.), должны выполняться подрядчиком при участии заказчика. На послепродажных стадиях ЖЦИ соответствующие виды деятельности реализуются заказчиком при методической помощи подрядчика.
6.1.1 Цель - обеспечение рационального баланса требований в отношении СЖЦИ и коэффициента готовности изделия.
АЛП является системообразующей частью ИЛП, с помощью которой осуществляется взаимоувязка требований с различными видами деятельности ИЛП и оказывается влияние на проектирование изделия.
6.1.2 АЛП в общем случае предполагает решение взаимосвязанной совокупности следующих основных комплексов (групп) задач:
- анализ конструкции изделия в процессе ее разработки с целью выработки рекомендаций по обеспечению/повышению надежности (безотказности, долговечности), ремонтопригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности;
- анализ вариантов СТЭ изделия, обеспечивающих заданные требования в отношении СЖЦИ, в том числе за счет применения различных методов и технологий ТоиР;
- анализ взаимодействия изделия и СТЭ с целью выявления их сочетания, обеспечивающего рациональный баланс требований в отношении СЖЦИ и коэффициента готовности изделия;
- определение потребностей в логистических ресурсах (материальных, трудовых и др.);
- контроль значений СЖЦИ и коэффициента готовности изделия в процессе эксплуатации и выявление основных факторов, оказывающих негативное влияние на них.
6.1.3 Исходные данные и результаты АЛП хранят в специализированной базе данных - БД АЛП. БД АЛП должна заполняться и поддерживаться в актуальном состоянии на протяжении всего ЖЦИ*.
6.1.4 Требования к выполнению АЛП определяют в ТЗ, контракте или иной форме соглашения для каждого изделия индивидуально по согласованию между подрядчиком и заказчиком.
6.1.5 Конкретный состав выполняемых задач, объем работ и степень детализации анализа, состав данных БД АЛП, а также исполнителей задач устанавливают в соответствии с ГОСТ Р 53392*.
6.2.1 Цель - рациональная организация процессов ТОиР, позволяющая сократить затраты на их проведение и повысить коэффициент готовности, в частности, за счет сокращения простоев изделия в неисправном состоянии.
6.2.2 На этапах проектирования проводят анализ требований заказчика к ТОиР и разрабатывают концепцию и программу ТОиР изделия, на этапе эксплуатации выполняют собственно планирование и управление ТОиР изделия.
6.2.3 Анализ требований заказчика к ТОиР проводит подрядчик при участии заказчика. При анализе требований оценивают затраты на их выполнение и, при необходимости, уточняют их и согласуют изменения с заказчиком.
6.2.4 При анализе требований заказчика используют описания предполагаемых условий эксплуатации, сценариев применения изделия по назначению, а также описание существующей структуры и функций организации, выполняющей ТОиР (при наличии), которая должна быть адаптирована (или заменена) для обеспечения ТОиР нового изделия.
Результатом анализа являются уточненные требования к системе ТОиР, а также дополнительные требования к конструкции изделия, которые должны быть учтены на последующих этапах разработки. Исходные данные и результаты хранят в БД АЛ П.
6.2.5 Концепция ТОиР - основной документ для разработки системы ТОиР, содержащий общие принципы организации ТОиР изделия и его основных компонентов. Концепция ТОиР должна, как минимум, содержать следующую информацию:
- описание предполагаемых методов организации ТОиР изделия и его основных компонентов, включая описание организационных уровней, на которых будет выполняться ТОиР;
- выявляемые в ходе АЛП ориентировочный состав основных планово-профилактических работ по ТОиР изделия и основных компонентов, а также их прогнозируемая периодичность;
- виды логистических ресурсов для выполнения ТОиР и прогнозируемая потребность в них (в т. ч. технологических возможностей исполнителей ТОиР);
- предполагаемые формы участия подрядчика в ТОиР изделия;
- виды документации, необходимой для ТОиР, основные требования к ее содержанию и оформлению (представлению);
- другие сведения по усмотрению подрядчика и заказчика.
6.2.6 Концепцию ТОиР, как правило, разрабатывает подрядчик в нескольких альтернативных вариантах. Заказчик выбирает и утверждает один из них.
При подготовке вариантов концепции ТОиР используют уточненные требования заказчика к изделию и системе ТОиР и результаты АЛП.
6.2.7 Программа ТОиР - документ, развивающий и конкретизирующий положения концепции ТОиР. Форма и содержание программы ТОиР зависят от вида изделия и регламентируются государственными и/или отраслевыми нормативными документами.
Примечание - Например, для авиационной техники программу ТОиР разрабатывают в соответствии с требованиями ГОСТ 28056.
6.2.8 Планирование и управление ТОиР ориентировано на обеспечение заданных показателей готовности конкретных экземпляров изделия (парка изделий) на этапе эксплуатации. Оно состоит в составлении календарных планов-графиков выполнения ТОиР, формировании заданий на выполнение работ, определении требуемых ресурсов (по номенклатуре и количеству), а также в учете расходования материальных ресурсов (в т.ч. учет выполненных замен изделий и агрегатов, отслеживание их движения и др.).
6.2.9 Для планирования и управления ТОиР используют сведения из концепции и программы ТОиР, информацию о фактической эксплуатации изделий, ЭД и РД, относящуюся к конкретным конфигурациям экземпляров изделия.
6.2.10 Планирование и управление ТОиР осуществляет заказчик. В начальный период эксплуатации подрядчик может участвовать в этом процессе, что должно быть оговорено в контракте.
6.3.1 Цель - планирование и рациональная организация управления запасами и заказами материальных ресурсов (запасных частей, расходных материалов и т.п.), являющихся ПС, обеспечивающих сокращение затрат (издержек) заказчика, обусловленных дефицитом или избытком этих ресурсов.
6.3.2 Планирование и управление МТО включает:
- кодификацию ПС;
- планирование начального МТО;
- планирование и управление запасами и заказами в процессе текущего МТО.
6.3.3 Кодификация ПС представляет собой процедуру присвоения предметам снабжения уникальных кодовых обозначений, однозначно понимаемых всеми службами подрядчика и заказчика*.
6.3.4 Планирование начального МТО осуществляет подрядчик в ходе выполнения АЛП. При этом используют:
- результаты расчетов, позволяющие прогнозировать нормы расхода материальных ресурсов в начальный период эксплуатации, продолжительность которого должна быть оговорена в контракте;
- данные по эксплуатации изделий-аналогов;
- информацию о предполагаемой эксплуатации изделия;
- показатели надежности изделия и его составных частей и др.
Результатом планирования начального МТО является номенклатура и количество запасных частей и расходных материалов, обеспечивающих эксплуатацию и ТОиР изделия в планируемый начальный период. Эти сведения оформляют в соответствии с требованиями международных нормативных документов [2] и/или требованиями контракта в виде документа «Перечень начального МТО», который должен быть согласован с заказчиком*.
6.3.5 Планирование и управление запасами и заказами в процессе текущего МТО включает:
- систематическую оценку фактического уровня текущих запасов по всей номенклатуре материальных ресурсов (ПС) и принятие своевременных решений о необходимости пополнения этих запасов;
- подготовку и направление поставщикам соответствующих заявок, организацию оплаты заказанных ПС (обмен документами, в т.ч. электронными, между заказчиком и поставщиками ПС);
- организацию учета, хранения и выдачи, а также контроль качества ПС, поступающих на склады.
Перечисленные процедуры выполняют в соответствии с правилами и инструкциями, определяющими состав и последовательность необходимых действий, а также форму и содержание сопроводи тельных документов.
Задачи планирования и управления запасами и заказами в процессе текущего МТО решает заказчик на основе полученных от подрядчика данных о номенклатуре ПС, выявленной в ходе АЛП. Эти данные представляются в форме перечней, ведомостей и/или каталогов по ГОСТ 2.610, в т.ч. электронных. При необходимости подрядчик может оказывать заказчику методическую помощь в организации планирования и управления запасами и заказами, если такая помощь предусмотрена контрактом.
6.3.6 Подрядчик должен разработать концепцию МТО, которая, как минимум, должна включать:
- номенклатурный перечень ПС в согласованной с заказчиком форме;
- описание процедур и источников (поставщиков) приобретения ПС (отдельно для этапов начального МТО и текущего МТО);
- количественные показатели запасов материальных ресурсов для каждого уровня технического обслуживания и места их хранения и использования;
- прогнозируемые (рекомендуемые) требования к складским и транспортным мощностям с распределением по организационно-техническим уровням;
- возможности и условия применения прогрессивных методов идентификации ПС (например, средства штриховой и/или радиочастотной идентификации);
- другие данные по усмотрению подрядчика.
Концепцию МТО подрядчик разрабатывает в нескольких альтернативных вариантах. Выбор и утверждение приемлемого варианта осуществляет заказчик.
6.3.7 Подрядчик, как правило, разрабатывает рекомендации по обмену информацией между заказчиком и поставщиками в процессе размещения, обработки и доставки заказов на ПС.
6.4.1 Цель - обеспечение персонала технической документацией (преимущественно в электронном виде), регламентирующей выполнение всех работ по техническому обслуживанию и ремонту изделия, а также информационное обеспечение МТО.
6.4.2 Требования к ЭД и РД устанавливает заказчик. В требованиях устанавливают виды и комплектность документации, необходимой для эксплуатации и ТОиР изделия. При отсутствии специальных требований, оговоренных в контракте, документацию выполняют в соответствии с ГОСТ 2.601, ГОСТ 2.602 и ГОСТ 2.610. Форму представления документации (бумажная, электронная, то и другое) устанавливает подрядчик, если иной порядок не оговорен контрактом (техническим заданием).
Примечание - Форма представления должна быть согласована с заказчиком (для изделий, разрабатываемых по заказу Министерства обороны, - с военным представительством).
6.4.3 ЭД и РД разрабатывает подрядчик с использованием информационной технологии, регламентированной, например, требованиями международных нормативных документов [3]. При разработке ЭД и РД используют конструкторскую документацию на изделие (в том числе в электронной форме по ГОСТ 2.051), данные БД АЛП, в том числе относящиеся к ТОиР.
Результатом применения информационной технологии разработки является специализированная ОБДЭ по ГОСТ 2.601, содержащая модули данных, из которых формируется и представляется заказчику комплект ЭД и РД, соответствующий требованиям 6.4.2 и/или требованиям международных нормативных документов [3]. Рекомендуется представление ЭД и РД в виде интерактивных электронных публикаций [3] или ИЭД по ГОСТ 2.051.
6.4.4 Данные, содержащиеся в ОБДЭ, могут быть использованы при информационной интеграции процессов разработки ЭД и РД, планирования и управления ТОиР и МТО.
6.4.5 Подготовку и внесение изменений в ЭД и РД осуществляет подрядчик в соответствии с требованиями ГОСТ 2.503 и ГОСТ 2.603. При использовании информационной технологии разработки все изменения должны отражаться в ОБДЭ.
6.5.1 Цель - создание перечней всех видов стационарного и мобильного оборудования, обеспечивающего надлежащее качество работ и повышение производительности труда при эксплуатации и ТОиР изделия, необходимого для оснащения обслуживающих и ремонтных организаций заказчика (эксплуатирующих организаций), и выработка технических требований к характеристикам этого оборудования.
6.5.2 Перечень необходимого оборудования и требования к его характеристикам определяют в ходе выполнения АЛП. При этом рекомендуется руководствоваться принципами стандартизации и унификации и преимущественно использовать:
- оборудование из стандартных тип размерных рядов;
- оборудование, уже имеющееся в существующей инфраструктуре заказчика;
- контрольно-измерительное и испытательное оборудование, встроенное в изделие.
6.5.3 Данные, относящиеся к специальному, вспомогательному и испытательному оборудованию, должны быть зафиксированы в БД АЛП. В дальнейшем перечень оборудования и требования к нему под лежат уточнению на основе данных, получаемых в ходе АЛП на последующих стадиях ЖЦИ.
6.5.4 Специальное испытательное оборудование и специальный инструмент рекомендуется применять только в тех случаях, когда технико-экономическое обоснование показывает возможность значительного снижения СЖЦИ, сокращения трудоемкости и продолжительности работ по ТОиР.
6.5.5 Подрядчик должен разработать план логистической поддержки специального, вспомогательного и испытательного оборудования, концепцию технического обслуживания этого оборудования и поддержки его программного обеспечения (при наличии).
6.6.1 Цель - планирование и реализация комплекса мер по подготовке (обучению) и переподготовке эксплуатирующего, обслуживающего и ремонтного персонала, гарантирующего уровень квалификации специалистов, обеспечивающий надлежащее качество работ и высокую производительность труда при эксплуатации и ТОиР, планирование и организация разработки ТСО, обеспечивающих эффективность учебного процесса.
6.6.2 Подрядчик должен разработать и представить заказчику предложения по организации обучения персонала эксплуатирующих, обслуживающих и ремонтных организаций. В предложениях определяют комплекс мер, реализуемый в ходе подготовки к вводу разрабатываемого изделия в эксплуатацию. В предложения, как минимум, следует включать:
- определение номенклатуры специальностей и численности специалистов, подлежащих обучению и переподготовке по каждой специальности;
- определение видов и форм обучения (непосредственно на изделии, в учебных классах, в специальных учебных центрах и т.д.) и разработку соответствующих учебных планов, программ и учебно методических материалов (в том числе в электронной форме);
- прогнозируемую продолжительность обучения и требуемое опережение в ходе подготовки к вводу разрабатываемого изделия в эксплуатацию;
- состав, технические характеристики и сроки разработки и изготовления ТСО: учебных стендов, тренажеров (в том числе компьютерных) и др.;
- разработку методов и программ аттестации и сертификации специалистов, прошедших обучение.
6.6.3 Исходными данными для разработки предложений являются перечни специальностей, уровни квалификации, необходимая численность персонала, которые определяются в ходе АЛП, а так же потребности в обучении и требования к обучающему оборудованию. При определении требований к персоналу следует учитывать нормы безопасности, эффективность эксплуатации и влияние «человеческого фактора».
6.6.4 Учебные планы и программы, учебно-методические материалы, стенды и тренажеры, методы и программы аттестации и сертификации специалистов разрабатывает подрядчик, если эти работы предусмотрены контрактом. Заказчик осуществляет приемку, утверждает документацию на разработанные средства обучения и организует учебный процесс в соответствии с утвержденной документацией.
6.6.5 Процесс обучения эксплуатирующего персонала должен выполняться на базе сертифицированных учебных центров.
6.6.5 При проектировании новых изделий меры по созданию учебно-методических материалов (в первую очередь - в форме ИЭД) и разработке комплексов ТСО (компьютерных учебных классов, стендов, тренажеров и т. п.) следует принимать заблаговременно. При планировании разработки ИЭД, ТСО и учебно-методических материалов следует использовать информацию (модули данных [3]), содержащуюся в ОБДЭ, сформированной в ходе создания ЭД и РД для изделия.
6.7.1 Цель - определение потребности в материальных, трудовых и иных ресурсах и планирование обеспечения этими ресурсами процессов поддержки ПО и СВТ, в т.ч. СВТ и ПО, встроенных в изделие и/или его компоненты, а также СВТ и ПО, используемых для обучения.
6.7.2 Перечень необходимых СВТ и ПО определяют в ходе проектирования изделия, выполнения АЛП и разработки технологий и системы ИЛП. При этом следует руководствоваться принципами стандартизации и унификации и преимущественно использовать СВТ, коммуникационное оборудование и иные аппаратные средства общего назначения, а также СВТ, уже имеющиеся в существующей инфраструктуре заказчика. Рекомендуется также максимально использовать ПО, имеющееся на рынке программных средств, если это не противоречит требованиям конфиденциальности информации и другим специальным требованиям.
6.7.3 Подрядчик должен разработать концепцию поддержки ПО и СВТ, которая должна включать разделы, посвященные техническому обслуживанию и ремонту аппаратной части и поддержки ПО (выпуск или установка новых версий ПО, устранение выявленных ошибок, сбоев и т.д.). Отдельно в концепции должны быть рассмотрены вопросы обновления (замены) СВТ и ПО по мере их устаревания.
6.7.4 Данные, относящиеся к ПО, СВТ и коммуникационному оборудованию, должны быть зафиксированы в БД АЛП. В дальнейшем эти данные уточняют в процессе эксплуатации изделия.
6.7.5 СВТ в специальном исполнении, специальное коммуникационное оборудование и оригинальное ПО рекомендуется применять только в тех случаях, когда технико-экономическое обоснование показывает возможность значительного снижения СЖЦИ и обеспечения отказоустойчивости ПО и СВТ.
6.8.1 Цель - планирование и организация процессов упаковывания, погрузки/разгрузки, хранения, транспортирования изделия и/или его составных частей способами, исключающими снижение их работоспособности (предотвращение повреждения).
6.8.2 Все связанные с этими процессами процедуры, методы, потребные ресурсы и требования к специальным конструктивным решениям должны быть определены на этапе проектирования, а результаты зафиксированы в БД АЛП.
6.8.3 Следует определить требования к обеспечению сохранности изделия при длительном и краткосрочном хранении, а также при транспортировании с учетом условий окружающей среды (температура воздуха и ее перепады, влажность, уровень вибрации и другие факторы).
6.8.4 Для вновь разрабатываемых изделий следует проводить полный анализ транспортабельности, упаковки и вариантов процессов перемещения, хранения и транспортирования, результаты которых влияют на конструкцию изделия. Для покупных изделий указанные факторы учитывают при оценке применимости этих изделий в конечном изделии.
6.8.5 Подрядчик должен разработать и представить на рассмотрение заказчика план мероприятий по упаковыванию, погрузке/разгрузке, хранению и транспортированию. В план должны быть включены:
- результаты анализа транспортабельности, упаковки и вариантов процессов перемещения, хранения и транспортирования;
- описание технических средств, которые должны быть разработаны и изготовлены (например, контейнеры, транспортно-загрузочные устройства, средства хранения и транспортирования);
- требования к процедурам упаковки, погрузки/разгрузки, хранения и транспортирования, которые будут осуществляться в течение стадий поставки, развертывания (ввода в действие) и использования;
- документированные процедуры обслуживания технических средств упаковки, погрузки/разгрузки, хранения и транспортирования,
6.8.6 Все процедуры должны соответствовать действующему законодательству, в том числе требованиям по охране труда и технике безопасности, а также требованиям, относящимся к работам с опасными материалами.
6.9.1 Цель - определение требований и планирование последующего оснащения заказчика (эксплуатирующей организации) всеми компонентами (коммуникациями, зданиями, сооружениями и т.д.), необходимыми для эксплуатации и обслуживания изделия.
6.9.2 Требования к составу инфраструктуры и характеристикам ее компонентов определяются в ходе АЛП. При проведении анализа должна быть обоснована необходимость применения тех или иных компонентов и определена их стоимость.
6.9.3 Требования к инфраструктуре и ее компонентам должны быть зафиксированы в БД АЛП.
6.9.4 При создании проектов инфраструктуры для конкретных изделий следует стремиться к рациональному использованию существующих компонентов инфраструктуры.
Проекты создания новых компонентов инфраструктуры следует рассматривать и утверждать только в случаях отсутствия требуемых компонентов в существующей инфраструктуре и при наличии технико-экономического обоснования*.
6.10.1 Цель - установление соответствия (или несоответствия) фактических эксплуатационно-технических характеристик изделия их расчетным (проектным) значениям, получение данных, необходимых для совершенствования конструкции изделия и СТЭ, а также для использования в последующих проектах, осуществления обратной связи от заказчика (эксплуатирующей организации) к подрядчику (разработчику и производителю изделия), повышения эффективности процессов ТОиР и МТО на основе данных о фактическом техническом состоянии изделия и его составных частей (обеспечения возможности перехода от планово-профилактического обслуживания к обслуживанию по фактическому состоянию).
6.10.2 Технология мониторинга технического состояния изделий и процессов их эксплуатации ориентирована на получение, статистическую обработку, анализ данных о надежности (безотказности, долговечности), ремонтопригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности изделия, пара метрах СТЭ (трудоемкость и продолжительность работ по ТОиР, фактический расход ПС, время простоя изделия при ожидании ТОиР и др.) и затратах на ТОиР.
6.10.3 Объектами мониторинга являются изделие, его составные части, процессы эксплуатации и СТЭ. Сравнение фактических и расчетных (проектных) характеристик изделия и СТЭ должно способствовать обоснованию решений, касающихся изменений конструкции изделия, организации СТЭ и/или планов ИЛП.
Примечание - По результатам мониторинга могут быть, например, обоснованы решения об изменении конструкции изделия, об изменении системы и/или алгоритмов управления запасами расходных материалов и запчастей, о необходимости обновления ЭД и РД, об изменении требований в отношении численности и квалификации обслуживающего персонала и т. д.
6.10.4 В ходе мониторинга организуют сбор сведений по утвержденному заказчиком перечню. Эти сведения фиксируют в ИС ИЛП эксплуатирующей организации (в т.ч. в электронном деле изделия, являющемся компонентом ИС ИЛП эксплуатирующей организации, включающем электронные формуляры изделия, паспорта его составных частей и другие электронные документы и данные). Далее эти сведения следует передавать в ИС ИЛП подрядчика (разработчика) для окончательной обработки, анализа и
принятия решений*.
После соответствующей обработки данные мониторинга могут фиксироваться в БД АЛП разработчика (подрядчика).
6.10.5 Совокупность данных мониторинга образует информационное обеспечение задач, выполняемых по его результатам. Состав данных и их формат, правила проведения мониторинга и обмена информацией о его результатах между подрядчиком и заказчиком, как правило, определяют в ТЗ, контракте или иной форме соглашения, руководствуясь при этом нормативными документами подрядчика (разработчика) изделия. Обязанностью заказчика являются проверка и согласование этих документов*.
6.11.1 Цель - планирование и организация эффективной и своевременной утилизации изделия
(и/или его составных частей) и, как правило, специального оборудования для его поддержки.
6.11.2 В рамках ИЛП должны быть приняты меры, обеспечивающие снижение затрат на утилизацию после вывода изделия из эксплуатации. Все требования к процедурам утилизации должны быть определены и документированы, а соответствующие затраты оценены.
6.11.3 На этапе проектирования должны быть приняты меры по обеспечению технологичности разделения изделия и его компонентов на составные части и определены способы утилизации (например, изъятие драгоценных и/или радиоактивных материалов). При необходимости для выполнения этих работ должно быть разработано специальное технологическое оборудование.
Примечание - Затраты, связанные с утилизацией изделий, особенно изготовленных с использованием специальных технологий (например, с применением радиоактивных веществ), могут быть весьма значимыми для СЖЦИ.
6.11.4 Технология организации утилизации должна быть направлена на изъятие комплекса специального оборудования поддержки и исключение его влияния на другие изделия, находящиеся в эксплуатации. При этом следует оценивать затраты, связанные с поддержанием работоспособности устаревшего оборудования.
6.11.5 По завершении утилизации должны быть сопоставлены фактические и предполагаемые затраты. Как правило, это делается после вывода изделия из эксплуатации.
6.11.6 При разработке процессов утилизации должны быть приняты меры, предотвращающие ущерб для окружающей среды.
7.1 Система ИЛП - информационно-интегрированная организационно-техническая система, объединяющая виды деятельности ИЛП в единый комплекс и обеспечивающая координацию их выполнения. Технические требования на систему ИЛП подрядчик и заказчик разрабатывают совместно и фиксируют их в ТЗ, контракте или иной форме соглашения.
7.2 В состав системы ИЛП (5.5) входит ИС ИЛП, предназначенная для обеспечения информационных потребностей участников ИЛП изделия (по видам деятельности) и организации информационного обмена между ними посредством ИИС. Технические требования и ТЗ на ИС ИЛП подрядчик и заказчик разрабатывают совместно (6.10.5, 7.1), предусматривая в них создание необходимых видов обеспечений по ГОСТ 34.602.
7.3 Проект ИС ИЛП должен разрабатываться на базе информационных моделей, соответствующих требованиям международных стандартов. Ответственность за разработку информационных моде лей и проекта ИС ИЛП, как правило, принимает на себя подрядчик.
7.4 Подрядчик должен разработать:
- план создания и ввода в действие ИС ИЛП;
- план технической поддержки ИС ИЛП.
Эти планы могут быть разработаны как отдельные документы либо как разделы общего плана ИЛП (5.7).
7.5 План создания и ввода в действие ИС ИЛП должен предусматривать выполнение комплекса работ по стадиям и этапам, регламентированным ГОСТ 34.601, и подготовку документации согласно ГОСТ 34.201.
7.6 План технической поддержки ИС ИЛП должен включать процессы обслуживания аппаратных средств и поддержки программного обеспечения ИС ИЛП. Все необходимые для этого процедуры должны быть документированы в самом плане или в приложениях к нему.
Поддержка программного обеспечения должна охватывать все программы и пакеты программ, используемые в качестве инструментальных средств технологий ИЛП, в том числе упомянутые в подразделах 6.6 и 6.7 настоящего стандарта.
Таблица А.1
Пункт стандарта |
Комментарий |
Эти затраты являются значительной, а иногда и определяющей частью СЖЦИ |
|
В [1] и других зарубежных нормативных документах перечисленные виды деятельности принято называть элементами ИЛП |
|
Работы по созданию системы ИЛП следует начинать на ранних стадиях ЖЦИ (стадии проектирования - по ГОСТ 2.103) с целью: - обеспечения совместимости конструктивных и технических решений по изделию и решений, относящихся к выбранным технологиям ИЛП; - обеспечения пригодности всех технологий ИЛП к совместной работе в рамках системы ИЛП |
|
Как правило, подрядчик выполняет разработку плана ИЛП при участии заказчика. В зависимости от установленных целей и требований заказчика план ИЛП может быть поделен на отдельные части |
|
Как правило, требования к содержанию, оформлению и формату данных, включаемых в БД АЛП, устанавливают в соответствии с [1]. Допускается устанавливать в контракте (ТЗ) дополнительные требования в зависимости от особенностей конкретного проекта |
|
Конкретный состав выполняемых задач, объем работ и степень детализации анализа, как правило, зависят от следующих факторов: - типа проекта; - сложности изделия; - требований заказчика; - возможности влияния на конструкцию изделия; - возможности влияния на структуру и параметры СТЭ; - наличия и достоверности исходных данных; - стадии ЖЦИ. Для проектов, связанных с разработкой нового изделия, АЛП носит наиболее полный характер и охватывает все направления, перечисленные в 5.1.2. Для проектов, связанных с модернизацией или разработкой модификации изделия, АЛП проводят с целью оценки влияния изменений, при этом задачи АЛП могут выполняться полностью или частично. Для проектов, связанных с поставкой существующего изделия, АЛП, как правило, проводят с целью определения влияния планируемых условий эксплуатации на СТЭ изделия и/или адаптации действующей у заказчика СТЭ, при этом выполняют лишь часть задач АЛП |
|
Кодификация предметов снабжения, поставляемых для федеральных государственных нужд, состоит в присвоении этим предметам федеральных номенклатурных номеров в соответствии с комплексом стандартов ГОСТ 51725 в порядке, предусмотренном в [4] |
|
За начальный период эксплуатации, как правило, принимают 2 - 3 года. Предметы снабжения, включенные в «Перечень начального МТО», могут поставляться заказчику вместе с изделием, если это предусмотрено контрактом |
|
Затраты на развитие существующих и/или сооружение и ввод в эксплуатацию новых компонентов инфраструктуры, как правило, являются значительной частью СЖЦИ, поскольку требуют крупных капиталовложений |
|
Результаты мониторинга могут передаваться между ИС ИЛП эксплуатирующей организации и ИС ИЛП разработчика по каналам связи в рамках ИИС. Если контролируемые характеристики влияют на безопасность эксплуатации изделия, то следует предусматривать комплекс экономических и/или директивных мер, обеспечивающих безусловное представление требуемой информации |
|
Состав данных, собираемых в ходе мониторинга, как правило, определяется перечнем решаемых задач, например: - планирование ТОиР по фактическому техническому состоянию; - прогнозирование технического состояния на основе сведений о состоянии систем, их составных частей и оборудования, об отказах и повреждениях; - определение возможностей продления эксплуатационных ресурсов и т.д. |
Библиография
[1] DEFSTAN 00-60 Интегрированная логистическая поддержка (Integrated Logistic Support)
[2] ASD S2000M Международная спецификация по управлению материальной частью (International Specification For Materiel Management)
[3] ASD S1000D Международная спецификация на технические публикации, выполняемые на основе общей базы данных (International Specification For Technical Publications Utilising A Common Source Database)
[4] P 50.5.001-2002 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Порядок выбора первоочередных объектов каталогизации
Ключевые слова: интегрированная логистическая поддержка, анализ логистической поддержки, управление техническим обслуживанием и ремонтом, управление материально-техническим обеспечением, эксплуатационная и ремонтная документация, обеспечение специальным, вспомогательным и измерительным оборудованием, планирование обучения персонала, поддержка программного обеспечения, организация процессов упаковывания, погрузки/разгрузки, хранения, транспортирования изделия, мониторинг технических характеристик изделия и процессов эксплуатации и технического обслуживания