МИНИСТЕРСТВО ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Государственный институт по
проектированию
предприятий кислородной промышленности (Гипрокислород)
___________________________
Отделение Научно-исследовательского
института
технико-экономических исследований (г. Черкассы)
УТВЕРЖДЕНО
Министерством
химической промышленности
4 августа 1983 г.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
МЕЖЗАВОДСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ
ГАЗООБРАЗНЫХ КИСЛОРОДА,
АЗОТА, АРГОНА
ВСН 49-83
Минхимпром
Черкассы 1984
Инструкция по проектированию межзаводских трубопроводов газообразных кислорода, азота, аргона ВСН 49-83/Минхимпром разработана Государственным институтом по проектированию предприятий кислородной промышленности (Гипрокислород).
С введением в действие настоящей Инструкции утрачивают силу «Временные указания по проектированию межзаводских трубопроводов газообразного кислорода, азота, аргона» ВСН 1-69/Минхимпром, утвержденные Министерством химической промышленности СССР 1 декабря 1969 г.
Инструкция ВСН 49-83/Минхимпром согласована:
ГУПО МВД СССР письмом от 30.06.83 № 7/6/1703,
Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР письмом от 20.04.83 № 1-764.
Министерство химической промышленности (Минхимпром) |
Ведомственные строительные нормы |
ВСН 49-83 Минхимпром |
Инструкция по проектированию межзаводских трубопроводов газообразных кислорода, азота, аргона |
Взамен ВСН 1-69 Минхимпром |
1.1. Настоящая Инструкция распространяется на проектирование линейной части межзаводских трубопроводов газообразных кислорода, азота, аргона и их смесей, работающих под давлением до 6,4 МПа (64 кгс/см2), при условном проходе трубопроводов до 500 мм, прокладываемых по территории СССР.
Примечания: 1. Здесь и далее в Инструкции указано избыточное давление.
2. В последующих пунктах Инструкции для краткости изложения выражения «трубопровод газообразного кислорода», «-азота», «-аргона» заменяются соответственно на «кислородопровод», «азотопровод», «аргонопровод».
3. В случае идентичности требований к кислородо-, азото- и аргонопроводам в соответствующих пунктах Инструкции применяется наименование «трубопровод».
1.2. В состав линейной части межзаводских трубопроводов входит:
- трубопровод в границах от территории предприятия-производителя до территорий предприятий-потребителей, проходящий в пределах и вне пределов городов и населенных пунктов, с ответвлениями, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, а также с противоэрозионными сооружениями;
Внесены |
Утверждены |
Срок введения в действие |
- установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии;
- линии и сооружения технологической связи;
- дожимающие компрессорные станции.
1.3. К кислородопроводу относится межзаводской трубопровод, по которому транспортируется газообразный кислород или смесь газообразного кислорода с инертными газами (азотом, аргоном) при объемной доле кислорода более 23 % под давлением свыше 0,6 МПа (6 кгс/см2), а при объемной доле кислорода более 40 % - независимо от давления.
1.4. К азотопроводу относится межзаводской трубопровод, по которому транспортируется газообразный азот или смесь газообразного азота с кислородом и инертными газами (аргоном) при объемной доле кислорода до 23 % независимо от давления, и объемной доле азота больше, чем других инертных газов.
1.5. К аргонопроводу относится межзаводской трубопровод, по которому транспортируется газообразный аргон или смесь газообразного аргона с кислородом и азотом при объемной доле кислорода до 23 % независимо от давления и объемной доли аргона больше, чем других инертных газов.
Проектирование участков межзаводских трубопроводов, прокладываемых по территории промышленных и других предприятий, следует производить:
- кислородопроводов - по Инструкции по проектированию трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома;
- азото- и аргонопроводов - по Инструкции по проектированию технологических стальных трубопроводов на Ру до 10 МПа Госстроя СССР.
1.7. Проектирование компрессорных станций следует производить в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию производства продуктов разделения воздуха Минхимпрома, а также Правил устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов Госгортехнадзора СССР.
2.1. Категории межзаводских трубопроводов в зависимости от места прокладки следует принимать по табл. 1.
Таблица 1
Категория участков |
||
подземная прокладка |
надземная прокладка |
|
1 |
2 |
3 |
А. Трубопроводы, прокладываемые по территории городов и населенных пунктов |
I |
I |
Б. Трубопроводы, прокладываемые вне территории городов и населенных пунктов или вне селитебной территории: |
|
|
Трубопроводы, прокладываемые вне переходов через естественные и искусственные препятствия |
IV |
IV |
Пересечения трубопроводов с канализационными и водосточными коллекторами, водоводами, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами и газопроводами в пределах 10 м по обе стороны от пересекаемого трубопровода |
II |
II |
Пересечения с линиями электропередачи в пределах охранной зоны ЛЭП: |
|
|
а) напряжением 500 кВ и более, |
I |
I |
б) напряжением от 330 до 500 кВ, |
II |
II |
в) напряжением менее 330 кВ (в том числе - с линиями связи) |
III |
III |
Переходы через овраги, балки, рвы |
III |
III |
Переходы через водные преграды: |
|
|
а) судоходные водные преграды и прибрежные участки длиной не менее 25 м каждый (от среднемеженного горизонта воды); |
I |
I |
б) несудоходные водные преграды: |
|
|
- с шириной по зеркалу воды в межень 25 м и более - в русловой части и прибрежные участки длиной 25 м каждый (от среднемеженного горизонта воды); |
I |
II |
- с шириной по зеркалу воды в межень до 25 м - в русловой части; |
II |
III |
в) горные потоки (реки); |
I |
II |
г) поймы рек по горизонту высоких вод 10-процентной обеспеченности |
II |
III |
Трубопроводы, прокладываемые по мостам и подходам к ним на расстоянии 25 м |
I |
I |
Переходы через болота: |
|
|
а) при укладке на основание с грунтами с несущей способностью менее 0,25 кг/см2 - торф, ил и т.п.; |
II |
II |
б) при укладке на основание с грунтами с несущей способностью 0,25 кг/см2 и более |
III |
III |
Переходы через железные и автомобильные дороги: |
|
|
а) железные дороги общей сети, включая участки по обе стороны дороги длиной 40 м каждый от осей крайних путей, но не менее 25 м от подошвы насыпи земляного полотна; |
I |
I |
б) подъездные железные дороги промышленных предприятий, включая участки по обе стороны дороги длиной 25 м каждый от осей крайних путей; |
I |
II |
в) автомобильные дороги, включая участки по обе стороны дороги длиной 25 м каждый от подошвы насыпи или бровки выемки земляного полотна дороги: |
|
|
- I и II категорий, |
I |
I |
- III, III-п, IV и IV-п категорий; |
II |
II |
г) автомобильные дороги V категории, включая участки по обе стороны дороги длиной 15 м от подошвы насыпи или бровки выемки земляного полотна дороги |
III |
III |
Переходы через селевые потоки, конуса выносов и солончаковые грунты |
II |
II |
2.2. Коэффициенты условий работы трубопроводов при расчете на прочность и требования к контролю сварных соединений в зависимости от категории участков трубопроводов следует принимать по табл. 2.
Таблица 2
Коэффициенты условия работы при расчете трубопроводов на прочность |
Количество сварных стыков, подлежащих контролю физическими методами - для азото- и аргонопроводов*, % |
|||
всего |
в том числе |
|||
радиографический |
магнитографический или ультразвуковой |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I |
0,75 |
100 |
100 |
- |
II |
0,75 |
100 |
Не менее 25 |
Остальное |
III |
0,9 |
100 |
Не менее 10 |
- " - |
IV (подземная прокладка) |
0,9 |
Не менее 20 |
Не менее 5 |
- " - |
IV (надземная прокладка) |
0,9 |
100 |
Не менее 10 |
- " - |
Угловые сварные швы |
- |
100 |
- |
100 (ультразвуковым методом) |
Примечания: 1*. Монтажные сварные стыки кислородопроводов подлежат контролю физическими методами в соответствии с требованиями главы СНиП по производству и приемке работ на магистральных трубопроводах.
2. Контроль сварных стыков физическими методами для трубопроводов диаметром менее 50 мм допускается не производить.
2.3. По межзаводским трубопроводам должен транспортироваться сухой газ - с влажностью не выше точки росы, соответствующей средней температуре наиболее холодной пятидневки (согласно главе СНиП по строительной климатологии) при максимальном рабочем давлении.
3.1. Выбор трассы и способов прокладки межзаводских трубопроводов производится на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов, разработанных с учетом характеристик транспортируемого газа, местных условий (рельеф местности, климатические данные, гидрогеологические условия и пр.), условия строительства, эксплуатации, техники безопасности.
При выборе трассы должны быть проведены согласования и учтены проекты районной планировки и требования заинтересованных местных организаций.
3.2. Земельные участки для строительства трубопроводов следует выбирать в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством Союза ССР и союзных республик.
Возмещение убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель для строительства межзаводского трубопровода следует определять в установленном порядке.
Проектная документация должна предусматривать рекультивацию пахотных земель.
По территории городов, населенных пунктов и т.п. разрешается прокладывать только те трубопроводы, которые предназначены непосредственно для снабжения газами предприятий данного города, населенного пункта (см. также п. 3.5 настоящей Инструкции).
3.4. Допускается прокладка межзаводских трубопроводов транзитом через территории промышленных и других предприятий (за исключением объектов, указанных в п. 3.3) при условии согласования с руководством этих предприятий и обеспечения постоянного доступа на территории предприятий работников служб эксплуатации трубопроводов, а также выполнения требований п. 1.6 настоящей Инструкции.
Не допускается прокладка межзаводских кислородопроводов через территории предприятий, на которых применяются вещества и материалы, склонные при взаимодействии с кислородом к самовозгоранию или взрыву.
Надземная прокладка межзаводских трубопроводов в жилых массивах допускается только по согласованию с территориальными органами пожарного надзора.
3.6. Не допускается:
- прокладка межзаводских трубопроводов в железнодорожных, автомобильных, пешеходных и других тоннелях;
- прокладка межзаводских трубопроводов по мостам железных дорог общей сети, а также автомобильных дорог I и II категории.
3.7. Допускается прокладка межзаводских трубопроводов по мостам автомобильных дорог III, IV, V, III-п и IV-п категорий, а также по мостам промышленных железных дорог.
Прокладку трубопроводов по железнодорожным и автомобильным мостам следует предусматривать в соответствии с требованиями глав СНиП по проектированию мостов и трубопроводов. При этом должно быть выполнено следующее:
- расположение межзаводских трубопроводов должно предусматриваться в мостах, исключающих скопление газа (в случае его утечки) в конструкциях моста;
- кислородопроводы должны предусматриваться только из стальных сварных прямошовных труб, изготовленных электродуговой сваркой, и прокладываться ниже уровня движения транспорта;
- кислородопроводы допускается прокладывать только по мостам, выполненным из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 0,25 часа;
- кислородопроводы, проложенные по металлическим и железобетонным мостам, плотинам и другим гидротехническим сооружениям, должны быть электрически изолированы от металлических частей этих сооружений.
Примечание. Прокладку кислородопроводов по мостам, на которых проложены кабели междугородной связи допускается производить только по согласованию с организациями, в ведении которых находится кабель.
3.8. Прокладка межзаводского трубопровода при пересечении оползневых участков должна предусматриваться ниже зеркала скольжения или надземно на опорах, заглубленных ниже зеркала скольжения с учетом возможного их смещения.
3.9. Трассу межзаводских трубопроводов, пересекающих лавины, следует выбирать вне зоны динамического удара лавин.
3.10. При выборе геометрической схемы трасс надземных межзаводских трубопроводов необходимо предусматривать возможность самокомпенсации температурных деформаций.
3.11. В мостах поворотов трассы надземных межзаводских трубопроводов следует предусматривать возможность перемещений трубопроводов, возникающих от изменения температуры стенок трубы, внутреннего давления и др. нагрузок.
3.12. Угол пересечения межзаводских трубопроводов с железными и автомобильными дорогами должен предусматриваться, как правило, 90°, но не менее 60°.
Угол пересечения надземных кислородопроводов с воздушными линиями электропередачи напряжением выше 1 кВ должен быть обязательно близким к 90°.
3.14. Подземную прокладку межзаводских трубопроводов следует производить в траншеях, засыпаемых грунтом.
Расстояния в свету между межзаводскими трубопроводами, укладываемыми в одной траншее, должны быть не менее указанных в табл. 3.
Таблица 3
Расстояние между трубами (в свету), м |
|
Кислородопроводы |
0,25 |
Азото- и аргонопроводы: |
|
- при диаметре трубы до 100 мм включительно, |
0,08 |
- при диаметре трубы свыше 100 мм до 350 мм, |
0,12 |
- при диаметре трубы свыше 350 мм |
0,15 |
Примечание. Расстояния для азото- и аргонопроводов приняты при фланцах для давления 4 МПа (40 кгс/см2). При наличии фланцев с условным давлением свыше 4 МПа (40 кгс/см2) расстояние между трубопроводами должно быть увеличено на величину, равную разности между диаметрами фланцев и трубопроводов.
3.15. Глубину заложения трубопроводов следует принимать не менее указанной в табл. 4.
Таблица 4
Глубина заложения до верха трубы, м |
|
Открытый грунт, участки с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонным, бетонным и пр.) - кроме автодорог I и II категории* - от поверхности земли, верха покрытия |
0,8 |
Участки без усовершенствованных дорожных покрытий - от верха покрытия |
0,9 |
В скальных грунтах, болотистой местности при отсутствии проезда автотранспорта, строительных и сельскохозяйственных машин |
0,6 |
На болотах или торфяных грунтах, подлежащих осушению** (см. также п. 3.19) |
1,1 |
В песчаных барханах, считая от нижних отметок межбарханных оснований |
1 |
* Прокладка межзаводских трубопроводов под автодорогами I и II категории не допускается.
** На болотистых участках трассы, не подлежащих осушению, допускается уменьшение глубины заложения трубопровода, при условии выполнения мероприятий по предотвращению всплытия трубопровода.
3.16. Расстояния по горизонтали от подземных межзаводских трубопроводов до зданий, сооружений и параллельно расположенных коммуникаций следует принимать не менее указанных в табл. 5.
Таблица 5
Расстояние по горизонтали (в свету), м |
||||
кислородопроводы |
азото-, аргонопроводы |
|||
при давлении до 1,6 МПа (16 кгс/см2) включительно |
при давлении более 1,6 МПа (16 кгс/см2) |
при давлении до 1,6 МПа (16 кгс/см2) включительно |
при давлении более 1,6 МПа (16 кгс/см2) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Промышленные здания, проходные и непроходные тоннели - до стен. |
3 |
5 |
3 |
5 |
Жилые и общественные здания - до стен: |
|
|
|
|
- при давлении до 1,6 МПа (16 кгс/см2) включительно; |
5 |
- |
5 |
- |
- при давлении свыше 1,6 МПа (16 кгс/см2) до 3,5 МПа (35 кгс/см2) включительно: |
|
|
|
|
а) диаметр труб до 200 мм включительно, |
- |
7 |
- |
7 |
б) диаметр труб более 200 мм; - при давлении свыше 3,5 МПа (35 кгс/см2) |
- |
10 |
- |
7 |
Трамвайные пути - до оси |
2,8 |
3,8 |
2,8 |
3,8 |
Внешние железнодорожные подъездные пути промышленных предприятий - до оси (см. также «Примечания» п. 3) |
3 |
3,5 |
3 |
3,5 |
Железнодорожные пути общей сети - до оси, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи выемки; соответствующие мосты (кроме мостов через водные преграды), путепроводы, виадуки - до края, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи (см. также «Примечания» п. 3) |
7,8 |
10,8 |
5 |
10 |
Автомобильные дороги: |
|
|
|
|
а) в пределах городов и населенных пунктов - до бортового камня, кромки проезжей части, укрепленной полосы обочины, но не менее 1 м до наружной бровки кювета или подошвы насыпи, соответствующие мосты (кроме мостов через водные преграды), путепроводы, виадуки - до края, но не менее 1 м до подошвы насыпи; |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
б) вне пределов городов и населенных пунктов - до бортового камня, кромки проезжей части, укрепленной полосы обочины, но не менее 1 м до наружной бровки кювета или подошвы насыпи, соответствующие мосты (кроме мостов через водные преграды), путепроводы, виадуки - до края, но не менее 1 м до подошвы насыпи |
10 |
15 |
5 |
10 |
Фундаменты ограждения, эстакад трубопроводов, контактной сети и связи - до края фундамента фундаменты опор воздушных линий электропередачи: |
1 |
1 |
1 |
1 |
- до 1 кВ и наружного освещения, |
1 |
1 |
1 |
1 |
- выше 1 кВ до 500 кВ |
Согласно ПУЭ Минэнерго, при этом: - кислородопроводы следует рассматривать как магистральные газопроводы; - азото- и аргонопроводы следует рассматривать как трубопроводы различного назначения (кроме магистральных газопроводов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов) |
|||
Силовые и контрольные электрокабели всех напряжений (см. также «Примечания» п. 2): |
|
|
|
|
а) в пределах городов и населенных пунктов, |
1 |
2 |
1 |
1 |
б) вне пределов городов и населенных пунктов |
2 |
2 |
2 |
2 |
Кабели связи: |
|
|
|
|
а) в пределах городов и населенных пунктов, |
1 |
1 |
1 |
1 |
б) вне пределов городов и населенных пунктов: |
|
|
|
|
- при давлении до 1,6 МПа (16 кгс/см2) включительно, |
1 |
- |
1 |
- |
- при давлении свыше 1,6 МПа (16 кгс/см2) до 3,5 МПа (35 кгс/см2), |
- |
5 |
- |
5 |
- при давлении свыше 3,5 МПа (35 кгс/см2) |
- |
10 |
- |
10 |
Водопровод |
1,5 |
2 |
1,5 |
2 |
Канализация, дренаж, водостоки |
2 |
5 |
2 |
3 |
Тепловые сети: |
|
|
|
|
- до наружной стенки канала, |
2 |
4 |
2 |
3 |
- до оболочки бесканальной прокладки |
1,5 |
2 |
1,5 |
2 |
Газопроводы горючего газа, нефти и нефтепродуктопроводы: |
|
|
|
|
а) в пределах городов и населенных пунктов |
1 |
1 |
1 |
1 |
б) магистральные |
Согласно главе СНиП по проектированию магистральных трубопроводов как для газопроводов |
|||
Древесные насаждения до ствола дерева |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Примечания: 1. При назначении разрыва следует учитывать, чтобы строительство или ремонт сооружений и коммуникаций не могли вызвать их взаимного разрушения или просадки.
2. Расстояние от трубопроводов до электрических кабелей, кабелей связи, управления и контроля, предназначенных для обслуживания данного трубопровода, не регламентируется.
3. Трубопроводы, прокладываемые вдоль путей железных дорог, должны проходить вне полосы отвода, а также удовлетворять требованиям п. 3.22.
3.17. При пересечении инженерных сетей и сооружений подземными межзаводскими трубопроводами расстояния по вертикали должны быть не менее указания: в табл. 6.
Таблица 6
|
Расстояния по вертикали (в свету), м |
|
кислородопроводы |
азото- и аргонопроводы |
|
1 |
2 |
3 |
Железнодорожные пути общей сети - от подошвы рельса (см. также п. 3.22) |
1,5 |
1,5 |
Трамвайные дуги, внешние железнодорожные подъездные пути промышленных предприятий - от подошвы рельса (см. также п. 3.22) |
1 |
1 |
Автомобильные дороги - от верха покрытия |
1 |
1 |
Трубопроводы различного назначения, в том числе нефте- и газопроводы |
0,2 |
0,2 |
Силовые и контрольные электрические кабели (немаслонаполненные), кабели связи (см. также п. 3.27) |
0,5 |
0,5 |
Силовые кабели маслонаполненные (см. также п. 3.27) |
1,0 |
1,0 |
Подземные каналы, тоннели различного назначения, за исключением подземных сооружений метрополитена - от наружной грани |
0,15 |
0,15 |
Примечание. При пересечении с транспортными путями защитный футляр с трубопроводами должен быть ниже подошвы железнодорожной насыпи или дна кювета, выемки не менее чем на 0,3 м, но не менее глубины заложения, указанной в таблице. Укладка труб в теле земляного железнодорожного и автомобильного полотна не допускается.
3.18. Ширину траншеи по дну следует назначать равной Д + 0,3 м, но не менее 0,7 м, где:
Д - наружный диаметр трубопровода.
При прокладке нескольких трубопроводов в одной траншее в соответствии с табл. 3 расстояние от крайних трубопроводов до нижних граней траншеи должно быть не менее 0,15 м.
При этом также следует учитывать требования главы СНиП по производству и приемке работ при возведении земляных сооружений.
Крутизну откосов траншей и их крепление из условия производства работ и устойчивости откосов следует назначать в соответствии с требованиями главы СНиП по производству и приемке работ по возведению земляных сооружений.
3.20. При прокладке трубопроводов в скальных, щебенистых, а также в коррозионных грунтах (например, шлак, строительный мусор, перегной) и грунтах с небольшой несущей способностью (менее 0,25 кгс/см2) следует предусматривать устройство под трубопроводы основания из мягкого грунта, не содержащего крупных включений (щебня и т.п.), толщиной не менее 0,1 м над выступающими неровностями основания. Изоляционные покрытия в этих условиях должны быть защищены от повреждения путем присыпки трубопровода мягким грунтом на толщину 0,2 м над верхней образующей трубы или путем применения специальных устройств, обеспечивающих защиту изоляционных покрытий от повреждения при засыпке.
3.21. В пределах городов и насоленных пунктов подземную прокладку трубопроводов следует проектировать параллельно линиям застройки вдоль проездов и дорог. Как правило, межзаводские трубопроводы следует прокладывать на разделительных полосах в технической зоне.
В стесненных условиях допускается прокладка трубопроводов под усовершенствованными покрытиями автодорог (под проездами и тротуарами).
Допускается уменьшение указанного расстояния при условии применения соответствующей защиты от коррозии, вызываемой блуждающими токами, - согласно требованиям ГОСТ 9.015-74.
3.23. На отдельных участках трассы в пределах городов и населенных пунктов в стесненных условиях при прокладке вдоль зданий и сооружений межзаводских трубопроводов с рабочим давлением до 3,5 МПа (35 кгс/см2) (включительно) допускается уменьшение расстояний, указанных в табл. 5:
- до промышленных зданий, проходных и непроходных тоннелей, до жилых и общественных зданий - до 70 % величин, установленных в таблице;
- до водопровода, канализации, дренажа, водостоков и тепловых сетей - до 50 % величин, установленных в таблице - при условии выполнения следующих мероприятий:
а) трубопроводы должны быть заключены в стальные футляры (согласно п. 4.9) на всем участке прокладки с уменьшенным расстоянием от зданий и сооружений, а также за пределами этих участков (с обеих сторон) - на величину расстояний от межзаводских трубопроводов до соответствующих зданий и сооружений, указанных в табл. 5.
Трубопроводы должны иметь изоляцию усиленного типа. Азото- и аргонопроводы могут прокладываться без футляров при условии применения на этих участках бесшовных труб и гнутых и штампованных отводов;
б) между трубопроводом и зданиями с подвальными и полуподвальными помещениями, а также между трубопроводом и тоннелям и каналами, указанными выше, должны предусматриваться дополнительные мероприятия по повышению надежности эксплуатации трубопровода и безопасности зданий и сооружений: затворы из мятой глины, газонепроницаемые стенки в каналах и т.п.
Примечание. Допускается в указанных случаях уменьшение глубины заложения труб, указанной в табл. 4, при условии защиты трубопроводов от внешних динамических нагрузок.
3.24. Допускается прокладка подземных трубопроводов сквозь коллекторы и тоннели различного назначения, за исключением тоннелей метрополитена, при условии согласования с организацией, эксплуатирующей пересекаемые коммуникации, а также выполнения следующих мероприятий:
а) на подземном трубопроводе должен быть предусмотрен стальной футляр (согласно п. 4.9), выходящий в обе стороны от пересекаемого сооружения на величину расстояний от межзаводских трубопроводов до соответствующих зданий и сооружений, указанных в табл. 5;
б) место прохода футляра через стенку сооружения должно быть герметически уплотнено.
3.25. При пересечении подземными межзаводскими трубопроводами каналов теплосети, коллекторов, тоннелей, каналов различного назначения с проходом над и под пересекаемым сооружением следует предусматривать прокладку межзаводского трубопровода в футляре (согласно п. 4.9), выходящем на 2 м в обе стороны от наружных стенок пересекаемых сооружений.
3.26. Прокладка межзаводских трубопроводов под зданиями не допускается.
3.27. При пересечении подземных межзаводских кислородопроводов с немаслонаполненными кабельными линиями, а также при пересечении азото- и аргонопроводов как с маслонаполненными, так и с немаслонаполненными кабельными линиями, в стесненных условиях допускается уменьшение расстояний, указанных в табл. 6, при условии прокладки кабеля на участке пересечения и по 2 м в каждую сторону в трубах:
- для силовых и контрольных кабелей - до 0,25 м;
- для кабелей связи - до 0,15 м.
3.28. При проектировании надземной прокладки межзаводских трубопроводов следует учитывать требования п. 3.5 настоящей Инструкции, а также предусматривать совмещение межзаводских трубопроводов на общих эстакадах или опорах с попутными трубопроводами иного назначения, если это целесообразно по технико-экономическим соображениям, при условии обеспечения возможности свободного осмотра и ремонта всех трубопроводов.
3.29. При прокладке на общих опорах и эстакадах надземных межзаводских кислородопроводов и трубопроводов другого назначения, а также межзаводских азото- и аргонопроводов кислородопроводы следует прокладывать ниже других трубопроводов.
3.30. Запрещается прокладка надземных межзаводских кислородопроводов на общих эстакадах и опорах совместно с коммуникациями для транспортирования горючих материалов и веществ, а также с электрокабелями.
3.31. При совместной прокладке на общих эстакадах или опорах расстояния между смежными надземными азото- и аргонопроводами, а также расстояния от указанных трубопроводов до других смежных трубопроводов (между осями труб) должны соответствовать требованиям Инструкции по проектированию технологических стальных трубопроводов на Ру до 10 МПа Госстроя СССР.
Расстояния от надземных межзаводских кислородопроводов до соседних трубопроводов (между осями труб) должны соответствовать требованиям Инструкции по проектированию трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома.
3.32. Расстояния по горизонтали от трубопроводов до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в табл. 7.
Таблица 7
Расстояние по горизонтали (в свету), м |
|||||||
кислородопроводы |
азото-, аргoнопроводы |
||||||
при давлении до 1,6 МПа (16 кгс/см2) включительно |
при давлении 1,6 МПа (16 кгс/см2) |
при давлении до 1,6 МПа (16 кгс/см2) включительно |
при давлении до 1,6 МПа (16 кгс/см2) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Производственные здания I и II степени огнестойкости с производствами категорий Г и Д - до стен |
Без ограничений по согласованию с организациями, в ведении которых находятся здания |
||||||
Производственные здания III, IV и V степени огнестойкости c производствами категории Г и Д - до стен |
3 |
3 |
3 |
3 |
|||
Цехи и наружные установки с производствами категорий А Б, В и Е - до стен |
5 |
5 |
3 |
3 |
|||
Жилые и общественные здания (групповая застройка) - до стен |
20 |
30 |
15 |
20 |
|||
Отдельно стоящие жилые и общественные здания и сельскохозяйственные фермы - до стен |
15 |
15 |
10 |
10 |
|||
Открытые электроподстанции до ограждения |
5 |
5 |
5 |
5 |
|||
Склады легковоспламеняющихся и горючих материалов - до ограждения |
20 |
20 |
5 |
5 |
|||
Места выпуска расплавленного металла, сооружения с постоянными источниками открытого огня - до ограждения территории |
15 |
15 |
10 |
10 |
|||
Железнодорожные пути в пределах городов и населенных пунктов, трамвайные пути - до ближайшего рельса; соответствующие мосты (кроме указанных в п. 3.7), путепроводы виадуки - до подошвы насыпи (см. также «Примечание» к таблице) |
3 |
3 |
3 |
3 |
|||
Железнодорожные пути вне пределов городов и населенных пунктов - до головки ближайшего рельса; соответствующие мосты (кроме указанных в п.3.7), путепроводы, виадуки - до подошвы насыпи; |
|
|
|
|
|||
Железные дороги: |
|
|
|
|
|||
I - II категорий |
20 |
20 |
10 |
10 |
|||
IV, V категорий (см. также «Примечание» к таблице) |
10 |
10 |
5 |
5 |
|||
Автомобильные дороги: |
|
|
|
|
|||
а) в пределах территорий городов и населенных пунктов: |
|
|
|
|
|||
- до бортового камня, |
3 |
3 |
1,5 |
1,5 |
|||
- до внешней бровки кювета или подошвы насыпи дороги, |
2 |
2 |
1,5 |
1,5 |
|||
соответствующие мосты (кроме указанных в п. 3.7), путепроводы, виадуки - до подошвы насыпи |
2 |
2 |
1,5 |
1,5 |
|||
б) вне пределов территорий городов и населенных пунктов до внешней бровки кювета или подошвы насыпи дороги; соответствующие мосты (кроме указанных в п. 3) - до подошвы насыпи: |
|
|
|
|
|||
автомобильные дороги: |
|
|
|
|
|||
I - II категорий |
20 |
20 |
10 |
10 |
|||
III - V категорий |
10 |
10 |
5 |
5 |
|||
Опоры контактной сети - до оси |
5 |
5 |
5 |
5 |
|||
Воздушные линии электропередачи, токопроводы |
Согласно ПУЭ Минэнерго, |
||||||
при этом: |
|||||||
- кислородопроводы следует рассматривать как магистральные газопроводы; |
|||||||
- азото- и аргонопроводы следует рассматривать как другие трубопроводы (за исключением путепровода и магистральных газопровода, нефтепровода и нефтепродуктопровода) |
|||||||
Силовые и контрольные электрокабели - до конструкции кабельной эстакады (см. также п. 3.3) |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
|||
Древесные насаждения - до ствола дерева |
4 |
4 |
4 |
4 |
|||
Примечание. Трубопроводы, прокладываемые вдоль путей железных дорог, должны проходить вне полосы отвода.
3.33. Расстояние по вертикали до труб надземных межзаводских трубопроводов от сооружений и коммуникаций должно быть не менее указанных в табл. 8.
Таблица 8
Высота до труб или строительных конструкций (в свету), м |
||
кислородопроводы |
азото-, аргонопроводы |
|
1 |
2 |
3 |
В непроезжей части территории в местах прохода людей (прокладка на высоких опорах) - от поверхности земли (покрытия) |
2,2 |
2,2 |
На свободной территории вне проезда транспортных средств и прохода людей (прокладка на низких опорах) - от поверхности земли: |
|
|
- при ширине труб до 1,5 м, |
0,35 |
0,35 |
- то же, от 1,5 м и более |
0,5 |
0,5 |
В местах пересечения с автодорогами - от верха покрытия проезжей части |
5 |
5 |
В местах пересечения с электрифицированными и неэлектрифицированными железнодорожными путями |
По ГОСТ 9238-73* |
|
В местах пересечения с трамвайными путями - от головки рельса |
7,1 |
7,1 |
В местах пересечения с контактной сетью троллейбуса - от верха покрытия проезжей части дороги |
7,3 |
7,3 |
Воздушные линии электропередачи |
Согласно ПУЭ Минэнерго |
|
Кабельные линии, проложенные на эстакадах, - от конструкции кабельной эстакады |
0,5 |
0,5 |
Трубопроводы различного назначения, в том числе нефте- и газопроводы: |
|
|
- для труб диаметром до 300 мм включительно, |
Диаметр трубы, но не менее 0,1 м |
|
- то же, диаметром более 300 мм |
0,3 |
0,3 |
3.34. При совместной прокладке кислородо-, азото- и аргонопроводов на общих кронштейнах и подвесках кислородопровод должен располагаться на наиболее удаленной части кронштейна или подвески и опираться на опорную поверхность кронштейна только через специальную подставку высотой не менее 100 мм.
Допускается взаимное крепление межзаводских азото- и аргонопроводов всех давлений, а также кислородопроводов при давлении в них до 1,6 МПа (16 кгс/см2) друг к другу с помощью подвесок и подставок, если позволяет несущая способность этих трубопроводов.
3.35. Допускается прокладка бронированных силовых и контрольных кабелей, а также кабелей связи, предназначенных для обслуживания данного межзаводского трубопровода непосредственно по трубопроводу. При этом кабели должны располагаться на самостоятельных кронштейнах или подвесках.
3.36. Допускается предусматривать укладку межзаводских трубопроводов, располагаемых на низких опорах, в два и более яруса при диаметре до 300 мм включительно. В этом случае расстояние от поверхности земли до верха труб (или теплоизоляции) верхнего яруса должно быть не более 1,5 м.
Кислородопроводы должны располагаться в нижнем ряду и на крайнем участке опоры.
К трубопроводам должен быть обеспечен свободный доступ для осмотра и ремонта.
3.37. При прокладке трубопроводов на эстакадах и высоких опорах допускается размещать над проездами или дорогами П-образные компенсаторы при невозможности или нецелесообразности их размещения в других местах.
3.38. При проектировании эстакад и опор межзаводских трубопроводов следует руководствоваться главой СНиП по проектированию сооружений промышленных предприятий.
Межзаводские кислородопроводы следует прокладывать на эстакадах и опорах, выполненных из несгораемых материалов.
3.39. При пересечениях с воздушными линиями электропередач надземные межзаводские трубопроводы должны располагаться ниже этих линий.
В местах пересечений с воздушными линиями электропередачи надземные межзаводские трубопроводы следует защищать ограждениями, которые должны выступать по обе стороны пересечения за крайние провода линии электропередач (по горизонтали) на расстояния не менее:
Напряжение |
Расстояние от крайнего провода по горизонтали: |
До 20 кВ |
3 м |
35-110 кВ |
4 м |
150 кВ |
4,5 м |
220 кВ |
5 м |
320 кВ |
6 м |
500 кВ |
6,5 м |
Трубопроводы в местах пересечений должны быть заземлены (см. также п. 3.13) настоящей Инструкции.
3.40. Выбор типа перехода межзаводского трубопровода через водные преграды (подводный или надводный) должен производиться на основе сравнения технико-экономических показателей рассматриваемых вариантов.
Места перехода должны быть согласованы с заинтересованными организациями.
3.41. На обоих берегах судоходных водных преград должны быть предусмотрены опознавательные знаки установленных образцов.
3.42. Расстояния по горизонтали от межзаводских трубопроводов до мостов при подводных переходах следует принимать не менее указанных в табл. 9.
Таблица 9
Тип моста |
Расстояния по горизонтали между подводными переходами межзаводских трубопроводов через водные преграды и мостами, м |
||
выше мостов по течению |
ниже мостов по течению |
||
Судоходные замерзающие реки и каналы |
Всех типов |
150* |
50 |
Судоходные незамерзающие реки и каналы |
То же |
50 |
50 |
Несудоходные замерзающие реки, каналы и другие водные преграды |
Многопролетные |
150* |
50 |
То же |
Однопролетные |
20* |
20 |
Несудоходные и незамерзающие реки, каналы и другие водные преграды |
Всех типов |
20 |
20 |
Примечания: 1*. Указанные в таблице расстояния могут быть уменьшены по согласованию с организациями, ответственными за проведение перед мостами ледовзрывных работ при пропуске паводка.
2. При переходах межзаводских трубопроводов через водные преграды шириной по зеркалу воды в межень до 15 м и глубиной до 1 м минимальное расстояние по горизонтали между межзаводскими трубопроводами и мостами допускается уменьшать до 10 м.
3.43. Подводные переходы трубопроводов через водные преграды должны предусматриваться трубами с минимальным количеством сварных стыков. Толщина стенки труб должна быть не менее чем на 2 мм больше расчетной, но не менее 5 мм.
3.44. Границами подводного перехода трубопровода, определяющими длину перехода, является участок, ограниченный отметками горизонта высоких вод (ГВВ) 10 % обеспеченности.
3.45. Подводные переходы следует предусматривать к прокладке с заглублением в дно пересекаемых водных преград. Величина заглубления должна приниматься: от верха забалластированного трубопровода на переходах через судоходные и сплавные реки - не менее 1 м, в остальных случаях - не менее 0,5 м ниже прогнозируемого предельного профиля размыва русла реки, определяемого с учетом возможных деформаций русла в течение 25 лет после окончания строительства перехода.
На переходах через несудоходные и несплавные водные преграды допускается уменьшение глубины укладки трубопроводов, при этом глубина укладки верха забалластированного трубопровода во всех случаях должна быть ниже уровня дна водоема.
Допускается укладка трубопроводов непосредственно на дно водоема (без заглубления в дно) в случае, если по технологическому процессу предприятий-потребителей допускается прекращение подачи газов на время ремонта трубопровода.
3.46. Ширину траншеи по дну при подводных переходах следует принимать в зависимости от режима водной преграды, методов разработки и характера грунтов, но во всех случаях не менее чем на 1 м больше диаметра забалластированного трубопровода.
Крутизну откосов траншеи следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП по правилам производства и приемки работ на магистральных трубопроводах.
3.47. Балластировку и расчет подводных трубопроводов против всплытия следует выполнять в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию магистральных трубопроводов.
3.48. Для подводных трубопроводов должна предусматриваться изоляция усиленного типа.
3.49. Надводные переходы межзаводских трубопроводов допускается предусматривать для водных преград с неустойчивым руслом и берегами, а также при скорости течения воды более 2 м/с и через глубокие овраги и балки.
3.50. Расстояния по горизонтали от межзаводских трубопроводов до мостов при надводных переходах следует принимать в соответствии с табл. 7 настоящей Инструкции.
3.51. Минимальные расстояния по вертикали до трубы при надводных переходах следует принимать:
- при пересечении несудоходных, несплавных рек, оврагов, балок |
не менее 0,2 м от максимального паводкового уровня воды по году 2 % обеспеченности; |
- то же, при наличии на реках корчехода |
не менее 1 м над горизонтом высоких вод (по году 1 % обеспеченности); |
- при пересечении судоходных и сплавных рек |
не менее величины, установленной нормами проектирования, подмостовых габаритов на судоходных реках и при согласовании с организациями внутреннего водного транспорта. |
3.52. Переходы межзаводских трубопроводов через болота следует проектировать в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию магистральных трубопроводов.
3.53. Выбор типа перехода трубопровода (подземный или надземный) через железнодорожные и трамвайные пути и автомобильные дороги следует производить в зависимости от местных условий и экономической целесообразности. Переходы через улицы и наземные линии метрополитена должны выполняться только подземными. Проекты переходов трубопроводов должны быть согласованы с организациями, в ведении которых находятся пересекаемые сооружения.
3.54. Расстояние от трубопровода до мест расположения рельсовых стрелок, крестовин и мест присоединения отсасывающих кабелей следует принимать не менее 3 м для трамвайных путей и 10 м для железных дорог.
3.55. Прокладку подземных переходов межзаводских трубопроводов под железными дорогами общей сети, трамвайными путями и автомобильными дорогами I, II и III категорий следует предусматривать в защитных футлярах (согласно п. 4.9).
Необходимость устройства футляров на подземных межзаводских трубопроводах при пересечении улиц, проездов, а также на переходах под внешними железнодорожными подъездными путями промышленных предприятий решается в зависимости от местных условий (интенсивность движения, наличие усовершенствованного покрытия и подземных инженерных коммуникаций и др.) и при наличии соответствующих обоснований.
Переходы межзаводских трубопроводов под железнодорожными путями общей сети следует предусматривать только в стальных футлярах. Переходы под внешними железнодорожными подъездными путями промышленных предприятий, трамвайными путями и автомобильными дорогами I, II и III категорий допускается предусматривать в неметаллических футлярах, удовлетворяющих условиям прочности и долговечности.
Для кислородопроводов должны применяться только неорганические материалы со степенью огнестойкости не менее 0,25 часа.
3.56. Концы футляров, в которых прокладываются трубы на подземных переходах через железные и автомобильные дороги, улицы и трамвайные пути, должны быть уплотнены. На одном из концов футляра должна устанавливаться контрольная вытяжная трубка, выведенная на поверхность под ковер.
Концы футляров должны быть выведены за пределы подошвы насыпи на расстояние не менее 1 м, но во всех случаях на расстояние не менее 3 м от крайнего рельса железнодорожного или трамвайного пути, края проезжей части автомобильных дорог.
3.57. В межтрубном пространстве футляра допускается прокладка кабеля связи, управления и контроля, обслуживающего межзаводской трубопровод.
3.58. Трубопроводы в пределах футляра должны иметь минимальное количество стыков.
4.1. Принятая в проекте конструкция межзаводского трубопровода должна обеспечивать:
безопасную и надежную эксплуатацию в пределах нормативного срока амортизации;
максимальное использование унифицированных элементов и узлов;
производство монтажных и ремонтных работ индустриальными методами с применением средств механизации;
возможность выполнения всех видов работ по контролю сварных швов и их испытанию;
защиту трубопровода от коррозии.
4.2. Не разрешается размещение арматуры, линзовых и т.п. компенсаторов, дренажных устройств, фланцевых и резьбовых соединений в местах пересечения трубопроводами железных и автомобильных дорог, пешеходных переходов.
4.3. Не допускается попеременно использовать трубопроводы, предназначенные для одного какого-либо газа, для других газов;
Конструкция трубопроводов должна исключать возможность перетока любого из газов в смежные трубопроводы.
4.4. Как правило, кислородопроводы должны транспортировать кислород в одном направлении.
На кислородопроводах не рекомендуется устройство непроточных тупиков.
4.5. По трассе подземного трубопровода должна предусматриваться установка железобетонных опознавательных знаков, высотой 0,6м: в местах поворотов трассы; на прямых участках - на расстоянии не более 200 м.
В пределах городов и населенных пунктов допускается выполнять маркировку, определяющую положение трассы, на стенах зданий и сооружений.
Опознавательные знаки должны быть окрашены:
- на кислородопроводе - в синий цвет;
- на азотопроводе - в желтый цвет;
- на аргонопроводе - в фиолетовый цвет.
На знаках должно быть указано наименование транспортируемых продуктов.
4.6. В случае, если очистка внутренней полости межзаводского трубопровода должна производиться с помощью металлических очистных устройств, на трубопроводе должны быть предусмотрены узлы пуска и приема очистных устройств.
Трубопровод в пределах одного очищаемого участка должен иметь постоянный внутренний диаметр и равнопроходную линейную арматуру без выступающих внутрь трубопровода узлов и деталей.
Примечание. Допускается уменьшение внутреннего диаметра арматуры не более чем на 20 %.
4.7. При решении узлов ответвлений от основного трубопровода при диаметре ответвления более 30 % диаметра основного трубопровода должны предусматриваться мероприятия, исключающие возможность попадания очистного устройства в ответвление.
4.8. Допустимые радиусы изгиба трубопровода в горизонтальной и вертикальной плоскостях должны определяться расчетом из условия прочности и устойчивости стенок труб, а также устойчивости положения трубопровода под воздействием внутреннего давления, собственной массы и продольных сжимающих усилий, возникающих в результате изменения температуры металла труб в процессе эксплуатации. Отводы искусственного гнутья следует предусматривать только из бесшовных или сварных прямошовных труб.
В случае, если очистка внутренней полости трубопровода производится путем пропуска металлических очистных поршней, радиусы гнутья следует назначать с учетом возможности пропуска очистных устройств.
4.10. Сборку и сварку межзаводских трубопроводов следует производить в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, а также согласно требованиям соответствующих глав СНиП по производству и приемке работ:
- для межзаводских трубопроводов, прокладываемых в пределах городов и населенных пунктов - согласно главе СНиП по производству и приемке работ «Газоснабжение. Внутренние устройства. Наружные сети и сооружения»;
- для межзаводских трубопроводов, прокладываемых вне пределов городов и населенных пунктов - согласно главе СНиП по производству и приемке работ на магистральных трубопроводах.
4.12. Межзаводские кислородопроводы, кроме указанного в п. 4.11, не должны также иметь на внутренней поверхности загрязнений жирами и маслом.
Загрязнения должны определяться на торцах труб, в доступных местах:
- для труб с рабочим давлением до 1,6 МПа (16 кгс/см2) - визуальным осмотром;
- для труб с рабочим давлением выше 1,6 МПа (16 кгс/см2) - в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.052-81.
Трубы с жировыми загрязнениями внутренней поверхности, превышающими допустимые по ГОСТ 12.2.052-81, должны быть обезжирены согласно указаниям отраслевого стандарта Минхиммаша ОСТ 26-04-312-71. Обезжиривание кислородных трубных проводок к приборам и средствам контроля и автоматики следует производить в соответствии с требованиями Временной инструкции по монтажу кислородных трубных проводок к приборам и средствам автоматизации Минмонтажспецстроя СССР.
После осмотра и обезжиривания торцы труб, допущенных к сборке, должны быть закрыты заглушками, предотвращающими загрязнение внутренней поверхности труб при транспортировке.
4.13. Сварку и сборку межзаводских трубопроводов следует производить по технологии, исключающей образование на внутренней поверхности трубопровода шлака, грата, брызг.
Для межзаводских кислородопроводов дополнительно должно быть исключено загрязнение внутренней поверхности жирами и маслом.
Сваренные таким образом швы должны подвергаться контролю физическими методами в количестве указанном в табл. 2, но не менее 50 %.
4.15. Соединения труб в межзаводских трубопроводах при их монтаже следует предусматривать путем сварки встык, за исключением мест, указанных в п. 4.16 настоящей Инструкции.
Сварные соединения должны предусматриваться на расстоянии не менее:
- 50 мм от опор и подвесок,
- 100 мм от начала изгиба и после него (за исключением крутоизогнутых отводов),
- 200 мм от опор до вварных штуцеров и бобышек.
Примечание. В гнутые участки трубопроводов и в соединительные детали допускается вваривать один штуцер внутренним диаметром не более 20 мм.
4.17. Резьбовые соединения на трубопроводах допускается предусматривать в местах присоединения их к резьбовой арматуре и контрольно-измерительным приборам - при надземной прокладке трубопроводов.
Применение резьбовых соединений на трубопроводах, прокладываемых в траншеях, не допускается.
4.18. На межзаводских кислородопроводах надлежит предусматривать установку запорной арматуры:
- на воздушных переходах через автомобильные дороги I и II категории и магистральные железные дороги I и II категории (по обеим сторонам);
- по обеим сторонам мостов - при прокладке по нему трубопровода (см. также п. 3.7).
4.19. На обоих концах участков кислородопроводов между запорной арматурой следует предусматривать установку продувочных свечей.
Диаметр продувочной свечи (сбросного трубопровода) следует принимать равным 0,35 диаметра трубопровода, из которого производится сброс.
Сбросы из трубопровода должны производиться на высоте не менее 3 м от планировочной отметки земли или площадки обслуживания и на расстоянии, как правило, не менее 50 м от зданий и сооружений.
В стесненных условиях допускается уменьшать расстояние от продувочной свечи до зданий и сооружений до величин, указанных в табл. 7. При этом сброс газа должен производиться на высоте, превышающей отметку конька крыши близлежащего здания (высоту) или близлежащего сооружения не менее чем на 2 м. Конструкция сбросного устройства должна исключать загрязнение воздушного бассейна промплощадок кислородом, азотом или аргоном по объемной доле не более чем на 2 %.
4.20. Арматура, устанавливаемая на кислородопроводах при диаметре условного прохода 400 мм и более, должна иметь электро- или пневмопривод и дистанционное управление. Приводы для дистанционного управления должны быть дублированы ручным управлением.
4.21. По обеим сторонам отключающей арматуры в непосредственной близости от нее на межзаводских трубопроводах следует предусматривать устройства для подключения манометров.
4.22. На кислородопроводах, при рабочем давлении в них свыше 1,6 МПа (16 кгс/см2) и при длине участка трубопровода между арматурой 250 м и более, перед запорной арматурой следует предусматривать фильтры.
4.23. Фильтры, устанавливаемые на межзаводских кислородопроводах, следует проектировать из латунной сетки с размером ячейки 0,2 мм; корпус фильтра и трубопровод между фильтром и арматурой - из коррозионно-стойких сталей или медных сплавов.
4.24. На участке межзаводского кислородопровода, отключаемом при осмотре и чистке фильтра, следует предусматривать устройства для подключения замера сопротивления фильтра, а также арматуру для сброса кислорода из отключенного участка.
4.25. Арматура с электроприводом, устанавливаемая на кислородопроводах и предназначенная для отключения фильтра должна быть сблокирована между собой так, чтобы задвижка (вентиль) на входе в фильтр могла открываться и закрываться только при закрытой задвижке (вентиле) на выходе из фильтра.
4.26. Арматура общего назначения с электроприводом, применяемая на межзаводских кислородопроводах, должна, как правило, устанавливаться с горизонтальным расположением шпинделя - для предотвращения попадания смазки в проточную часть. Допускается установка указанной арматуры с вертикальным расположением шпинделя при условии применения для смазки редуктора электропривода смазывающих жидкостей ПЭФ-130 по ТУ 6-01-652-71 или глицерина по ГОСТ 6824-76.
4.27. Арматуру следует устанавливать по возможности близко от опор трубопроводов. При массе арматуры более 300 кг должны предусматриваться специальные опоры и подвески.
4.28. На кислородопроводах перед арматурой и после нее дожжен быть предусмотрен съемный участок, на месте которого при ремонтах отключаемого участка должна устанавливаться заглушка.
Заглушка должна иметь штуцер для подключения манометра с целью возможности определения пропуска в арматуре.
4.29. Запорные органы на подземных межзаводских трубопроводах следует устанавливать надземно, в ограждаемых вентилируемых киосках, выполненных из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 0,25 часа. Устройство колодцев на подземных межзаводских трубопроводах не допускается.
4.30. Опоры и подвески для межзаводских трубопроводов следует располагать по возможности ближе к арматуре, тройникам и другим сосредоточенным нагрузкам, а также к местам поворотов трассы.
4.31. В проекте должны быть указаны данные по регулировке пружинных опор и подвесок.
4.32. На надземных межзаводских кислородопроводах, работающих при давлении свыше 0,25 МПа (2,5 кгс/см2), подвижные опоры во избежание сбрасывания при возгорании должны предусматриваться в основном на опорных конструкциях (балки, кронштейны и т.п.) и снабжаться хомутами.
Применение подвесок допускается в дополнение к основным опорам.
4.33. Компенсацию температурных деформаций межзаводских трубопроводов следует выполнять в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию магистральных трубопроводов и требованиям настоящей Инструкции.
4.34. Трубопроводы следует проектировать с учетом компенсации удлинений от изменения температуры стенок труб и воздействия внутреннего давления.
4.35. Для восприятия температурных удлинений и удлинений, возникающих от внутреннего давления, должна быть использована самокомпенсация за счет изгибов и поворотов трассы трубопровода.
4.36. При невозможности компенсации удлинений межзаводских трубопроводов за счет самокомпенсации, следует как правило, применять П-образные компенсаторы.
В обоснованных случаях (отсутствие моста и т.п.) допускается применение линзовых и волнистых компенсаторов.
Применение сальниковых компенсаторов на межзаводских трубопроводах не допускается.
4.37. Установка П-образных компенсаторов должна предусматриваться, как правило, в горизонтальном положении с соблюдением уклона межзаводского трубопровода (при наличии последнего на трубопроводе).
4.38. В проекте должны быть указаны места и величины необходимой предварительной растяжки или сжатия соответствующих участков межзаводских трубопроводов и компенсаторов, а также величина и направление предварительного смещения подвижных опор и подвесок.
4.39. Для расчета поправок на температурные условия в момент монтажа межзаводского трубопровода в проекте должна быть указана расчетная температура, для которой определена величина растяжки или сжатия компенсаторов межзаводских трубопроводов.
5.1. Расчет трубопроводов на прочность и устойчивость следует производить в соответствии с требованиями соответствующей главы СНиП по проектированию магистральных трубопроводов как для газопроводов.
5.2. При определении толщин стенки межзаводских кислородопроводов следует дополнительно учитывать прибавку к толщине стенки на коррозию, равную 0,1 мм в год (сухой кислород относятся к малоагрессивным газам, вызывающим коррозию, скорость которой не превышает указанную выше).
5.3. Минимальную толщину стенки межзаводского трубопровода следует принимать:
3 мм - для подземных трубопроводов,
2 мм - для надземных трубопроводов.
6.1. Противокоррозионные мероприятия по трассе межзаводских трубопроводов должны выполняться в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию магистральных трубопроводов.
7.1. Защиту межзаводских трубопроводов от коррозии следует производить в соответствии с требованиями ГОСТ 9.015-74 (защита от почвенной коррозии и коррозии, вызываемой блуждающими токами), в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию магистральных трубопроводов, а также в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
7.2. Подземные межзаводские трубопроводы в местах пересечения с путями электрифицированных железных дорог должны иметь изоляцию усиленного типа в соответствии с ГОСТ 9.015-74, выступающую на 3 м от конца футляра, и укладываться на центрирующие диэлектрические прокладки (из резины, дерева и т.п.).
7.3. При изменении условий прокладки (например, от подземной к надземной) и соответственно способов защиты от коррозии должно предусматриваться перекрытие защитных покрытий внахлест не менее чем на 0,5 м.
На выходе (входе) трубопровода из земли (в землю) следует предусматривать футляр, заполненный битумом или цементом.
7.4. Защита от коррозии внутренней поверхности трубопроводов не производится.
7.5. Применение покрытия из жировой смазки для защиты надземных кислородопроводов от коррозии не допускается.
7.6. Надземные трубопроводы должны быть окрашены в соответствии с требованиями отраслевого стандарта Минхиммаша ОСТ 26-04-2139-77.
- для межзаводских трубопроводов, прокладываемых в пределах городов и населенных пунктов - в соответствии с требованиями главы СНиП по производству и приемке работ «Газоснабжение. Внутренние устройства. Наружные сети и сооружения»;
- для межзаводских трубопроводов, прокладываемых вне пределов городов и населенных пунктов, - в соответствии с требованиями главы СНиП по производству и приемке работ при монтаже магистральных трубопроводов как для газопроводов.
8.2. Для каждого участка трубопровода в проекте должны быть указаны способы очистки полости трубопроводов, виды испытаний, величины испытательных давлений и способ проведения испытания (гидравлический или пневматический), а также способы продувки трубопровода.
Кроме того, в проекте должны быть указаны категории трубопроводов согласно разделу 2 настоящей Инструкции.
8.3. Очистку полости межзаводских трубопроводов следует производить в соответствии с требованиями глав СНиП, указанных в п. 8.1 настоящей Инструкции с учетом положении раздела 4 (пп. 4.11 - 4.14).
Для очистки кислородопроводов не допускается применение в очистных устройствах эластичных манжет, изготовленных из органических и горючих материалов.
8.4. Величину испытательного давления следует принимать:
для межзаводских трубопроводов, прокладываемых в пределах городов и населенных пунктов:
- при испытании на прочность давление испытания должно быть равным 1,25 от величины рабочего давления,
- при испытании на плотность давление испытания должно быть равно рабочему,
для межзаводских трубопроводов, прокладываемых вне пределов городов и населенных пунктов - согласно главе СНиП по производству и приемке работ при монтаже магистральных трубопроводов как для газопроводов.
8.5. Короткие (до 20 м) отводящие трубопроводы от вентилей продувки, связанные с атмосферой, испытаниям не подлежат.
8.6. При групповой прокладке межзаводских трубопроводов на общих опорных конструкциях или эстакадах в проекте должна быть указана возможность их одновременного гидравлического испытания или допустимые нагрузки.
8.7. Для гидравлических испытаний межзаводских кислородопроводов должна применяться вода с содержанием масла не более 5 мг/л.
8.8. Пневмоиспытания межзаводских кислородопроводов должны производиться воздухом, содержащим масла не более 10 мг/м3*.
* Здесь и далее в разделе м3 указаны при рабочих условиях: давлении воздуха на входе в трубопровод и температуре окружающей среды.
8.9. При проведении испытаний по участкам гарантийные сварные швы двух смежных участков трубопроводов могут не подвергаться испытанию на прочность и плотность при условии выполнения этих швов аттестованным сварщиком и проверки 100 % швов физическими методами контроля.
8.10. Продувка трубопроводов перед вводом в эксплуатацию должна осуществляться азотом или воздухом в количествах, обеспечивающих скорость в трубопроводе не менее 40 м/с.
8.11. Допустимые падения давления при испытании на плотность следует устанавливать в соответствии с требованиями глав СНиП, указанных в п. 8.1 настоящей Инструкции.
9.1. Уровень и средства автоматизации и технологического контроля, управления и диспетчеризации следует принимать в соответствии с требованиями технологии транспортирования газов с учетом технико-экономической целесообразности и обеспечения безопасной и надежной эксплуатации межзаводских трубопроводов.
9.2. При наличии арматуры с дистанционным управлением на щите управления арматурой должна быть вынесена аппаратура сигнализации и управления арматурой.
9.3. Сродства автоматики, контроля и телемеханики, обслуживающие межзаводские трубопроводы, должны размещаться в отапливаемых помещениях.
9.4. Местные посты управления арматурой с дистанционным управлением должны размещаться в непосредственной близости от соответствующей арматуры.
9.5. Телемеханизация линейной части трубопровода может быть:
а) при отсутствии компрессорных станций на трассе трубопровода - единой для всего трубопровода в целом, с организацией диспетчерского пункта телемеханики на заводе-поставщике газов;
б) при наличии компрессорных станций на трассе трубопровода - по участкам, в границах завода-поставщика и компрессорных станций, с организацией диспетчерских пунктов на заводе-поставщике газов и на каждой компрессорной станции.
На указанных пунктах должна располагаться аппаратура управления системы телемеханики линейной части трубопровода.
9.6. Проектирование помещений расположения щитов управления арматурой и аппаратуры управления системы телемеханики следует производить в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию производства продуктов разделения воздуха Минхимпрома.
9.7. Система питания сжатым воздухом пневматических приборов и запорной арматуры с пневмоприводом должна иметь буферные емкости, обеспечивающие запас сжатого воздуха для работы в течение не менее одного часа.
9.8. На выводах межзаводских трубопроводов с заводов-производителей и на вводах на предприятия-потребители, на территориях указанных предприятий следует предусматривать установку регистрирующих приборов, измеряющих расход, давление и температуру газа.
При наличии диспетчерских пунктов должна быть обеспечена возможность передачи показаний приборов на соответствующие диспетчерские пункты.
Расходомеры рекомендуется устанавливать на потоках с постоянным давлением.
10.1. Проектирование линий технологической связи должно производиться в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию магистральных трубопроводов, а также в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
10.2. Линии технологической связи входят в состав линейных сооружений трубопровода, служат для централизованного управления их работой и являются технической базой для автоматизированной системы управления (АСУ) работой трубопроводного комплекса.
10.3. Технологическая связь межзаводских трубопроводов должна обеспечивать:
- диспетчерскую телефонную связь между:
а) заводом-поставщиком,
б) предприятиями-потребителями,
в) службой эксплуатации трубопроводов,
г) компрессорными станциями;
- систему линейной связи, обеспечивающую:
а) телефонную (радиотелефонную) связь транспортных средств ремонтных бригад, находящихся на трассе трубопровода, со службой эксплуатации трубопровода,
б) возможность установления связи ремонтных бригад, работающих на трассе, между собой;
- каналы телемеханики*;
- каналы передачи данных для АСУ*.
Примечания. 1.* Необходимость устройства каналов связи решается проектом исходя из конкретных условий.
2. В отдельных случаях при соответствующем техническом обосновании и при наличии городской (или междугородной) телефонной связи допускается диспетчерскую телефонную связь не осуществлять.
10.4. Кабельные линии технологической связи следует предусматривать, как правило, с левой стороны трубопровода по ходу газа. Для прокладки могут быть использованы только бронированные кабели.
Допускается крепление бронированного кабеля связи, обслуживающего данный трубопровод, непосредственно к трубопроводу.
10.5. Прокладка кабеля связи над и под трубопроводом не допускается.
10.6. В местах частых раскопок трубопровода кабель должен помещаться в защитную трубу.
11.1. Материалы и изделия, предусматриваемые в проектах межзаводских трубопроводов, должны соответствовать требованиям действующих стандартов, технических условий, а также действующим нормалям.
11.2. Пропускная способность межзаводского трубопровода должна обеспечить подачу газа к потребителям исходя из максимальной суммы часовых расходов, определяемых по совмещенному суточному графику потребления газа всеми потребителями, с учетом требуемых давлений у потребителей.
11.3. Определение внутреннего диаметра межзаводского трубопровода следует производить исходя из гидравлического расчета трубопровода с учетом экономической эффективности.
В случае экономической целесообразности на трассе межзаводского трубопровода могут предусматриваться компрессорные станции, ориентировочно через 100 км длины трубопровода.
11.5. Расход газа на участках трубопровода определяется по формулам (1) и (2):
а) без учета рельефа трассы - при отсутствии на расчетном* участке точки с превышением или снижением вертикальных отметок по сравнению с отметкой начальной точки рассматриваемого участка более чем на 100 м - формула (1):
Обозначения в формуле - см. ниже формулу (2);
* Расчетные участки:
- между началом и концом трубопровода - при отсутствии компрессорных станций,
- между двумя смежными компрессорными станциями,
- между компрессорной станцией и началом или концом трубопровода,
- между началом (или концом трубопровода, компрессорной станцией) и отводом, или между двумя отводами (в пределах постоянного расхода газа).
б) с учетом рельефа трассы - участки межзаводских трубопроводов, на которых не обеспечивается указанное выше условие, - формула (2). При этом участок трубопровода следует рассматривать как состоящий из наклонных прямолинейных участков с усредненным уклоном. Отметка начальной точки принимается равной нулю (hн = 0); отметки характерных точек на трубопроводе, расположенных выше начальной точки, имеют знак плюс (+), ниже начальной - минус (-).
где q - расход газа, м3/ч при температуре 293 К (20 °С) и давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.);
d - внутренний диаметр трубы, мм;
Pн, Pк - соответственно абсолютные давления в начало и конце участка трубопровода, кгс/см2;
l - коэффициент гидравлического сопротивления участка трубопровода, безразмерный;
D - относительная удельная плотность газа по воздуху, безразмерная;
Tср - средняя по длине участка трубопровода температура транспортируемого газа, К (в градусах Кельвина);
zср - средний по длине участка трубопровода коэффициент сжимаемости газа, безразмерный: принимается zср = 1;
L - джина участка трубопровода, км;
a - коэффициент, 1/м (м-1);
hк - превышение или снижение конечной точки расчетного участка трубопровода относительно начальной точки, м;
hi - превышение или снижение i-й точки трассы относительно начальной точки, м;
li, - длина i-го элемента участка газопровода, км.
Коэффициент гидравлического сопротивления l определяется по формуле (3):
где А - коэффициент, учитывающий местные сопротивления трубопровода, безразмерный; принимается равным для сухого газа:
1,16 - при наличии на трубопроводе устройств для периодической очистки внутренней полости трубопроводов,
1,24 - при отсутствии указанных устройств;
Re - критерий Рейнольдса;
H - эквивалентная шероховатость труб, мм; принимается равной 0,03 мм;
d - внутренний диаметр трубы, мм.
Средняя по длине участка трубопровода температура транспортируемого газа Tср - принимается равной:
для подземных трубопроводов - среднегодовой температуре грунта на глубине заложения оси трубопровода,
для участков трубопроводов, прокладываемых надземно - среднегодовой температуре воздуха.
Коэффициент a определяется по формуле (4):
где D, Tср, zср имеют те же значения, что и в формуле (2).
Примечание. При определении расхода газа для кислородопроводов дополнительно должна быть проверена в соответствии с п. 11.4 настоящей Инструкции скорость кислорода в конце трубопровода:
- для подземных кислородопроводов - при абсолютной максимальной температуре грунта на глубине заложения;
- для надземных кислородопроводов - при абсолютной максимальной температуре воздуха в данном районе.
11.6. Трубы и фасонные детали для межзаводских кислородопроводов следует выбирать в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома.
11.7. Трубы и фасонные детали для межзаводских аргоно- и азотопроводов следует выбирать в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию технологических стальных трубопроводов на Ру до МПа Госстроя СССР как для трубопроводов группы В.
11.8. Арматуру кислородопроводов следует применять в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома.
11.9. Арматуру азото- и аргонопроводов следует применять в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию технологических трубопроводов на Ру до 10 МПа Госстроя СССР.
11.10. Фланцевые соединения для межзаводских кислородопроводов следует применять согласно требованиям Инструкции по проектированию трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома.
11.11. Фланцевые соединения для межзаводских аргоно- и азотопроводов следует применять согласно требованиям Инструкции по проектированию технологических стальных трубопроводов на Ру до 10 МПа Госстроя СССР.
11.12. Применение контрольно-измерительных приборов на межзаводских кислородопроводах должно соответствовать требованиям Инструкции по проектированию трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома.
11.13. На межзаводских азото- и аргонопроводах могут применяться общепромышленные контрольно-измерительные приборы.
11.14. Выбор опор и подвесок для межзаводских трубопроводов следует производить:
- для кислородопроводов - в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома,
- для азото- и аргонопроводов - в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию технологических стальных трубопроводов на Ру до 10 МПа Госстроя СССР.
11.15. Детали, предохраняющие трубопроводы от всплытия (грузы, утяжеляющие покрытия, анкерные устройства) следует предусматривать в соответствии с указаниями главы СНиП по проектированию магистральных трубопроводов.
12.1. Прокладка межзаводских трубопроводов в районах с сейсмичностью 8 баллов и более должна быть преимущественно подземной.
12.2. Надземные межзаводские трубопроводы, прокладываемые на опорах, следует рассчитать на сейсмичность с учетом требований главы СНиП по проектированию строительства в сейсмических районах (в части надземных сооружений).
Крепление надземных трубопроводов к опорам следует предусматривать свободным с предохранением труб от возможного сброса.
12.3. В районах с сейсмичностью 9 баллов следует предусматривать 100-процентную проверку сварных стыков подземных межзаводских трубопроводов физическими методами контроля.
12.4. Во избежание механических повреждений трубопроводов эстакады для трубопроводов должны располагаться на расстоянии не менее 0,8 м высоты ближайших несейсмостойких зданий или сооружений.
12.5. Компенсирующую способность каждого участка трубопровода между неподвижными опорами следует предусматривать на 100 мм больше требуемой по расчету на температурную деформацию.
12.6. Проектирование межзаводских трубопроводов в районе вечномерзлых грунтов следует производить согласно требованиям Инструкции по проектированию технологических стальных трубопроводов на Ру до 10 МПа Госстроя СССР.
СОДЕРЖАНИЕ