Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ВОЗДУХООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
ПО ПРОЕКТНЫМ РЕШЕНИЯМ МИНПРИРОДЫ РФ

ПНД 1-94

РАЗРАБОТАН Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха Минприроды России (НИИ Атмосфера) под редакцией к.ф-м.н. В.Б. Миляева

ИСПОЛНИТЕЛИ к.т.н. В.К. Кузнецов (ответственный исполнитель), к.т.н. В.С. Шляхтин, И.А. Морозова, Л.Б. Шмидова

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ письмом ДГЭК Минприроды России № 11-02/02-594 от 25.12.95 г.

Содержание

1 Введение

2 Ссылки на нормативные документы

3 Понятия и определения

4 Сокращения

5 Общие положения

6 Порядок рассмотрения и проведения экологической экспертизы предпроектной и проектной документации органами Минприроды РФ в части воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду

7 Порядок выдачи разрешений на выброс ЗВ в атмосферу по проектным решениям

Приложение 1 (рекомендуемое) Состав материалов по охране атмосферного воздуха согласно требованиям раздела 8 Декларации о намерениях в Приложении 4 «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации»

Приложение 2 (рекомендуемое) Состав материалов ТЭО, проекта предприятия «Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения (ОАВ) - ОВОС»

Приложение 3 (рекомендуемое) Материалы, представляемые в органы Минприроды РФ при рассмотрении и экспертизе территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем (проектов) районной планировки, генеральных планов городов и других поселений, проектов застройки районов, городов и других поселений, проектов детальной планировки, реконструкции (перепрофилирования) предприятий и их ликвидации.

Приложение 4 (рекомендуемое) Материалы, представляемые в органы Минприроды РФ по охране атмосферного воздуха при разработке схем теплоснабжения.

Приложение 5 (рекомендуемое) Вопросы, подлежащие проверке при экспертизе проектных решений в части охраны атмосферного воздуха от загрязнения

Приложение 6 ПЕРЕЧЕНЬ видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации, на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке

Приложение 7 (справочное) ПЕРЕЧЕНЬ органов Минприроды РФ, осуществляющих экологическую экспертизу и выдачу разрешений на выброс загрязняющих веществ

1 Введение

Настоящий документ

- разработан в соответствии с экологическими требованиями, изложенными в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г., Законе «Об охране атмосферного воздуха» от 25.06.80 г. и «Руководстве по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации», М. 1993 г., с целью повышения эффективности проведения экологической экспертизы и согласования воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям;

- устанавливает требования в части рассмотрения и проведения экологической экспертизы предпроектных и проектных материалов на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение) народнохозяйственных объектов на территории Российской Федерации в части воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду;

- выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу по проектным решениям, выдачи разрешений на экспорт (импорт) промышленных отходов и комплексное природопользование;

- применяется при проведении экологической экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство в части намечаемых мероприятий по охране атмосферного воздуха (ОАВ) от загрязнения и оценки воздействия на окружающую среду (ОВСО) по проектным решениям;

- предназначен для органов, осуществляющих экспертизу предпроектной и проектной документации в части воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду, предприятий-заказчиков, проектных, строительных и других организаций.

2 Ссылки на нормативные документы

Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СНиП 1.02.01-85.

Положение о государственной экологической экспертизе Российской Федерации. М., 1993.

Указания к экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации. М., 1994.

Руководстве по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации. М., 1993.

Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации. РДС-30.201-93.

Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации.

ГОСТ 17.2.301-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест.

3 Понятия и определения

Содержащиеся в настоящем документе понятия и определения соответствуют ГОСТ 17.2.301-86.

4 Сокращения

ПДК - предельно допустимая концентрация.

ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду.

ОАВ - охрана атмосферного воздуха.

ТЭО - технико-экономическое обоснование.

ВОМ - воздухоохранные мероприятия.

ЗВ - загрязняющие вещества.

5 Общие положения

Настоящая инструкция содержит указания, регламентирующие порядок проведения экологической экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение) в части намечаемых мероприятий по охране атмосферного воздуха (ОАВ) от загрязнения и оценки воздействия на окружающую среду (ОВСО) по проектным решениям, связанных с выбросом ЗВ в атмосферу, а также порядок выдачи разрешений на выброс ЗВ в атмосферу по проектным решениям.

Инструкция разработана в соответствии с основными требованиями «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 1.02.01-85), «Положения о государственной экологической экспертизе Российской Федерации», «Указаний к экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации», «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации», «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации» (РДС-30.201-93) и «Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации», 1994 г., и предусматривает необходимую детализацию их требований в части, касающейся экспертизы воздухоохранных мероприятий (ВОМ). Инструкция определяет объем требований к материалам по разделам «ОАВ - ОВОС», которые должны быть представлены в органы Минприроды РФ на экспертизу на различных стадиях проектирования.

Министерства и ведомства РФ, их проектные и научно-исследовательские организации при разработке предпроектной и проектной документации на строительство промышленных предприятий, а органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ при осуществлении функций государственного контроля над охраной атмосферного воздуха должны обеспечивать:

а) меры по улавливанию ЗВ (использование рассеивающих свойств атмосферы допускается только после применения наиболее эффективных технологий производств и средств, обеспечивающих максимальную степень очистки отходящих газов) с целью соблюдения норм ПДК ЗВ в атмосфере;

б) разработку удельных величин выбросов (удельных показателей) на единицу выпускаемой продукции с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной практики;

в) разработку предложений по ПДВ ЗВ в атмосферу в проектах реконструкции действующих предприятий и строительства новых объектов. При этом не допускается увеличение объемов выбросов тех ЗВ (по сравнению с существующими или согласованными в предпроектной документации объемами), по которым в зоне действия выбросов рассматриваемого предприятия превышаются ПДК ЗВ в атмосферном воздухе;

г) разработку мероприятий в предпроектной и проектной документации по снижению валовых объемов выбросов (в сравнении с существующими объемами) тех ЗВ, по которым на рассматриваемой территории превышаются ПДК ЗВ. При увеличении на каком-либо из рассматриваемых предприятий объемов выбросов таких веществ должны быть разрешены и согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами мероприятия (с их технико-экономическим обоснованием) по соответствующему снижению в зоне влияния данного предприятия объемов аналогичных выбросов на производствах других предприятий (включая, в случае необходимости, их перепрофилирование или закрытие);

д) возможность осуществления действенного контроля над эффективностью работы пылегазоочистного оборудования и количеством выбросов ЗВ в атмосферу.

5.5 Представители органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ осуществляют выборочную проверку соблюдения проектными организациями при проектировании предприятий требований законодательных и нормативных документов и государственных стандартов по охране атмосферного воздуха и ОВОС.

6 Порядок рассмотрения и проведения экологической экспертизы предпроектной и проектной документации органами Минприроды РФ в части воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду

6.1 Рассмотрению и проведению государственной экологической экспертизы органами Минприроды в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС подлежат:

- региональные схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования;

- схемы (проекты) районной планировки;

- генеральные планы городов и других поселений;

- схемы теплоснабжения городов;

- генеральные планы территорий сельских органов местного самоуправления и функциональных территорий;

- проекты детальной планировки;

- ТЭО и проекты на строительство, реконструкцию1, расширение, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию народнохозяйственных объектов, независимо от их сметной стоимости;

- материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программы реабилитации этих территорий;

- материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий2, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов;

- обосновывающие материалы лицензий (разрешений) на природопользование.

________________________

1 - В Инструкции далее под «реконструкцией» понимается расширение, реконструкция, техническое перевооружение, перепрофилирование предприятий.

2 -Процедура проведения государственной экологической экспертизы ТЭО (проектов) предприятий с иностранными инвестициями определяется Минприродой РФ.

6.2 Предпроектные материалы (ТЭО, ТЭР) по ОАВ и ОВОС должны разрабатываться с учетом проработок по воздухоохранным мероприятиям в предпроектной документации, указанной в п. 6.1, на основе исходных данных (фоновых концентраций), выдаваемых территориальными органами Росгидромета по согласованию с органами санитарно- эпидемиологического надзора.

Материалы по охране атмосферного воздуха при выборе места размещения объекта излагаются в п. 8 Декларации (ходатайства) о намерениях, рекомендуемой в Приложении 4 «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации», и излагаются более подробно в разделе «Прогноз воздействия объекта на окружающую среду. Атмосферный воздух» в составе материалов по экологическому обоснованию места размещения объекта в соответствии с требованиями Приложения 5 Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации.

6.3 ОВОС на стадиях проектирования строительства объекта и намечаемой хозяйственной деятельности, включая его перепрофилирование, ликвидацию, должна производиться с учетом разработанных в предпроектных материалах воздухоохранных мероприятий. ОВОС является обязательным элементом планирования и проектирования всех видов хозяйственной или иной деятельности, осуществление которых в настоящем и будущем прямо или косвенно окажет воздействие на состояние природных ресурсов, здоровье и благосостояние населения.

6.4 На экспертное рассмотрение и экологическую экспертизу в органы Минприроды РФ предпроектная и проектная документация должна представляться в следующем виде:

а) «Охрана атмосферного воздуха (ОАВ) - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» при разработке ТЭО - отдельный подраздел раздела «Охрана окружающей природной среды», состав которого определяется по значению параметра П или Ф Приложения 2.

б) «Охрана атмосферного воздуха (ОАВ) - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» при разработке проекта - отдельный подраздел раздела «Охрана окружающей природной среды», состав которого определяется по значению параметра П или Ф Приложения 2.

в) «Охрана атмосферного воздуха (ОАВ) - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» - подраздел в разделе «Охрана окружающей природной среды» при разработке схем (проектов):

- территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;

- схем (проектов) районной планировки;

- генеральных планов городов и других поселений;

- проектов детальной планировки и застройки районов годов и других поселений;

- проектов реконструкции предприятий;

- проектов ликвидации предприятий - в соответствии с Приложением 3.

г) «Охрана атмосферного воздуха» - подраздел в разделе «Охрана окружающей природной среды» при разработке схем теплоснабжения - в соответствии с Приложением 4.

6.5 Главное управление государственной экологической экспертизы Минприроды РФ осуществляет экспертизу:

- предпроектных материалов по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства;

- проектов федеральных комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;

- материалов комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программы реабилитации этих территорий;

- ТЭО и проектов на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, ликвидацию объектов и предприятий федерального значения (магистральные нефте- и газопроводы, железные дороги, автомагистрали, объекты энергетики и топливно-ядерного цикла, объекты по производству и уничтожению ядовитых и наркотических веществ, крупные объекты оборонной промышленности, объекты освоения космоса, объекты с иностранными инвестициями) и других проектов, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду двух или нескольких республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, а также сопредельных государств;

- проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, регламентирующих хозяйственную деятельность;

- проектов, прошедших государственную экологическую экспертизу в экспертных комиссиях, образованных территориальными органами Минприроды России, в порядке координации и методического руководства;

- материалов экологических обоснований лицензий на изъятие природных ресурсов и сертификатов.

6.6 Территориальные экспертные органы государственной экологической экспертизы республик в составе РФ, автономных образований, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экологическую экспертизу в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС:

- всех видов предплановой и предпроектной документации по экологическому и социальному развитию соответствующих территориальных образований;

- ТЭО и проектов (рабочих проектов) на строительство (реконструкцию) хозяйственных объектов и комплексов территориального уровня, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (в том числе эскизных и типовых);

- ТЭО и проектов на размещение, переработку, захоронение промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов.

6.7 Государственная экологическая экспертиза предпроектных и проектных материалов в Главгосэкспертизе Минприроды РФ и в республиканских, территориальных органах экологической экспертизы в зависимости от ее сложности осуществляется экспертными комиссиями, в состав которых включаются ученые, специалисты проектных организаций и органов государственного надзора, ведущие сотрудники НИИ и другие специалисты по основным направлениям экспертизы предпроектных и проектных материалов данного профиля.

В процессе экспертной работы готовятся заключения экспертов и сводное заключение экспертной комиссии. Вопросы, подлежащие проверке при экспертизе проектных решений, изложены в Приложении 5.

6.8 Экспертный орган, проводящий государственную экологическую экспертизу, рассматривает проект, сводное заключение экспертной комиссии по проекту хозяйственной деятельности и готовит «Заключение государственной экологической экспертизы», которое направляется заказчику проекта.

6.9 Сроки экспертного рассмотрения воздухоохранных мероприятий - ОВОС в предпроектной и проектной документации регламентируются характером и степенью воздействия объекта на окружающую среду, а также сложностью природных условий места размещения объекта.

Сроки экспертного рассмотрения воздухоохранных мероприятий - ОВОС в материалах ТЭО и проектов при проведении экологической экспертизы не должны превышать установленных Минприродой РФ сроков.

Рассмотрение ТЭО (проектов) по экологически опасным объектам, оказывающим значительно вредное трансграничное воздействие, осуществляется в сроки, предусмотренные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» и связанных с ней международных нормативных документах. Перечень видов деятельности с трансграничным характером воздействия приведен в Приложении 6.

6.10 Положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам ТЭО (проекта) является обязательным документом для выдачи разрешения на комплексное природопользование и заключение договора на изъятие земельного участка. Рекомендуемая форма «Разрешения на комплексное природопользование» приведена в Приложении 10 «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации», М., 1993. Положительное заключение является одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта экологической экспертизы.

6.11 Проекты на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, разработанные в соответствии с согласованным ТЭО, представлению в органы государственной экологической экспертизы не подлежат. Контроль над соблюдением в проектах требований к воздухоохранным мероприятиям, согласованных в ТЭО органами экологической экспертизы, осуществляется в процессе реализации проекта органами государственной инспекции Минприроды РФ. В случае если ТЭО является последней стадией проектирования, объем требований в части раздела «Охрана атмосферного воздуха» должен соответствовать требованиям, предъявляемым к проекту (рабочему проекту) согласно Приложению 6 «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации». При изменении решений, согласованных в ТЭО, проекты подлежат дополнительному рассмотрению в органах государственной экологической экспертизы, а при необходимости по решению экспертных органов производится рассмотрение проекта экспертной комиссией.

6.12 Решения органов государственной экологической экспертизы, оформленные в виде «Заключения государственной экологической экспертизы», являются обязательными для исполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности на территории России, континентальном шельфе и морской экономической зоне вне зависимости от принадлежности объектов, форм собственности, источников финансирования и могут быть опротестованы заинтересованными сторонами только в судебном порядке.

6.13 В случае вынесения экспертной комиссией отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы могут быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями экспертной комиссии и представлены на повторное рассмотрение. Основанием для повторного рассмотрения экспертной комиссии материалов по объектам экспертизы являются:

- решения судебных органов;

- изменение условий природопользования;

- доработка материалов с учетом замечаний экспертной комиссии.

6.14 Утверждение проекта строительства объекта министерством, ведомством (заказчиком) при отсутствии положительного заключения органов государственной экологической экспертизы не допускается.

6.15 Рассмотрение и согласование лицензий на экспорт, импорт промышленных отходов и комплексное природопользование в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС.

6.15.1 Рассмотрение и согласование лицензий (разрешений) на экспорт промышленных отходов и комплексное природопользование в РФ в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС производится в соответствии с «Положением о порядке согласования лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения», «Положением о порядке принятия решения о выдаче лицензий на экспорт (импорт) промышленных отходов» в зависимости от опасности загрязнения ими атмосферного воздуха в процессе подготовки к транспортировке, транспортировки и переработки и «Временным положением о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование», 1993.

6.15.2 Состав документации, представляемой организациями всех форм собственности для согласования лицензий в системе Минприроды России, порядок рассмотрения и принятия решения о выдаче лицензий на экспорт и импорт промышленных отходов определены положениями, указанными в п. 6.15.1.

6.15.3 В зависимости от категории опасности отходов (других экологически опасных веществ), их объемов и местных условий органы государственной экологической экспертизы Минприроды РФ или территориальное управление государственной экологической экспертизы принимают решение о проведении государственной экологической экспертизы представляемых заявителем материалов.

6.15.4 При положительном заключении государственной экологической экспертизы по представлению отдела (управления), ответственного за подготовку решения о выдаче лицензий, руководитель территориального органа или заместитель министра, курирующий лицензионную деятельность, на бланке заявления на лицензию в графе 22 ставит свою подпись, которая заверяется печатью, после чего решение о выдаче лицензии вступает в силу.

6.15.5 В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы решение о выдаче лицензии не принимается, о чем сообщается заявителю в письменной форме, а представленные им документы возвращаются.

6.15.6 Решение о выдаче лицензии принимается в течение 20 дней после получения заявленных документов, а в случае проведения экспертизы - в течение 10 дней после завершения экспертизы.

6.15.7 Территориальный орган Минприроды РФ, принявший решение о выдаче лицензии, направляет копию оформленного заявления на лицензию в Минприроды РФ для регистрации и ведения банка выданных лицензий. Одновременно высылается экологическое заключение в адрес территориального отдела лицензирования государственного лицензионного комитета РФ.

7 Порядок выдачи разрешений на выброс ЗВ в атмосферу по проектным решениям

7.1 Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу выдается в составе Разрешения на природопользование на все проектируемые и реконструируемые источники загрязнения атмосферного воздуха при положительном заключении экспертных органов Минприроды РФ по материалам ТЭО или проекта строительства народнохозяйственного объекта по форме, приведенной в Приложении 10 «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации», М., 1993.

7.2 Для получения разрешения на выброс ЗВ в атмосферу должны быть представлены материалы ТЭО (проекта), оформленные в виде подраздела «Охрана атмосферного воздуха - оценка воздействия загрязнения атмосферного воздуха» в разделе ТЭО (проекта) строительства объекта «Охрана окружающей среды».

7.3 Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу источниками, проектируемыми в составе предприятий, выдаются:

- Департаментом по экологическому контролю по согласованным Главэкспертизой Минприроды РФ проектам федерального уровня, реализация которых затрагивает интересы РФ и граничащих с ней государств, либо интересы двух и более республик (краев, областей) в составе РФ;

- республиканскими и территориальными органами экологической экспертизы предпроектных и проектных материалов по другим проектным решениям соответствующих территориальных образований, независимо от форм собственности, а также проектным материалам предприятий, объем иностранных инвестиций, в которые не превышает 100 млн. руб. (кроме предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей).

7.4 Лицензия (разрешение) на природопользование должна содержать подраздел с перечнем и количеством разрешенных к выбросу ЗВ в атмосферу, предусматривающий нормативы ПДВ ЗВ. Регистрационный номер «Разрешения на природопользование» и печать органа, его выдавшего, ставятся на титульном листе книги материалов проекта «Охрана окружающей природной среды - оценка воздействия на окружающую среду».

Приложение 1
(рекомендуемое)
Состав материалов по охране атмосферного воздуха согласно требованиям раздела 8 Декларации о намерениях в Приложении 4 «
Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации»

1 Обоснование выбора места (района) размещения предприятия и площадки строительства с учетом физико-географических и метеорологических факторов, устойчивости ландшафтов к проектируемому уровню техногенных воздействий, наличия особо охраняемых территорий и объектов, а также полученных от государственных органов Гидрометеослужбы исходных данных о фоновых концентрациях, характеризующих уровни загрязнения атмосферы в предлагаемом для размещения районе с учетом строящихся и намечаемых к строительству предприятий.

2 Характеристика предприятия в части параметров источников выбросов, качественного и количественного состава выбросов загрязняющих химических и биологических веществ в атмосферу, намечаемые принципиальные решения по охране атмосферного воздуха от загрязнения, включая их очистку и утилизацию с обоснованием выбора проектных решений, характеризующихся минимальными выбросами ЗВ.

3 Ситуационный план района размещения предприятия (с учетом альтернативных вариантов) с указанием санитарно-защитной зоны и зоны влияния предприятия. Перечень и расположение объектов воздействия в зоне влияния предприятия.

4 Упрощенные расчеты загрязнения атмосферного воздуха в районе размещения предприятия3. Прогноз воздействия объекта на окружающую среду (по каждому варианту размещения).

_______________________

3 - При производстве упрощенных расчетов для источников с одноименными выбросами допускается задавать осредненные высоты труб, источники одноименных выбросов сводить в один с размещением в центре площадки (при значительных размерах промплощадки она должна быть условно разбита на несколько составных со своими точками в их центрах), производить расчеты как вручную, так и с использованием ЭВМ в соответствии с требованиями ОНД-86. Детальные расчеты производятся на стадии ТЭО (проекта).

5 Масштабы вероятного воздействия намечаемой деятельности в нормальном режиме эксплуатации, при залповых выбросах и аварийных ситуациях с указанием их возможных последствий. Возможность трансграничного переноса.

6 Нормативы ПДК загрязняющих (биологических) веществ, выбрасываемых в атмосферу. Для ЗВ, не имеющих ПДК, с Минздравом РФ согласовываются и указываются временные допустимые концентрации (ОБУВ). В случае отсутствия ПДК (ОБУВ) для выбрасываемого ЗВ обосновывающие материалы отклоняются от согласования.

Приложение 2
(рекомендуемое)
Состав материалов ТЭО, проекта предприятия «Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения (ОАВ) - ОВОС»

1 Состав материалов ТЭО по вопросам «ОАВ - ОВОС» определяется значением параметра Ф и приведен в таблице 1 настоящего Приложения4.

________________________

4 - Если при разработке ТЭО для всех источников выброса имеется возможность расчета параметра П, значение которого по данным проектной организации не изменится на стадии разработки проекта, параметр Ф не рассчитывается.

Параметр Ф для данного предприятия определяется в зависимости от значений параметров Фi и Фе. Максимальное значение из величин параметров Фi и Фе принимается за параметр Ф для данного предприятия.

Параметр Фi для каждого выбрасываемого вещества рассчитывается по формуле:

                                                                                         (1)

где: Hicp - средняя высота выброса, м;

Mij - количество i-oгo вещества, выбрасываемого j-ым источником, г/с;

ml - количество источников на предприятиях, выбрасывающих одноименные вещества;

ПДКi - максимально разовая предельно допустимая концентрация i-oгo вещества для населенных мест, мг/м3.

Для групп веществ, обладающих суммацией вредного воздействия, параметр Фe рассчитывается по формуле:

                                                                                                        (2)

где: nl - количество веществ, входящих в группу суммации.

Из всех Фi и Фе выбирается максимальное значение, которое и принимается за параметр Ф для данного предприятия.

2 Состав материалов проекта предприятия по вопросам «ОАВ - ОВОС» определяется значением параметра П и приведен в таблице 1 настоящего Приложения.

Определение параметра П, по значению которого определяется круг вопросов, подлежащих рассмотрению при разработке проекта (рабочего проекта) производится в следующей последовательности.

Для определения параметра П для каждого i-oгo вещества и каждого j-огo источника рассчитываются значения требуемого потребления воздуха (ТПВ) и параметра R по следующим формулам:

                                                                                          (3)

                                                                                                (4)

где: Мρ - количество вещества, выбрасываемого источником, г/с;

ПДКi - разовая предельно допустимая концентрация i-oгo вещества для населенных мест, мг/м3;

Дi - диаметр устья источника, м. Если устье источника не круглое, то за Дi принимается его наибольший размер;

Hi - высота источника над уровнем земли, м;

qp - концентрация вещества в устье источника:

                                                                                                

Vi - объем газо-воздушной смеси, м3/с;

при Di>0,5Hi для Di/(Hi+Di) принимается значение, равное 1.

Значение параметра Пi для каждого вещества определяется по следующей формуле:

                                                                                           (5)

Для групп веществ, обладающих суммацией вредного воздействия, рассчитывается параметр Пе по формуле:

                                                                                                        (6)

Из всех значений Пi и Пе выбирается максимальное значение, которое и принимается за параметр П для данного предприятия.

Примечание: Если для получения разрешения на выброс ЗВ в атмосферу необходимо учесть источники загрязнения, для которых нет обоснованных данных для расчета параметра П, то степень воздействия предприятия на загрязнение атмосферного воздуха характеризуется значением параметра Ф.

Значения параметров Пi, Пе, Фi, Фе для рассматриваемого в примере случая приведены в таблице 2 Приложения 2. Так для суммации сернистого ангидрида и двуокиси азота значения их составляют:

Пе=0,17·106+26,1·106+8,63·106=3,5·107 м3/с,                                                          

                                                         

что соответствует представлению материалов в объеме графы 4 Приложения 2 (таблица 1).

Таблица 1

Состав книги «Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения в зависимости от значения параметров П и Ф (для ТЭО, проекта)

Состав ТЭО, проекта (рабочего проекта)

Значение параметра П, м3

Примечания

Более 108

108-106

106-5·104

Менее 5·104

Значение параметра Ф, м2

Более 5·103

5·103-3·102

3·102-80

Менее 80

1

2

3

4

5

6

7

1

Исходные данные для проектирования. Характеристика объекта в части выбросов ЗВ в атмосферу. Сведения о согласовании условий природопользования. Климатическая и физико-географическая характеристика района и площадки строительства. Видовой состав фауны и флоры. Охраняемые территории и объекты. Потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА), фоновые уровни загрязнения и состояние мониторинга атмосферного воздуха района и площадки строительства объекта.

+

+

+

+

Фоновые концентрации устанавливаются территориальными органами федеральной метеослужбы и выдаются по запросам заинтересованных организаций в установленном порядке.

2

Ситуационный план (карта-схема) района размещения предприятия, соответствующий зоне влияния источников предприятия с указанием санитарно-защитной зоны, с учетом поправки на рельеф в зоне влияния, селитебной территории, растительного мира, зон отдыха, санаториев и домов отдыха, памятников архитектуры и культуры, природоохранных зон, границ промплощадок, основных авто- и железнодорожных магистралей.

+

+

+

+

Прогнозируемое фоновое загрязнение принимается по данным головной организации по установлению ПДВ для городов, при их отсутствии учет строящихся, проектируемых источников загрязнения воздуха согласовывается с комитетом по охране природы.

3

Характеристика выделяемых и выбрасываемых в атмосферу ЗВ и их комбинаций с суммирующимся вредным действием. Данные по выбросам ЗВ в атмосферу должны представляться по форме Приложения 3 ГОСТ 17.2.3.02-78 «Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями». Предложения по ПДВ.

+

+

+

+

При расширении и реконструкции (перепрофилировании) действующих предприятий представляется точная копия последней годовой статотчетности предприятия по установленной форме.

4

Характеристика и вероятность возникновения аварийных ситуаций, сценарий их развития. Данные о количестве и типах опасных веществ. Оценка динамики и мощности химически опасных аварийных выбросов.

+

+

+

+

 

5

Схема генерального плана, на которой должны быть нанесены источники выбросов ЗВ в атмосферу и пылегазоочистные установки цехов предприятия.

+

+

+

+

 

6

Характеристика цехов предприятия в части их вклада в выбросы ЗВ в атмосферу. Очередность строительства и пусковые комплексы (при расширении или реконструкции части действующего предприятия приводится его характеристика в целом). Оценка вклада подвижных источников загрязнения атмосферы.

+

+

+

-

 

7

Нормативы ПДК ЗВ, выбрасываемых в атмосферу, и принятые экологические ограничения.

+

+

+

+

 

8

Показатели удельных выбросов в расчете на единицу продукции или сырья, их сравнение с показателями для действующих и перспективных аналогичных зарубежных и отечественных производств. Характеристика и обоснование способов контроля над количеством и составом выбросов ЗВ. Способы оценки величин выделения (выбросов) ЗВ организованными и неорганизованными источниками.

+

+

+

+

 

9

Характеристика и обоснование решений по технологии производства в части уменьшения образования и выделения ЗВ, сравнение их с передовыми техническими решениями отечественной и зарубежной практики. Решения по использованию уловленных отходов.

+

+

+

+

 

10

Характеристика и обоснование воздухоохранных мероприятий по предотвращению и ликвидации аварий. Мероприятия по снижению выбросов ЗВ в атмосферу при неблагоприятных метеорологических условиях.

+

+

+

+

 

11

Обоснование выбора оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу и сравнение их с передовыми техническими решениями отечественной и зарубежной практики.

+

+

+

-

 

12

Результаты и анализ расчета загрязнения атмосферы при эксплуатации объектов, способов учета при расчетах загрязнения атмосферы рельефа местности, расчетные скорости и направления ветра, описание учета фона по всем веществам и их комбинациям с суммирующим вредным действием. Концентрации и поражающие токсодозы. Результаты и анализ расчета загрязнения наземных экосистем (почвы, воды, растительности) с учетом осаждения тяжелых металлов и складирования отходов (для металлургических, химических предприятий и объектов теплоэнергетики *)

+

+

+

+

Расчеты представляются при наличии утвержденных методик с их точным названием, датой и органом их согласования.

*) Для объектов теплоэнергетики учитывается осаждение ванадия.

13

Эколого-экономическая эффективность воздухоохранных мероприятий. Сведения об учете затрат на реализацию мероприятий по охране атмосферы при определении общей стоимости строительства и эксплуатации объекта.

+

+

+

-

Определение экономического ущерба производится по нормативам платы за выбросы.

14

Сведения об уточнении размеров санитарно-защитной зоны с учетом розы ветров. (Уточнение размеров санитарно-защитной зоны производится в соответствии с ОНД-86).

+

+

+

-

 

15

Сведения о проведении согласований намечаемых решений.

+

+

+

+

 

16

Определение зон влияния проектируемого объекта и прогнозная оценка последствий долговременного воздействия на население и окружающую среду ЗВ при нормальном режиме эксплуатации и аварийных ситуациях. Прогнозные карты загрязнения территории в зоне влияния объекта.

+

+

+

-

Для ТЭС, ГРЭС с источниками выброса Н>180 м приводятся данные по загрязнению атмосферного воздуха при сверхдальнем переносе выбросов S02 и NOx.

17

Комплексная оценка экономического и социального ущерба населению и окружающей среде с учетом осаждения тяжелых металлов, аварийных ситуаций, экологического риска размещения объекта и принятие экологического ограничения при разработке проектных решений.

+

+

+

+

На все объекты, расположенные в зонах чрезвычайных экологических ситуаций, оценка воздействия производится в полном объеме.

18

Результаты обсуждения ОВОС заказчиком и проектантами с общественностью района размещения предприятия и зоны его возможного воздействия.

+

+

+

+

 

Таблица 2

Пример расчета параметра П (все данные, необходимые для расчета параметра П, имеются в форме №1-воздух)

№ ист.

Н, м

D, м

D

H+D

V, м3

Вещество

ПДК, мг/м3

М, мг/с

гр.8

гр.7 м3/с ТПВ

гр.8

гр.5

мг/м3 q

гр.10

гр.7

q/ПДК

гр.11* гр.4 R

гр.12* гр.9 R* ТПВ

1

120

4,2

0,03

101,7

Сернистый ангидрид

0,5

12020

24040

118,2

236,4

7,1

0,17·106

Двуокись азота

0,085

25300

297647

248,8

2926,7

87,8

26,1·106

2

18

0,2

0,01

0,28

Бензол

1,5

530

353

1892,8

1261,9

12,6

4,5·103

Сероводород

0,008

212

26500

751,1

94642,9

946,4

25,1·106

Цианистый водород

0,01

22

2200

78,6

7857,1

78,6

1,7·10э

Фенолы

0,01

2

200

7,1

714,3

7,1

1,4·103

3

95

0,5

0,005

0,8

Фенолы

0,01

30

3000

37,5

3750,0

18,8

5,6·104

4

25

1,3

0,05

7,1

Сернистый ангидрид

0,5

17500

35000

2464,8

4929,6

246,5

8,63·104

5

12

0,5

0,04

0,072

Пыль

0,5

600

1200

8333,3

16666,7

666,7

0,85·106

Таблица 3

Значение параметров П, Ф для различных веществ и суммации

Вещество или группы суммации

Сернистый ангидрид и двуокись азота

Сернистый ангидрид и сероводород

Сернистый ангидрид и фенол

Цианистый водород

Пыль

Бензол

Пi, м3

3,5·107

3,4·107

8,8·106

1,7·105

8,5·105

4,5·103

Пе, м3

Фi, м2

3,3·103

2,3·103

8,7·102

1,2·102

1·102

19,6

Фi, м2

Приложение 3
(рекомендуемое)
Материалы, представляемые в органы Минприроды РФ при рассмотрении и экспертизе территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем (проектов) районной планировки, генеральных планов городов и других поселений, проектов застройки районов, городов и других поселений, проектов детальной планировки, реконструкции (перепрофилирования) предприятий и их ликвидации.

Состав материалов, представляемых в органы Минприроды РФ при экспертизе проектов (схем)

Территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования

Схем (проектов) районной планировки

Генераль­ных планов городов и других поселений

Проектов застройки районов городов и других поселений, проектов детальной планировки

Проектов реконструкции (перепрофили­рования) предприятий

Проектов ликвидации предприятий

1

Краткая характеристика физико-географических и метеорологических условий на рассматриваемой территории, общая оценка условий рассеяния примесей и потенциала загрязнения атмосферы.

+

+

+

+

+

-

2

Уровень загрязнения атмосферного воздуха, создаваемый существующими на территории промузлами, крупнейшими промышленными предприятиями и аграрно-промышлен­ными комплексами (фоновые концентрации).

+

+

+

+

+

+

3

Обоснование выбора района размещения предприятий для строительства с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха и условий рассеивания примесей в атмосфере.

-

+

+

+

-

-

4

Прогноз изменения состояния воздушного бассейна в соответствии с принятым масштабом развития народнохозяйственного комплекса на рассматриваемой территории. Приоритетность предлагаемых воздухоохранных мероприятий.

+

+

+

+

+

+

5

Ситуационный план района размещения предприятий; характеристика существующих и проектируемых предприятий в части выбросов ЗВ в атмосферу.

-

+

+

+

+

-

6

Решения и предложения по выводу наиболее загрязняющих атмосферный воздух предприятий за пределы города или их ликвидацию. Данные по выбросам ЗВ в атмосферу.

+

+

+

+

-

+

7

Мероприятия по снижению выбросов ЗВ в атмосферу для проектируемых и расширяемых (реконструируемых) предприятий, сроки ввода новых и вывода существующих источников загрязнения атмосферного воздуха.

+

+

+

+

+

+

8

Расчет изменения загрязнения атмосферного воздуха в связи сводом в эксплуатацию проектируемых (расширяемых, реконструируемых) предприятий.

Примечание: на 1-ую очередь строительства расчеты проводятся в соответствии с ОНД-86. На более длительную перспективу приводятся результаты прогнозных оценок уровней загрязнения атмосферы, основанные на тенденции изменения валовых выбросов.

+

+

+

+

+

-

9

Нормативы ПДК (ОБУВ) на загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух.

-

-

-

+

+

-

10

Предложения по организации санитарно-защитных зон.

+

+

+

+

+

-

11

Обоснование данных о возможных аварийных и залповых выбросах.

+

-

-

-

+

-

12

Графические и табличные материалы с указанием наиболее крупных источников загрязнения воздуха (промузлы, промрайоны, крупнейшие промышленные, коммунальные и сельскохозяйственные предприятия и их санитарно-защитные зоны), прогнозируемых валовых выбросов и уровней загрязнения атмосферы.

+

+

+

+

+

-

13

Оценка вариантов комплексного воздействия загрязнения атмосферного воздуха, характеристика экологического риска при эксплуатации и аварийных ситуациях.

+

-

+

-

+

-

14

Выбор оптимального комплекса мероприятий по улучшению экологической обстановки в зонах чрезвычайной экологической ситуации (особо охраняемых территорий), мерам предотвращения чрезвычайных ситуаций и программам по реабилитации этих территорий.

+

+

+

-

-

-

Приложение 4
(рекомендуемое)
Материалы, представляемые в органы Минприроды РФ по охране атмосферного воздуха при разработке схем теплоснабжения.

На рассмотрение и согласование с экспертными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ должны быть представлены:

1 Краткая характеристика физико-географических и метеорологических условий и их влияние на рассеивание примеси в атмосфере.

2 Ситуационный план района размещения действующих источников тепло- и электроснабжения, их характеристика в части выбросов ЗВ в атмосферу с указанием типов котлов, марки и количества потребляемого топлива (Втах, т/ч и В, т/год). Параметры источников выбросов. Обоснованные расчетами по действующим методикам максимальные выбросы (г/с) загрязняющих веществ, образующихся в процессе сжигания топлива, в том числе от неорганизованных источников.

3 Расчеты максимальных приземных концентраций ЗВ с учетом установленных случаев суммации их вредного действия от действующих источников тепло- и электроснабжения, по согласованным с ГГО программам УПРЗА без учета фоновых концентраций.

4 Фоновые концентрации ЗВ в зоне влияния действующих источников тепло- и электроснабжения и оценка их вклада в фоновые концентрации.

5 Удельные показатели выбросов ЗВ на проектируемых и существующих источниках тепло- и электроснабжения, их сравнение с лучшими отечественными и зарубежными аналогами.

6 Мероприятия, намечаемые в схемах теплоснабжения с целью выбросов ЗВ в атмосферу, как-то:

- закрытие мелких отопительных котельных, работающих на жидком и твердом топливе;

- использование современных методов пылегазоочистки;

- снижение выбросов ЗВ в атмосферу за счет экономного расхода тепла и сокращение его потерь, а также использование вторичных энергетических ресурсов;

- переход на другие виды топлива (малосернистый мазут, природный газ);

- замена существующих котлов новыми, позволяющими осуществлять очистку дымовых газов от окислов серы и азота, а также осуществлять режимные мероприятия по снижению выбросов окислов азота;

- использование НИР и ОКР в области экологически чистых процессов выработки энергии.

7 Дефицит тепловой и электрической энергии на расчетный срок (МВт, Гкал/ч). Характеристика проектируемых и остающихся в эксплуатации источников тепло- и электроснабжения в части выбросов ЗВ в атмосферу с учетом мероприятий, указанных в п. 6. Обоснованные расчетами их максимальные выбросы (г/с).

8 Сравнительная таблица показателей работы источников ТЭС на существующее положение и на расчетный срок дифференцированно по годам согласно схеме теплоснабжения:

Показатели (суммарные для всех источников)

На существующее положение

На расчетный срок *

Мощность:

 

 

Электрическая (МВт)

Тепловая (Гкал/ч)

Расход топлива (т/год, тыс. м /год):

Мазут (марки)

Уголь (месторождения)

Газ (месторождения)

Сланцы (месторождения)

Торф

Валовые выбросы (т/год):

С дымовыми газами котлов:

твердых частиц

окислов серы

окиси углерода

ванадия **

окислов азота

других ЗВ ***

* - Если схемой теплоснабжения предусмотрены 1-я, 2-я и т. д. очереди - показатели приводятся по очередям и на расчетный срок.

** - Выбросы ванадия учитываются только при использовании жидкого топлива.

*** - Учитываются вещества, обладающие суммацией вредного действия с веществами в составе дымовых газов в пределах зоны влияния действующих источников ТЭС на существующее положение и на расчетный срок, а также выбросы от неорганизованных источников предприятий ТЭС.

9 Обоснование выбора района размещения проектируемых источников тепло- и электроснабжения с учетом п. п. 3, 5, 6 и 7 и рекомендации к возможным вариантам их размещения.

10 Расчеты максимальных приземных концентраций ЗВ с учетом установленных случаев суммации их вредного воздействия от источников тепло- и электроснабжения на расчетный срок в различных вариантах без учета существующего фона. Выбор оптимального варианта с учетом прогнозных оценок уровней загрязнения атмосферного воздуха на расчетный срок. Определение зон влияния источников во всех вариантах размещения и в окончательном варианте.

11 Если в схеме теплоснабжения помимо перечисленных учтены и другие требования нормативных документов, определяющих порядок разработки норм ПДВ, она может использоваться при разработке головной ведомственной организацией тома «Охрана атмосферного воздуха и предложения по ПДВ (ВСВ)» для предприятий. В соответствии с существующим порядком после утверждения этого тома действующим предприятиям выдается разрешение на выброс, а вновь строящимся и реконструируемым предприятиям теплоэнергетики разрешение на выброс выдается после положительного заключения органов государственной экологической экспертизы Минприроды РФ по проектным решениям в части охраны атмосферного воздуха.

Приложение 5
(рекомендуемое)
Вопросы, подлежащие проверке при экспертизе проектных решений в части охраны атмосферного воздуха от загрязнения

1 Обоснованность выбора района и площадки для строительства с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха, физико-географических и метеорологических факторов.

2 Прогрессивность выбранных технологических процессов с целью исключения или сокращения образования и выделения ЗВ. Сравнение выбранной технологии с лучшими отечественными и зарубежными технологиями.

3 Проверенность и эффективность технических решений по защите атмосферного воздуха от загрязнения, заложенных в проект с учетом эксплуатационных характеристик оборудования по улавливанию, утилизации и обезвреживанию ЗВ. Обоснованность материалов по оценке вероятных аварийных ситуаций для проектируемого предприятия, полнота выявленных факторов воздействия и степени их экологической опасности, методы прогнозной оценки возможных аварийных ситуаций. Мероприятия по предотвращению возможных аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.

4 Обоснованность и достоверность данных по выбросам ЗВ в атмосферу. Удельные показатели выбросов ЗВ на единицу продукции и их сравнение с передовыми отечественными зарубежными показателями. Полный перечень, количественные характеристики выбрасываемых в атмосферный воздух ЗВ, нормативные документы, по которым произведены расчеты количественных сторон выбросов. Наличие нормативов ПДК или ОБУВ.

5 Правильность расчетов изменения загрязнения атмосферного воздуха в связи с вводом в эксплуатацию проектируемого предприятия. Программа УПРЗА, согласованная с ГГО, используемая при расчетах.

6 Наличие в проекте мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

7 Обоснованность предложений по организации санитарно-защитной зоны (санитарного разрыва).

8 Экономическая, эффективность предусматриваемых воздухоохранных мероприятий, ее расчет по утвержденным методикам.

9 Правильность предложений по ПДВ ЗВ в атмосферу (нормативам ПДВ).

10 Результаты обсуждения ОВОС заказчиками и проектантами с общественностью района размещения объекта и зоны его вероятного воздействия.

Приложение 6
ПЕРЕЧЕНЬ
видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации, на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке

1 Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.

2 Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. м /год и более.

3 Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более.

4 Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).

5 Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. м3/год и более.

6 Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:

- асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т/год и более;

- фрикционных материалов - 50 т и более;

- других видов применения асбеста - 200 т и более.

7 Предприятия химической промышленности всех видов.

8 Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более.

9 Крупные склады для хранения 50 тыс. м и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.

10 Микробиологические производства.

11 Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика).

12 Крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии:

- спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;

- все коксовые печи;

- установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;

- установки для производства стали из металлолома мощностью 200 тыс. т/год и более;

- установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более;

- установки для производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.

13 Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии:

- окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;

- все коксовые печи и коксохимические производства;

- установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более;

- установки для обработки руд тяжелых цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.

14 Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков, установки по производству радиоизотопов.

15 Объекты использования ядерно-взрывной технологии.

16 Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.

17 Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.

18 Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив.

19 Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.

20 Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.

21 Метрополитены.

22 Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.

23 Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.

24 Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.

25 Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки.

26 Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. м3/год и более.

27 Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля:

- предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;

- предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;

- предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;

- крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях.

28 Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий.

29 Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.

30 Крупные животноводческие комплексы мощностью:

- свиноводческие - 30 тыс. голов и более;

- по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более;

- молочные - 1200 коров и более.

31 Звероводческие комплексы.

32 Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более.

33 Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.

Приложение 7
(справочное)
ПЕРЕЧЕНЬ
органов Минприроды РФ, осуществляющих экологическую экспертизу и выдачу разрешений на выброс загрязняющих веществ

№№

Наименования гос. органов

Почтовый адрес

Служебный телефон

 

Минприроды РФ. Москва Главное управление государственной экологической экспертизы

123812 ГСП, Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6

284-83-11 284-84-69

1

Министерство охраны природы и природных ресурсов Республики Адыгея

352700, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21, код 861-75

2-55-05

2

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Алтай

659700, г. Горно-Алтайск, ул. Горноалтайская, 33, код 385-41

32-498

3

Государственный комитет Республики Башкортостан по экологии и природопользованию

450009, г. Уфа, ул. 8-ое Марта, 21/1, код 347-2

52-92-00

4

Государственный комитет по экологии и природным ресурсам Республики Бурятия

670015, г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, 21-а, код 301-22

7-03-29

5

Государственный комитет по экологии и природопользованию Республики Дагестан

357000, г. Махачкала, ул. Озерная, 17-6, код 872-00

4-64-13

6

Государственный комитет по экологии и природным ресурсам Ингушской Республики

366720, г. Назрань

-

7

Министерство охраны окружающей среды Республики Кабардино-Балкария

360000, г. Нальчик, пр. Кулиева, 10, код 866-00

7-75-41

8

Комитет по природопользованию и охране окружающей среды при Президенте Республики Калмыкия Хальмг Тангч

358000, г. Элиста, пр. Ленина, Дом правительства, код 847-22

5-03-17

9

Государственный комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Карачаево-Черкесия

357100, г. Черкесск, ул. Красная, 19, код 865-21

55-390

10

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Карелия

185610, г. Петрозаводск, ул. Дзержинского, 9, код 814-00

7-94-90

11

Государственный комитет Республики Коми по охране природы

167610, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, 158, код 821-22

2-31-27

12

Министерство экологии и природопользования Республики Марий-Эл

424001, г. Йошкар-Ола, Ленинский пр., 24-а, код 836-22

6-32-05

13

Министерство экологии и природопользования Республики Мордовия

г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33/3, код 834-22

4-80-83

14

Министерство экологии и природопользования Республики Саха (Якутия)

677005, г. Якутск, ул. Лермонтова, 40, код 411-22

2-28-29

15

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия

352021, г. Владикавказ, ул. Иристонская, 25, код 867-22

4-95-53

16

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан

420128, г. Казань, ул. Гвардейская, 15, код 843-2

75-80-34

17

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Тува

667089, г. Кызыл, ул. Московская, 2, код 394-22

3-22-50

18

Государственный комитет Удмуртской Республики по экологии и природопользованию

426051, г. Ижевск, ул. Советская, 1, код 341-2

78-65-56

19

Государственный комитет по экологии и природным ресурсам Республики Хакасия

662600, г. Абакан, ул. Розы Люксембург, 104, код 391-72

5-73-51

20

Департамент по охране природы и экологии Чеченской Республики

346903, г. Грозный, Чеченская Республика, ул. Старосунжинская, 31, код 871-2

-

21

Министерство экологии и природных ресурсов Чувашской Республики

428024, г. Чебоксары, пр. Мира, корп. 2, д. 4, код 8350

26-14-03

22

Комитет Еврейской автономной области по экологии и природопользованию

682200, Хабаровский край, г. Биробиджан, ул. Пионерская, 4, код 421-0

6-09-98

23

Комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам Агинского Бурятского автономного округа

674460, Читинская обл., пос. Агинское, пер. Коммунальный, 9, код 302-22

3-48-50

24

Коми-Пермяцкий окружной комитет по охране природы

670240, Пермская обл., г. Кудымкар, ул. Горького, 22, код 260-22

2-15-65

25

Комитет экологии и природных ресурсов Корякского автономного округа

684620, Камчатская обл., ПГТ Палана, Пролетарский пер., 8

-

26

Ненецкий окружной комитет по экологии и природопользованию

164700, Архангельская обл., г. Нарьян-Мар, пос. Факел

71-2-45 71-2-93

27

Комитет экологии и природных ресурсов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа

663210, Красноярский край, г. Дудинка, ул. Ленина, 29

5-79-94

28

Комитет экологии и природных ресурсов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

666110, Иркутская обл., р.п. Усть-Ордынский, ул. Первомайская, 3

2-18-78

29

Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа

626200, Тюменская обл., г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 129

4-24-63

30

Комитет экологии и природных ресурсов Чукотского автономного округа

666710, Магаданская обл., г. Анадырь, ул. Куркутского, 34

-

31

Комитет по охране природы Эвенкийского автономного округа

663370, Красноярский край, ПГТ Тура, ул. Советская, 4

2-20-33

32

Ямало-Ненецкий окружной комитет по экологии и природным ресурсам

626608, Тюменская обл., г. Салехард, ул. Ямальская, 12, код 345-91

40-64-1

33

Алтайский краевой комитет экологии и природных ресурсов

656099, г. Барнаул, ул. Никитина, 111, код 385-2

23-34-76

34

Краснодарский краевой комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов

350640, г. Краснодар, ГСП, ул. Красная, 19, код 861-2

55-95-19

35

Красноярский краевой комитет по охране природы

660055, г. Красноярск, ул. Джамбульская, 10, код 391-2

24-56-31

36

Приморский краевой комитет по охране природы

690091, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 93, код 423-2

22-00-03

37

Ставропольский краевой комитет по охране природы

355000, г. Ставрополь, ул. Ленина, 480, код 865-22

6-23-68

38

Комитет экологии и природных ресурсов Хабаровского края

680013, г. Хабаровск, пер. Кадровый, 6-а, код 421-0

21-20-95

39

Амурский областной комитет по экологии и природным ресурсам

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135, код 416-22

2-33-45

404

Архангельский областной комитет по охране природы

163061, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49, код 818-00

49-41-90

4ii

Комитет по охране природы Астраханской области

414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 113, код 851-00

2-26-02

42

Комитет экологии и природных ресурсов Белгородской области

308600, г. Белгород, ул. Пугачева, 5, код 072-22

2-42-37

43

Брянский областной комитет по экологии и природопользованию

241019, г. Брянск, пер. Осоавивхима, 3, код 083-22

1-46-97

44

Владимирский областной комитет по охране природы

600004, г. Владимир, ул. Луначарского, 3, код 092-22

3-34-85

45

Волгоградский областной комитет по охране природы

400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, 30, код 844-2

44-44-46

46

Комитет экологии и природных ресурсов Вологодской области

160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, код 817-22

5-23-76

47

Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Воронежской области

394030, г. Воронеж, ул. Плехановская, 53, код 073-2

52-49-80

48

Комитет экологии и природных ресурсов Ивановской области

153004, г. Иваново, ул. 9-го Января, 7-а, код 093-2

37-64-30

49

Иркутский областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов

669012, г. Иркутск, ул. Парковая, 16, код 395-2

27-37-24

50

Калининградский областной комитет по охране природы

236000, г. Калининград, ул. Офицерская, 6, код 011-2

21-22-83

51

Калужский областной комитет по охране природы

248016, г. Калуга, ул. Баррикадная, 116, код 084-22

12-14-49

52

Комитет экологии и природных ресурсов Камчатской области

683040, г. Петропавловск-Камчатский, пр. К. Маркса, 29/1

9-08-24

53

Кемеровский областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов

650065, г. Кемерово, ул. Б. строителей, 34, код 384-2

53-17-65

54

Комитет экологии и природных ресурсов Кировской области

610000, г. Киров, Динамовский пр., 14-а, код 833-2

69-23-95

55

Комитет экологии и природных ресурсов Костромской области

156003, г. Кострома, ул. Коммунаров, 22, код 094-2

55-59-03

56

Комитет экологии и природных ресурсов Курганской области

640000, г. Курган, ул. К. Маркса, 40, код 352-22

2-57-35

57

Комитет экологии и природных ресурсов Курской области

305000, г. Курск, Красная пл., 6, Код 071-00

2-62-94

58

Комитет экологии и природных ресурсов г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191186, г. Санкт-Петербург, ул. Б. Конюшенная, 29, код 812

232-41-84

59

Комитет экологии и природных ресурсов Липецкой области

398000, г. Липецк, ул. Плеханова, 1

72-47-64

60

Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Магаданской области

685027, г. Магадан, ул. Кольцевая, 17, код 413-00

5-78-58

61

Московский областной комитет по экологии и природопользованию

117857, г. Москва, ГСП-7, код 095

524-34-78

62

Мурманский областной комитет экологии и природных ресурсов

183038, г. Мурманск, ул. Профсоюзов, 20, код 815-00

4-37-17

63

Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области

603001, г. Нижний Новгород, ул. Гаршина, 30, код 831-2

33-14-01

64

Новгородский областной комитет по охране природы

173003, г. Новгород, ул. А. Германа, 29, код 816-00

7-23-51

65

Новосибирский областной комитет по экологии и природным ресурсам

630050, г. Новосибирск, Красный пр., 82, код 383-2

20-59-03

66

Омский областной комитет по охране природы

644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 40, код 381-2

25-26-18

67

Оренбургский областной комитет по экологии и природопользованию

460007, г. Оренбург, ул. Муссы Джалиля, 78, код 353-2

7-70-25

68

Комитет экологии и природных ресурсов Орловской области

302028, г. Орел, ул. Полесская, 10, код 086-00

6-99-66

69

Пензенский областной комитет по охране природы

440044, г. Пенза, ул. Коммунистическая, 66, код 841-2

63-23-86

70

Комитет экологии и природных ресурсов Пермской области

614006, г. Пермь, ул. Ленина, 51, код 342-2

32-73-27

71

Псковский областной комитет по охране природы

180001, г. Псков, ул. Некрасова, 23, код 811-22

2-25-90

72

Ростовский областной комитет по охране природы

344010, г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский пр., 46/17, код 863-2

66-23-02

73

Комитет экологии и природных ресурсов Рязанской области

390000, г. Рязань, ул. Свободы, 80-а, код 091-2

77-39-77

74

Комитет экологии и природных ресурсов Самарской области

446160, г. Самара, ул. Куйбышева, 145, код 846-2

32-33-84

75

Свердловский областной комитет по охране природы

620219, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 34-а, код 343-2

56-94-88

76

Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Смоленской области

214004, г. Смоленск, ул. Багратиона, 11-6, код 081-00

6-57-88

77

Комитет экологии и природных ресурсов Саратовской области

410071, г. Саратов, ул. М. Горького, 44, код 845-2

26-16-79

78

Комитет экологии и природных ресурсов Сахалинской области

693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, 15, код 42400

3-03-75

79

Тамбовский областной комитет по охране природы

392000, г. Тамбов, ул. Сакко и Ванцетти, 104, код 075-2

35-03-40

80

Комитет экологии и природных ресурсов Тверской области

170000, г. Тверь, Главпочтамт, а/я 339; пр. Победы, 35, код 082-22

6-09-21

81

Комитет экологии и природных ресурсов Томской области

634050, г. Томск, ул. Кирова, 14, код 382-2

23-23-94

82

Тульский областной комитет по охране природы

300600, г. Тула, пр. Ленина, 38, код 087-2

20-54-90

83

Тюменский областной комитет по охране природы

625000, г. Тюмень, ул. Малыгина,48, код 345-2

24-52-48

84

Ульяновский областной комитет по охране природы

432700, г. Ульяновск, ул. Радищева, 1, код 842-2

31-32-57

85

Комитет по экологии и природопользованию Челябинской области

454092, г. Челябинск, ул. Елькина, 75, код 352-2

37-81-76

86

Читинский областной комитет по охране природы

672000, г. Чита, ул. Богомякова, 23, код 302-22

3-95-97

87

Комитет экологии и природных ресурсов Ярославской области

150000, г. Ярославль, ул. Чайковского, 40, код 085-2

22-84-36

88

Региональный комитет по экологии и природопользованию г. Арзамас-16

607200, Нижегородская обл., г. Арзамас-16, ул. Ленина, 20-а, код 831-30

-

89

Московский городской комитет по охране природы

129090, г. Москва, пр. Мира, 19, код 095

280-91-12

 

_______________________________

Текст документа соответствует источнику.

 

 

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.